|
Гадкий утенок: в поисках идентичности
История гадкого утенка довольно часто всплывает как метафора жизни у моих клиентов. Похоже я созрел для того, чтобы поделиться своими соображениями на этот счет, мой читатель.
ГАДКИЙ УТЕНОК: В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ Будьте собой. Все остальные места уже заняты. Оскар Уайльд
Оставаться собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-нибудь другим – величайшее достижение. Ральф Уолдо Эмерсон
СКАЗОЧНАЯ «НЕСКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ» Для меня рассматриваемый текст прежде всего о важности других в формировании Я-идентичности. О том, какую роль играет близкое окружение в становлении Я. Поиск себя, формирование своей идентичности – далеко не самая простая задача в жизни каждого человека. Успешный результат этого процесса зависит как от самого человека, так и от тех условий, в которых происходит формирование его Я. Я не открываю здесь истину, утверждая, что все то, что является моим внутриличностным содержанием, когда-то было межличностным, отношениями. Так или иначе – наше Я является результатом опыта, прежде всего опыта контакта с другими Я. И здесь важнейшую роль играет ближайшее окружение – те люди, в контакте с которыми находится человек, в глазах которых словно в зеркалах «отражается» его Я. Описываемые в анализируемой сказочной истории события представляют собой негативный вариант такого опыта. Герой нашей «сказки» (хоть и сложно назвать это сказкой) встречается далеко не со сказочной ситуацией, в которой происходит формирование его Я. Весь период его раннего развития протекает в ситуации крайне недоброжелательной, травматичной для формирования его Я среды. В результате чего ряд его важных потребностей оказываются хронически фрустрированы и он получает травмы, которые можно обозначить как травмы развития. Остановлюсь подробно на видах и содержании этих травм. ТРАВМА ПРИНЯТИЯ Читая текст, мы замечаем, что рождению нашего героя никто особо не рад. Даже когда он еще находится в яйце, мы видим негативное отношение к нему старой опытной утки, которая «консультирует» его молодую неопытную утку-мать. Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать! Появление его на свет так же сопровождается негативной оценкой его матери. Ужасно велик! — сказала она. – И совсем непохож на остальных! Ты – не такой как все! Ты – другой! Эти слова могут стать как поддерживающим основанием для рождения новой витальной идентичности ребенка, так и словами, убивающими его индивидуальность и затрудняющими поиск своего Я. Все зависит от того эмоционального наполнения, с которым они произносятся близкими людьми, объектами привязанности. Безусловное принятие своего ребенка на этом этапе его развития, отношение к нему как к неоспоримой ценности, закладывают основу для его будущего самопринятия и «самолюбви». В противном же случае ребенку в последующей жизни будет сложно опираться на себя, принимать и любить себя. Ты не ценен такой, какой ты есть – вот девиз травмы принятия. ТРАВМА ОБЕСЦЕНИВАНИЯ Далее по тексту мы видим, как мама-утка воспитывает своих детей, подготавливая их к вхождению в социальный мир. Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте! Наш герой вместе со всеми своими братьями и сестрами постигает азы социального общежития, готовясь к встрече с миром других. Однако мы видим, что и эта встреча оказалась для него травматичной. Ничего хорошего не ожидало его в процессе представления миру, ближайшему окружению. Уже первая реакция этого окружения оказалась крайне обесценивающей и отвергающей. А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею. Такая реакция оказалась для него далеко не единственной. Ему приходится и в дальнейшем постоянно находиться в ситуации неподдерживающего, обесценивающего его окружения. Ситуация обесценивания становится для него хронической. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры. – Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. Мы видим реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все! Крайне сложно сохранять и развивать свою уникальность и индивидуальность в такой токсичной, обесценивающей среде, крайне сложно в ней даже просто быть. Уже самим фактом отличия от других он раздражает всех, вызывая желание переделать, сделать его таким как все. – Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать! Попытка его матери как-то защитить своего ребенка, призывая окружение к благоразумию, ничего не меняет. Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал! – Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трёпку! Ты не такой как все! Ты хуже других! – вот девиз травмы обесценивания. ТРАВМА ОТВЕРЖЕНИЯ По ходу развития нашей истории мы замечаем, что ситуация еще больше усугубляется: гадкий утенок теряет поддержку даже самых близких – своей семьи. Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему: – Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода! Более того, даже его мать оказалась в этом числе. А мать прибавляла: – Глаза бы мои тебя не видали! Что уж говорить про всех остальных. Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. Не оказалось места ему и за пределами его домашнего мира. – Ты пребезобразный! – сказали дикие утки. – Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами! Тебе нет места среди нас, ты чужой – с такими посланиями постоянно сталкивается гадкий утенок. Ты не наш, ты чужой! – вот девиз травмы отвержения. ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМ РАЗВИТИЯ Результатом хронического нахождения в ситуации вышеописанных травм развития являются грубые нарушения идентичности нашего героя. Нарушение витальной идентичности проявляется в следующих его переживаниях и установках – я не имею права на существование, не имею права быть. Это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Об этом подробнее я писал, анализируя сказку . Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы. Такого рода переживания могут приводить к суицидальным мыслям, что мы и наблюдаем у нашего сказочного героя. «Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!» Нарушение социальной идентичности – проявляется в переживаниях собственной несостоятельности, ненужности, никчемности: «Я не подхожу!». Гадкий утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от социального окружения. – Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка. – Нет! – Так и держи язык на привязи! – Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры? – Нет! – Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди! Удивительно, что среди этого хора посланий «что надо и как надо ему делать» наш герой пытается еще заявлять о своем «хочу». – Ах, плавать по воде так приятно! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой! Вызывает удивление и уважение, что наш герой в такой токсической атмосфере не сломался и не подстроился под других. Думаю, тот факт, что гадкий утенок сумел сохранить это самое "я хочу" и позволило ему в будущем отыскать свою подлинную идентичность. И совсем неудивительная, вполне ожидаемая реакция его окружения, знающего как нужно правильно жить: – Да что с тобой?! – спросила она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт! Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры! Одним словом, откажись от себя, стань таким, каким тебя хотят видеть другие! Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий… Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой. То, что раньше было функцией отношений, становится функцией его Я: И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора! Как здесь не вспомнить известное высказывание Л.С. Выготского: «Каждая психическая функция появляется на сцену дважды: сначала как функция интерпсихическая, затем как функция интрапсихическая». Низкая неадекватная самооценка запускает механизм проекции, который начинает определять контакт с другими: Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов. «Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня! КРИВЫЕ ЗЕРКАЛА Все вышесказанные изменения в структуре его идентичности приводят ограничению его желаний, потребностей к миру, убивают его мотивацию, лишают энергии для действий. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали.Бедный безобразный утёнок! Ситуация, в которой оказывается гадкий утенок, – это ситуация множественной хронической травматизации. Его направленные к другим потребности (в принятии, признании, позитивной оценке) оказываются грубо фрустрированны из-за неспособности и нежелания других откликнуться на них. Зарождающаяся идентичность нуждается в своем обнаружении посредством отражения в других. Обрести идентичность можно только через встречу, через Другого, лишь отразившись как в зеркале в Другом. Но другие в данной ситуации не способны адекватно отразить рождающуюся самость гадкого утенка, они создают вокруг него грубо искривленную отражательную поверхность. Другие здесь – кривые зеркала, неспособные адекватно отражать реальность. И как результат такого кривого отражения, его образ себя, его идентичность оказывается грубо искаженной. Вот как выглядит эта обобщенная сформированная в такой ситуации идентичность: Бедный безобразный утёнок! СКАЗОЧНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ В нашей сказочной истории мы наблюдаем счастливый конец – гадкому утенку удалось в итоге прорваться к своей подлинной идентичности – идентичности прекрасного лебедя. Рассмотрим, каким образом это оказалось для него возможным. Нашему герою повезло. Ему посчастливилось встретить таких Других, благодаря которым он смог восстановить свою нарушенную идентичность. Мы можем видеть в рассматриваемом тексте, как в процессе такой встречи все его фрустрированные потребности (в принятии, признании и позитивной самооценке) оказываются отраженными и поддержанными. Вот как это происходит в нашей сказочной истории. Он получает принятие и признание. И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами. Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… И старые лебеди склонили перед ним головы. Кардинально меняется и ситуация его оценки другими. До этого исключительно негативная оценка заменяется позитивной. В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал: – Новый, новый! И все остальные подхватили: – Да, новый, новый! – хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный! А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Результатом таких поддерживающих его самость процессов со стороны доброжелательных, принимающих, восхищающихся им других стала его возможность увидеть себя в неискаженном виде, таким, какой он есть на самом деле. Что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а – лебедем! В чистой, как зеркало, воде – это метафора незамутненного сознания, способность видеть объекты неискаженными, такими, какие они есть, в том числе и самого себя. Реально он не изменился, изменилось его восприятие себя, его образ себя. И он обрел свою потенциально данную ему лебединую идентичность. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: – Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком! Как важно появиться в своем месте, где тебя принимают таким, какой ты есть! Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, — он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие. ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Это в сказке превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя происходит так волшебно быстро. В несказочной истории так не бывает. Я уже отмечал, что наш анализируемый персонаж в своей жизни столкнулся с травмами развития – длительными хроническими фрустрациями жизненно важных потребностей. Здесь имеет место быть и травма отвержения, и травма непринятия, и травма обесценивания. В реальной же жизни эти травмы рубцуются далеко не так быстро и шрамы от них, как правило, остаются на всю жизнь. Такого рода травмы затрагивают структуру личности, меняют ее рисунок, приводя к структурным, характерологическим изменениям. Даже если человеку с идентичностью гадкого утенка удается прорваться к своей «лебединой» идентичности, идентичность гадкого утенка будет напоминать о себе в тех случаях, когда он будет сталкиваться в своей жизни с ситуациями обесценивания, отвержения, непринятия. Часто для этого в психологии травмы используется термин «воронка травмы». Она затягивает человека, столкнувшегося в своей жизни с подобными ситуациями, в омут пережитого им ранее негативного опыта и «включает» у него прежнюю искаженную идентичность. Профессиональная проработка такого рода травм развития требует длительной терапии. В этой работе невозможно ограничиться лишь технической частью, а необходима «терапия отношениями», в процессе которой становится возможным не только отреагирование и проживание болезненных эмоций, но и восполнение ранее неудовлетворенных потребностей. Тем не менее, хотелось бы дать некоторые рекомендации для людей, находящихся в поисках себя и своей подлинной идентичности. Оформлю их в виде вопросов, обращенных к самому себе, которые стоит периодически задавать себе. Рефлексивные вопросы. Как обнаружить себя?
Каково это не быть собой? Когда твой образ себя искажен и не соответствует реальности? Когда ты не тождественен самому себе? Тогда ты не можешь быть в контакте со своей самостью, подпитываться от нее. Наиболее типичными симптомами такого состояния может быть апатия, скука, депрессия, потеря смысла жизни, отсутствие энергии для жизни. Если же ты в контакте с собой, со своим я, то тогда ты можешь опираться на себя, разворачивать себя, раскрывать, проявлять себя, совершать Я-усилияи, делать это без насилия над собой. Я усилия не должны быть Я-насилием. Критериями того, что Вы на верном пути в поисках своей подлинной, изначально заданной идентичности, будут способности переживать радость и любовь в жизни, ощущение энергии для жизни и переживание гармонии с собой и с миром. Для иногородних возможна консультация по скайпу Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|