Я всегда тяжело переносила, когда меня критиковали в интернете. Сейчас, конечно, ситуация несколько поменялась, но было время, когда я просто боялась открывать приходящие на почту уведомления о комментах в блог. Ожидание того, что мне там наговорят гадостей, было невыносимым.
Логичным выглядел выход: не предъявляться, не высовываться, сидеть тихо (за что меня, кстати, ругали некоторые поклонники моих текстов — да, есть и такие! :))) Дескать, ну что же ты, мы ждём и ждём, когда ты ещё интересненького выложишь, а ты сидишь тихо, как мышь под веником. Пиши уже!
Вот, пишу Что же изменилось? Почему я сейчас не боюсь?
Да просто кое-что поняла. И это, скорее, не духоподъёмное («я выше этого!») — потому, что всё-таки неприятное радовать никогда не станет; критика меня всё равно задевает. Нет, я просто кое-что сопоставила из арифметики и маркетинга. И вот что получается.
Shit Happens. Да, дерьмо может случиться
Во-первых, не бывает так, чтобы что-то (или кто-то) могло понравиться всем без исключения. Или всем не нравиться. Любая вещь на свете (и, соответственно, любой человек) кому-то нравится, а кому-то нет. Я вот в детском саду и в школе была единственной в детском коллективе, кто искренне любил пенки на молоке и какао. Эту любовь я пронесла через годы и хочу сказать: пенки на молоке я и посейчас обожала. В семье меня даже ругали за то, что я с кипяченого молока собирала пеночку и жадно сжирала (пенка – для всех!). А в детском садике пенки не ели, там среди одногруппников было модно за завтраком молочную пенку аккуратно развешивать по стенке стакана или кружки — дескать, фуууу, как неприятно с таким соприкасаться.
Ничто не может быть ненавидимо всеми, никто не может быть всеми любим. Попытка не получать критики и ругательств в свой адрес — это попытка ПОНРАВИТЬСЯ ВСЕМ. Всем 100% прочитавших, прослушавших, увидевших. Такое невозможно просто по определению. Кому-то обязательно не понравится. И он — удивительно! — может решить наговорить гадостей. И может послать их в комменте автору. И этим автором могу оказаться я.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает
В общем-то, да. Если ничего не делать, не писать, не проявляться, не вести блог, не одеваться и не выходить на улицу — возможно, неприязненные людские реакции меня не заденут. Да, и в интернете тоже помалкивать: ничего не писать, только читать; иногда, возможно, ставить лайки. Ведь обязательно найдутся те, кому не понравится мой внешний вид, моё поведение, то, как я говорю и то, о чём я говорю. Меня могут осудить и, может быть, даже в весьма резких выражениях! Весь вопрос в том, хочу ли я такой жизни, при которой самостоятельно заточаю себя в тюрьму и лишаю права голоса.
Я подумала и мне эта идея не понравилась.
Значит, всё-таки — выходить в мир и предъявляться.
Арифметика симпатий и антипатий
Друзья приходят и уходят, а враги накапливаются (девиз Джоунза, «Законы Мерфи»).
Ведущий тренинга, на учёбе у которого я была на днях (а это человек, создавший новое направление в психотерапии) признался, что по мере того, как росла его известность, он встречал всё больше тех, кому его работа нравится — и всё больше тех, кому не нравится. Пропорцию назвать затруднился, но, естественно, с симпатизантами он выбирал общаться сам — а ненавистники находили его самостоятельно. Но всё равно: просто наличие симпатизирующих и благодарных подпитывает и даёт силы действовать дальше. А те, кто относятся плохо — ну что же… Они есть, надо с этим смириться.
Цифры (пусть приблизительные, но всё же) я нашла у одного стартап-гуру. Имени не назову, да и не в этом суть. Он написал недавно в своём фейсбуке, (цитирую по памяти) «чем бы вы ни занимались, 80% людей будет наплевать на вашу работу, 15% вы понравитесь, а 5% будут вас осуждать. Причём невозможно предсказать, чем именно вы понравитесь тем самым пятнадцати процентам, как и невозможно заранее сказать, за что вас возненавидят эти пять». Что же, цифры вполне приемлемые. Здорово, что одобряющих больше, чем хулителей. Правда, опыт показывает, что когда нравишься людям, они радуются молча либо хвалят очень скупо, а ненавистники злобятся активно, громко, бурно и многословно. И не жалеют сил, чтобы гоняться за тобой по просторам интернета, чтобы не любить изо всех сил на всех площадках.
Зато их меньше. Хоть они и шумные.
Ну что же, значит, именно эта арифметика будет поддерживать меня впредь.
Радость критики
Я сейчас не о том, как легко становится на душе, когда обругаешь очередного урода, который в интернете смеет быть неправ. Я о том, что появление критиков — это, вообще-то, важный маркер. Значит, читателей удалось задеть. Значит, я смогла сказать о чём-то важном, да так, чтобы проняло. Рекламисты, кстати, это давно поняли. Я читала историю о том, как продвигался алкогольный напиток – джин Tanqueray. Была разработана весьма неоднозначная рекламная кампания, в которой действовал жеманный персонаж-старичок. На фокус-группе мнения разделились: половина аудитории была в восторге, вторая половина выразила отвращение и изругала рекламу. Ролик уже совсем собирались снять с проката, как вмешался управляющий директор компании-производителя напитка. Он сказал, что предпочитает рекламу, которая вызовет бешеный восторг у половины зрителей, чем такую, про которую 95% скажут: «Да нормально, пойдёт» (то есть, пропустят и не заметят). Продажи Tanqueray выросли в тот год на 15%.
Я нашла на ютубе одну из последних реклам джина Tanqueray (не прежнюю, а новую) — и да, теперь записывайте меня в ту часть аудитории, которая визжит от удовольствия. Мне очень понравилось. За 40 секунд рассказана история бармена — очень неоднозначного персонажа: он ловко мешает коктейли в шумном баре, продаёт модным посетителям какие-то подозрительные пакетики, утешает заплаканную девушку в фате и белом платье, выставляет на улицу драчуна, невзначай толкает под локоть очень уж ушлого игрока в бильярд. А каждую смену он начинает с того, что садится в баре за рояль и настраивается на новый сумасшедший вечер с бокалом джина Tanqueray. Да, я, несомненно, в восторге от этой рекламы. Кстати, надо будет попробовать, что за джин Хотя могу представить и тех, кому не понравится этот длинноносый, не вполне ладящий с законом персонаж.