Предательство тела. Терапия панических атак

 ПРЕДАТЕЛЬСТВО ТЕЛА. ТЕРАПИЯ ПАНИЧЕСКИХ АТАК

Через приступы паники я возвращаю себе

фигуру потребности в Другом,

 признаю его важность и ценность для Я 

 

 Продолжение статьи. Начало здесь 

 

Терапевтические размышления

Попробую наметить как ближайшие, первостепенные, так и дальнейшие, стратегические задачи в случае психотерапии панических атак.

 Для клиента с приступами паники его симптомы устрашающи, и неудивительно, что он страстно желает от них избавиться. Именно с таким запросом он обращается к психотерапевту.  И терапевт здесь может угодить в «ловушку симптома», следуя за клиентом в желании избавить его от него. Такой подход обречен на провал, так как в этом случае симптомы клиента и его проблемы не совпадают. Следовательно, избавление от симптома будет временным и не решит его проблемы.

Сразу отмечу, что я буду опираться не на симптоматический подход к решению этой проблемы, а на системно-феноменологический. Суть его в том, чтобы:

1. Услышать симптом, дать ему возможность «сказать», о чем он?

(феноменологический этап);

2. Определить его суть, его смысл, понять, «зачем» он? Какую потребность он выражает? (системный этап);

3. Найти другой, несимптоматический способ удовлетворения этой потребности.

 Заземление

Одной из первых задач терапии при работе с клиентами с тревожным спектром расстройств будет ослабление у клиента тревоги. Фраза, произнесенная Хайдеггером в прошлом веке: «Возможно, самое лучшее, что мы можем сделать для человека, это сделать его тревожным» для человека нынешнего века точно не подходит. Тревожные расстройства, как уже я писал в первой статье, становятся отличительным знаком нынешнего времени. И терапевт здесь как раз должен быть сам максимально устойчивым и всеми способами (вербальными и невербальными) демонстрировать клиенту эту устойчивость, становясь тем самым для него пока единственным стабильным объектом в этом мире.

Благодаря чему это может быть возможным?

Терапевт сам должен обладать творческим типом идентичности, быть устойчивым в ситуации крайней неустойчивости клиента. Раздробленности и дезинтеграции личности клиента терапевт противопоставляет целостность и интегративность собственной личности.

Еще одним способом успокоить клиента является контейнирование его тревоги. Тревога клиента будет проявляться как в желании контролировать процесс терапии («Что мы будем делать???»), так и в его нетерпимости, желании побыстрее избавиться от беспокоящих его симптомов («Когда это все закончится?, Сколько будет длиться терапия?»). Важно понимать, что за этими вопросами клиента стоит его тревога и вам совсем необязательно точно отвечать на эти вопросы. Когда клиент спрашивает у меня, сколько времени потребуется для терапии, я обычно говорю: «Не знаю, но постараюсь обойтись минимально возможным». Здесь главное не то, ЧТО вы говорите, а КАК вы это говорите.

Если вы спокойны, пациент на уровне своих зеркальных нейронов почувствует это и тоже успокоится.

Клиент в состоянии паники плохо «тестирует реальность». И одной из первых задач терапевта является возвращение его в реальность. Мы возвращаем клиента из его «панической картины мира» в привычную. Это происходит через  процесс заземления. Смотри об этом подробнее в статье Бориса Дробышевского "Заемление в жизни и терапии" .  Для этого мы переводим сознание клиента с его пугающего состояния (фигура) на окружение (фон). Новыми фигурами клиента могут быть и сам терапевт («Посмотри на меня. Что ты замечаешь?»), и любые элементы внешнего мира («Обрати внимание вокруг. Что ты видишь?»). Появление новых фигур в сознании клиента необходимо для того, чтобы он смог на них опираться, так как его Я перестает выполнять функцию опоры. Это поддержка фона. Она важна для появления у клиента ощущения реальности, плотности мира, на который можно опираться.

По этой же причине терапевтическая интервенция типа «Ты должен взять на себя ответственность и решить, что делать» в данной ситуации в лучшем случае бесполезна, а в худшем может быть и ретравмирующей – опираться клиенту пока не на что. Его Я слабое и неустойчивое и его необходимо  поддержать извне.

Человек не знает, почему это с ним случилось. Это сильнейший симптом, который оторван от жизни, и в силу своей непонятности является ужасающим.  Важно дать (расширить, переопределить, воссоздать) фон, чтобы сделать непонятный симптом понятным.

Терапевту самому очень важно отслеживать в состоянии работы с такого рода клиентом свои «точки опоры». В каждом случае, когда приходит пациент с ПА, мы можем терять ощущение опоры: плохо дышать, плохо сидеть, переставать чувствовать свое тело, «уходить с головой» в симптомы клиента. Это знаки того, что вы сами потеряли опору и не сможете быть эффективны в работе с такими проблемами.

Встреча со страхами и одиночеством

В терапии важно идти за симптом, то есть пытаться понять, что стоит за симптомом, что его поддерживает, зачем он? Здесь необходимо поэтапное погружение в проблему. Важными этапами в терапии для клиента с приступами паники будет осознавание им того, что за его симптомами стоит тревога, за тревогой страхи, за страхами неосознаваемое одиночество и проблемы с идентичностью. Выделенные этапы последовательно прорабатываются с клиентом в терапии.

Так, к примеру, преобразование тревоги в страх снижает градус напряжения клиента. Тревога, как известно, диффузное состояние, у которого нет объекта. В связи с этим человеку сложно длительное время пребывать в тревоге. Страх, в отличие от тревоги, определен и объектен.  Появление страха вместо тревоги - это большой шаг, когда клиент может сказать что я боюсь инфаркта, а не  у меня инфаркт.

Следующим этапом в терапии будет осознавание клиентом своего одиночества. Ценность индивидуализма в современном мире ко всему прочему приводит человека к одиночеству, с которым сложно встретиться, осознать и пережить.

Франчессети пишет о том, что ПА – это резкий прорыв неосознаваемого одиночества… Это одиночество того, кто внезапно обнаруживает себя слишком видимым перед огромным миром. Это одиночество того, кто внезапно чувствует себя очень маленьким перед огромным миром. Однако это одиночество неосознаваемо и недопустимо для человека, страдающего приступами тревоги. И этот тип переживания запрещен для человека, иначе бы ПА  отсутствовала.

Одиночество не может быть признано и прожито, так как в нарциссически организованном мире надо быть сильным и независимым. Привязанность, близость здесь рассматриваются как слабость. Обращаться к другому, просить о помощи для человека оказывается невозможным - это противоречит его идентичности, представлению о себе как о сильной, независимой личности. Удовлетворить свою потребность в близости и привязанности становится невозможным. Так он попадает в ловушку – ловушку индивидуализизма  и отчуждения от другого.

И тогда через приступы паники я возвращаю себе фигуру потребности в Другом, признаю его важность и ценность для Я.

Формирование причастности

Ввиду вышесказанного, одной из терапевтических задач с такого рода клиентами будет работа над формированием у них чувства причастности.

При ПА возникает страх смерти и страх сумасшествия – это страхи, при которых мы выпадаем из сообщества. Это страдание становится более слабым, когда я нахожусь рядом с кем-то, кому-то доверяю. В современном мире, где прежние социальные институты перестали выполнять для человека функцию опоры, важным становиться включенность в различные сообщества: профессиональные, по интересам и пр. Они создают ощущение опоры – как за счет существования в них определенных правил, норм, границ, так и за счет появления у человека переживания причастности, совместности.

Эта работа начинается первоначально в контакте с терапевтом. Клиент постепенно укореняется в терапевтических отношениях. Терапевт становиться для него тем Другим, с которым можно быть слабым, просить о помощи, говорить о своих переживаниях, в общем, быть в отношениях. Этот новый опыт может стать бесценным для клиента, со временем клиент сможет «брать терапевта с собой», даже когда он не вместе с ним – внутренне общаться с ним, советоваться, сохраняя сопричастность. Это приводит к появлению в картине мира человека иного, не-Я. Нарциссическое одиночество преодолевается за счет появления в психической реальности Другого.

Работа с идентичностью

Одной из стратегических и долгосрочных целей терапии с клиентом с приступами паники является работа с его  идентичностью. В первой статье я писал о том, что Я современного человека идентифицируется по большей мере с его разумом, постепенно отчуждая от себя свою эмоциональную часть и телесность. В результате чего вместе с потерей этих «своих территорий» Я утрачивает и ряд своих функций. Оно прекрасно функционирует в области контроля,  анализа, сравнения, оценки, но оказывается импотентным в области установления отношений. В итоге такие человеческие феномены как участие, привязанность, близость становятся для него недоступными.

Посредством терапии происходит возвращение доверия к телу, чувствам, возвращение в Я эмоциональности и телесности. Это возвращение себе ранее отчужденных территорий. В итоге Я становиться более целостным и интегрированным. Когда прежнее, идентифицируемое с разумом  Я, «сдает» свои позиции, перестает контролировать, становится терпимее к своим чувствам, желаниям, телесным феноменам – паника уходит.   

Эта работа технически ведется через открытие у клиента его эмоциональных и телесных феноменов и возможность появления доступа к ним посредством организации с ними диалога. Путь к интеграции лежит через диалог и умение договариваться.  

Практические советы для тех, кто не в терапии

Ваше Я это не только ваш разум. Это еще и ваши чувства, и ваша телесность.

  • Допустите, что эмоциональность, чувствительность – это не слабость, и попробуйте отыскать ресурсы, которые они содержат;
  • Открывайте для себя мир ваших чувств. Это сделает вашу жизнь ярче и «вкуснее»;
  • Прислушивайтесь к своему телу, к его ощущениям: у него есть много сигналов, и боль лишь один из них – самый сильный;
  • Поисследуйте свое тело: где в вашем теле живут приятные ощущения,  где находятся напряжение, зажимы?
  • Порадуйте свое тело, устройте ему праздник: сходите в баню-сауну, понежьтесь в ванной, запишитесь на массаж...;

Следующее несложное упражнение поможет вам лучше понять, чего хочет ваше тело?

«Письмо Тела к Я»

Напишите от имени тела письмо своему Я по следующей схеме:

  • Как ему живется с Я?
  • Какие отношения существуют с Я?
  • Какие есть потребности у тела?
  • Удается ли размещать свои потребности?
  • Насколько строго Я по отношению к этим потребностям?
  • Какие потребности находятся под запретом Я?
  • Какие чувства испытывает тело к Я?
  • Какие у него есть претензии, просьбы к Я?
  • Что бы в этих отношениях хотелось телу изменить?
  • Как бы Я отреагировало на эти изменения?
  • Как бы чувствовало себя тело, если бы эти отношения удалось изменить?

Организуйте диалог вашего я и тела. Попробуйте услышать ваше тело и договориться с ним.

Что касается развития эмоциональной чувствительности, то здесь вы можете делать следующее:

-  Отыщите в интернете список чувств и эмоций;Распечатайте их. Пусть они будут у вас под рукой;

-  В ситуациях контакта с другими людьми и объектами этого мира - природными и культурными явлениями – останавливайте себя и задавайте себе вопрос  «Что я сейчас чувствую?»;

-  Обращайтесь первоначально к вашей шпаргалке – списку чувств. Примеряете их к своему душевному состоянию. Пытайтесь обнаружить резонанс в вашей душе с каким-то чувством из заготовленного списка.



Просмотров: 483
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Самопознание - что это для Вас?
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Не так страшен страх, как его малюют
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Давайте выполним это простое упражнение, чтобы проверить, как это происходит в вашей жизни?
  • Страх перед будущим: что это, причины, способы работы с ним
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Сахарный диабет! А так ли было сладко до его появления?
  • Психологическая трансформация, символическое значение ритуала крещения и его отдельных элементов для анализа психических процессов
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Ой, что это у нас под елочкой! Ох… это же предновогодняя депрессия…
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Золотой приём для обработки сложных чувств клиента
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь