Психическая травма. Что это такое?

Психическая травма (психологическая травма, психотравма) — по аналогии с физической травмой — это состояние нарушения целостности психики, вследствие чего психика не в состоянии функционировать здоровым, нормальным образом. Травматическая реакция возникает в ситуации чрезмерного стрессового воздействия на организм. Это может быть угроза жизни и/или здоровью, или ситуация, воспринимаемая психикой человека как таковая в момент происходящего.

"Неразрешённая" травма может на всю жизнь остаться источником всевозможных проблем. Например, таких, как отсутствие хорошего глубокого ощущения себя в своём теле или сложность находиться в близких отношениях с другими, одновременно сохраняя контакт с собой и своими чувствами. Частым следствием травматизации являются также различные хронические не поддающиеся лечению симптомы, панические состояния, повышенная тревожность, чрезмерная потребность в контроле, депрессия, потеря удовлетворения и смысла жизни и т.д.

Смысл травматической реакции заключается в блокировании физиологических механизмов регулирования стресса в мозгу и психике человека. В древних структурах мозга (в лимбической системе) происходит сбой, и состояние стрессовой (травматической) ситуации фиксируется как постоянное "здесь и сейчас". С этого момента, человек некой частью себя как будто постоянно остаётся "замершим" в той самой ситуации, не имея возможности отреагировать, завершить её.

Нервная система, в свою очередь, постоянно реагирует на стрессовую ситуацию повышенным возбуждением. Избыточная порция энергии, выработанная когда-то организмом для того, чтобы справиться со стрессом, по определённым причинам блокируется и замораживается, оставаясь запертой в нервной системе человека и, не имея возможности реализоваться по назначению, постоянно расшатывает её. При этом организм не только блокирует часть своей энергии, но и постоянно тратит её для сдерживания этого блока, что истощает физические и психические ресурсы человека.

Травмы могут быть:

  • шоковые (произошедшие вследствие чрезмерной стрессовой ситуации одномоментно или в течение длительного времени);

  • сексуальные (вследствие нежелательных действий сексуального характера);

  • эмоциональные (вследствие небережного эмоционального обращения) и другие.

Различают несколько видов психических травм:

  • Острое стрессовое расстройство или шоковая реакция (ОСР). Шок — непосредственно в момент стрессовой ситуации, сразу после неё, пик механизмов выживания, энергетический всплеск.

  • Посттравматическое Стрессовое Расстройство (ПТСР) — через некоторое время после ОСР произошёл сбой систем саморегуляции организма, энергия застряла в нервной системе.

  • Травма рождения или развития — полученная ребёнком в процессе внутриутробного развития, рождения или в первые годы жизни; вследствие незрелости психики и механизмов регуляции стресса у ребёнка, такие травмы фиксируются и встраиваются в тело и характер человека, становясь частью личности.

Работа с психической травмой — это длительный и тяжёлый труд как для человека, обратившегося за помощью, так и для терапевта, и к этому клиент должен быть готов. Терапия травм зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать: вид травмы, срок получения травмы, характерология человека, получившего её, наличие поддержки и мотивации у клиента, отношение общества к данной травме…

Универсальных технологий работы с травмой не существует, но на сегодняшний день есть ряд методик, позволяющих работать с различными видами психических травм максимально эффективно. Это соматическое переживание Питера Левина, бодинамический анализ Лисбет Марчер, биосинтез Дэвида Боаделлы, соматическая терапия Раджи Сельвама и некоторые другие. Также в процессе работы могут использоваться элементы арт-терапии, процессуально-ориентированной терапии, юнгианского анализа, телесно-ориентированной терапии, семейной системной терапии и др.

Идея работы с травмой заключается в нескольких аспектах, которые могут работать как в одной линии терапии, (то есть друг за другом), так и параллельно, независимо друг от друга:

  1. Ресурс (наполнить ресурсами и поддержкой истощённый травмой организм человека).

  2. Восстановление рефлексов и границ (восстанавливаются заблокированные вследствие стресса рефлексы и ощущение собственных границ, помогающие вернуть организм в состояние нормального функционирования).

  3. Контейнирование (формирование у клиента способности выдерживать избыточную заблокированную энергию, используя естественные механизмы саморегуляции организма).

  4. Разрядка (предполагает возможность постепенной разрядки замороженной энергии и её выход из "капсулы" и/или из организма клиента).

  5. Интеграция (возможность интегрировать заблокированную энергию травмы в теле и психике, вернуть разблокированную энергию вновь в организм клиента).

Очень большое значение для работы с травмой имеет подготовка и квалификация терапевта, и не только теоретические знания или владение техниками. Поскольку уровень травматических энергий достаточно интенсивен, терапевту необходимо выдерживать сильные переживания и ощущения свои и клиента, оставаясь в этот момент в контакте не только с собой и своим телом, но и с клиентом. Необходимо всегда помнить о возможной ретравматизации и не допустить её. Особенно важны для терапевта, работающего с травмами, навыки самоподдержки, соматического резонанса, чёткое понимание и ощущение границ, эмпатия, физическая и психическая устойчивость. Крайне значимо качество и длительность личной терапии самого терапевта, поскольку, во многом, именно в личной терапии необходимые навыки имеют возможность сформироваться.



Просмотров: 527
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Невозможно быть сексуально привлекательной только для одного человека
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Как отпустить навсегда человека или ситуацию, которые мучают годами
  • РАССТРОЙСТВА, ВОЗНИКАЮЩИЕ ВСЛЕДСТВИЕ ТРАВМЫ
  • Личные проблемы терапевта или спонтанная динамика терапии?
  • Мужчина должен быть... или как мы выбираем "болт" вместо человека
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Ответственность и активность клиента в процессе терапии
  • Заниженная и завышенная самооценка: причины, признаки, влияние на жизнь человека. Что делать в сложившейся ситуации?
  • Созидатели личных катастроф или как позволить себе счастье (работа с ранней травмой)
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Не возможность «отпустить» ситуацию/другого человека, часть 1
  • Для чего я живу или Как обрести свой Смысл Жизни?
  • ТЫЩЩА ПЯТЬСОТ ПРИЗНАКОВ СТРЕССА, ИЛИ В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ - ВЫЖИВАЙ!
  • Важны ли личные реакции психотерапевта для терапии?
  • О том, как поддержать в горе или кризисе другого человека
  • Невротическая, психотическая или пограничная структура личности: возможности психоаналитической терапии
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Зачем прорабатывать свои детские травмы или история из жизни одной семьи
  • Доращивание как одна из главных задач терапии ранней травмы
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Ресурсы человека: внутренний стержень или внешний костыль?
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Защита психологических границ — ответственность самого человека
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Об этапах работы с любовной травмой из прошлого.
  • «Любители» депрессии или о том, Как сложно любить человека в депрессии
  • Права клиента в терапии
  • Краткосрочные подходы в терапии. Терапия или консультирование?
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь