Программное содержание: Расширить представления детей об окружающем мире (космос) Развивать способность устанавливать простейшие связи Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга. Предварительная работа: Проведение беседы на тему «Космос», Проведение рисование на тему «Инопланетяне» Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе, Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе, Игровые ситуации «Космодром», «Найдите созвездие». Оборудование: Модели планет на плакате, карта созвездий, рисунок скафандра, аудиозаписи, портреты, рисунки созвездий, глобус Ход занятия: Звучит космическая музыка.
Воспитатель: Дети, послушайте музыкальную композицию и попробуйте представить, в какое далекое путешествие приглашает вас это музыка «Космическое путешествие». Почему вы так думаете? Дети: Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос! Воспитатель: (рассказывает детям). В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнце, разгоняя тьму, сияла ЛУНА, которая периодический меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетие и на многие вопросы люди нашли ответы. Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе. Вопросы детям: Воспитатель: Что такое космос? Дети: Космос- это пространство. Воспитатель: Что находится в космическом пространстве? Дети: В космическом пространстве находятся планеты. Воспитатель: Почему Земля – самая необычная планета? Дети: Наша Земля круглая, как шар. В течение года Земля обходит вокруг Солнца один раз в год. Воспитатель: Как начинали исследовать космос? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Кто был первым космонавтом? (портрет) Дети: Ю. А. Гагарин. Воспитатель: С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? (рисунок) Дети: С помощью Лунохода. Воспитатель: Откуда стартовал первый космический корабль? Дети: Первый космический корабль стартовал с космодрома «Байконур»
Воспитатель: Как одеты космонавты? (Рисунок)
Дети: Космонавты одеты в скафандр.
Воспитатель: Какой вид транспорта поможет оказаться в космосе? (рисунок)
Дети: Космический аппарат выводит на орбиту ракета.
Воспитатель: Ребята вы хотите полететь в космос?
Дети: Да!
Ребенок 1:
Мы с веселою игрой
Познакомить вас хотим
А давайте- ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос мы все полетим
Собирается полет, строим новый звездолет.
Ребенок 2:
Над головой высокий мчится самолет
След его волнистый, ветер заметает
Я теперь за правду в летчики хочу,
А постарше стану к звездам полечу.
Я. Серпина «Ракета»
Ребенок 3:
Гулять сегодня некогда
Мы заняты с другом, бумажные ракеты
Мы дружно мастерим, мы ярко их
Раскрасим, пускай теперь летят!
В отважных космонавтов играет
Детский сад.
Ребенок 4:
Мы летчиками смелыми быстрее стать хотим,
На ракетах настоящих мы в космос полетим.
Ребенок 5:
Над нами звезды светлые зажгутся
В вышине, мы красный флаг
Поднимем на Марсе и Луне!
Ребенок 6:
Читаем буквари мы на разных языках,
Но вместе полетим мы на звездных кораблях.
Ребенок 7:
Но лучше мчатся в небесах
На лайнере стальном
Пусть это «ИЛ»,
Пусть это «ТУ»,
Я его люблю за быстроту.
Ребенок 8:
Но вот другие корабли
Открыли путь вокруг земли.
Послушай! - я кричу, пилот, возьми
Меня с собой в полет!
Хоть на луну, хоть на звезду,
Не бойся, я не подведу.
Воспитатель: Ребята, раз вы хотите полететь в космос, мы сейчас с вами помечтаем и станем космонавтами, строителями, командирами.
Игра «Космодром».
Цель: Дети делятся на две группы, одна группа детей - строители, они строят космодром , другая группа детей - космонавты, они строят ракету. И на команду командира «Вперед» все разбегаются в разные стороны.
Строители: Мы построим, мы построим
Самый лучший звездолет:
Все проверим, все построим,
И отправимся в полет.
Космонавты: Космонавтом чтоб стать,
Надо много что узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
Строители: Вот готов ракетодром
Раздается гул и гром!
Миг и чудо - корабли
Оторвутся от земли.
Командир сигнал дает.
Командир: Приготовится вперед!
Исполняют девочки танец «Звездочки»
Воспитатель: Ребята, какое сегодня число?
Дети: 12 апреля.
Воспитатель: Что же в этот день отмечают?
Дети: В этот день 12 апреля отмечают День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего, космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет.
Воспитатель: 12 апреля 1961 году на корабле «Восток» 9 ч 7 мин. Ю.А.Гагарин стартовал с космодрома «Байконур», он облетел землю. Ребята за сколько минут?
Дети: за 108 минут.
Воспитатель: Взлетев в космос, человек доказал, что планета наша земля - имеет форму шара (показывает глобус). В нашей стране День космонавтики ежегодно отмечают. Полет Ю.А. Гагарина – открыл людям дорогу в космос.
Воспитатель: Каких космонавтов вы знаете еще?
Дети: Валентина Терешкова, Леонид Попов, Алексей Леонов, Титов…
Воспитатель: Наш Гагарин - знают дети,
Раньше всех людей на свете.
Побывал у звезд в гостях.
Ребята, а вы знаете, кто придумал первую ракету?
Дети: Да! Сергей Павлович Королев (показывает портрет).
Воспитатель: А первый искусственный спутник изобрел Константин Эдуардович Циолковский. (его между собой называют отцом космоса) Показывает портрет.
А теперь я вам загадаю загадки про космос.
Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу.
Я привязанный хожу.
Дети: Луна.
Воспитатель: Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только в него глядят.
Дети: Большая медведица.
Воспитатель: Желтая тарелочка на небе висит.
Желтая тарелочка всем тепло дарит.
Дети: Солнце.
Воспитатель: В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
Дети: Солнце.
Воспитатель: У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка
Собаки лают, достать не могут.
Дети: Месяц.
Восп-ль: Ребята, сейчас мы отправимся с вами путешествовать по созвездиям.
Ребенок 1:
Вот медведица большая,
Нашу звездную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
Ребенок 2:
А рядом тускло светится
Малая медведица
Маленьким ковшом
Собирает крошечки.
Воспитатель: Звезд на небе очень много и запомнить их не возможно. Древние люди выбирали среди звезд те, которые помогли им находить дорогу и определять время. Наиболее важным созвездием является Большая и Малая медведица. Они самые яркие звезды, похожие на ковш, поэтому их можно найти на небе. А вы находили их на небе?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Показывает рисунки созвездий. Звезды - это огромные шары из раскаленных газов. Самые горячие светятся голубым цветом, немного холоднее – белым, еще холоднее желтым цветом, а потом оранжевым и красным и в конце концов гаснут.
Игра «Найдите созвездие»
Цель: Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным .
Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.
Воспитатель: Земля - наш дом в космосе. А у солнца кроме земли, есть 8 спутников, их называют планетами. У каждого есть свое имя (показывает планеты).
Дети: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон. (показывают по карте схем созвездий.)
Воспитатель: Они то и составляют вместе с землей солнечную систему. Ближе всего находится Меркурий, а самое далекое Плутон, Юпитер 25 тыс. раз больше планеты нашей. Ребята, интересно, как питаются космонавты, раз там невесомость. Что же такое невесомость?
Дети: Все предметы и даже человек при наступление невесомости застывает в той позе, какая, была у них до этого.
Воспитатель: Обедают космонавты за складным столом, достают контейнер с едой и в прозрачный пакет упакованы завтрак, обед, ужин.
Воспитатель: Как спят космонавты?
Дети: Космонавты ложатся спать, они привязывают себя к своим спальным мешкам и также свою одежду.
Воспитатель: Моются ли космонавты?
Дети: Если открыть кран, то вода ударится о руки, отскочит, разобьется на мелкие капли и будет плавать по кораблю, поэтому космонавты для умывание пользуются специальными средствами.
ИГРА - ОРИГАМИ «РАКЕТА»
Цель: Складываем прямоугольник, загибаем верхние уголки прямоугольника до середины, еще раз загнем боковые стороны до середины, перевернем заготовку на противоположную сторону и опять боковые стороны согнем до середины.
Воспитатель: Ребята, возьмитесь за руки и почувствуйте, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездие важен.
Из 40000 профессий, существующих на земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг.
Подвиг научный, технический, организационный, прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.
Ребята давайте еще раз повторим, кто же может попасть в отряд космонавтов?
Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…
Дети: Знать.
Воспитатель: Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит …
Дети: Труд.
Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на..
Дети: Планеты.
Воспитатель: Самый дружный будет наш
Наш веселый…
Дети: Экипаж.
Воспитатель: Если в космос мы хотим
Значит скоро …
Дети: Полетим.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ребята, что это? (на полу лежит конверт)
Дети: Конверт.
Воспитатель: Давайте вместе посмотрим, что там внутри. Ракеты- игрушки.
(воспитатель раздает детям).
Вот и закончилось наше занятие - путешествие. Пожелание детям: Чтобы стать космонавтом - нужно ежедневно усердно учиться и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!
|