Неидеальный родитель. 3 базовых вопроса осознанного родительства.

Вопрос какой я родитель можно разделить три подвопроса: КТО Я? (как личность в целом) ЧТО Я ЗНАЮ? (например, о детском развитии, его закономерностях, взаимодействии в семье и влиянии на ребенка и др.) ЧТО Я ДЕЛАЮ? (потому как знать я могу очень много, а по факту поступать с точностью до наоборот).

Все три вопроса и ответы на них описывают то, что я называю осознанным родительством.

Вопрос КТО Я? можно в сущности свести к известной поговорке: “Не воспитывайте детей – воспитывайте себя. Ваши дети все равно будут похожи на Вас”. Интересуйтесь жизнью, любите ее – если Вы сумеете влюбить Вашего ребенка в жизнь – это, пожалуй, максимальная задача, которую можно выполнить.

Порой родители, ведущие яркую интересную жизнь, реализуясь в творчестве и профессии, переживают за то, что не достаточно времени уделяют ребенку. Конечно, если речь идет о ребенке до года здесь присутствие матери, ее забота, внимание, телесный контакт имеют исключительную важность (ради этого однозначно стоит взять отпуск), но чем старше становится ребенок, тем меньше он нуждается в постоянном присутствии рядом. И тогда вопрос стоит уже не о количестве, проведенного вместе времени, но его качестве. Вы можете быть рядом реже, но все равно быть вместе. Проводя с ребенком полчаса времени, отводя его в детский сад или школу, в ваших силах обратить эти полчаса или в подлинного общение друг с другом или в нервное, суетное пребывание рядом лишь физически. Вы можете раздраженно тащить его за руку, ругать за медлительность, или говорить по телефону с коллегой, или вовсе думать о чем-то своем, не произнося ни слова. Или, напротив, можете идти по дороге, держась за руку, обращать внимание на изменения в природе, на небо, на птиц, летящих в вышине, делиться своими воспоминаниями или обращать внимание ребенка на красоту деталей, расспрашивать его о сегодняшних снах, фантазиях, о том, что его заботит или радует.

И каждую минуту, каждый час своей жизни Вы совершаете выбор: быть ли вместе с ребенком и если да, то каким образом.

Д.В. Винникотт, детский психоаналитик, ввел понятие “достаточно хорошая мать”. Говоря о нем в данном контексте, важно подчеркнуть, что если Вы посвящаете себя только ребенку, то не реализуете себя в полной мере и тем самым не можете стать для него вдохновляющим примером (что особенно важно по мере взросления). Если же Вы ведете активную жизнь, реализуете себя, уделяете время своим собственным интересам, то будут ситуации, когда ребенку будет Вас не хватать. Таким образом, идеального родителя быть не может, и быть “достаточно хорошим” родителем вполне достаточно.

В этом есть и еще один важный момент. Задача родителя не состоит в том, чтобы всю жизнь кормить своего ребенка. Его задача в том, чтобы научить ребенка кормить себя самому. Уметь самому позаботиться о своих потребностях, удовлетворить их.

На лекции меня спросили: “Что делать, если ребенок говорит, что ему скучно? Нужно ли на это реагировать и как?” Реагировать нужно, но это не значит, что немедленно следует ребенка развлекать. Нет такой задачи. Но важно постепенно учить ребенка самому находить интерес и занятие в жизни. Играя с ним, развивать его умение замечать интересное, фантазировать, поощрять его игры в одиночестве (не вмешиваться в них, когда он заигрывается сам с собой), также я предлагаю детям самим догадываться, как развлечь себя. Садясь на корточки рядом с ребенком, я обращаюсь: “Послушай, ты говоришь, что тебе скучно и, похоже, ты не знаешь, чем занять себя. Да, так бывает. Но мне пришло в голову три способа, чем ты мог бы сейчас заняться. Сможешь их угадать?”. Такое предложение чаще всего оказывается ребенку интересным, и он включает фантазию. И что примечательно, часто начав угадывать, он находит больше, чем три варианта.

Вопрос КТО Я? касается и того, какие личные убеждения, верования Вы имеете в целом как человек. Потому как часто прочитанные “инструкции по использованию” и рекомендации по воспитанию просто не укладываются в вашу картину мира. Если человек сам по себе не творческий, рациональный, проявляющий зажатость и скрытность, то списки правил общения с ребенком, основанные на креативности и спонтанности, просто не работают. Им не на чем прорасти.

Поэтому работая с родителями, и допуская определенные рекомендации в нашу с ними работу, я все же сосредотачиваюсь на другом – на картине мира. И соответственно, при необходимости ее коррекции. То есть сначала мы подготавливаем почву, а лишь потом сеем зерна.

Работая с картиной мира родителя, отвечая на вопрос КТО Я? важно обратить внимание на установки. Какие верования есть у человека о родительстве? Что он считает полезным и неполезным для ребенка? Что допустимым, а что нет? Почему? Откуда это верование взялось? Помогает оно или мешает? Действительно ли это ЕГО верование или та “горячая картофелина”, получив которую от собственных родителей, хочется поскорее избавиться?

Следующий ключевой вопрос о родительстве ЧТО Я ЗНАЮ? Здесь речь идет о неком “вертикальном” срезе, знаниях, которые мы можем пополнять бесконечно, теориях концепциях, взглядах на развитие ребенка (иногда противоречивых). Какая-то информация крайне важна, какая-то менее. Читайте, интересуйтесь, обогащайтесь. Но помните, что здесь, как при любом, получении знаний важно включить собственную способность мыслить, подвергать критике, обдумывать применительно к собственной ситуации. Предположение о наличии абсолютной истины иллюзорно и какого-то единственного волшебного знания, которое решило бы все ваши трудности с ребенком, в природе не существует. Есть любовь (именно любовь, а не зависимость, невроз, страх одиночества и пр.), но любовь - не знание, а скорее жизненная позиция. И проявляется она больше через ответы на третий вопрос.

 Третий вопрос: ЧТО Я ДЕЛАЮ? Что я делаю, находясь один в присутствии ребенка? (читаю, рисую, убираю, сижу в мобильном телефоне, лежу перед телевизором, курю, занимаюсь йогой и пр.) Как я общаюсь с другими людьми в присутствии ребенка? (например, как я сам разговариваю со своими родителями. И если неуважительно, то после сложно ожидать уважительного отношения к себе) Как я общаюсь с самим ребенком? (часто повышаю голос, но требую от него говорить спокойно; позволяю себе ударить его, но возмущаюсь, когда физическую агрессию проявляет ребенок; все делаю за него, но упрекаю его в безответственности). Какие родительские послания (часто невербальные) я даю ему? Какие собственные чувства я проецирую на ребенка?

Вопрос ЧТО Я ДЕЛАЮ? я отношу к «горизонтальному» срезу родительства. И именно он является сосудом, который может быть наполнен дальнейшими знаниями (вертикальный срез), но не наоборот. Именно такое соотношение, такая логика: сначала КАК, а потом ЧТО объясняет, почему сейчас в век изобилия информации, когда книги, статьи, заметки, практические рекомендации сыпятся на наши головы, мы все равно вновь и вновь вязнем в трудностях родительства. Более того такое обилие мнений и часто противоречивых имеет обратный эффект – молодые матери (и отцы, хотя они реже) разрываются между одним и другим советом, между одним многоуважаемым психологом и вторым еще более многоуважаемым.

Осознанное родительство для меня заключается в наличии четких базовых позиций и установок. И прежде всего, установки на принятие себя и своего ребенка, целью которой является не достижение некого идеального Я (путь утопический), но развитие своего потенциального Я, становление тем, кем именно Вы (как родитель) и ребенок можете в лучшем случае стать. Как мудро заметил Оскар Уайльд: «Будьте собой. Другие роли уже заняты». Будьте тем родителем, которым можете стать именно Вы. Ищете свою собственную радость родительства: вдумчивого или легкомысленного, спокойного или темпераментного, но всегда ориентированного на сотрудничество, уважение, принятие ЛЮБЫХ чувств (своих и ребенка), осознающего, понимающего и принимающего, что мы все разные, и ваш ребенок пришел, чтобы прожить на этой Земле не Вашу, но свою собственную жизнь.



Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Про слияние и границы своего внутреннего мира. Могу ли я быть счастливой, если рядом горе?
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Развод глазами ребенка. Если мама и папа не вместе
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?
  • Почему важно быть заботливым родителем самому себе
  • Как не сделать из ребенка “своего родителя”
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • “Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Почему Вы можете никогда не узнать, как на самом деле с Вашим ребенком обращаются в детском саду
  • Есть ли у ребенка выбор?
  • Как себя вести, если рядом горе?
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Если вы не можете простить кого-то, просто прочтите
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Роль родителя в истериках ребенка.
  • Жить или Выживать - дилемма Родителя и Ребенка
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Хобби ребенка: выбор между своим и родительским желанием.
  • Жизнь осмысленная и неосмысленная. В этом весь вопрос
  • УГОМОНИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА
  • Нужно ли учить ребенка давать сдачи?
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь