|
КОГДА ЛЮБВИ СЛИШКОМ… (ЛОВУШКИ ЛЮБВИ)
Продолжу статью с обозначенного в первой части текста тезиса о том, что вся психопатология – есть результат избытка, либо недостатка. Неудовлетворенные, отвергнутые значимыми людьми потребности ведут к различного рода нарушениям либо отклонениям в развитии ребенка. И любовь, являясь важнейшей человеческой потребностью, не является здесь исключением.
Попробую описать разные варианты нарушения удовлетворения потребности в родительской любви и последствия этого в жизни человека. И те ловушки, которые здесь могут поджидать человека.
ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ (дефицит)
Любовь безусловная, как уже отмечалось выше, позволяет ребенку пережить ценность и уникальность собственного Я и является условием для его само-принятия и само-любви. Рассмотрим такие ситуации, в которых у ребенка возникают проблемы в удовлетворении потребности в любви.
Ситуация: Ребенок не получает безусловную любовь либо получает ее в недостаточном объеме.
Почему так происходит?
1. Родители в принципе неспособны безусловно любить ребенка (эту ситуацию я описал в первой части статьи).
2. Родители в определенный период не способны любить ребенка (фиксированы на себе, решают свои проблемы).
3. Родители по различным причинам не могут любить (серьезные соматические и психические заболевания).
В итоге ребенок не получает необходимый опыт любви и принятия. У него оказывается несформированной базовый уровень идентичности, способность к само-принятию и само-любви и в дальнейшем он не может опираться на себя. Безусловная любовь является для него важнейшей ценностью, а его жизнь становится ее поиском.
Последствия этого:
Особенности внутреннего мира такого человека
Образ Я: Я незначительный, неуместный, зависимый от других.
Образ Другого: Другой крайне необходим для моего выживания в этом мире.
Образ Мира: Мир опасный, недружелюбный, либо безразличный, чужой.
Жизненные установки: Для того, чтобы выжить, нужно не высовываться, терпеть.
Специфика запросов в случае обращения на терапию
Чаще всего в этом случае клиенты будут демонстрировать разные проявления депрессии. Для них будет характерен недостаток жизненной энергии (витальности), апатия, неспособность ставить жизненные цели и достигать их, отсутствие контакта со своим Я, непонимание своих желаний, безынициативность.
Интересная информация:
Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозга человека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей). Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиванием этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют "структуру" его личности. Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соответствии с теми обращением, которое переживает ребенок. Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются.
Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них и строят в зависимости от этого свою картину этого мира. Такой, уже взрослый человек в своей жизни будет попадать в ловушку покорности, которую я подробно опишу в главе «Замороженная жизнь»
ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ (фиксация)
Ситуация: Ребенок подрастает, а к нему продолжают относиться так, как будто он еще маленький.
Почему так происходит?
Из-за неспособности родительских фигур «отпустить» ребенка. Родители используют ребенка для поддержания собственной нужности, затыкают им дыру в своем неустойчивом, неопределенном образе Я. Ребенок в этом случае становится для них крайне необходимым, он становится смыслом их жизни. Любовь здесь не что иное, как родительский страх – страх остаться один на один со своим пустым Я, поэтому она приобретает форму навязчивости.
С помощью любви родители удерживают ребенка от возможности его встречи с миром и в итоге от взросления. Все его потребности удовлетворяются его родителями, и у него нет необходимости испытывать в чем-либо нужду. Он остается в симбиотической связи с родителями. В том же случае, когда ребенок все же пытается совершать попытки вырваться из родительских пут, родители используют манипулятивные способы удержания ребенка, прибегая для этого к вине (мы для тебя столько сделали, ты же не сможешь быть таким неблагодарным?), либо запугиванию (мир опасен).
Последствия этого:
Особенности внутреннего мира такого человека
Образ Я: Я маленький, нуждающийся;
Образ Другого: Другой большой, дающий;
Образ мира: Мир прекрасный, когда тебя любят и ужасный – когда не любят.
Жизненные установки: В этом мире главное – любовь!
Специфика запросов в случае обращения на терапию
Клиенты чаще всего обращаются с проблемами сепарации. Здесь могут быть как запросы в сложности отделения у выросших детей от родительской семьи (чувства вины, предательства), неспособности родителями отпустить выросшего ребенка (страха, смысла жизни), проблемами отношений в зависимой паре (контроля, власти и ответственности, психологических границ).
Чаще всего описываемый тип людей попадает в ловушки материнской о родительской любви, подробно описываемые ниже в главах этой книги.
ЛЮБОВЬ УСЛОВНАЯ (избыток)
Любовь условная в норме позволяет ребенку пережить ценность и уникальность Другого и является условием его вхождения в мир людей.
Условная любовь связана с появлением Другого в психическом пространстве Я. Появление Другого – условие для преодоления эго-центрической позиции. Другой с условной любовью представляет мир, его плотность, упругость, с которым нужно считаться, учитывать его свойства, подстраиваться под них.
Условная любовь – взрослая форма любви. И социальная. Это условие социализации, вхождения ребенка во взрослый мир.
Появление условной любви в жизни ребенка не предполагает ее замещение любви безусловной. Наряду с условной любовью должна оставаться любовь безусловная. Она выполняет функцию базового принятия, которая переживается ребенком следующим образом: «Родителям не нравится какой-то мой конкретный поступок, но меня при этом не перестают любить вообще».
Хорошо, если оба родителя способны на такое отношение к ребенку. Когда та или иная форма любви оказывается привязана к определенному родителю, это создает условие для внутриличностного конфликта, но оставляет ребенку возможность для роста. Более сложной является такая ситуация, когда любовь обоих родителей оказывается либо условной, либо безусловной.
Ситуация: Родительская любовь содержит много различных условий.
Почему так происходит?
У родителей есть проблема с самопринятием и они используют ребенка как часть себя, свое продолжение, расширение образа своего Я или нарциссическое расширение. Ребенок рассматривается ими как часть их Я-образа и на него навешиваются собственные ожидания. В ребенка много инвестируют (внимания, заботы, материальных средств), но и многого требуют.
Ребенок в такой семье живет с чувством, что он должен соответствовать родительским ожиданиям и оправдывать родительские вложения. Результатом такой семейной ситуации является формирование у ребенка условной или «если-идентичности»: «Меня будут любить, если…»
Последствия этого:
Особенности внутреннего мира такого человека
Образ Я: Я грандиозный, либо ничтожный, в зависимости от признания - не признания со стороны других;
Образ Другого: Другой – средство для моих целей, функция для удовлетворения моих потребностей:
Образ Мира: Мир – оценивающий.
Жизненные установки: Необходимо заслужить признание любой ценой.
Специфика запросов в случае обращения на терапию:
Проблемой для таких клиентов становится неспособность к близким отношениям, неспособность радоваться, любить, постоянный поиск одобрения, признания. Клиенты приходят, как правило, в двух случаях. В первом случае с запросом еще больших достижений в жизни. Во втором случае с запросом потери смысла жизни, неспособность радоваться, любить, быть в близких отношениях. Этот тип я опишу подробно в главе «Человек-фантом»
О РОДИТЕЛЬСКОЙ МУДРОСТИ И БЛИЗОРУКОСТИ
Зависимый родитель использует любовь как способ привязать ребенка к себе, делая его социальным инвалидом, культивируя в его сознании страх перед миром и зависимость от Другого.
Нарциссический родитель использует любовь с целью управления ребенком, обрекая его на поиск одобрения от другого и соответствия другому, игнорируя потребности своего Я.
И тот, и другой используют ребенка для решения проблем своей низкой самооценки, непринимаемого образа своего Я. И тот и другой поступают близоруко, так как решают свои актуальные проблемы, не думая о ребенке.
Психологически зрелый родитель способен одновременно любить ребенка безусловно и условно. У него достаточно любви для безусловного принятия ребенка и достаточно мудрости для понимания того факта, что ребенку жить в мире других людей, в котором много требований и условий. Такой родитель постепенно отпускает своего ребенка в мир, готовит его к требованиям, запросам этого мира, транслируя при этом ему свою любовь, заботу и поддержку. В этом случае у ребенка больше интереса перед познанием мира, чем страха перед ним, и он способен делать выборы, учитывающие наличие реальности своего Я, реальности других людей и реальности Мира.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|