Следует ли ускорять процесс психотерапии?

В практике некоторых психотерапевтов, по крайней мере, в рамках гештальт-подхода, сложилась традиция, согласно которой имеет смысл заканчивать очередную сессию неким подведением итогов. Так, например, терапевт может спросить клиента о том, что нового и важного в течение сессии последний понял, осознал, заметил и пр. Теоретически такого рода позиция обосновывается необходимостью помочь клиенту запустить процесс ассимиляции материала сессии. Оправдана ли эта позиция с точки зрения психотерапии, фокусированной на переживании?

Полагаю, что попытка фасилитировать ассимиляцию продуктов переживания, может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Первые очевидны, тогда как вторые проявляются менее явно. Вот об этом мы и поговорим здесь с вами. Разумеется, что попытка назвать в более или менее систематизированном виде полученный в терапии опыт, впоследствии может сделать этот опыт более доступным для человека. Это как если бы вы положили свои осознавания и открытия в папку, подписали ее и поставили на полку в шкаф[1]. Теперь эта папка будет для вас более доступной, в любой момент вы будете знать, где она находится.

Вместе с тем, попытка преждевременно придать значение тому или иному терапевтическому опыту, точнее, впечатлениям и осознаваниям может оказаться довольно опасной, поскольку название может даже в минимальной степени не отражать произошедшее в сессии. В этом случае результаты осознавания клиента будут недоступны ему в последующем. Это как если бы вы на корешке записной книжки с рецептами кулинарных блюд написали «Задачи по математике». Вы обречены в этом случае утратить рецепты при условии, что книжные полки занимают тысячи квадратных метров площади. Данное сравнение с богатством жизни человека, я полагаю, вполне уместно.

Почему так происходит? Очень просто – попытка преждевременно придать значение происходящему в поле может апеллировать с гораздо большей степенью вероятности к принудительной валентности. Следовательно, инновации терапевтического контакта будут интегрироваться в существующие концепции self-парадигмы. Переживание, протекающее близко к сущности первичного опыта, напоминает мне ДАО. А как известно, названное ДАО не есть ДАО. Названное ДАО – это скорее концепция о ДАО. Как я уже отмечал ранее, смысл переживания лежит за пределами его концептуализации. Вы не можете апеллировать в своей практике и к переживанию, и к его концептуализации одновременно. По этой причине, завершая сессию, я иногда предлагаю клиенту просто дать возможность себе побыть одному. Восстановление естественной валентности поля возможно лишь при условии, что мы не прибегаем при любом случае к концептуальным связям принудительной валентности.


[1]   Эта метафора принадлежит моему другу и учителю Сержу Гингеру (1928-2011). 

 




Просмотров: 574
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Жизненная позиция. Как Неудачник может стать Победителем.
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Любите себя с любой внешностью, и тогда внешность может быть любой.
  • Как простой рисунок может помочь в решении задачи
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Сколько может длиться психотерапии и почему?
  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • А МОЖЕТ ХВАТИТ? О ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ.
  • Восстановление чувствительности, осознавания, свободного выбора – задачи психотерапии переживанием
  • МЕТАФОРЫ психотерапии переживанием: попытка объяснить динамику психотерапии
  • Что вам может дать психотерапия
  • ЧЕМ МНЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПСИХОТЕРАПИЯ?
  • Концепция ЛИЧНОСТИ как попытка справится с хаосом культуры
  • Кто такой психолог и чем он может помочь?
  • Чем может помочь детский психолог?
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Разве родитель может сделать плохо? Еще как!!
  • Как психолог может помочь в финансовых вопросах?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Меняй установки! Или почему психотерапия может не работать.
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • 5 причин, почему работа над собой может привести к разочарованию
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • Папа может, папа может...
  • Папа может всё?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь