Личные "шрамы" психотерапевта как источник любопытства и чувствительности к клиенту

Одиночество при этом рассматривается Хайдеггером в качестве модальности «быть с». В моем одиночестве я не знаю, кто есть другой, он также находится в такой ситуации. И именно принципиальное незнание друг друга позволяет нам объединиться. Иначе говоря, фактор, который позволяет мне интересоваться другим человеком, заключается в осознании того, что он – это не Я. Это нечто новое и лежит в основе мотивации контакта с другими людьми.

Думаю, что диалогово-феноменологическая терапия оказывается возможной именно благодаря этой мотивации любопытства к другому человеку. Более того, само по себе искреннее любопытство обоих участников терапии друг к другу выступает в некотором смысле источником, питающим терапевтический процесс. Отсутствие интереса к Другому у участников терапии, полагаю, является фактором, осложняющим терапевтический процесс или даже в некоторых случаях делающим его невозможным. Разумеется, сказанное особенно важно для психотерапевта, для которого любопытство к миру Другого выступает профессионально важным качеством, даже более того – условием его профессиональной работы.

Закономерно возникают соответствующие этому тезису вопросы. Существует ли источник любопытства и какова его природа? Или человек обладает определенным запасом любопытства к окружающим, который со временем истощается? Полагаю, ответы на эти вопросы могут иметь значительные последствия для современного понимания психотерапии.

Я думаю, что источником любопытства к феноменологическому полю Другого служит не что иное, как особенности, конфликты и парадоксы своей self-парадигмы. Иначе говоря, собственные психологические особенности, производные от специфического дизайна множественных хронических ситуаций низкой интенсивности, а также характерные для них способы организации контакта, включая формы контактирования, выходящие за рамки творческого приспособления, выступают постоянным источником искреннего любопытства терапевта к другому человеку.

Если максимально упростить этот тезис, то он будет звучать следующим образом: собственный «базовый психологический дефект» терапевта определяет его терапевтический стиль и особенности используемой психотерапевтической модели.

 Парадоксально, не правда ли? Тем не менее, именно так, полагаю, и обстоят дела. Успешность терапевта определяется тем, каким образом он обходится со своим «базовым дефектом». Наихудший вариант представляет собой игнорирование своих особенностей или попытка терапевта с ними справиться, выведя их за скобки психотерапевтического процесса. Такие тенденции не только непродуктивны , но и потенциально разрушительны, в том числе и для процесса психотерапии. Кроме того, они, разумеется, чреваты сильным токсическим стыдом, с которым мы можем встретиться в процессе супервизии у терапевта, который стремится не привнести «своего» в терапевтический процесс. Разумеется, такого рода нарциссический проект совершенно нереалистичен – ирония ситуации заключается в том, что ничего кроме «своего» у терапевта и нет.

При этом задача супервизии заключается в том, чтобы вернуть терапевта к осознаванию своих психологических особенностей, а не в том, чтобы очистить терапевтический процесс от личного self-багажа терапевта.

Если эта задача реализуется успешно, тогда токсический стыд терапевта или его рэкетная полярность в виде провокационного эпатажа («Да, я такой и тебе придется с этим считаться») теряют источник своей подпитки, а личные психологические особенности терапевта начинают выступать в качестве эффективного инструмента психотерапии.


Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Личные проблемы терапевта или спонтанная динамика терапии?
  • Профессиональный джаз (О профессиональном становлении гештальт-терапевта и не только его)
  • Ограничения терапевта как его возможный ресурс
  • "Рыбак рыбака...", или "проблема терапевта" как ресурс психотерапии: случай из практики
  • "НАШ ЧЕЛОВЕК" или КАК НАЙТИ ПОДХОДЯЩЕГО ТЕРАПЕВТА)
  • Как понять, что у тебя вовсю расцвел сексуальный перенос на терапевта
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Способность терапевта к переживанию и свободному выбору - необходимое условие эффективной психотерапии
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Кредо гештальт-терапевта
  • Путь терапевта: от хрупкости до устойчивости
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Фокусы интервенции и ловушки терапевта в работе с зависимым клиентом
  • Кто и что является источником кризиса в психотерапии?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Процесс коммуникации, его сбои и способы восстановления
  • Справиться с болью для того, чтобы Жить.
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Как извлекать из сложных ситуаций терапевтический эффект.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Важны ли личные реакции психотерапевта для терапии?
  • У нас, психотерапевтов, нет ничего, кроме "своего" невроза, да и тот принадлежит ПОЛЮ
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • Рапорт – навык, который позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь