Запрет на эмоции

Мы боимся не только своих эмоций, но и эмоций других людей. Нам не известно, что с ними делать, как с ними справляться. Никто нас не учил эмоциональной грамотности, а только лишь умственной и интеллектуальной.

Преподавая нам предметы о логарифмах-интегралах, суффиксах-префиксах, химических формулах и физических законах, нас не учили справляться со злостью или агрессией; не говорили как быть, когда нет настроения или же когда тебя обидели; что делать случись влюбиться... Как будто это что-то незначительное, что нам не следует проявлять, либо замечать.

Зачастую, еще в детстве, родители сознательно либо несознательно пропагандируют запрет эмоций. Когда ребенок плачет, его пытаются как можно быстрее успокоить, перевести все его эмоциональные переживания в рациональную сферу, часто их обесценивая – «Все будет хорошо!», «Не плачь по мелочах!», «Как ты можешь из-за этого плакать?!», «Успокойся, наконец!», «Ты уже слишком взрослый, чтобы плакать!», «Мальчики не плачут!»… И это касается не только грусти, но и обиды, страха, неуверенности, детской злости и т.д. Как будто взрослые знают и определяют ценность того, почему или о чем эмоционально переживает ребенок.

Во взрослом возрасте ничего не изменяется. Если человек переживает грусть, печаль – мы стремимся повлиять на него, с целью прекратить это проявление. На противовес можем рассказывать горькие истории из своей жизни, желая «переключить» человека на иную тему, успокаивать, меряясь «у кого горе больше». Если человек злится, кричит, отстаивает сою позицию достаточно директивно – часто можно услышать призыв к моральности: «Тебе не стыдно?», «Воспитанные люди так себя не ведут!» и т.д.

Общество и культура, в которых мы живем и вырастаем, посредством пословиц-поговорок говорят нам: «Смех без причины – признак дурачины!», «Смейся-смейся, а за смешки слезами ответишь!», «На злого человека и собака лает!», «Не сердись, а то печенка лопнет!», «Вежливость открывает все двери!», «Скромным везде почет!»…

Мораль и религия так же, по своему, влияют на запрет эмоций. Мы не имеем права гневаться на других, желать человеку зла, завидовать чужим успехам, возражать родителям, проявлять непослушание, поддаваться соблазну и т.п., поскольку эти чувства чреваты наказанием. Каким именно? - не известно, но однозначно, что страшным.

Мы забываем, что эмоции заложены в нас природой. Они нам нужны для того, чтобы выжить.

 Это один из очень важных приспособленческих механизмов, отведенных нам эволюцией. Нашим поведением управляет подсознание. Оно принимает решения и подсказывает их нашему сознанию. А очень часто, особенно когда ситуация требует немедленной реакции, - то и в обход сознанию.

Речь идет о нормальной реакции организма на определенный фактор или ситуацию. И мы не можем их отрицать либо игнорировать. Эмоции заложены природой для того, чтобы мы лучше ориентировались во внешней среде. Если мы радостны и удовлетворены – это сигнал о том, что все хорошо, комфортно и мы стремимся получать ресурсы от этой, приносящей нам утешение, ситуации. Если мы боимся – это сигнал о том, что рядом с нами опасность, и мы должны быть более осмотрительными, настороженными.

Злость – это сигнал, что нашему организму не комфортно в данных условиях или с данным человеком, идет покушение, либо разрушение наших внутренних границ. Когда нас унижают или обижают – злость, гнев, недовольство являются естественными, защитными эмоциями. Если же другой человек сделал нам очень больно, - нормально переживать агрессию или даже ненависть (в зависимости от той силы, которая была направлена против нас).

Одна моя клиентка, которую избивал муж, рассказывая о нем, говорила: «Я очень страдаю по той причине, что желаю ему зла и мне очень стыдно, что у меня плохие мысли относительно него. Вечером я не могу молиться за мужа, и мне из-за этого еще тяжелее... Ведь нельзя желать другим зла…» Эта история имеет иные, более глубокие предпосылки, но все таки я хочу подчеркнуть лишь аспект запрета на злость и агрессию. И таких примеров можно привести множество.

Такая уж наша природа, что мы не имеем возможности контролировать возникновение эмоций. Нам подконтрольно их внешнее проявление, отображаемое нашими словами, поведением. Но вот механизм их образования – нет.

Эмоции никуда не деваются. Они либо проявляются внешне, либо же остаются внутри. Если недовольство человеком или ситуацией не выражается внешне и не проговаривается, - оно остается внутри нас, накапливается, возрастает и провоцирует саморазрушение.

Я неоднократно встречала людей, боящихся выказывать свое недовольство другим людям, испытывая при этом страх конфликта и разрушения отношений. Мы, как бы, живем в полярностях: либо я молчу, терплю и подчиняюсь обстоятельствам, либо же кричу, ругаюсь, обижаю других и разрушаю отношения, порождая тем самым чувство вины из-за своего поведения…

Не все ситуации предусматривают крайности. Более того, основная часть конфликтов решается лишь благодаря тому, что люди своевременно стремились найти взаимопонимание. Здесь и сейчас, в соответствии с конкретными обстоятельствами или ситуацией, а не через 5 или 10 лет. Если накапливать в малых порциях злость, рано или поздно чаша терпения переполнится. А тогда уже, в процессе переливания за край, вспомнится все и вся: обиды, недопонимания, злость, зависть относительно тех ситуаций, которые иной человек может и не помнить, - но ведь нас, же, болит и мы не в силах больше терпеть... В таких случаях, просто происходит неадекватная реакция на определенную ситуацию. Вот тогда уже действительно портятся отношения.

Получается некий замкнутый круг: сначала терпеть, а потом, когда не выдерживаешь – разрушать. Нас не учили говорить о своих эмоциях. Существует иллюзия, будто выражение своих негативных эмоций, влечет за собой наказание.

Демонстрация негативных эмоций есть адекватной, когда человек сам для себя понимает, что именно происходит, и почему он переживает то или иное. А для этого эмоции следует не игнорировать или вытеснять, а принимать.

 «Почему?» - важный вопрос для самоанализа. Почему у меня вызывает злость другой человек? Почему я обижаюсь, когда меня не слышат? Почему я ощущаю страх в присутствии конкретной личности? Почему меня раздражают надменные люди?

Такие негативные эмоции - неприятные переживаниями для человека, но, вместе с тем, они являются нашей неотъемлемой частью. Потеря эмоций, их игнорирование, вытеснение, замалчивание, в комплексе приравниваются к потере своего настоящего Я. Фальшивое эмоциональное реагирование создает красивую картинку для общества, морали, религии, культуры и пр., но, вместе с тем, разрушает нас изнутри.

Соглашусь, что мы должны контролировать внешнее проявление эмоций. Однако, мы не должны их себе запрещать, а также испытывать чувство вины, из-за возникновения соответствующих эмоциональных реакций. Это нормально, быть злым, неудовлетворенным, грустным, завистливым, раздраженным. Вместе с тем, важно, чтобы нашли эмоции оставались привязанными к конкретным ситуациям или лицам, их вызывающим, а не замещались реакциями относительно других людей.

Эмоции насыщают и окрашивают нашу жизнь. Вспоминая события прошлого, в первую очередь вспоминаются именно эмоциональные моменты. Без эмоций наша жизнь утрачивает смысл: мы превращаемся в роботов, запрограммированных выполнять определенные функции. Все эмоции нужны, все эмоции важны! Их нельзя запрещать, а, наоборот, необходимо принимать, исследовать в себе и контролировать внешнее их выражение.



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Для чего нам нужны эмоции и как их использовать себе во благо?
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные.
  • Почему нам так больно быть отвергнутым, и что с этим поделать?
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Принять решение за себя или позволить другим это сделать за нас
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Давай сделаем вид, что все в порядке, или Мины в отношениях. Как сохранить отношения счастливыми?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что делать, чтобы нас слышали и учитывали? И чтобы было взаимопонимание?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Что для нас деньги? Хотим ли мы быть богатыми
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • «У меня нет проблем — все дело в нем/в ней» или почему бывает трудно работать с супружескими парами
  • Почему они стыдят, или что творится внутри стыдящего? Статья размышление.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь