Здоровый дух в здоровом теле.

Почему у круглого отличника, готового ночь не спать из-за «пятерки», так часто болит желудок? Почему у малыша, который никак не может привыкнуть к жесткому распорядку детского сада, никак не проходит энурез? Что вызвало внезапный удушающий кашель у ребенка, отдыхающего на море со своими родными? Этими и другими вопросами занимается психосоматика – наука на стыке медицины и психологии, изучающая влияние психологических факторов на заболевания тела.


Единство души и тела

Само слово «психосоматика» состоит из двух основ: психо- (душа, психика) и сома- (тело). «Душа» в данном случае это в том числе и эмоциональное состояние человека. А эмоции, которые мы испытываем, всегда имеют и «телесное отражение». Например, в гневе мы часто чувствуем задержку дыхания; от ярости краснеет лицо, сжимаются кулаки; от страха «дрожат колени» и т.д. Существует и даже зафиксирована в устойчивых выражениях тесная взаимосвязь между состояниями психики и тела.

Так исторически сложилось, что современная европейская медицина уже долгое время идет по пути лечения именно телесных недугов – изолированно от эмоционального состояния пациента; по пути поиска конкретной таблетки от конкретного симптома. Однако часто бывает, что одному ребенку лекарство помогло, а другому, при тех же симптомах, нет. Или, например, так: дети ходят в одну группу детсада, находятся в одинаковых условиях, едят одну и ту же еду, но кто-то при эпидемии гриппа заболевает, а кто-то ухитряется даже не чихнуть ни разу. Выходит, есть какие-то дополнительные факторы, которые одного малыша от болезни оберегают, а другого укладывают в постель с градусником в обнимку. Какие? Специалисты, занимающиеся психосоматикой, считают: в подобных случаях необходимо обращать внимание на душевное состояние ребенка и, конечно, искать возможности для его улучшения.

Радость, грусть и немножко физики

Дано: два ребенка. Один – веселый, жизнерадостный и довольно энергичный. Второй по каким-то причинам часто грустит, находится в подавленном состоянии. Вопрос: кто первым подхватит вирусную инфекцию? Правильно, скорее всего, второй – потому что в результате его эмоционального состояния у него снижена энергетика.

Что такое энергетика в данном случае? Вспомним школьные уроки биологии и физики: внутри нашего тела постоянно циркулируют жидкости – кровь, лимфа. А вокруг движущегося тела всегда создается некое поле – и вокруг человеческого тела тоже. Именно это поле эзотерики называют аурой; именно оно создает нашу энергетическую оболочку. Если внутреннее движение равномерное и устойчивое, то и поле у человека гармоничное и ровное. А вот эмоционально измененное состояние вызывает сбои. С ними-то и работает психотерапия и помогает устранить.

Есть мнение, что основой для всех заболеваний у детей и взрослых являются переживания. Выделен и ряд недугов, у которых яснее всего обнаруживается психосоматическая природа. Это:

Частые ОРВИ

Пресловутые часто и длительно болеющие дети – это в большинстве случаев малыши с нарушенным эмоциональным фоном. Что-то в их детской жизни происходит не так. Им бы реагировать на это «не так» слезами, плакать почаще, но плакс в нашей воспитательной культуре традиционно не жалуют. Даже родители, природой поставленные на защиту своих детей, не могут помочь им разобраться в себе и в ситуации, предпочитая порой просто запретить «реветь». Вот и идет напряжение в той зоне, которая призвана реагировать, которая «отвечает за плач» – глаза и нос.

  • Вот яркий пример: мальчик формально посещает детский сад, фактически же – проводит в группе два-три дня, а затем заболевает на неделю. В какой-то момент лечащий врач-педиатр произнес умное слово «психосоматика» и направил маленького пациента к психотерапевту. На приеме выяснилось: ребенок с неустойчивой эмоциональностью, взрывной, вспыльчивый – и очень активный. При этом ему трудно себя контролировать, его поведение идет только по пути «я хочу». В трехлетнем возрасте он пошел в садик – и с этого момента сразу же начал болеть. Ему постоянно приходится сдерживаться, загонять себя в строгие рамки детсадовской жизни (не дерись, не бегай, не кричи, сядь – ручки на коленочки...) Между тем, у малыша еще нет физиологической готовности себя контролировать. Он старается, чаще от страха перед наказанием, но получается плоховато – мешает сам трехлетний возраст, который не зря называется кризисным. Все время плакать по поводу того, что его «строят» не получится: мальчики-то не плачут. Но можно заболеть – и побыть недельку с любящей мамой.
  • Может приводить к частым ОРВИ и постоянное сдерживание гнева. Драться нехорошо? – конечно. А как реагировать на деток в том же садике, которые любят дразниться? Ребенок сжимает кулачки, готов идти в атаку – но не идет: воспитатели накажут. Малыш невольно использует реагирование, которое заложено ему мамой: она ведь тоже на всякие неурядицы реагирует не слезами, а сердится сдержанно и по возможности негромко. В итоге напряжение есть, разрядки – нет, устойчивого эмоционального фона – тоже нет. Налицо – постоянная психологическая подоплека для ОРВИ, причем отягощенного кашлем.
  • Или еще проще: тихий, домашний ребенок так привязан к маме, что находиться в детсаду ему трудно. Там чужие тети и громкие дети, там невкусно, непонятно и плохо – но маме надо на работу, и папе тоже. Однако если у тебя поднимется температура и заболит горлышко, мама не пойдет на работу и останется с тобой дома. Просто, как апельсин.

Бронхиты и астма

Следующие по частоте психосоматические заболевания – бронхиты, переходящие в астму. Кстати, астма – первое заболевание, чья психосоматическая природа была общепризнанна. Что же ведет к бронхитам и астме у детей?

Излишнее давление со стороны родителей, либо давление социума, которое маленьким ребенком воспринимается опять же через маму с папой. Например, одна легкомысленная мама позволяет своему ребенку громко смеяться в салоне автобуса, петь на улице песни и вприпрыжку бегать по тротуару. Другая требует вести себя в общественных местах тише воды, ниже травы – поскольку четко усвоила: шумный ребенок всем мешает, и лучше самой буквально заткнуть его песни, чем дожидаться, пока ее, маму, застыдят окружающие. И та, и другая не очень правы – у легкомысленной есть большой шанс подвергнуть ребенка, непривыкшего к ограничениям, неожиданному неприятию в школе, а значит и возникновению болезней. Другая, казалось бы внимательная к людям, добровольно переносит свои отношения с социумом на своего ребенка. У второй мамы ребенок скорее попадает в группу риска по проблемам с бронхами.

Встречается и гиперопекающая мама, которая старается максимально оградить свое дитятко от «злого мира»; она сама завязывает шнурки на его ботинках, сама отвечает на адресованные ему вопросы, а если у окружающих взрослых есть к ее малышу какие-то претензии, превращается из милой наседки в злобную тигрицу – только бы ребенка не обидели. В итоге ребенок с мамой как бы сливается – и опять же у него нет нормального взаимодействия с социумом; мир все равно воспринимается как враждебный.

Возможны врожденные сбои: если ребенок родился при помощи стимуляции, кесарева сечения, было обвитие пуповиной и др. Пример: младенца простимулировали, то есть, сам он был еще не готов к родам. Насильственное действие ведет к повышенной тревожности и, соответственно, к предрасположенности к спазмам вообще, в том числе в грудном отделе. При обвитии пуповиной ребенок сталкивается с невозможностью нормально вдохнуть. Потом спазм купируется; ребенок задышал, все нормально... Но – нарушение все-таки было; далее срабатывает импринтинг – запечатление первого момента, который превращается в стереотип реагирования. Бронхи становятся «слабым местом» малыша; возникает предрасположенность к бронхитам и астме.

Желудочно-кишечные заболевания

Они традиционно относятся к психосоматическим. Всем известно, что к гастритам приводят неправильное питание, наследственная предрасположенность, хеликобактерии. Однако все эти факторы вызывают болезнь далеко не у всех детей. Сегодня многие специалисты считают, что в появлении проблем с пищеварением у ребенка не последнюю роль играют длительные стрессы – и даже особенности характера. Слова «язвительный», «желчный» возникли не просто так: ведь типичный «желудочник» это человек, находящийся в постоянном напряжении, чувствующий себя незащищенным от мира, и поэтому легко разражающийся. Почему наши дети такими становятся?

Одна из причин – синдром отличника. Отличники – не те немногочисленные баловни судьбы, которым наука дается легко и просто, а чаще это гиперответственные трудяги, те, что бояться огорчить родителей «четверкой» очень часто страдают гастритами и дуоденитами. Если дело доходит до приема у психотерапевта, они часто описывают свои ощущения так: на плечах будто бы висит тяжелый мешок. И неудивительно: ведь часто говорят – ответственность ложится на плечи. В массе своей это сутуловатые дети; блок в плечевом поясе мешает нормальному кровотоку, мешает проходу нервных импульсов из спинного мозга в головной. Нет нормального кровоснабжения органов, нет «содружественного» движения всех энергетизирующих жидкостей в организме. Часто у таких детей страдает не только ЖКТ – у них может быть и астма, и вегетососудистая дистония, и головные боли. Задача психотерапевта – научить такого ребенка расслабляться, и вместо непомерных усилий от «таскания тяжеленного мешка» научиться «учиться легко» и с удовольствием.

Энурез

Его обычно диагностируют годам к трем-четырем; до этого ребенок, что называется, «имеет право». Для чего ребенок «делает это» – если смотреть с психологической точки зрения? Чтобы привлечь внимание родителей к чему-то такому, о чем в силу возраста еще трудно сказать словами.

В три года у детей начинается кризис, называемый «Я-сам»; запускается процесс социализации. Период сложный, потенциально конфликтный. Если родители в это время не чувствуют ребенка, не поддерживают его в стремлении к самостоятельности, не помогают пройти через этот период максимально безболезненно и давят запретами, протест взрослеющего малыша может выразиться энурезом.

К подобной проблеме могут привести и трудности социализации в детском саду; неумение наладить отношения со сверстниками.

Долго не могут научиться просыпаться сухими дети с гиперактивностью в силу причин чисто биологических: контролирующая функция мозга у них запускается несколько позже, чем положено в норме.

Еще один момент: если ребенок испытывает общее напряжение, окружающий эмоциональный фон неблагополучен для его развития – это опять же подходящая почва для возникновения энуреза.

Атопический дерматит

Это заболевание кожи (сухость, высыпания, зуд, в тяжелых случаях – уплотнения и растрескивания) проявляется уже в грудничковом возрасте – на первом году жизни; реже – до полутора лет. Принято считать, что его природа – аллергическая; педиатры нередко связывают его со слишком рано введенным прикормом, с тем, что малыша кормят пищей, которую есть ему пока рано – тем более что появляются симптомы атопического дерматита обычно на фоне проблем с желудочно-кишечным трактом. Работа этого отдела налаживается у ребенка в первые две-три недели жизни, и если отношения с мамой не были идеальными, например, по причине неготовности мамы к реальным трудностям по уходу за малышом, или отсутствия спокойствия и понимания в семье, органы ребенка не могут развиваться полноценно. У 80% детей, страдающих атопическим дерматитом, наблюдаются также неврологические нарушения; чаще всего это нестабильность шейного и шейно-грудного отделов позвоночника. То есть уже взаимосвязь с нервной системой налицо. Если говорить о психосоматической природе атопического дерматита, то в целом это сигнал неблагополучных отношений с внешним миром. Возможно, сам малыш чувствует себя слишком уязвимым; не исключено, что проблема у мамы, что это она относится к окружающему миру с излишней тревожностью. Атопический дерматит сложнее других психосоматических заболеваний поддается коррекции с помощью психотерапии как раннее, глубинное нарушение.

Во всех перечисленных случаях максимальный результат от работы специалиста-психотерапевта будет при взаимодействии его с семьей в целом, а не только с самим ребенком.

Как это лечить?

Или даже так: что делать?

  • Идеальный сценарий такой: заболевшего ребенка родители ведут сразу к двум специалистам: к профильному по конкретному заболеванию, и к психотерапевту. Если лечить тот же хронический гастрит будет только гастроэнтеролог – он справится со следствием, но не с психологической причиной. А значит, не будет никакой гарантии, что проблема не вернется. Идти со всеми болезнями только лишь к психотерапевту – тоже не всегда правильно. «Психо» и «сома» работают в сочетании – поэтому и мы должны идти с двух сторон; нельзя игнорировать специалистов по конкретной симптоматике. Если болезнь началась, если тело ребенка дает сигналы тревоги, значит, застрявшее в теле чувство уже пустило корни. Чтобы оно отпустило стереотип, нужна психотерапия; а чтобы оно быстрее излечилось – нужен врач. Кстати, за границей уже есть медико-психологические центры, которые занимаются психосоматическими заболеваниями.
  • До достижения ребенком четырнадцати-пятнадцати лет психотерапевтическая работа необходима как с ним, так и с его родителями – совместно или параллельно. Нередки случаи, когда такие психосоматические заболевания ребенка, как бронхит, астма, энурез, были устранены исключительно при работе с родителями. Если ребенку уже есть четыре-пять лет, специалист может проводить сеансы с ребенком отдельно от родителей, в обязательном порядке работая и с ними. До четырехлетнего возраста адекватны либо семейная терапия, либо работа с родителями по решению их проблем и нормализации взаимоотношений с ребенком.
  • При задержке формирования отдельных функций, асинхронии развития головного мозга прекрасно зарекомендовала себя детская нейрокоррекция. В частности, она способна улучшить функцию контроля – то есть помочь справиться с энурезом и энкопрезом, и не только.

Мир сходит с ума?

Увы, сейчас число детей с психосоматическими заболеваниями растет. Причиной специалисты считают неблагоприятность общего эмоционального фона, невротизирующие факторы, давящие со всех сторон – в первую очередь на взрослых. Нужно устроиться на работу, нужно удержаться на ней, пробиться повыше – и человек постоянно дергается, волнуется. А потом этот человек становится будущей мамой – и в прежнем темпе работает во время беременности, вместо того чтобы погружаться в себя, наблюдая за птичками в небе и наслаждаясь музыкой Моцарта. В итоге – трудная беременность, трудные роды, возможно, кесарево сечение. Среди сегодняшних детей – очень много «кесарят», соответственно, много психологических проблем, незрелость отдельных функций мозга – ведь часть этих функций в норме «доформировывается» непосредственно в момент родов. Затем – маме надо рано выходить на работу; снова напряжение, которое не может не сказываться на ребенке.

Ребенок растет, из младенца превращается в дошкольника; его ведущей деятельностью – той, в которой он живет и развивается – становится игра. А в нынешнем мире традиции игры, к сожалению, утрачиваются; современные молодые мамы и сами-то прошли через этот этап не так, как хотелось бы – большинство просто не знает, как играть с ребенком. Нет разновозрастных дворовых компаний, в которых младшие учатся у старших; нет игр в том количестве, которое нужно детям; вместо салочек и жмурок – сплошные развивающие занятия. Ребенок не получает адекватного эмоционального ответа от мамы, мама неадекватно реагирует на напряженность ребенка – и получается замкнутая цепочка. Поскольку малышу как-то надо донести до мамы свое эмоциональное состояние, он выражает его через соматические заболевания. Задача психотерапевта – понять, что и когда прошло неправильно, вернуться к тому этапу и помочь маме компенсировать то, что ребенок недополучил. Когда это происходит, наступает выздоровление – или, по крайней мере, успешность медикаментозного лечения.

Подверстка

Если говорить о школьниках и старших дошкольниках – сейчас у них у всех присутствует общая гиподинамия. Уже в шесть лет – подготовка к школе;, первые несколько классов дети вынуждены очень много сидеть и «работать мозгом» вместо того чтобы как можно больше бегать и прыгать, как им этого хочется, как это положено природой. Идет такое количество затрат, которое неадекватно для этого возраста. Это лишает ребенка возможности быть здоровым, и он начинает болеть. 

Консультант: Ольга Владимировна Пережогина, психолог, психотерапевт.


Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Эмоциональный голод по любви. Если вам постоянно хочется есть.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Если ребенок серьезно заболел
  • Есть ли смысл взрослеть, если в нашей культуре это не принято?
  • Если ребенок стал объектом травли
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Почему ребенок плохо себя ведет?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Второй ребенок. Адаптация для мамы
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Светлана Ройз: Если ребенок не во главе школы, ему там небезопасно.
  • Есть ли у ребенка выбор?
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Как подготовить ребенка к рождению малыша. Пошаговое руководство
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Кого мы увидим вокруг себя, если узнаем слово «шизоид»
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • 15 причин - почему ребенок начал плохо учиться.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь