Аквариум и Океан. Опыт "безусловной любви"

В конце сентября этого года прошла Пятая ежегодная конференция Российского общества человеко-центрированного подхода.
Я представлял на ней свой мастер-класс под названием «Зеркало безусловной любви».

Темой мероприятия я выбрал одно из ключевых понятий в человеко-центрированном подходе – «безусловное принятие».
Оно выступает противоположностью «условного принятия», о котором я писал в статье «Я не знаю себя: поддельная жизнь».
Карл Роджерс, известный американский психотерапевт, исследователь, основатель человеко-центрированного подхода образно говорил о «безусловном принятии» как о «любви без обладания», когда человек в любых его переживаниях и проявлениях воспринимается безусловно позитивно, когда ему нет необходимости соответствовать ожиданиям и оценкам другого человека, чтобы получать хорошее, позитивное отношение к себе.

Практику «безусловного принятия» и себя, и других людей нельзя назвать лёгкой.
Реальная жизнь полна условий, ограничений, оценок.
Каждого из нас с раннего детства воспитывали (так или иначе), оценивали (хорошо/плохо) и воспринимали в зависимости от того, выполняем ли мы предъявляемые условия.
Другой «системы координат» мы не знаем, как не знают аквариумные рыбки того, что где-то есть огромный океан.

Но если такой «океан» под названием «безусловное принятие» (или «безусловная любовь», если хотите) всё-таки существует, то как с ним соприкоснуться, как его почувствовать?
Этот вопрос стал задачей для меня, когда я придумывал содержание мастер-класса.

Я решил подойти к теме со стороны достоинств и недостатков, которые сам человек видит в себе.
Например, откуда я знаю, что во мне хорошего, а что плохого?
Как я это определяю?

Вероятно, в основном по реакциям, по изменению отношения ко мне со стороны окружающих меня людей.
Да, сейчас я взрослый человек, и у меня уже есть свой жизненный опыт, который говорит мне о том, что оценки и отношение окружающих часто совсем не связаны со мной, а скорее с ними самими, с их переживаниями и состояниями.
Но когда я был маленьким ребёнком, этого опыта и понимания у меня не было, и я естественно воспринимал себя только через «зеркало» окружавших меня взрослых.
Как они относились ко мне, таким я себя и видел, и так сформировались основы моей личности.

Соответственно, мои представления о моих основополагающих качествах, которые я могу оценивать как достоинства или недостатки, имеют под собой не очень-то надёжную основу.
Действительно ли то, что я считаю в себе достоинством, хорошо для меня?
Действительно ли то, что я считаю в себе недостатком, плохо для меня?

На местер-классе я предложил участникам разделиться на пары.
Первый номер рассказывает об одном из своих достоинств (всё, что считает нужным, важным сказать) и об одном из своих недостатков.
Задача второго в том, чтобы внимательно выслушать оба рассказа и поблагодарить первого и за достоинство, и за недостаток.
Однако благодарность не должна быть формальной!
Поблагодарить можно только в том случае, если второй действительно почувствовал её в себе.
Затем роли меняются.

Я не могу сказать наверняка, что именно происходило в парах участников, когда проходило упражнение.
Я этого не знаю.
Мне запомнилось общее обсуждение после упражнения.

Меня удивило то, что несколько человек, которые были в разных парах, высказались довольно похоже о своём пережитом опыте.
Не ручаюсь за точность, но для меня звучало примерно так: когда тебя принимают и с твоим достоинством, и с твоим недостатком, что-то внутри тебя словно объединяется в нечто целое…

Одна участница выразилась таким образом: «Я почувствовала свою самоценность!».

Уже после мероприятия ко мне пришла мысль: когда ты ощущаешь, что ценен другому человеку и с твоими достоинствами, и с твоими недостатками, то надобность в оценках (хорошо/плохо) просто отпадает.
Если другой ими не пользуется в отношении тебя, они и тебе самому без надобности.

Зачем аквариум, если есть Океан?


Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • «Да какое тебе дело до меня?! Зачем ты со своей психотерапией появился в моей жизни?! Оставь меня, меня не исправить! Я так и останусь инвалидом!» Случай из практики.
  • Когда МЕНЯ нет, то есть псевдоДУХОВНОСТЬ.
  • Смотрюсь в тебя, как в зеркало.... Мир, как отражение меня
  • Принимай меня таким, какой я есть!
  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ УТРАТЫ: "МИР СТАЛ ПУСТЫМ ДЛЯ МЕНЯ"
  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Почему меня не ценят или когда женщина слишком старается
  • "У меня нет времени на себя совсем"
  • Если ты меня не любишь...
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • ЕСЛИ МАМА МЕНЯ НЕ ЛЮБИЛА..
  • Ты не зря меня родила, мама! А если зря?
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • У меня маленькая грудь - поэтому мужчины не обращают на меня внимания.
  • Исследование. Держи меня крепче, отпусти меня подальше.
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Нас, меня, тебя, вас.
  • "Лепи меня, как я тебя," или кратко про "феномен Микеланджело"
  • У меня есть!
  • К.Р.Роджерс. "Быть тем, кто ты действительно есть". Точка зрения тераписта на цели человека
  • НАУЧИ МЕНЯ, КАК ТЕБЯ ЛЮБИТЬ?
  • Я ненавижу тебя, но не бросай меня!
  • Люби меня как я тебя, и будем вместе мы всегда
  • Я люблю тебя за то, кем ты сделал меня. Как прожить расставание?
  • Компромисс и бескомпромиссность по отношению к себе – хорошо или плохо?
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Зачем мы идем к психологу? Часть 1. Возможно, чтобы… меня вылечили?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь