Психическая травма и травматическая self-парадигма

Для описания феноменологии психической травмы и создания модели психотерапии мне представляется полезным и даже необходимым введение понятия «травматической self-парадигмы», дополняющего предыдущее. Существующая актуальная self-парадигма имеет определенный порог фрустрации, до пересечения которого self изменения происходят внутри процесса переживания и имеют более или менее выраженный кризисный характер. 

Другими словами, процесс текущей трансформации является выносимым для self, хотя часто и непростым.

Однако после пересечения этого порога динамические self-процессы начинают приобретать разрушительный характер, поскольку составляющие их феномены не могут быть пережиты. Выглядит эта ситуация следующим образом. В результате чрезмерных требований поля, предъявляемых на границе контакта, появляется колоссальный объем энергии, высвобожденной за счет критической разницы между предыдущими self-паттернами и актуальными.

Если новые, до этого момента зачастую отсутствующие в опыте, и возникающие в актуальном контексте поля чувства, образы, представления и т.д. не могут быть пережиты и ассимилированы, то такая ситуация предполагает возникновение недифференцированного возбуждения (точнее следует сказать, перестающего быть дифференцированным).

Id-функция оказывается замороженной, феноменологически фиксируясь в виде психической боли, зачастую даже до уровня ее осознавания. Аналогичные процессы происходят и в двух других функциях – появляющиеся травматические образы и представления человека о себе и окружающем мире и соответствующие им экстренные и часто аномальные поведенческие паттерны как бы застывают во времени, психическая же боль выступает гарантом этого «психического замораживания».

Ведущим механизмом, опосредующим этот процесс, по всей видимости, выступает ретрофлексия. Другими словами, высвободившаяся энергия критических self-изменений, оборачивается против самой же себя, блокируясь в невозможности переживания.

Для простоты объяснения травматического процесса попробую использовать метафору. Представьте себе камень, брошенный в воду. Немедленно в точке входа камня в воду появляется волнение более или менее спокойной до этого момента среды.

Причем сила волнения прямо пропорциональна значительности воздействия на среду (силе, с которой камень сталкивается на границе контакта с водой, и которая, как известно, является производной от массы камня и скорости его движения в момент столкновения).

Появившиеся волны выступают метафорическим аналогом процесса переживания, который в конечном итоге приводит среду в некоторое состояние баланса, более или менее отличного от предыдущего состояния (до вмешательства). Предположим, что описываемый процесс оказался остановленным во времени.

Представьте себе значительную волну, зафиксированную, благодаря стоп-кадру или немедленной заморозке. Психическим аналогом такой полевой агрессии может послужить психическая боль с остановленными в ней сильными аффектами. Картинка, появившаяся перед вашим глазами, и есть метафора феноменологии психической травмы. Задачей же психотерапии является «разморозка» остановленного динамического процесса через восстановление чувствительности и переживание сильной психической боли.


Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • От психической боли – к процессу переживания
  • Психическая боль и травма: как обходиться в психотерапии с ней
  • ПТСР, как возможный прогноз развития психической травмы
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Интересные факты о психологии человека. Этого вы о себе не знали!
  • Процесс переживания утраты
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • Социализация – процесс создания счастливой жизни, или как вписаться в социум
  • КАК НЕ ПОСТРОИТЬ КАРЬЕРУ И НА КАКИЕ ГРАБЛИ НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО НАСТУПАТЬ!
  • Забота о себе: ненужность для других или ответственность?
  • Существует ли объективная реальность? Немного о значении феноменологии для психотерапии
  • Следует ли ускорять процесс психотерапии?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Как воспитать более уверенного в себе ребенка: 12 советов психолога
  • Идите к черту! Я слишком стара для этого!
  • Как концепции из процесса формируют реальность?
  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • Как использовать огонь злости, что бы стать более ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
  • Чем пахнет ваша боль или Два чудесных способа как избавиться от боли за 5 минут
  • Как не сгореть, работая с психической травмой?
  • ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЬ
  • Место контакта или как быть ближе со своим "взрослым ребенком"
  • Почему мы так часто стараемся сбежать из настоящего момента?
  • Теория. Расстройства ассоциативного процесса
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРИЕМА ПИЩИ
  • Злость и как с ней быть (техники для самоанализа и техники для психологов).
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Архетип Трикстера или почему полоса неудач и неприятные случайности могут быть не случайны.
  • Для чего нам нужны эмоции и как их использовать себе во благо?
  • Воронка травмы: "Этого не бывает!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь