|
В поисках мужской идентичностиСначала отыщите мужчину в себе, тогда Вы вдохновите на мужественность других.
У мужчины есть только одно "оружие" – его мужественность.
В моей психотерапевтической практике нередки случаи, которые я называю для себя не иначе как «обращение за мужественностью». За многими предъявляемыми проблемами мужчин-клиентов просматривается более глубокая проблема – проблема мужской идентичности. Я в своем анализе буду использовать только авторский вариант сказки. Если буквально посмотреть на текст этой сказки, то сюжет ее может показаться весьма странным: родители упорно пытаются отвезти своих детей в лес, а те все время возвращаются домой благодаря находчивости и изобретательности своего младшего брата. У проницательного читателя при прочтении сказки закономерно может возникнуть ряд вопросов к тексту:
Почему этим самым умным и изобретательным ребенком, упорно нежелающим покидать семью, оказался самый младший из детей? Попробую ответить на эти вопросы как психолог, рассматривая данную сказку как метафору детско-родительских отношений. ПРОБЛЕМЫ СЕПАРАЦИИ В СКАЗКЕ И В ЖИЗНИ Думаю, что в данном тексте речь идет о проблемах сепарации, психологического отделения детей от родителей. При этом младшему ребенку, как правило, сделать это в жизни бывает сложнее всего. Поэтому в нашей сказочной истории именно он является главным героем. Невозможность отделиться от родительской семьи порождает ряд проблем для подрастающего ребенка, центральной из которых является сложность обретения им своей подлинной идентичности. Для нашего героя – Мальчика-с-пальчика – это проблема становления мужественности и мужской идентичности. Неслучайным здесь является и выбор автором имени – Мальчик-с-пальчик, метафорично передающего идею психологической незрелости. Есть ряд вероятностных причин, затрудняющих процесс отделения детей из родительской семьи. Чаще всего это связано с неспособностью либо с неготовностью родителей отпускать детей, либо с тем и другим одновременно. Рассмотрим, как это «звучит» в нашей сказке. При первом прочтении возникает идея, что здесь речь идет о неспособности родителей к отделению детей в силу своих психологических особенностей. Поскольку нашим героем является мальчик, то мы должны искать причину в неспособности, несостоятельности отца, а именно – в отсутствии у него самого мужественности. В становлении мальчика как мужчины ведущее место в семье принадлежит отцу. Именно отец является объектом для идентификации, эталоном мужчины для подрастающего мальчика. И от того, какими качествами обладает отец, будет во многом зависеть характер становления мужской идентичности у сына. Отправка детей в лес, как видно из текста сказки, происходит с подачи отца. Это действие можно символически расценить, как неспособность принимать отцом факт взросления своих сыновей из-за страха конкуренции с ними. Схожую ситуацию, но уже по отношению к дочери, мы можем наблюдать в . Там мать-мачеха в силу своей женской несостоятельности конкурирует с царевной, отправляя ее в лес на погибель. Мы видим, что в нашей анализируемой истории отец как будто бы является слабым. Он не берет на себя ответственность, предпочитая надеяться на внешние обстоятельства, на судьбу. – Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись – тут все-таки есть надежда. Слабый отец не может передать сыну мужественность. Это аксиома. Нельзя передать то, чего сам не имеешь. Однако, предположу, что в данном случае это не так: отцу в данной истории есть что передать своим сыновьям. В пользу того, что отец не является слабым, говорят следующие факты:
Да и сама идея «отправить подрастающих сыновей в лес» выглядит вполне естественной, если смотреть на нее как на метафору неизбежной сепарации детей от родителей. Тогда дровосек с женой стали потихоньку отходить от них и наконец совсем скрылись. Это пример символического описания постепенного психологического отделения родителей от детей. Родители тяжело переживают уход из семьи своих детей. Это непростой, кризисный момент в жизни каждой семьи. Этот семейный кризис в психологии называют «синдром пустого гнезда». Не являются исключением здесь и родители Мальчика-с-пальчика. – Где-то наши бедные ребятишки? – сказала, плача, жена дровосека. – Что с ними? Одни в дремучем лесу. Может, их уже волки съели. И как это мы решились бросить своих родных детей? И зачем только я тебя послушала! У дровосека у самого было горько на душе, но он молчал. Однако, неспособность родителей своевременно отпустить детей в собственную жизнь приводит к серьезным проблемам в жизни последних. Особенно это сложно бывает для младшего ребенка. Он то и оказывается чаще других детей опутан сетями родительской любви. В нашей истории это действие, на мой взгляд, является преждевременным только для младшего сына – он еще не готов отделяться от них и идти по собственному пути. И здесь, вероятно, мы имеем дело с неготовностью родителей отпускать последнего ребенка. Мальчик-с-пальчик является младшим сыном и родителям, похоже, сложно его отпускать во взрослую жизнь. Вероятно, они пытаются отсрочить кризис, связанный с пересмотром смысла их жизни, перед нависшей над ними перспективой встретиться с переживаниями, связанными с синдромом пустого гнезда, а также надеются подготовиться к старости, «оставив для себя младшего ребенка». Неготовность родителей отпускать ребенка ведет к чрезмерной его привязанности к родительской системе. Мальчик-с-пальчик привязан к дому, его уход является вынужденным и преждевременным. Он навязчиво стремиться вернуться обратно домой, преодолевая различные препятствия. В жизни это выглядит как неспособность отделиться от родителей и зажить самостоятельной жизнью. В норме готовность родителей отпустить из семьи сына проявляется в их определенных установках к нему. Установка отца проявляется в следующем послании: «Я признаю и принимаю в тебе твою зреющую мужественность». Установка матери следующая: «Я восхищаюсь твоей зреющей мужественностью». Это те бесценные дары, которые может получить от своих родителей подрастающий сын. Родители Мальчика-с-пальчика, похоже, не готовы к его вступлению во взрослую жизнь и нашему герою удается «считать» эту их неготовность. Мы видим, что он придумывает план, как вернуться обратно в родительскую семью. Мальчик-с-пальчик шел последним. Он то и дело вынимал из кармана белые камешки и бросал их позади себя на дорогу. Другие, более взрослые дети, «не знают» дорогу домой и, похоже, готовы принять родительскую волю и пойти по своей дороге жизни. Чего нельзя сказать о Мальчике-с-пальчике: – Не бойтесь, братцы, – сказал он. – Я знаю, как нам вернуться. Ступайте за мной. И он вывел их из леса той дорогой, по какой они шли туда: белые камешки указывали ему путь. Мы видим, что первая попытка отделиться от родительской семьи для нашего героя оказалась неудачной. Мальчик-с-пальчик, благодаря своей находчивости и изобретательности, возвращается обратно в семью. Ребятишки живо уселись за стол и так накинулись на еду, что любо было смотреть. А после ужина все семеро стали наперебой рассказывать, как страшно им было в лесу и как Мальчик-с-пальчик привел их домой. Все были счастливы: и дети, и родители. Но счастье их длилось недолго. И неудивительно. Взрослые дети должны жить отдельно, своей жизнью. Это естественно. Если этого не происходит, то в таких системах очень много эмоционального напряжения, приводящего к постоянным конфликтам. В нашей сказочной истории счастье также длилось недолго. Скоро деньги были истрачены, и опять начался голод. Дровосек с женой совсем пришли в отчаяние и решили снова завести детей в лес. Родители предпринимают следующую попытку отправить детей во взрослую жизнь. Однако Мальчик с пальчик опять не готов уходить из дома. Он пытается препятствовать этому своим привычным способом. Мальчик-с-пальчик опять подслушал разговор отца с матерью. Он подумал поступить как и в тот раз: сбегать к ручью и набрать там белых камешков. Родители, похоже, опять набрались мужества и предвосхитили его старые способы удержаться в семье. Но это ему не удалось. Дверь в доме была заперта крепко-накрепко. Однако это не останавливает нашего героя, он не намерен сдаваться и ищет новые способы, как остаться в родительской семье. Мальчик-с-пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки. Родители на этот раз делают еще больше усилий, чтобы дети «покинули родительское гнездо». Теперь родители завели детей еще дальше от дома, в самую глубь темного, дремучего леса. И опять они заставили мальчиков собирать хворост, а сами тайком убежали от них. На это раз вернуться домой так быстро, как в первый раз, не получилось. Кажется, что даже внешние обстоятельства против этого возвращения. Он думал, что легко найдет дорогу назад по хлебным крошкам. Но он не нашел ни одной крошки: все поклевали птицы. Следующая фраза подчеркивает психологическую неготовность нашего героя отделиться от родителей, настолько страшной представляется ему сейчас идея идти по собственному жизненному пути. – Пусть уж лучше мы достанемся Людоеду. Может, он сжалится над нами, если вы, сударыня, заступитесь за нас. Не получив от родителей подарок в виде принятия его мужественности Мальчик-с-пальчик оказывается психологически не готов к отделению от них. Ему предстоит непростой путь поиска мужественности и обретения мужской идентичности. Нашему герою необходимо для этого пройти ряд испытаний, совершая подвиги. МУЖСКОЙ ПУТЬ Мужчина может стать мужчиной только в окружении других мужчин, через других мужчин. Для этого ему необходимо быть на мужской территории, регулярно подпитываться «мужскими качествами». Мальчику просто необходим мужской пример – мужское поведение. Психоаналитики утверждают, что «мать – это образ мира, отец – способ действия». Через постоянный контакт с мужчинами у мальчика появляется возможность наблюдать и присваивать себе мужские качества – ясность, твердость, решительность. Я имею ввиду такую ситуацию, когда мужчины действительно обладают вышеперечисленным набором «мужских» качеств. В противном случае, если мальчик остается на «женской территории», то он находится под влиянием женских качеств, таких как – гибкость, мягкость, уступчивость. Мужчине, для того чтобы стать на мужской путь и обрести мужскую идентичность, необходимо психологически отделиться от матери. Процесс отделения мальчика от матери проходит посредством следующих механизмов; 1.Через идентификацию с отцом 2. Через символическое «убийство отца», победив его. В обоих случаях, мальчик «присваивает» себе образ отца и его качества. Это становится возможным благодаря прохождению им через кризисы развития. Первым из них является описанный в психоанализе «Эдипов комплекс». Критерием успешного прохождения этого кризиса является идентификация мальчика с отцом. Следующим этапом в становлении мужественности является юношеский возраст с обрядом инициации. Результатом такой инициации является обретение юношей идентичности мужчины. ИНИЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ВЗРОСЛЕНИЯ Мужчиной не рождаются. Им нужно становиться. Обретение мужской идентичности требует от претендентов совершения мужских поступков. Для этого во всех культурах существовал обряд инициации – разнообразные испытания, которым подвергаются повзрослевшие мальчики. Инициация – это рубеж, который необходимо пройти для обретения новых качеств. В содержание мужских инициаций, как правило, включены процедуры, требующие демонстрации от инициируемого ряда мужских качеств – умения терпеть и выносить боль, проходя через разного рода испытания. Успешно пройдя инициацию, мальчик становится мужчиной, обретает мужскую идентичность. Юноше, для того чтобы обрести мужскую идентичность, необходимо символически «победить» отца. Тогда у него есть шанс самому стать мужчиной и встретить женщину. И далеко не каждый отец способен «проиграть» своему сыну. Мужчина-отец, у которого есть проблемы с мужской идентичностью, могут вступать в конкуренцию (явную или скрытую) со своим сыном, самоутверждаясь при этом в своей мужественности за его счет. И тогда, не получив от своего отца такого рода признания его силы и мужественности, сыну предстоит долгий путь его поисков по дороге своей жизни. Невозможно также получить мужественность от слабого отца. В этом случае юноше придется искать ее у других сильных мужчин. В нашей же истории, отец Мальчика-с-пальчика хоть и имел, но не был готов передать своему сыну свой «мужской подарок». И нашему герою пришлось «прорываться» к мужской идентичности через совершение подвигов, сражаясь с другими мужчинами. Согласно сказочному сюжету, он встречает злого людоеда и побеждает его. Одни рассказывают, что вместе с сапогами-скороходами Мальчик-с-пальчик забрал у злого Людоеда толстый кошелек с золотыми монетами. Сапоги-скороходы – это метафора процесса развития. Мальчик-с-пальчик вступает в состязание с сильным мужчиной, побеждая его, и через это действие «подрастает», забирая у злого людоеда толстый кошелек с золотыми монетами – символом его мужества. Для нашего сказочного героя все заканчивается благополучно. Совершив ряд подвигов, победив людоеда, забрав у него сапоги-скороходы и кошелек с золотыми монетами, Мальчик-с-пальчик взрослеет и становится мужчиной. Мальчик-с-пальчик отправился к королю, и тот принял его к себе на службу гонцом. И Мальчик-с-пальчик заработал немало на королевской службе. НЕСКАЗОЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В реальной жизни зачастую все складывается не так хорошо, как в нашей сказке. К сожалению, в современной культуре образ мужчины становится все более размытым, включая в себя все больше «женских качеств». Да и такая важная и естественная процедура «превращения» мальчика в мужчину, как инициация, практически исчезла и современным мальчикам непросто обретать мужскую идентичность и следовать по мужскому пути. Все попытки стать мужчиной, опираясь лишь на формальные признаки – борода, усы, деньги и т.д., не компенсируют недостаток мужественности внутренней. Современные мальчики нередко так и остаются выросшими мальчиками. Такой выросший, но не отделившийся от матери мальчик:
К тому же для того, чтобы быть мужчиной, недостаточно только стать им, пройдя мужскую инициацию. Мужчиной не становятся раз и навсегда. В жизни необходимо постоянно доказывать, что ты мужчина, совершая мужские поступки. ЧТО ДЕЛАТЬ? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Обретение мужественности далеко не простой проект для мужчины. Как это бывает в жизни, мы с вами рассмотрели выше. В терапии для этого приходиться работать с такими устойчивыми личностными образованиями клиента, как его образ Я, самооценка, что требует немало времени и усилий. И терапевту необходимо сопровождать на этом пути своего клиента. Для меня это работа, требующая большого включения личности терапевта. И я убежден, что для того, чтобы клиент смог что-то взять для себя из этой терапии, у самого терапевта должно быть то, что он может ему дать. Как повзрослевшему сыну уходить из родительской семьи? Красивый образ такого ухода описал один из моих клиентов, который стал результатом его успешной работы с проблемой его дифференциации от родительской семьи и следования своим мужским путем. «Я ухожу с котомкой за плечами, в которой находятся дары от моих родителей. Там есть подарок от матери и от отца. Дар отца – признание и принятие во мне, своем сыне мужчины, дар матери – любовь и восхищение мной как взрослым мужчиной и готовность отдать его другой женщине. Я стою на своей дороге, оборачиваюсь, смотрю на родителей с благодарностью. Меня увлекает и манит моя дорога. И я готов по ней идти с радостью и без чувства вины». С этими подарками мужчине будет легче справляться с вызовами взрослой жизни. И очень важно уходить с благодарностью… Тогда есть возможность периодически возвращаться домой в гости к родителям. Для иногородних возможна консультация по скайпу Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|