|
Бьете ли вы своих сотрудников? А детей?
Автор:психолог Вита МАЛЫГИНА
Нечаянно включаю радио и натыкаюсь: «Бьете ли вы своего партнера по бизнесу или коллегу по работе, если тот не сделал, что обещал?» И звонков много. Один рассказывает, что вообще-то он против насилия на службе, но вот недавно был случай: не сдержался, отходил одного для его же пользы: тот не хотел, шельмец, проект новый начинать, а ведь какой талантливый… Другой говорит, что его начальник бил — и ничего, зато хорошим специалистом стал… Скажете: «Не может быть!» Но вставьте вместо «подчиненных» и «коллег» — «детей», и такое обсуждение, увы, вполне возможно. На днях и я имела несчастье услышать такое на популярном радио. Ведущие, слушатели и эксперты всерьез обсуждали правомерность физического наказания. За порку по субботам не выступали, но вполне допускали, что… бывают случаи, …ничего не остается. И эксперт (директор одного из центров Московской службы психологической помощи) так и не дала безапелляционного ответа на вопрос ведущей: «Как с точки зрения научной психологии, можно ли применять физическое наказание?» Мялась.
А в научной психологии давным-давно не обсуждается физическое наказание как возможный способ воздействия на ребенка — лет 70, не меньше, — это не поле для научной дискуссии. Все однозначно: физическое наказание детей неприемлемо. Бить в воспитательных целях нельзя. Шлепки, порка, подзатыльники и любые другие способы причинения боли под запретом. И никаких вариаций типа: «Наподдать за дело», «Один раз шлепнуть». Ллойд Де Моз, психоаналитик и директор Института психоистории в Нью-Йорке, автор психогенной теории истории, рассматривает всю историю человечества как последовательную смену стилей воспитания детей. Его идея в том, что экономические и политические перемены в обществе следуют за переменами в воспитательных подходах, а война, как и другие виды политического насилия, отражает способы воспитания детей. Ученый считает, что настает время «помогающего» стиля, для которого характерно внимание к потребностям ребенка и отсутствие насилия в семье. Но он констатирует, что Восточная Европа, в том числе и Россия, сильно отстает от Запада в этом отношении: «По сей день тугое пеленание, регулярные побои и плохое обращение с детьми распространены во многих бывших советских республиках и странах Восточной Европы». Ученый пишет: «Чем больше я изучаю войну с точки зрения психоистории, тем больше убеждаюсь, что все войны являются извращенными… ритуалами, цель которых — избавиться от невыносимого чувства, что тебя не любят, результата предшествующих традиций воспитания детей… Подозреваю, что экономические цели войны — просто рациональное оправдание… Если кошмар войны берет начало в кошмаре детства, то новый дух любви и свободы в семье, возможно, превратит Европу из вечного поля битвы в ссорящийся, но миролюбивый континент». Людмила Петрановская, семейный психолог, специалист по семейному устройству детей-сирот, автор книг о психологии семьи и детей: «Если в процессе обучения ребенок обязан постоянно преодолевать мучительный стресс, если его могут унизить, обидеть, — то он не учится. Он все время в напряжении. Так устроен наш мозг: если он воспринимает ситуацию как опасную, включается режим спасения, выбрасываются гормоны стресса. Вся энергия — на спасение от опасности. И кора головного мозга, которая потребляет больше всего энергии в организме, находится на голодном пайке и перестает функционировать. Отдел мозга, который отвечает за сортировку информации и раскладывание ее по полочкам, начинает работать как тревожная кнопка и включать сирену. Школьник должен чувствовать себя в безопасности, тогда он будет учиться хорошо. А если он всю свою психическую энергию тратит на отслеживание угроз со стороны родителей, которые дома с ремнем ждут, то никакого обучения не последует по чисто физиологическим основаниям. И не в том дело, что ему плохо объясняли, он чего-то не понял или не хочет получить образование. Дело просто в физиологии». Мария Шапиро, нейропсихолог, директор психологической службы логопедического центра «Территория речи», уточняет: «Если ребенок постоянно живет в стрессе, в страхе, это почти неизбежно приводит к формированию невротических механизмов. С их помощью психика защищается от перегрузки. Это, в свою очередь, приводит к истощению всех функций. Ребенок не может сосредоточиться, не может построить план деятельности, он начинает избегать всего нового как опасного. Одна из самых частых историй в психологической консультации: родители жалуются, что у ребенка проблемы в обучении или он неуправляемый. Выясняется, что у него нет проблем в когнитивной, познавательной сфере. Но его психика в истощенном состоянии. И, как правило, оказывается, что дома на такого ребенка или все время орут, или жестоко наказывают, или и то и другое. Иногда можно услышать от взрослых: мол, ничего — меня били, а я и учился на пятерки, и никакого истощения не помню, и вообще был во всем первым. Но если копнуть глубже, то часто выясняется, что, несмотря на свою успешность, такие люди не чувствуют себя счастливыми, испытывают постоянное напряжение и часто, даже достигнув успеха, не ощущают его своим, потому что привыкли воплощать чужие желания, не обращая внимания на свои». «Физически наказывать ребенка — это подло, потому что ребенок маленький, он любит родителей, он зависит от них. Уже этого должно быть достаточно, чтобы не практиковать такой способ воздействия и удерживать себя от него даже в состоянии аффекта, — считает Наталья Кедрова, детский психотерапевт, крупнейший представитель отечественной гештальтпсихологии и мама пятерых детей. — Но если говорить о последствиях для психологического статуса ребенка физического наказания, то они ужасающие. Пережитые страх, боль, опыт унижения тормозят развитие, человек теряет способность защищаться и все чаще из трех возможных реакций на стресс — защищаться, бежать или замереть — выбирает замирание. Такому человеку трудно учиться, трудно выбирать. Человек, переживший унижение, чувствует потребность вернуть себе самоуважение, и часто дети, которых бьют, агрессивны к другим детям, особенно к тем, кто младше. И это не заканчивается в детстве. Опыт встречи с яростью ранит. Человек, который подвергался насилию в детстве, всю жизнь живет с ощущением, что внутри него есть нечто, что необходимо убить, он чувствует себя очень плохим. Во взрослом возрасте такие люди или становятся очень неуверенными родителями, боящимися своих чувств по отношению к ребенку, или идут привычной дорогой и становятся родителями-насильниками». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|