Ограничения терапевта как его возможный ресурс

Ограничения терапевта как его возможный ресурс
 
Психотерапевт с помощью собственной чувствительности
обнаруживает «точки несвободы» клиента.
 
Сегодня я хочу порассуждать об одной известной среди психотерапевтов фразе: «В  психотерапии с клиентом нельзя продвинуться дальше, чем прошел в своем пути психотерапевт».
Не хочу ни оспаривать, ни доказывать истинность этой фразы. Принимаю ее как аксиому, многократно проверенную в процессе своего многолетнего  терапевтического опыта.
Здесь же хочется поговорить о том, как терапевт в своей работе может обнаружить эти свои ограничения и что с ними делать?
В обнаружении своих профессиональных ограничений ему  могут помочь следующие рефлексивные вопросы:
  • С какими феноменами я боюсь встречаться в терапии? (Нарушение границ, близость, расставание, отвержение, одиночество…?);
  • Какие чувства мне сложно переживать в терапии? (злость, вина, стыд, ярость, обесценивание…);
  • С какими клиентами мне сложнее всего работать? (Пограничные, нарцисичные, обсессивные, депрессивные…);
  • В каких клиентских темах я теряю чувствительность? (Кризисы, травмы, выбор, зависимость…).
Центральным же вопросом здесь, на мой взгляд, является следующий:
Как я теряю свою терапевтическую свободу? В каких точках терапевтического процесса я становлюсь несвободным?
 
Терапевтическая несвобода может проявляться в различных модальностях, которые терапевтом плохо осознаются:
  • В ощущениях (чувство напряжения, неловкости, тревоги);
  • На телесном уровне (телесная скованность, напряженность в теле, потеря «чувства тела»);
  • В эмоциональном плане (злость, страх, стыд, апатия);
  • В когнитивном плане (бессилие, тупик, ощущение «движения по кругу»).
Пример. Терапевт с непроработанной агрессией в терапии будет терять терапевтическую свободу в ситуациях, в которых будет возникать агрессия. И тогда он может реагировать лишь полярно – либо агрессивно, отвечая агрессией на агрессию, либо замораживаться, стараясь всячески избегать ситуаций возникновения агрессии в терапии. И одна, и вторая указанные полярности приводят к срыву терапевтического контакта.
Психотерапевт с помощью собственной чувствительности обнаруживает «точки несвободы» клиента, делающие его жизнь шаблонной, стереотипной, и создает для него в терапевтическом контакте возможности для выхода за границы своей «невротической матрицы». Похожие процессы разворачиваются и в супервизии, где супервизор вместе с терапевтом отыскивают и исследуют точки несвободы терапевта.
 
Сказанное выше вовсе не означает, что хороший терапевт должен быть универсальным и на сто процентов проработанным.  Хороший терапевт знает о своих ограничениях. Встретившись с точками своей несвободы в терапевтическом процессе, он замечает их, осознает и в дальнейшем либо прорабатывает их на своей личной терапии и супервизии,  либо более четко обозначает для себя и для потенциальных клиентов границу своих профессиональных возможностей, указывая в своей анкете предпочтения и ограничения в работе.  Например, не работаю с зависимыми клиентами.
А вы знаете свои «точки несвободы», коллеги?


Просмотров: 308
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Структура «селф» с точки зрения гештальт-терапии.
  • Отцовство и материнство с точки зрения гештальт-терапии
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Страх и запрет проявляться или как вылезти из своей "скорлупы"
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Личные проблемы терапевта или спонтанная динамика терапии?
  • Обнуление как способ жить дальше. Или как пройти через НОЛЬ своей жизни.
  • Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы
  • Застенчивость как чувство своей неполноценности
  • Как лечить стыд: инструкция для психотерапевтов
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Злость и как с ней быть (техники для самоанализа и техники для психологов).
  • Как избежать подножки джинна на пути к своей мечте?
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • Что такое чувства? Взгляд гештальт-терапевта.
  • Ресурс: где его найти и как восполнить
  • Как мы создаем персональный ад для своих детей
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Как стать структурнее и организованнее для реализации своих желаний в любом возрасте?
  • Важны ли личные реакции психотерапевта для терапии?
  • Как отказ от личной терапии влиет на развитие вашей практики.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь