Как научиться поддерживать себя?

Автор:  Вероника Хлебова

Это и очень просто, и одновременно невероятно сложно.
Просто – потому что сами по себе средства просты, очевидны, незамысловаты.
Мы все о них слышали или читали. Или даже наблюдали со стороны.

Сложны они потому, что зачастую представляют собой совершенно новый опыт, который прежде никогда не был прожит и прочувствован.

О чем это я?
Да о том, что если у человека бывал в его детстве опыт поддержки, то он им автоматически пользуется, даже не задумываясь о том, как это делается.
Если же такого опыта не было, а был лишь опыт неприятия, отвержения, критики, игнорирования, то и поддерживать себя такой человек не научится.
А когда ему говорят что-то из серии «полюби себя», то для него это звучит приблизительно как: «Пойди туда, не знаю куда, найди то – не знаю что».
Ну не умеет он этого делать, не было у него такого опыта, он никогда не был прожит и присвоен!

...Когда мы начинаем свой внутренний поиск, мы обнаруживаем как минимум две внутренние части.
Мы находим в себе детскую часть (Внутреннего Ребенка) и другую часть, которая находится с этим Ребенком в самом тесном контакте. 
Очень, очень часто это – подавляющая, тираническая часть, которую иногда называют Внутренним Родителем.

Именно взаимодействие этой пары, происходящее при посредстве Внешнего Мира, и вызывает многие чувства и ощущения, которые мы испытываем.
Другими словами, то, как мы себя ощущаем в этом мире, создается внутренней реальностью.
Внешняя реальность лишь «запускает» внутренние переживания, но никак не создает их.
Как уже говорилось, бОльшая часть чувств «происходит» из названных частей.

В « Ребенке» мы тревожимся, пугаемся, чувствуем вину и стыд, переживаем беспомощность и растерянность, но также и радость, удивление, восторг, любопытство.
Из «Ребенка» мы жаждем признания, хотим получать поддержку и защиту, нуждаемся в принятии и любви.
Из него же произрастают разные жизненные стратегии, которые были усвоены в детстве – ради удовлетворения этих жизненно важных потребностей.

Мы хотим нравиться – для того, чтобы быть принятыми и любимыми, и прибегаем для этого к тем способам, которые культивировались семейной системой. 

К примеру, если родители поощряли преждевременную взрослость ребенка, вынуждая его брать ответственность, то человек будет завоевывать любовь этой ответственностью; 
если принуждали жертвовать собой, то он будет жертвовать; 
хвалили за каждый чих – будет много чихать, и т.п.

И мы будем подавлять, истреблять, изничтожать все те проявления Ребенка, которые были отвергнуты нашими родителями.

К примеру, если они не переносили «негативных» чувств – 
страха, агрессии, беспомощности – будут отвергнуты эти чувства; 

Отвергали проявления автономности – будут подавлены границы и права. 

Одновременно запретим себе те потребности, которые не были удовлетворены прямым путем. 
Будем убеждать себя в том, что не нуждаемся в любви (признании и т.п.)
Кажется, что отказ в потребности переносится легче, чем боль от неудовлетворения...
Увы, только кажется.
Чем глубже закопана потребность, тем жестче будет организована компенсация , и сильнее будет ожидание теперь уже от внешнего мира на удовлетворение этой отвергнутой потребности.

(Люди, отказавшие себе в уязвимости, становятся беспощадными, отказавшие себе в праве бояться, упиваются властью и т.п.)

Для того, чтобы ребенок (а потом уже Внутренний Ребенок) «вел себя правильно», в соответствии с «успешными» стратегиями , появляется фигура Внутреннего Тирана.
Он же "наказывает" обвинением и чувством стыда в том случае, если Ребенок "облажался".

И, когда мы находимся в этой своей внутренней части, мы испытываем недовольство собой и злость на себя. 

Из этой же части рождаются ожидания к себе (исправиться, перестать ныть, взять себя в руки, быть взрослым и т.п.), происходят запугивания (если не сделаешь, как надо, получишь... беду).

Изредка, когда Ребенку удается быть «правильным» - с точки зрения Тирана, он бывает доволен. 

Тогда на уровне чувств мы испытываем что-то вроде удовлетворения (из Тирана) и временного успокоения (из Ребенка).
До первого маленького или большого кризиса, который приносит Жизнь... и тогда все начинается сначала.

Ну как тут можно почувствовать радость жизни? 

Где тут найдется место для любви к себе?

Когда главная задача – не попасть под каток внутренних обвинений? 

Которые могут быть спровоцированы внешним обвинением, а могут вспыхнуть вообще без причины? 

...Так и получается – живем либо в виноватом и плохом Ребенке, либо в той своей части, которая этим Ребенком не довольна, и пребываем в раздражении на себя.

...Поддержка себя начинается с самого простого.

С признания права на свои чувства.

Это право было отнято одним из первых.

«Злиться нельзя! Это плохо!» 
«Ты не имеешь права обижаться на родителей. Они желают только добра».
«Возьми себя в руки!», «Ты вовсе не устала!» (Тебе совсем не больно, здесь нечего бояться)
«Ори громче!», «Мало ли чего ты хочешь»...

Все эти послания означали одно: 

Ты не имеешь права на свои чувства.
Ты не имеешь права чувствовать то, что ты чувствуешь. 
Твои чувства никому не интересны.

Так мы лишаемся опоры, мы не знаем, на что опереться в своем взаимодействии с миром.
Мы не понимаем, что с нами делают, ибо мы больше не можем полагаться на свои ощущения.
Мы привыкаем к насилию.

Когда мы возвращаем себе право на свои чувства, мы вновь обретаем эту опору. 
То, что со мной происходит – это важно! 
И я имею право чувствовать, что чувствую - без страха и стыда. 

...Когда мы «попадаем» в Ребенка, мы учимся задавать себе еще один простой вопрос: 
«Что я сейчас чувствую?»
Я испугалась?
Я растерялась?
Мне стыдно?
Я в тревоге?...

Что со мной произошло, отчего эти чувства появились?

И еще:
В какую часть своего опыта я попала?

...Мы попадаем дорогами чувств в «знакомые» места...
Там, где уже не раз бывали.

Я испугалась, потому что когда на меня кричат, я боюсь снова пережить насилие?
Я обижаюсь – потому что мне всегда обидно, если мои потребности игнорируются?
Я тревожусь – и мне всегда тревожно, когда что-то выходит из-под контроля?
Мне стыдно – как всегда, когда кажется, что я была не на высоте?
Я растерялась – потому что терялась всякий раз, когда ждала помощи, а получала претензии?
Я злюсь - потому что мне снова отказали в защите?

Страх, растерянность и злость могут «вывести» на старую историю отношений с родителем... 

И такое внимание к своим чувствам поможет отделить текущие события от прошлых... 
Но, в первую очередь, внимание к своим чувствам является той поддержкой, в которой мы так нуждаемся. И можем себе ее обеспечить.

Именно так в паре Ребенок-Тиран появляется новая фигура.

Это Взрослая фигура, которая знаменует начало нового опыта. 
Нового, уважительного к себе опыта.
Такого опыта, где мы принимаем свои чувства.
Где мы уважаем и признаем свою субъективность.
Эта новая фигура интересуется: «Что с тобой?» - не обвиняя и не запугивая...

...Следующий шаг – это сострадание к себе.
«Сколько же мне досталось...» 
«Как же мне было трудно...» 
«Как же я нуждалась....»
Признание неудовлетворенных нужд и переживаний, способность отнестись к этому серьезно - 
это и есть сострадание.

Право на свои чувства, сострадание к себе – это начало доброго отношения к себе.

Которое может вырасти в нечто большее.

...В то, что мы учимся обозначать и отстаивать свои границы. 
...В то, что мы готовы выводить себя из травмирующих ситуаций, 
...И в то, что мы считаем необходимым организовывать себе поддержку.

Именно тогда мы почувствуем приток сил, радость, благодарность, возрождение интереса к жизни.

Это «благодарность» Внутреннего Ребенка, который теперь чувствует защиту.

И тогда нам больше не нужен внешний ресурс в виде человека, идеи или системы, который наконец-то сможет вернуть долги, восполнить нужды, которые до сих пор не были признаны.

Теперь необходимая поддержка есть внутри.


Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Об уверенности в себе. Что это, откуда и зачем.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Забота о себе и что такое настоящая любовь к себе
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Что делать, если чувства не взаимны?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Страх начать делать что-то новое. Как себе помочь?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Как перестать мучиться сомнениями, «Что было бы, если…»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь