Когда агрессия "неизлечима". Дети.

О психотерапии гнева снято немало фильмов и написано еще больше книг, статей, заметок и пр.. Кто-то защищает агрессию, кто-то стремится всячески искоренить. Борьба с агрессией начинается с самого садика и у одних действительно поддается коррекции, а у других остается бичем на всю жизнь. Многие взрослые в процессе психотерапии отдают себе полный отчет в том, что они излишне агрессивны, вспыльчивы, жестоки, сожалеют о таком поведении и понимают, что оно является основой всех их жизненных неурядиц в отношениях с людьми, однако сделать с собой ничего не могут. Думаете это лень и поиск оправданий?
Не всегда.
На самом деле действительно есть такой тип людей, у которых печень является конституционально слабым органом, они в каком-то смысле желчезависимы и не всегда умеют регулировать внутренний дисбаланс. В поведении такие дети большие труженики и умнички, ловкие, смелые, сильные и активные, часто победители различных олимпиад и соревнований, новаторы и креативщики... Однако проблема состоит и в том, что распознать психотип через соматип у детей, в отличие от взрослых очень сложно. Так как они в силу ускоренного развития примеряют на себе все модели поведения, не всегда понятно где их истинное, а где пробное. Подсказать, что ребенок относится к обсуждаемому соматопсихотипу, кроме особого тела (спортивного, сильного, гибкого), нам может и то, что в том или ином возрасте он больше других болел чем-то, что связано с печенью или желчным пузырем, глазами и/или связками, и тем более если это наследственное, если присутствовали психические особенности, включая функциональную гиперактивность, НЦД и пр.. Слабая печень делает таких людей склонными к зависимостям (это не только об алкоголе, а и о сладостях, компьютере и пр.).
Ну и естественно, самый важный критерий, которому и посвящена статья - такие дети особенно агрессивны в сравнении со сверстниками и их агрессивность сложно поддается коррекции. Я не буду писать тысячу раз оговоренное, наоборот, напишу те ключевые факторы, на которые стоит обратить внимание в воспитании таких детей.
За основу мы берем то, что агрессия для них является своего рода топливом. Все те достижения в школе, победы в спорте и успехи в личных взаимоотношениях - это все они имеют именно благодаря той самой агрессивной энергии, которую направили в правильное русло. Наша задача помнить, что этой энергии у них всегда значительно больше, чем у других, поэтому они успешны, пока применяют ее в дело. Как только мы сталкиваемся с агрессией деструктивной - это первый сигнал о том, что они сбились с пути, используют свое топливо не по назначению. Поэтому, обратите внимание на следующие предостережения:
1. Никогда не злобите их. Часто такие дети демонстрируют серьезную физическую силу и активность и родители отдают их в спорт. Это очень грамотное решение для того, чтобы ребенок мог реализовать свой физический потенциал, который у него от природы значительно больше, чем у других детей. Однако обращайте внимание на то, чтобы секции носили и дух философии взращивающей добродетели - не нападения, а защиты, честной борьбы, справедливости, уважении старших и помощи младшим, дружбе и взаимовыручке и т.д. К сожалению в психотерапии психосоматики это очень частая стратегия мужчин - "идти по трупам", которой их учили в детстве. Возможно сегодня она даст вам медаль или грамоту, но через 30 лет это будет одинокий и больной мужчина, который даже себе будет бояться признаться в том, насколько ему на самом деле плохо, и попутно либо будет спиваться, либо покалачивать все и вся, не физически, так косвенно, вербально.
2. Учите работать в команде. У таких детей очень сильно развит дух конкуренции, соревнования и пр., в глубине души они лучше вас знают кого, как и где обскакать. Поощряйте их индивидуальность и исключительность, однако напоминайте, что каждый человек ценен по своему, а в чем-то даже более успешен, чем он сам. Учите прислушиваться к другим идеям и иногда делать шаг назад. Сегодня это мои клиенты, которые бьются головой о стену, когда выход рядом. Они не видят его, потому что то ли слишком горды, чтобы просить о помощи, то ли уверенны в том, что люди вокруг - это люди второго сорта. Неумение уступить и отступить доводит их до сложных патологий. Если сейчас вы видите, что ребенок неадекватно реагирует на проигрыш, проявляет упрямство не взирая на доводы деструктивности такого поведения - не отгораживайтесь, это признак того, что он не справляется с имеющимся потенциалом.
3. Не учите давать сдачи. Такие дети стукнут обидчика вперед ваших назиданий, для них это как рефлекс. Более того, люди такого психотипа весьма убедительны в гневе и могут словами выразить свое недовольство так, что уже ни у какого ребенка не появиться желания с ним состязаться. Вот пусть он такой манерой прежде предупредит обидчика о последствиях. Важно таким детям научится не действовать рефлекторно, а брать паузу на размышление. Просто однажды получив разрешение на физическую силу они могут очень долго, мучительно и тяжело расставаться с этим во взрослом возрасте. Это клиенты, которые сначала ломают дрова, а  потом пытаются построить дом из щепок(. Рефлекторное проявление агрессии - самое сложное для такого психотипа, наша задача, наоборот уводить их от рефлексов и стереотипии, обращая внимание на анализ, планирование, взвешивание за и против, поиск компромисса и т.д., это их слабые места, которые важно усилить в детстве.
4. Не учите косвенным методам агрессии - бить груши, кричать в подушку и пр., это ловушка, которая сыграет  с ними злую шутку позже. Поверьте, ни одна клиентка не радовалась, когда ее муж в порыве семейного недоразумения рефлекторно громил всю кухню, технику или обзывал ее самыми последними эпитетами о существовании которых она даже не догадывалась. Помните, что у таких людей агрессии чересчур много и она является их естественным топливом. Единственный метод конструктивно с ней справиться, это направить ее в дело, в проект, в достижение, в самосовершенствование и т.д. Обратите внимание на разницу: косвенный метод агрессии = бить подушку и сублимация агрессии = приседание или прибитие плинтуса (для тех, кто постарше).
5. Анализируйте поведение. Оговаривайте с  ребенком как можно выразить агрессию иначе, как можно решить тот или иной конфликт иначе, как поступать в каких сложных ситуациях, с кем и о чем говорить, или что лучше делать и т.д. Не оставляйте его с чувством, что бить, кричать и ломать это нормально. К сожалению большинство моих агрессивных клиентов часто даже не понимают, когда они хамят, унижают и пр.. Они бы может и хотели не хамить, но не знают как это и не отслеживают в своем поведении.
6. Обсуждайте и демонстрируйте тактику ненасилия. Особенно если эту агрессию ребенок получил в наследство. Агрессивные игры и мультики вредны для обычных детей, для детей же, которые агрессивны конституционально это в первую очередь  травма, то, что они видят, они неосознанно переживают на себе испытывая гормональный удар. Очень часто мои взрослые клиенты рассказывают о ранних детских переживаниях связанных с наблюдением актов агрессии, а некоторые связывают их с включением центра удовольствия. Поэтому во вторую очередь это постоянная тема для обсуждений и анализа: что делает герой, почему он поступил так (получил или нет желаемое), это хорошо или плохо (бывает смешанное чувство когда пложительный герой убивает отрицательного - важно разобрать в чем плюс ситуации,а в чем минус, чтобы удовольствие от победы добра не смешалось с удовольствием от насилия) и как нужно поступить в такой ситуации конструктивно.
Важно обратить внимание на то, что это не универсальная статья. Она не о детской агрессии, она о детях, которые агрессивны от природы. Они не перерастут это, поскольку невозможно изменить свою физиологию. Наша задача, обратить их внимание на то, где и когда их поведение чрезмерно, как они могут помочь себе сублимировать эту энергию, и что делать, чтобы данная им от природы энергия достижения, созидания, креативности и т.д. не превратилась в пошлый мордобой или истеричность. С такими детьми нелишне оговорить, что вспыльчивость и гнев это их слабое место, которое важно держать под контролем. И если они чувствуют, что ситуация выходит за рамки - не биться головой об стену, а просить помощи.
Автор: Анастасия Лобазова, психолог-психотерапевт, специалист по психосоматике.


Просмотров: 541
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Социопатические родители: 3 знака на которые стоит обратить внимание.
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • 3 жизненных качества, которые важно в себе развить вопреки тому, чему нас учили в школе
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Почему детям важно, когда родители смеются, или как научить детей импровизации.
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Важно искать ресурсы, а не уделять внимание проблемам
  • Важно ли удерживать внимание на одной фигуре в терапевтической сессии?
  • НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • 11 августа Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров. 20 позиций которые вкладываются мужчинами в определение «эта женщина – в постели полное бревно»
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Синдром "опустевшего гнезда". Что делать, когда дети вырастают.
  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • Когда агрессия "неизлечима". Взрослые.
  • Очень полезная книга для детей и родителей.
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Почему взрослые дети вам не звонят и не говорят как на самом деле у них дела?!
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • "Ничего там хорошего не будет!" Или как помочь себе выйти из зоны комфорта
  • Родители "срываются" на детей - о чем это может говорить?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • При отсутствии детей в браке, я считаю, вполне можно разводиться. При наличии детей – нужно сильно подумать.
  • Нерешительность, или ребенок среди взрпослых "детей"
  • 10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ
  • "Он ничего не хочет делать!" (о самостоятельности детей)
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь