УСПЕХ И СЧАСТЬЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОСОЗНАНИЕМ СВОИХ ЭМОЦИЙ

Человек руководствуется эмоциями не просто часто, а еще чаще, чем мы думаем. Психолог Джон Готтман и его коллеги наблюдали за семьями с четырехлетними детьми вплоть до достижения ими подросткового возраста. Готтман попытался понять, как родители и дети общаются в эмоциональных ситуациях, какие ошибки совершают и каких проблем могли бы избежать. В результате появилась книга «Эмоциональный интеллект ребенка». Анастасия Чуковская внимательно прочитала ее и подготовила конспект основных тезисов автора.

Что такое эмоциональный интеллект?

Конечная цель воспитания не в том, чтобы вырастить послушного и сговорчивого ребенка. Большинство родителей хотят для своих детей большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.

Одной любви для этого мало. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты

Успех и счастье во всех сферах жизни определяются осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют эмоциональным интеллектом. С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.

Эмоциональное воспитание — это последовательность действий, которая помогает создавать эмоциональные связи. Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными эмоциями, они создают взаимное доверие и привязанность.

Дети ведут себя в соответствии с семейными стандартами, потому что они сердцем чувствуют, что от них ожидается хорошее поведение. Это не означает отсутствие дисциплины. Поскольку между вами существует эмоциональная связь, то они прислушиваются к вашим словам, их интересует ваше мнение и они не хотят вызывать ваше недовольство. Таким образом, эмоциональное воспитание помогает вам мотивировать детей и управлять ими.

Как делать не надо

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, Готтман выделил три типа:

  1. Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям детей, игнорирует их или считает пустяком.
  2. Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.
  3. Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

В случае с отвергающими родителями дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные, безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции. То же касается и детей неодобряющих родителей.

Если у детей невмешивающийся родитель, то такие дети не учатся регулировать свои эмоции, у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Ирония в том, что родители, которые отвергают или не одобряют эмоции своих детей, обычно делают это из величайшей заботы. В попытках защитить их от эмоциональной боли они избегают или прерывают ситуации, которые могут закончиться слезами или вспышкой гнева. В стремлении воспитать стойких мужчин родители наказывают своих сыновей за проявление страха или печали. Но в конце концов все эти стратегии дают обратный эффект — дети вырастают неподготовленными к жизненным проблемам.

Мы унаследовали традицию сбрасывать со счетов детские чувства просто потому, что дети моложе, менее рациональны, у них мало опыта и меньше власти, чем у окружающих взрослых. Чтобы понять своих детей, нам нужно проявить сочувствие, внимательно их выслушать и быть готовыми посмотреть на вещи с их точки зрения.

Дети составляют мнение о своей личности со слов родителей и, как правило, верят тому, что те говорят. Если же родители унижают детей шуточками, придирками и чрезмерным вмешательством, дети перестают им доверять. Без доверия нет близости, а значит, дети оспаривают советы, и совместное решение проблем становится невозможным.

Не критикуйте черты личности своего ребенка. Вместо: «Ты такой небрежный, вечно у тебя беспорядок», скажите: «Твои вещи разбросаны по всей комнате».

Один из самых быстрых способов помешать эмоциональному воспитанию — сказать ребенку, который расстроен и злится, как бы вы решили его проблему. Дети на таких советах не учатся. Предложить решение до того, как проявлено сочувствие, — это все равно что поставить каркас дома до того, как заложен прочный фундамент.

Трудно построить близкие и доверительные отношения с ребенком, если у вас нет возможности побыть с ним один на один. Я не рекомендую заниматься эмоциональным воспитанием в присутствии других членов семьи, друзей или незнакомых людей, так как вы можете смутить своего ребенка.

Как делать надо:

Родителям настоятельно рекомендовали применять позитивные формы поддерживания дисциплины: больше хвалить, чем критиковать, награждать, а не наказывать, поощрять, а не препятствовать.

К счастью, мы уже далеко ушли от старого «розги пожалеешь — ребенка испортишь» и теперь знаем, что лучшими инструментами для того, чтобы наши дети стали воспитанными и эмоционально здоровыми, являются доброта, тепло, оптимизм и терпение

Родители понимают, какую эмоцию испытывает ребенок, считают эмоции возможностью для сближения и обучения, сочувственно выслушивают и признают чувства ребенка, помогают ему найти слова для обозначения эмоции, вместе с ребенком изучают стратегии решения проблемы.

Дети, чьи родители постоянно использовали эмоциональные воспитание, имели более крепкое здоровье и более высокую успеваемость. У них лучше складывались отношения с друзьями, наблюдалось меньше проблем с поведением, они были менее склонны к насилию. Они испытывали меньше негативных, а больше позитивных чувств. Дети быстрее восстанавливались после стрессов, имели более высокий эмоциональный интеллект.

Исследования показали, что такие родители осознают собственные эмоции и хорошо чувствуют эмоции своих родных и близких. Кроме того, они считают, что все эмоции, такие как печаль, гнев и страх, играют важную роль в нашей жизни. Обычно дети учатся справляться со своими чувствами, глядя, как это делают их родители.

Ребенок, который видит, как его родители горячо спорят, а затем улаживают свои разногласия мирным путем, получает ценные уроки по разрешению конфликтов и выдержке в отношениях между любящими людьми

Ребенок узнает, что когда люди вместе переживают горе, то близость и связь между ними усиливаются.

Когда ребенок переживает сильные эмоции, взаимный обмен простыми наблюдениями работает лучше, чем прощупывание. Вы спросите дочь: «Почему тебе грустно?», но она может ничего об этом не знать. Она еще ребенок, у нее нет за плечами многих лет самоанализа, поэтому и готового ответа у нее нет. Поэтому лучше озвучить то, что вы видите. «Кажется, ты сегодня немного устала» или «Я заметил, что ты нахмурилась, когда я упомянул о концерте» — и ждите ответа.

Обозначение эмоции словами идет рука об руку с сочувствием. Родитель видит своего ребенка в слезах и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» С этого момента ребенок не только чувствует, что его поняли, но у него также есть слово, чтобы описать то сильное чувство, которое он испытывает. По данным исследований, обозначение эмоций обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.


Повысьте самооценку своего ребенка, предоставляя ему выбор и уважая его желания.

Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью. Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения. Хорошо написанные детские книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром своих детей.

В процессе воспитания вам будет полезно помнить о следующих принципах Хаима Гинотта:

  1. Допустимы любые чувства, но не любое поведение
  2. Взаимоотношения «родитель — ребенок» — это не демократия; только родитель определяет, какое поведение является допустимым.


Подростковый возраст

Путь самоисследования не всегда бывает гладким. Гормональные изменения могут вызывать неконтролируемые и резкие изменения настроения. В этом возрасте дети очень уязвимы и подвержены многим опасностям — наркотики, насилие и небезопасный секс лишь некоторые из них. Но поскольку это естественная и неизбежная часть человеческого развития, изучение продолжается.

Признайте, что подростковый возраст — это время, когда дети отдаляются от родителей. Родители должны понять, что подростки нуждаются в личной жизни. Подслушивание разговоров, чтение дневника или слишком большое количество наводящих вопросов служат для ребенка сообщением, что вы ему не доверяете, и создают барьер для общения.

Не задавайте таких вопросов, как: «Что с тобой?», потому что они подразумевают, что вы не одобряете его эмоции.

Если подросток вдруг открывает вам свое сердце, постарайтесь не показывать, что вы мгновенно все поняли. Ваш ребенок столкнулся с проблемой впервые, ему кажется, что его опыт уникален, и если взрослые показывают, что им хорошо известны мотивы его поведения, ребенок чувствует себя оскорбленным

Проявляйте уважение к своим подросткам. Я призываю родителей не дразнить, не критиковать и не обижать своих детей. Доносите свои ценности кратко и без осуждения. Никто не любит выслушивать проповеди, и меньше всего ваш подросток.

Не приклеивайте к нему ярлыки (ленивый, жадный, небрежный, эгоистичный). Говорите с точки зрения конкретных действий. Например, расскажите ему, как на вас повлияли его действия. («Ты меня очень обижаешь, когда уходишь, не помыв посуду, потому что мне приходится делать твою работу»).

Обеспечьте своему ребенку соответствующее окружение. Существует поговорка: чтобы воспитать ребенка, нужна целая деревня.

Интересуйтесь друзьями и общественной жизнью своего ребенка. Познакомьтесь с родителями его друзей. Пригласите его друзей остаться на ночь. Настройтесь на их разговоры. Прислушайтесь к их проблемам. И признайте, что за все время, проведенное в кругу семьи, у вас бывает миллион возможностей как присоединиться к своим детям, так и отдалиться от них. Вы сами решаете, пойти навстречу им или отмахнуться от их чувств.

Источник: mel.fm




Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «У меня для вас плохие новости: любви к детям не существует как таковой». Как родители калечат своих детей
  • Учитесь слушать и слышать своих детей или ЧТО лежит на глубине
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Нервные расстройства у детей: что должны знать родители
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Чувства. Что они могут скрывать?
  • Как мы создаем персональный ад для своих детей
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Отцы и дети. Сепарация, что это такое?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Правда ли, что родители всегда хотят своим детям добра?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Родители "срываются" на детей - о чем это может говорить?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ. ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗНИКАЮТ.
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Должны ли дети что-то родителям?
  • Почему взрослые дети вам не звонят и не говорят как на самом деле у них дела?!
  • Синдром "опустевшего гнезда". Что делать, когда дети вырастают.
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Ода клиенту или за что я ценю своих.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь