Эгоцентризм у детей и взрослых

Стала в последнее время обращать внимание, как много в окружающем мире проявлений эгоцентризма. Не эгоизма, а именно эгоцентризма. Эгоцентризм – это детское, инфантильное отношение к миру, искреннее представление о том, что «я – пуп земли» и что все точно так же думают.

Эгоцентрично ведёт себя продавщица, которая, обслуживая посетителей, внезапно отвлекается от товаров, которые выложил покупатель на ленту кассового аппарата, и затевает беседу с подошедшей дамой-администратором. Женщины обсуждают что-то им явно интересное и важное, эмоционально друг друга поддерживают, смеются и пошучивают. Покупатель, которого откровенно игнорируют, начинает нервничать. Кассирша возмущённо оборачивается к нему: «Ну что не можете подождать! - с напором заявляет она, - Мы же по делу разговариваем!» Действительно. Как это ты не догадался, глупый покупатель. Они же разговаривают о серьёзных рабочих вопросах. Обсуждают происходящее в магазине. Как ты мог не знать, что творится в этом универсаме, как вообще можно сразу не догадаться? Что-то важное происходит в её жизни. Она отвела от тебя взгляд – ты должен исчезнуть. Извиниться, попросить подождать? Зачем? Ты что, сам не понимаешь?

Эгоцентрично ведёт себя пассажир метро, которые, заскочив в вагон, облегчённо останавливается. Фуф, успел. Запрыгнул, всё, теперь можно ехать. Аааа, да что вы толкаетесь, да куда ж вы лезете в вагон? Что, ещё какие-то люди на платформе? Тоже хотят ехать? Да зачем вам, куда вы прётесь все – я же уже зашёл! Кто бы мог подумать, что в московском метро может ехать ещё кто-то, кроме меня, любимого? И он не шутит, он искренне не предполагал, что в метро многомиллионного города окажутся ещё люди и у них будут свои интересы. Например, в том же вагоне доехать.

Эгоцентричен мужчина, который на предложение своей девушки зайти в кафе искренне удивляется: зачем, я же не хочу есть? Подумать, что она с работы и она, может быть, хочет – это уже серьёзной интеллектуальной работы требует. Вот я, вот я хочу. Или не хочу. Над прочим просто не задумывался.

Эгоизм отличается от эгоцентризма тем, что эгоист-то как раз представляет, что другие – они действительно другие, отдельные от него самого существа. Они могут хотеть или добиваться чего-то, но приоритеты эгоиста будут выше. Эгоист «видит» других людей, но себя и свои потребности осознанно ставит выше. А эгоцентрист – дитя по уровню самосознания. Он и правда искренне не представляет, что у других людей другие желания, потребности, запросы. Эгоцентрик других просто не замечает, «не видит», не воспринимает как равных, но отличающихся субъектов.

Эгоцентризм как особенность детского мышления первым описал французский психолог Жан Пиаже. Эксперименты, проведённые Пиаже, с тех пор многократно воспроизводились, и дети новых поколений показывали ту же особенность мышления. Вы можете увидеть это сами (на видео). Вот ребёнку показывают игрушечный ландшафт: гора, деревца, зверюшки, и просят перечислить, что он видит. Ребёнок честно описывает то, что перед его глазами. Затем его просят пересесть так, чтобы они видел то, что раньше было скрыто за «горой» и описать уже это. Ребёнок справляется и с такой задачей. Но вот на просьбу описать, что же видит другой человек, сидящий напротив и видящий то, что ребёнку было видно раньше, а теперь закрыто горой – снова следует описание того, что прямо сейчас перед глазами. Ребёнок не в состоянии поставить себя на место другого, представить себя не «центром мира». Что вижу я – то и все видят.

В норме все мы эгоцентричны в определённом возрасте – начиная с самого раннего дошкольного и заканчивая 12-14 годами. В подростковом возрасте уже как-то усваивается понимание, что другие люди – они не совсем такие, как ты сам, и могут хотеть чего-то другого. Малыш же искренне верит, что мир вращается вокруг него. Например, маленькие дети именно поэтому тяжело переносят развод родителей: они верят, не могут не верить, что именно они причина расставания. «Папа ушёл потому, что я себя плохо вела». Маленькие детки очаровательно бегут к гостю и задают ему милый в своей наивности вопрос: «А что ты мне принёс?». Конфету, игрушку, развлечение – что для меня? Взрослые уже в курсе, что гости приходят по-разному и для разных целей, но малыши в то, что мир вращается вокруг них искренне верят. И где тогда моя вкусняшка? Это значит, что молодая мама, которая лупцует ребёнка на улице и кричит: «Да ты всё назло мне делаешь!» - она сама не выросла из эгоцентричного состояния. Ребёнок может и капризничать и упираться ну совершенно не для того, чтобы маме насолить. У ребёнка, даже совсем маленького, есть свои резоны. Но вот такая разъярённая мать – она верит, что всё, происходящее в мире и её семье – коварный заговор лично против неё. Она сама ещё в душе невыросший эгоцентрик.

Жизнь в большом городе во многом поддерживает привычку к эгоцентризму. В самом деле, сознайтесь, часто ли вы сами не просто ломились к специалисту (врачу, продавцу, консультанту): «Мне только спросить!», а ещё и извинялись и объясняли что-то стоящей рядом очереди? Нет, очередь как будто исчезает, из живых людей превращается в объекты мебели, которых надо отодвинуть и пройти к вожделенному окошку. Максимум, что делается – это замечать хотя бы того, к кому обращаешься. Группа живых людей, которые терпеливо ждут, становится невидимкой.

Эгоцентричен владелец автомобиля, который требует парковочного места (бесплатно!) под окнами, да так, чтобы его «ласточку» можно было увидеть из окна собственной квартиры. «Ну мне же надо парковаться!». А ничего, что остальным жителям дома нужны газоны с зеленью, чтобы было чем дышать, нужны пространства для прогулки, нужно спокойно доходить до дома, не проталкиваясь в чистом пальто между тесно припаркованными грязными машинами? Слышали ли вы когда-нибудь такие аргументы от автовладельцев (которые нынче на митинги собираются)? Нет. Потому, что себя и свои проблемы они видят, а других и их проблемы – попросту не замечают. Это он, эгоцентризм.

Ещё широко распространён эгоцентризм такого типа, который можно назвать «профессиональный». Ну, это когда человек долго учился, овладевал профессией, набрался терминологии и принципов работы – и теперь ему кажется, что весь мир по определению знает то, чему он учился не один месяц.

Одна моя знакомая, сотрудница крупного рекламного агентства, возмущалась: как так, ну почему клиенты – такие идиоты? Почему они не знают простейших принципов создания рекламной кампании? Почему им надо объяснять, зачем в рекламном ролике те или иные ходы? Почему они такие непонятливые и всё время такие тупые вопросы задают? То есть, девушку специально нанимали выполнять работу, для которой она очень долго училась (нанимали крупные компании за большие деньги). И люди, собиравшиеся заплатить за эту работу очень и очень существенные суммы, просили пояснить – почему? За что именно такие деньжищи? Ну как почему, возмущалась рекламистка. Неужели мне вам ещё и объяснять? Почему вот я знаю много о рекламном деле, а вы – нет? Вообще, разговаривать с непрофессионалами, пересыпая речь специфическими терминами – это эгоцентризм, это неумение встать на точку зрения другого. Это очень, очень многим профессионалам разных профессий свойственно.

Из той же оперы, кстати, и поведение продавцов, которые на вопрос: «А что это на витрине?» или «А почём?...» ответно закатывают глаза и высказывают претензии: дескать, ходят и ходят все, спрашивают и спрашивают, двадцатый раз на дню уже, ну неужели сложно запомнить? Двадцатый раз, надо сказать, спрашивает не один и тот же человек, а двадцать разных посетителей. И это для продавщицы «ходят и ходят», и всё дергают и дёргают об одном и том же. Мне-то, мне, покупателю, человеку с другой стороны прилавка – всё видится иначе. Я вообще пять минут назад зашла в ваше заведение, впервые в жизни вас увидела, и теперь мне нужно выслушивать претензии про «двадцать раз в день» и «неужели непонятно». Мне – непонятно. Я и не должна знать. Вы – должны. Это работа ваша, двадцать раз на дню разным непонятливым глаза открывать на стоимость и качественные характеристики товара. Эгоцентризм вам в этом сильно помешает – конечно же, когда кажется, что все заходящие в торговый зал «пришли мне назло и спрашивают одно и то же», то жизнь покажется тяжёлой и неприятной. Но мы не назло. Мы правда не в курсе и хотели бы узнать.

Люди, давайте будем взрослыми. Будем помнить, что другие – они другие. И что мир не хочет ни нам мстить, ни чего-то нам доказывать. Мир – это просто мир. Эгоцентризм рождает конфликты и непонимание. И если вам не 14, из него уже пора вырасти.


Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему люди, которые ходят на психотерапию, становятся успешнее?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Теперь я знаю как надо вести себя в браке
  • ПОЧЕМУ НАС РАЗДРАЖАЮТ ДРУГИЕ ЛЮДИ?
  • Есть такие люди...
  • Ты не один или зачем нам нужны другие
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Теория несуществующей самооценки или Зачем платить за воздух, когда можно просто им дышать?
  • Почему мы видим людей искаженно, и что делать, чтобы увидеть реальность.
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • Почему люди ведут себя странно: деградация эмоциональных потребностей
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • ЖЕНЩИНА В МУЖСКОМ МИРЕ: ПОЧЕМУ СНОВА ПОРА БОРОТЬСЯ ЗА СВОИ ПРАВА
  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Почему мы такие злые?
  • Почему мужчины такие?
  • Почему люди видят нас искаженно.
  • Почему женщина-загадка не получает от мужчины того, чего хочет.
  • Дырявая идентичность или Почему мы такие ранимые
  • Как трудно увидеть то, что на самом деле происходит вокруг меня…
  • Как говорить так, чтобы другие хотели вас слушать. Советы психолингвиста
  • Дети, которые «странно» себя ведут: взгляд системного расстановщика
  • Почему наши наставники и учителя разные, а не такие как мы хотим?
  • Внутреннее сопротивление: почему мы сами себя обманываем?
  • Феномен Selfie: почему фотографии самого себя популярны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь