Ямвлих. О ПИФАГОРОВОЙ ЖИЗНИ

- Оглавление -



Примечания

    Перевод выполнен по следующему изданию: Iamblichi de vita Pythagorica liber / Ed. Lud. Deubner; Ed. add. et coir. U.Klein. – Stutgardiae: Teubner, 1975.

    Кроме того, было использовано следующее издание: Iamblichi De vita Pythagorica; accedit epimetrum De Pythagorae Aureo carmine / Ed. A.Nauck. – St.-Petersburg, 1884.

    Из переводов на новые языки автор сверялся с английскими переводами: Iamblichus. On the Pythagorean way of life / Tr. by J.Dillon, J.Hershbell. – Atlanta; Georgia: Scholars Press, 1991; Iamblichus. On the Pythagorean life / Tr. by G.Clark. – Liverpool: Liverpool University Press, 1989; Iamblichus' Life of Pythagoras, or Pythagoric Life. Accompanied by Fragments of the Ethical Writings... and a Collection of Pythagoric Sentences from Stobaeus and Others... / Tr. by T.Taylor. – London, 1818; repr. London: J.M.Watkins, 1965 и с немецким переводом: Iamblichos. Pythagoras. Legende, Lehre, Lebensgestaltung / Ubers. von M. von Albrecht. – Zurich; Stuttgart: Artemis, 1963.

    На русский язык фрагменты сочинения Ямвлиха "О Пифагоровой жизни" были переведены в книге: А.О.Маковельский. Досократики. – Ч. 3. Пифагорейцы. – Казань, 1919, и в книге "Фрагменты ранних греческих философов". – Ч. 1 / Изд. А.В.Лебедев. – М., 1989.

    Полностью на русский язык сочинение Ямвлиха "О Пифагоровой жизни" под названием "Жизнь Пифагора" было переведено дважды: Ямвлих. Жизнь Пифагора / Пер. Ю.А.Полуэктова. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997; Ямвлих. Жизнь Пифагора / Пер. В.Б.Черниговского. – М.: Алетейа, Новый Акрополь, 1998.

    У каждого из этих переводов есть свои особенности. Ю.А.Полуэктов более заботится о легкости для читателя, В.Б. Черниговский – о дословной передаче подлинника, однако оба эти перевода не отвечают современным требованиям, что вызвало необходимость появления нового издания.

     

  1. В эллинистическую эпоху были очень распространены псевдо-пифагорейские сочинения, появлявшиеся под именами Архита, Филолая и др. Об этом можно прочитать: Kingsley P. Ancient Philosophy, Mystery and Magic. Empedocles and Pythagorean Tradition. – Oxford, 1995; Thesleff H. The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. – Abo, 1965.

  2. По-видимому, здесь имеется в виду Анкей из Тегеи – легендарный царь древней Аркадии, сын бога Посейдона, один из участников похода аргонавтов (см. Аполлоний Родосский. Аргонавтика).

  3. Кефаления – остров и область в Ионийском море, куда входили острова Сама, Занкиф, Итака и Дулихий.

  4. Меламфилл – букв. "Черные листья".

  5. В большинстве источников – Мнесарх.

  6. У Порфирия ("Жизнь Пифагора") отец Пифагора является сирийцем из Тира, ставшим гражданином Самоса.

  7. Пер. М.Л. Гаспарова.

  8. Пифагор – букв. "Тот, о ком объявила Пифия".

  9. Эпименид – возможно, греческий писатель (см. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, I.115) или пифагореец, упоминаемый ниже в тексте (104). Эвдокс – историк Эвдокс Родосский, или же пифагореец Эвдокс Книдский (V-IV вв. до н.э.), известный астроном и геометр, врач и законодатель. Ксенократ – ученик Платона (IV в. до н.э.), автор "Пифагорейских вопросов".

  10. Платон в "Федре" говорит, что наиболее благородные человеческие души следуют за сонмом богов в их шествии по небу, и, находясь в свите разных богов – Зевса, Аполлона, Ареса и др. – приобщаются к высочайшим таинствам. Родившись же на земле, они сохраняют воспоминание о созерцаемых ранее таинствах и во всем ищут и проявляют идею того бога, спутником которого были.

  11. По Порфирию (Жизнь Пифагора, 1), Пифагор учится у Гермодаманта, сына Креофила. Ферекид с Сироса – один из первых греческих философов, современник семи мудрецов; по словам Диогена Лаэртского, "первым написал о природе и происхождении богов" (Диоген Лаэртский, I.116).

  12. Платон в "Пире" говорит о демонах как о роде между богами и людьми, передающих людям волю богов, а богам – молитвы и просьбы людей. По Гесиоду, в человеколюбивых демонов превратились души людей золотого века.

    Неоплатоник Гиерокл в комментариях к "Пифагорейским Золотым стихам" дает пифагорейское представление об устройстве мира: выше всего находится Бог-творец, далее следуют бессмертные боги – высокие сущности, которые не умирают и не лишаются божественного подобия. Далее – смертные боги, называемые также ангелами, героями или благими демонами (ниже в тексте Ямвлих называет Пифагора благим демоном). Ими считаются высокие сущности, постоянно обращенные мыслью к демиургу и освещенные исходящим от него блаженством, но, в отличие от бессмертных богов, претерпевающие изменения. Они благи и никогда не впадают в порок, герои, потому что они "страстные почитатели бога, поднимающие и возвышающие нас от земной жизни к божественному царству. Их также принято называть добрыми демонами, как опытных и сведущих в божественных законах, а иногда и ангелами, ибо они являют и возвещают нам устои божественной жизни" (Пифагорейские Золотые стихи с комментариями Гиерокла / Пер. И.Ю. Петер. – М.: Алетейа, 2000. – 3.3). Далее следуют демоны, или подземные демоны, "человеческие души, украшенные правдивостью и добродетелью". Демонами их называют, чтобы отличить от невежественных людей, – это те, кто, будучи по природе человеком, стал по характеру демоном. Далее следуют все остальные люди.

    В любом случае, речь идет о существах, которые покровительствуют людям и оберегают их, являются посредниками между богами и людьми и посылаются богами в помощь последним и чтобы нести им божественную волю. Таким демоном у Ямвлиха мыслится и Пифагор.

  13. Фалес и Биант входили в античный канон семи мудрецов, мыслителей и государственных деятелей VII-VI вв. до н.э. Всего их называется около 20, но Фалес, Биант из Приены, Солон и Питтак из Митилены встречаются чаще всего.

  14. Игра слов: kometes – 1) волосатый; 2) комета. Другой вариант перевода: "Стало поговоркой, что на Самосе появилась комета, которую все превозносили до небес и прославляли".

  15. В 538 г. до н.э.

  16. Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.), один из наиболее знаменитых ионических натурфилософов, последователь Фалеса.

  17. Диосполь – возможно, египетский город Фивы, где было святилище Зевса-Аммона. Пифагору, как и целому ряду греческих философов, традиция приписывает путешествие в Египет и обучение там у жрецов.

  18. Выше у Ямвлиха (2.7) говорится, что Пифаида родила Пифагора в Сидоне.

  19. Мох – финикийский мудрец (XII в. до н.э.), которому приписывали создание учения об атоме и финикийской космогонии.

  20. Евсевий утверждает, что греческие мистерии произошли от финикийских. По крайней мере, мистерии умирающего и возрождающегося бога Адониса и Астарты были широко распространены в греко-римском мире, а Мелькарт, широко почитавшийся в Сирии, в Греции часто отождествлялся с Гераклом.

  21. На горе Кармел было святилище Зевса. Эта гора, как ниже говорит Ямвлих, считалась самой священной и неприступной.

  22. Порфирий в "Жизни Пифагора" пишет, что Пифагор обучался у жрецов Гелиополя, Мемфиса и Диосполя, причем так поразил последних своим рвением, что они "допустили его и к жертвоприношениям и к богослужениям, куда не допускался никто из чужеземцев" (Жизнь Пифагора, 8).

  23. Камбис II, сын Кира II, – персидский царь с 529 по 522 гг. до н.э. Завоевание Египта Камбисом произошло в 525-524 гг. до н.э., следовательно, если учитывать этот факт, Пифагор пробыл в Египте всего 13 лет.

  24. Маги – название древних потомственных жрецов Персии и Мидии. Первоначально, до VII в. до н.э, это название носило восточнолидийское племя, из которого позже выделилось особое сословие жрецов зороастрийской религии. Во времена Ямвлиха магами также называли жрецов всех религий иранского происхождения.

  25. Обучение с помощью символов практиковалось древнеегипетскими жрецами (как, впрочем, и в Древней Индии, Тибете, у орфиков и т.д.). Слово σύμβολον в переводе означает "соединение", то есть возможность соединения мира материального с некой высшей реальностью. Французский антрополог-традиционалист Р.Генон в книге "Символы священной науки" пишет: "Подлинным основанием символики является соответствие, связующее вместе все уровни реальности, присоединяющее их один к другому и, следовательно, простирающееся от природного порядка в целом к сверхъестественному порядку. Благодаря этому соответствию, вся природа есть не что иное, как символ, то есть ее подлинное значение становится очевидным, только если она рассматривается как указатель, могущий заставить нас осознать сверхъестественные или метафизические истины... в этом и состоит сущностная функция символики". Об этом же говорит и Е.П.Блаватская в "Тайной доктрине": "Символика – зримое выражение идеи или мысли. Первоначальное письмо не имело знаков, и символ выражал целую фразу или предложение". А по словам китайского философа Линь Юй-Дана, символика имеет способность содержать в немногих условных линиях мысль веков и мечты поколений, воспламеняет воображение и ведет в царство бессловесного мышления. Таким образом, символ представляет внешнее выражение высшей истины и позволяет узнавать то, что при всех других способах было бы сложно выразить. Это некий ключ к реальности высшего порядка. Поэтому неудивительно, что в древних традициях, таких, как египетская, практиковался способ обучения с помощью символов, позволяющий на языке бессознательного понимать то, что невозможно понять с помощью линейной логики. И именно поэтому Пифагор и другие досократики предпочитали обучать с помощью акусм и аллегорий.

  26. Бескровным этот алтарь называли из-за нехарактерных для культа Аполлона растительных жертвоприношений (для культа большинства античных богов, наоборот, характерно принесение в жертву животных). Порфирий в своем трактате "О воздержании от животной пищи" утверждает, что такой способ жертвоприношения был наиболее древним и что именно ему следовали пифагорейцы, которые были против убийства животных и не употребляли их в пищу.

  27. Считалось, что законодательство Крита было дано первым критским царем Миносом, который, по легенде, раз в девять лет беседовал с Зевсом в пещере горы Ида (в этой пещере при раскопках были найдены следы культа Зевса в образе бога-быка). Так что критские законы считались полученными от Зевса и поэтому – совершенными. По сообщению Диогена Лаэртского (8.3) и Порфирия (Жизнь Пифагора, 17), Пифагор вместе с Эпименидом спускался в пещеру Зевса на горе Иде. Что касается законов Спарты, данных Ликургом (между IX в. и первой половиной VII в. до н.э.), то считалось, что они были даны либо Дельфийским оракулом, либо взяты с того же Крита. Платон, создавая законы для своего идеального государства, опирался на спартанское законодательство.

  28. "Акусматик" – от ακούω ("слушаю"). Об акусматиках см. ниже, 81.

  29. Так назывались греческие колонии в Сицилии и Южной Италии.

  30. Страна гиперборейцев – легендарная Гиперборея, расположенная на севере страна, которую каждую осень посещал Аполлон, весной возвращаясь обратно в Грецию. В одной из ипостасей Аполлон – бог Солнца, и особенно эти черты выражены в Аполлоне Гиперборейском, связывающемся с силой солнечного света. Гиперборейцы считались потомками, слугами и жрецами Аполлона, а сама страна была посвящена богу и особенно любима им (подробнее см. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян).

  31. Пеан – согласно Гомеру, врачеватель богов (Илиада, 5.401), позднее был отождествлен с богом Асклепием, исцеляющим людей (также Пеан – одна из ипостасей Аполлона-Врачевателя). По канонам древней медицины, лечение тела было неразрывно связано с исцелением души. Пифагорейцы и сам Ямвлих считали Пифагора врачевателем человеческих душ и потому отождествляли его с Пеаном.

  32. Некоторые авторы помещают демонов в область Луны. Например, у Евсевия (Praeparatio evangelia, IV.5.2) боги населяют небо и эфир вплоть до Луны, демоны – лунную область и воздух, души – Землю и подземный мир. У Порфирия (О воздержании от животной пищи, 11.38) души, отделившиеся от Мировой Души, населяют пространство под Луной и являются добрыми демонами.

  33. Ср. выше, 11.

  34. Сочинение Аристотеля "О пифагорейцах" не сохранилось.

  35. У Гиерокла демоны и герои часто отождествляются (см. прим. 12). Обычно героями называли полубогов, то есть потомков богов и смертных.

  36. Эксцентриситет (орбиты) – элемент, характеризующий форму орбиты. В зависимости от величины эксцентриситета орбита может иметь форму эллипса, параболы или гиперболы. Эпицикл – вспомогательная окружность в геоцентрической системе: планета движется равномерно по эпициклу, в то время как его центр перемещается по другой окружности с центром в Земле – так называемому деференту. С помощью эпицикла и деферента объясняли попятное движение планет.

  37. По словам Платона (Государство, 527е), "в науках очищается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости более ценно, чем иметь тысячу глаз, – ведь только при его помощи можно увидеть истину".

  38. Тавромений был основан примерно через 150 лет.

  39. Харонд из Катаны – известный законодатель, составивший законы для халкидских колоний в Сицилии и на юге Италии, упомянут в списках пифагорейцев (267). Что касается законодателя Залевка, он жил за 100 лет до Пифагора. О законодательной деятельности пифагорейцев см. A. Delatte. Essai sur la politique pythagoricienne. – Paris, 1922. – P. 177-202.

  40. В 529 г. до н.э. У Ямвлиха много расхождений в хронологии: Пифагор покинул Самос в 538 г. в восемнадцать лет, вернулся в возрасте 56 лет на Самос в 500 г. до н.э., а потом уже уехал в Италию, т.е. это произошло позже 500 г. до н.э. А здесь датой прибытия в Италию оказывается 529 г. до н.э.

  41. Миф об основании Кротона Гераклом рассказывается ниже (50).

  42. Троянцы навлекли на себя гнев богов и потерпели поражение в войне из-за Париса, который, будучи охвачен страстью, нарушил законы и похитил Елену, супругу царя Менелая. А эллины – из-за Малого Аякса, который во время разграбления Трои надругался над Кассандрой в храме Афины Илионской. Из-за этого боги потопили корабль, на котором Аякс плыл домой, а на город Аякса Локры и Локриду Афиной был наслан мор. Избавиться от него, как известил Дельфийский оракул, можно было только посылая в течение тысячи лет ежегодно двух девушек из лучших локрийских семей в Трою, в храм Афины, где они служили, пока на смену не придут другие. (Подробнее см. Р.Грейвс. Мифы Древней Греции. – М, 1992.)

  43. Ямвлих намекает на семерых кротонцев, четырехкратных победителей в беге на Олимпийских играх (в годы жизни Пифагора в Кротоне) и на семерых мудрецов античного канона.

  44. Согласно Гераклиду Понтийскому, Пифагор называл себя любомудром (философом), а не мудрецом, потому что никто не мудр, кроме бога. По свидетельству Диодора Сицилийского (Х.10.1), Пифагор и свое учение называл любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов, он говорил, что из людей никто не мудр, так как человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, но тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).

  45. . Говоря об образовании, Пифагор подразумевает не некую сумму знаний или информации, получаемую человеком, а воспитание, развитие в себе определенных умственных и нравственных качеств.

  46. Дике – богиня Справедливости в нравственном аспекте, она также вершит справедливость в круговороте душ, то есть связана с посмертным судом и воздаянием, потому ее помещают в царство Плутона. Фемида – богиня правосудия и правопорядка, следящая за выполнением божественных законов на земле.

  47. Диоген Лаэртский говорит, что Пифагор предписывал "не клясться богам, а стараться, чтоб была вера твоим собственным словам" (22).

    Неоплатоник Гиерокл, комментатор "Пифагорейских Золотых стихов", комментируя фразу "и верным будь клятве", пишет о двух видах клятвы. Первая клятва – клятва божественная, сохраняющая неизменность и постоянство мира, как это было предписано божественным законом. Она соблюдается теми, кто постоянно обращен мыслью к богу и следует ему. Вторая клятва – клятва повседневной жизни, она является "следом" первой, божественной, и ее задача – направлять к истине людей, сообщать им благородный характер, сохранять гражданские добродетели. Однако как первой, так и второй клятвой не следует злоупотреблять и использовать ее часто и беспорядочно, потому что клятва обесценивается и перестает быть священной. Поэтому Гиерокл рекомендует не произносить часто слов клятвы, но, в то же время, соблюдать ее. Возможно, именно это имеет ввиду Ямвлих.

  48. В Древней Греции женщина считалась хранительницей и жрицей домашнего очага и священного домашнего огня, посвященного богине Гестии (в Риме – Весте).

  49. Πατς – ребенок, παιδεία – воспитание.

  50. Аполлоном.

  51. Архемор ("начинатель рока") – прозвище Офельта ("благодетеля"), сына царя Немеи Ликурга, в честь которого семеро вождей во время похода против Фив учредили Немейские игры. Младенца задушила змея, когда его кормилица Гипсипила отлучилась показать воинам родник. Прорицатель Амфиарай истолковал смерть младенца как предвестие гибели войска Семерых и их самих в будущей войне и назвал Офельта Архемором. Немейские игры проходили раз в три года.

    Меликерт – сын Ино и Афаманта, царя Беотии. Гера наслала на Афаманта безумие, Ино, спасаясь от него с сыном Меликертом, бросилась в море, и Меликерт стал морским богом, Палемоном, покровителем мореплавателей. В честь него в Истме были учреждены игры.

  52. Женщины в Древней Греции, как правило, давали обет через поручителя и гаранта.

  53. По-видимому, имеются в виду три мифические сестры Граи ("старухи"). У них был один глаз на троих, которым они по очереди обменивались (зрячей была лишь обладательница этого единственного глаза). Здесь Пифагор приводит Грай как пример единства, согласия и благородного взаимодействия. Кстати, если вспомнить мифологию, Персею удалось похитить глаз, когда Граи начали ссориться из-за него и утратили согласие.

  54. Кора ("девушка") – имя Персефоны и целого ряда богинь-дев. Нимфа – речное, морское или лесное божество, – означает "невеста". Слово "мать" в древнегреческом языке имеет один корень с именем богини Деметры – покровительницы плодородия, дающей плодоносную силу земле, людям и всему живому. Майя ("бабушка") – имя матери Гермеса.

  55. В Додоне был знаменитый оракул Зевса, где жрецы, селлы, гадали по шелесту листьев на священном дубе.

  56. Ямвлих помещает остров Калипсо близ Кротона.

  57. Порфирий в "Жизни Пифагора" пишет: "Числа Пифагора были символами, посредством которых он объяснял все идеи, касающиеся природы всего".

    Источником всего Пифагор считал Единицу (она же в геометрическом выражении – точка), далее следовали Двойка (линия), Тройка (плоскость), Четверка (объемное тело), из них – все множество чисел, далее – четыре основы-элемента (Огонь, Воздух, Вода и Земля), а из их комбинаций – весь проявленный мир. У Диогена Лаэртского после числового ряда следуют точки, линии и далее – геометрические фигуры. Подобная трактовка математического учения Пифагора возможна, если учесть, что геометрические фигуры – более формальные проявления идеальных и абстрактных чисел. (См. Диоген Лаэртский, Гиерокл и др.) Числовой ряд от 1 до 10 (см. ниже прим. 80 о Тетрактисе) описывает последовательные этапы сотворения Вселенной – от источника всего, Единицы, до рождения проявленного мира. Таким образом, числа являются выражениями законов гармонии и эволюции мира. Поэтому знание чисел и пропорций ле

    жало в основе понимания мироздания. О числах в учении Пифагора см. ниже, 147, 152.

  58. Давния – древнее название Апулии, где первым царем был Давн.

  59. Порфирий следующим образом объясняет пифагорейский запрет есть бобы: "Бобов он запрещал касаться, все равно как человеческого мяса. Причину этого, говорят, объяснял он так: когда нарушилось всеобщее начало и зарождение, то многое в земле вместе сливалось, сгущалось и перегнивало, а потом из этого вновь происходило зарождение и разделение – зарождались животные, прорастали растения, и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы" (Жизнь Пифагора, 44). Диоген Лаэртский, ссылаясь на Аристотеля, называет еще две, "божественных" причины запрета – то, что боб напоминает врата Аида, и что бобы "подобны природе целокупности" (V.34).

  60. Илиада XVII, 51-60. Пер. Н.И.Гнедича.

  61. Платон в "Государстве" говорит о двух видах воспитания, которые рекомендованы для стражей: о воспитании мусическом и гимнастическом. Задача мусического воспитания – привести человека к пониманию прекрасного, уравновесить его душу и развить ее благородные качества. Гимнастическое воспитание закаляет тело и развивает волю стража.

  62. Диатоника (букв.: "идущая по тонам") – семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатонический тетрахорд выглядит следующим образом: ½Ф – Т – Т (полутон и два тона, например е-f-g-а). В хроматическом наклонении третий тон тетрахорда понижался на полтона: ½Ф – ½Ф – 1½Ф (напр. е-f-fis-a). Энгармоническое наклонение было двух видов: более древнее основывалось на пропуске второго тона: 1½Т – Ф (напр. е-g-а). Более позднее делило первый полутон диатонического тетрахорда на два четверть-тона: ¼Ф – ¼Ф – 2Т. Об открытии Пифагором диатонического наклонения см. 118-120.

  63. Александр Афродисийский в комментариях к "Метафизике" Аристотеля пишет, что пифагорейцы "утверждали, что вся Вселенная составлена согласно некоторому гармоническому отношению". Он выделяли 10 движущихся сфер: в центре "Очаг" Вселенной, или центральный Огонь, вокруг него семь планет (включая Солнце и Луну), сфера неподвижных звезд, Земля и Антиземля. Каждое из движущихся тел издает звук определенной высоты (движущиеся быстрее звучат выше, а движущиеся медленнее – ниже). Скорость движения и звуки, издаваемые телами, пропорциональны расстояниям между ними. Отсюда, по представлению пифагорейцев, движению Неба присуща музыкальная гармония и небо "звучит" как гармоничный аккорд. (Подробнее см. Фрагменты ранних греческих философов, I, 58B.)

    Платон в "Тимее" (38b-39е) и в "Государстве" (616d-617d) развивает эту пифагорейскую теорию.

  64. О подобном методе привыкания к созерцанию чистых первообразов говорится у Платона в мифе о пещере (Государство, кн. 7), когда он объясняет, как после созерцания теней не ослепнуть от света солнца. Естественно, и пещера, и тени, и солнце – некие аллегории: под пещерой подразумевается иллюзорный мир материальных форм, под тенями – отражение Идей, под вещами, проносимыми перед пещерой, – сами Идеи, а под солнцем подразумевается идея Блага, которая дает свет и жизнь всему сущему. "Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем – на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом – на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днем, а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на Солнце и его свет. И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или в других, ему чуждых средах". (Государство, 516b, см. также Федон, 99d).

  65. H.Diels. Die Fragmente der Vorsokratiker / Ed. W.Kranz. – Berlin, 1956. – B129. Пер. МЛ. Гаспарова.

  66. О лечении души музыкой см. 110 след.

  67. Пифагор разделял душу человека на ум, рассудок и страсть, причем указывал, что умом и страстью обладают и человек, и животные, а рассудком – только человек (см. Диоген Лаэртский, VIII.30). Подобное разделение можно встретить у Платона, который выделяет три начала человеческой души: разумное, вожделеющее и яростный дух. Разумное начало должно руководить вожделеющим, а яростный дух по своей природе способен присоединяться как к первому, так и ко второму, но в случае справедливого человека он помогает разумному началу управлять страстями.

  68. Огня, Воздуха, Воды и Земли. Тело человека, как и Вселенная, складывается из этих элементов, причем тело считается здоровым, когда все элементы находятся в гармонии и правильном соотношении, а при нарушении этой гармонии наступает болезнь (подобные представления характерны как для древнегреческой философии, так и для восточной и для натурфилософии Возрождения).

  69. Платон. Государство, 527d-е.

  70. Политики – букв. "искусные в государственной деятельности". Пифагорейская школа была государством со своими законами, поэтому часть учеников школы посвящала себя административной деятельности, следя за соблюдением законов общины. Впрочем, известно, что Пифагорейская школа выпускала талантливых законодателей и политиков, которые иногда даже управляли городами-полисами. Помимо законов политики управляли хозяйством и ведали казной общины (см. 74).

  71. Эсотерический (эзотерический) – букв. "направленный внутрь", "внутренний". Под эсотериками обычно понимаются посвященные в тайные учения. Поэтому занавес может быть аллегорией "завесы тайны" (ср. "покрывало Исиды" в герметической традиции), а ученики, слушающие Пифагора за ним – посвященных в сокровенные учения и созерцающих свет Истины.

  72. Лисид – один из немногих спасшихся после разгрома пифагорейского союза; переехал в Элладу, где в конце жизни стал учителем будущего фиванского полководца и политического деятеля Эпаминонда (250).

  73. Речь идет о Деметре и Персефоне и Элевсинских мистериях. Разглашение тайны Мистерий каралось смертью. О пифагорейском запрете разглашать тайны учения см. 104.

  74. Письмо Лисида считается подложным.

  75. "Пифагорейцы" и "математики", с одной стороны, и "пифагористы" и "акусматики", с другой, – одно и то же. Первые ("пифагорейцы" и "математики") – обладатели эзотерического знания, вторые ("пифагористы" и "акусматики") – претенденты на него.

  76. "Аттикистами" называли представителей риторического направления I в. н.э., подражавших языку и стилю знаменитых ораторов и писателей IV в. до н.э., прежде всего Демосфена, Лисия, Ксенофонта, которые считались истинно аттическими авторами.

  77. "Акусматики" – "слушатели", "математики" – "занимающиеся науками".

  78. Ямвлих в каталоге пифагорейцев (267) называет Гиппаса выходцем из Сибариса. В другом месте (Об общей математической науке, 76.19 в книге Фрагменты.., I, 18) Ямвлих утверждает, что, по мнению акусматиков, учение математиков шло не от Пифагора, а от Гиппаса. Однако пифагорейцы, занимающиеся математикой, признавали себя пифагорейцами в еще большей степени, чем акусматиков. Ниже Ямвлих сообщает о гибели Гиппаса за разглашение тайны сферы из двенадцати пятиугольников (88).

  79. Пифагорейские акусмы называются также символами ("иносказательными изречениями") и имеют, как это следует из названия, двойное значение: первое, этическое и воспитательное, – о нем писали все комментаторы Пифагора, в том числе Ямвлих, Диоген Лаэртский и Порфирий в сочинении "Жизнь Пифагора". Однако существовало еще второе, которое открывалось, по-видимому, только эсотерикам. Вообще подобное обучение через символы и иносказания характерно для всей досократической традиции.

  80. Дельфийский оракул принадлежал богу гармонии Аполлону.

    Четверица (Тетрактида) – священное число, первый квадрат, символ справедливости и божественного равновесия у пифагорейцев. Являлся основой всего существующего (Гиерокл) и деления на четыре ступени мудрости (арифметика, музыка, геометрия, астрономия), четыре стихии, четыре времени года, четыре страны света и т.д. Кроме того, Четверица дает первое тело – пирамиду (четырехгранник).

    Математическое выражение Четверицы: 1+2+3+4=10. Это число (см. выше, прим. 57) описывает некий законченный цикл, и тот, кто хочет считать дальше, возвращается опять к одному, двум, трем и т.д. (11=1+1=2; 12=1+2=3 и т.д.) Так что можно дойти до бесконечности, повторяя интервал десяти (см. Пифагорейские Золотые стихи, 465а-b). Гиерокл пишет: "В целом четверица охватывает все существующее: число элементов, времен года, возрастов, сословий, и невозможно сказать, существует ли что-либо, не зависящее от четверицы как от корня и начала. Четверица есть, как мы сказали, творец и причина всего, умопостигаемый бог, причина небесного и чувственно воспринимаемого бога. Как четверица может быть богом? Это ты достоверно узнаешь из приписываемой Пифагору "Священной речи", где бог воспевается как число чисел" (Пифагорейские Золотые стихи, 466b, 464b). По-видимому, о Четверице можно говорить как о математическом выражении законов высшей гармонии, управляющих Вселенной. Поэтому Гиерокл говорит, что главное в пифагорейском учении – познание Четверицы.

    С понятием гармонии пифагорейцы связывали музыкальную гармонию и гармонию восьми небесных сфер (см. выше, прим. 63). Интервалы между небесными телами составляли наиболее гармоничные музыкальные интервалы (октаву, квинту и кварту). А последние имели числовые значения 2:1 (октава), 3:2 (квинта), 4:3 (кварта). Так что числа, составляющие эти интервалы, принадлежали Четверице.

    Что касается сирен, то в "Государстве" Платона (617b-с) описывается веретено Ананке, придающее всему миру вращательное движение и состоящее из восьми небесных сфер, на каждой из которых сидит сирена и поет определенную ноту.

  81. Под врачеванием здесь подразумевается не просто лечение тела, но, в первую очередь, гармонизация души, поскольку именно проблемы души являются источником болезни тела. В данном случае речь может идти вообще о принципе врачевания, сутью которого является приведение в состояние гармонии любой нарушенной системы, будь то здоровье, душа, государство, природа и т.д.

  82. Правая сторона считалась благоприятной. Традиционно правое связывается с благим и добрым, а левое – с дурным.

  83. То есть следовать не мнениям толпы, а мнениям немногих понимающих людей (см. Порфирий. Жизнь Пифагора, 42).

  84. То есть не говорить попусту.

  85. Порфирий комментирует эту акусму так: "Не выставляй напоказ перед людьми, как ты судишь и думаешь о богах" (Жизнь Пифагора, 42).

  86. Оказать помощь нуждающемуся в ней – священный долг человека, которым нельзя пренебрегать или делать мимоходом. В то же время совет и помощь не следует навязывать тому, кто в них не нуждается, потому что в этом случае они обесцениваются.

  87. Абарид – легендарный гиперборейский жрец и чудотворец. Об Абариде писали Пиндар (10 Пифийская ода, 29-47), Геродот, Гекатей Абдерский, Платон, Диодор Сицилийский, Гераклид Понтийский (диалог "Абарид, или О душе"), Гимерий, Нонн Панополитанский.

  88. Стрела – символ и атрибут Аполлона в его аспекте бога солнечного света. Солнечные лучи, разгоняющие тьму, часто ассоциируются со стрелами, убивающими темные силы. Например, в мифе о борьбе Аполлона с Пифоном солнечный бог убивает хтоническое чудовище Пифона стрелой. По мнению А.Ф. Лосева, в солнечной стреле объединилось представление о животворящих и исцеляющих лучах солнечного света и о магическом жезле. Одна из ипостасей Аполлона – бог-врачеватель (Пеан), и Абарид с помощью стрелы солнечного бога производит очищение и исцеление. О стреле Абарида сообщают Геродот (IV.36), Пиндар (фрагм. 271), Платон в "Хармиде" (158b) называет Абарида вместе с Замолксисом "заклинателем от болезней".

  89. Об этом см. выше, 84.

  90. О пифагорейской иерархии богов, демонов и героев см. 31 и прим. 12.

    "Прежде всего почитай бессмертных богов, соблюдая
    Их старшинство согласно закону, и верным будь клятве,
    Славных героев, подземных демонов чти по закону".

    (Пифагорейские Золотые стихи, 1-4)

  91. См. также 171, 223.

  92. Согласно Диогену Лаэртскому, одежда Пифагора, напротив, была из белой шерстяной ткани, "ибо лен в тех местах еще не стал известен" (VIII. 19).

  93. О пифагорейском понимании дружбы как согласия между богами и людьми, людей – между собой, основоположений – друг с другом, тела с самим собой и вообще всего миропорядка от первочастиц до светил см. 69, 230-232.

  94. Внук, сын, младший брат или облагодетельствованный. Ср. ниже, 230.

  95. Ср. ниже, 232.

  96. Ср. ниже, 267, список пифагорейцев.

    Филолай из Кротона – крупнейший пифагореец старшего поколения, современник Сократа. Согласно его учению, в центре Космоса находится центральный огонь, называемый "Очагом" Вселенной (Гестией), вокруг которого вращаются пять планет, Земля, Антиземля и сфера неподвижных звезд. Он занимался математикой и связью чисел и геометрических фигур со свойствами богов. (См. Фрагменты.., I, 44).

    Эврит из Тарента – ученик Филолая, занимался вопросом, какое число свойственно той или иной вещи (см. там же, 45).

    Харонд из Катаны и Залевк из Локр – законодатели, неоднократно упоминаемые Ямвлихом (см. 130 и прим. 39).

    Аристей – второй схоларх, преемник Пифагора (см. 265).

    Лисид – см. 75.

    Эмпедокл – см. 67, прим. 130 (см. Фрагменты.., I, 31).

    Замолксис – скиф или фракиец, после смерти Пифагора принес гетам учение о бессмертии души и был причислен ими к богам.

    Эпименид – см. прим. 9. Вряд ли здесь имеется в виду знаменитый критский мудрец и ясновидящий, потому что последний жил предположительно в XII в. до н.э.

    Алкмеон Кротонский – в основном занимался медициной и изучением небесных тел (см. Фрагменты.., I, 24).

    Гиппас – см. 81 и прим. 78.

    Тимарид с Пароса – открыл метод эпантемы (нахождения по одному из слагаемых всех остальных), в основном занимался числовыми исследованиями. См. ниже, 145, 239, а также в каталоге.

  97. "Кто предается сну чистым и умеренным в поведении и еде, у того та часть души, которая связана с разумом и рассудком, как бы насытившись добрыми мыслями, приходит в деятельное и возвышенное состояние; вторая же часть, что питается наслаждениями, не истощена ни скудостью, ни излишеством (ведь и то и другое притупляет остроту ума: как отсутствие чего-то нужного для природы человека, так и излишнее изобилие).

    А третья часть души, вместилище гнева и пылких страстей, умиротворена и спокойна. И вот, когда эти две безрассудные части души укрощены, когда первая часть, вместилище разума, просветляется и становится деятельной и готовой к порождению сновидений, тогда-то сны приходят и спокойные и вещие" (Платон, Государство, 571е-572b). Вся античная традиция придает исключительное значение снам – особенно в том, что касается пророчеств и исцеления (как, например, в храме Асклепия в Эпидавре). Сам Пифагор учил тому, что через сон можно общаться с богами.

  98. Плутарх связывает сердце и мозг с источником рождения, а Ямвлих в "Протрептике" трактует запрет есть сердце – чтобы не разрывать единства и согласия мирового целого. Также о запрещенных для еды растениях и животных см. у Порфирия (Жизнь Пифагора, 43).

  99. Порфирий утверждает, что Пифагор запрещал есть "почти все, что ловится в море" (Жизнь Пифагора, 45).

  100. Пеан – здесь гимн в честь Аполлона, а также победная песнь.

  101. В пифагорейской традиции, а также позднее в античности, было широко распространено воздействие на душевное состояние с помощью музыки. К примеру, Платон говорил о четырех основных музыкальных ладах, оказывающих разное воздействие, Аристотель – о пяти, а в целом выделяли семь или восемь основных музыкальных ладов. Платон и Аристотель с точки зрения воспитательного воздействия на душу отдавали предпочтение дорийскому ладу, как наиболее мужественному и уравновешивающему. Платон рекомендовал использовать этот лад для занятия мирным делом, философией или молитвой. На второе место по полезности Платон и Аристотель ставили фригийский лад, вызывающий религиозный и гражданский энтузиазм, подходящий для сражающегося воина, помогающий при унылом и расслабленном состоянии души. А лидийский лад Платон и Аристотель считали наихудшим, потому что он оказывает размягчающее и разнеживающее воздействие на душу и подходит только для пирушек. Подробнее о воздействии музыки см. у Плутарха "О музыке".

  102. Спондеические мелодии отличались торжественностью и исполнялись на празднествах в честь богов.

  103. Гомер. Одиссея, 4.221. Пер. В.А. Жуковского.

  104. 12:8=3:2 (квинта).

  105. 12:9=4:3 (кварта).

  106. 9:6=3:2 (квинта).

  107. 3/2 : 4/3 = 9/8 (один тон).

  108. 12:6 = 2:1 – октава, 12:8 = 3:2 – квинта, 8:6 = 4:3 – кварта.

  109. 12:9 = 4:3 – кварта, 9:6 = 3:2 – квинта.

  110. Монохорд – однострунный инструмент для определения высоты тона. Тригон – инструмент треугольной формы, похожий на арфу.

  111. Гипата – "крайняя" (струна), дававшая самый низкий тон.

  112. Меса – "средняя" (струна).

  113. Парамеса – "ближайшая к средней" (струна), то есть вторая из пяти струн лиры.

  114. Нэта – "последняя" (струна).

  115. Октахорд – образуется из двух тетрахордов, так что верхний тон нижнего тетрахорда совпадает с нижним тоном верхнего тетрахорда.

  116. Гептахорд – "семиструнник".

  117. Плутон получил имя от слова πλοΰτοσ "богатство".

  118. Вероятно, пифагореец создал видимость разрешения тяжбы для того, чтобы удовлетворить обе тяжущиеся стороны, которые никак не хотели мириться без решения судьи, потому что обе стороны ничего не проиграли и не выиграли из этого спора.

  119. Вероятно, один из злоумышленников уже успел бежать.

  120. Высший государственный орган.

  121. Пропуск в тексте.

  122. Платон в седьмом письме говорит, что Архит спас его от рук наемников и помог отплыть в Грецию. Рассказы о дружбе Финтия и Дамона см. ниже, 234-237, Клиния и Прора – 239.

  123. Речь идет о знаменитом египетском треугольнике ("треугольнике жизни") с катетами 3 и 4 и гипотенузой 5.

  124. "Ведь есть круговорот божественного сотворенного [=космоса], обнимаемый совершенным числом; и есть круговорот человеческого, число которого есть первое, где увеличение основ корней степеней, охватив три промежутка и четыре предела уподобляющих, расподобляющих, растущих и исчезающих чисел, все являет пропорциональным и взаимосоизмеримым. Из них отношение 4:3 в качестве базы, сопряженное с пятеркой, дает гармонии числовых формул после трех увеличений" (Государство, 546b-с, пер. А.Ф.Лосева).

  125. То есть о состоянии золотой середины между крайностями. Платон также говорит о необходимости умеренности во всем, потому что избыток чего-либо всегда ведет к собственной противоположности и, как результат, – к страданию. В "Филебе" (52с-е) Платон называет истинными те удовольствия, которым присуща мера. Аристотель в "Никомаховой этике" пишет: "Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели" (1106 b).

  126. Ср. ниже, 177.

  127. Ямвлих называет шесть видов пифагорейских добродетелей: благочестие, мудрость, справедливость, благоразумие, мужество и дружбу.

  128. Ср. выше, 63.

  129. Критскому жрецу и чудотворцу Эпимениду приписывались следующие сочинения: "Теогония", "Родословная куретов и корибантов", "Строительство Арго", "Плавание Ясона к колхам", "О критском государственном устройстве", "О Миносе и Радаманфе", главные произведения – "О природе" и "Очищения" (Фрагменты.., I, 3).

  130. Диоген Лаэртский рассказывает, что, когда однажды пассатные ветры дули так сильно, что портились плоды, Эмпедокл приказал содрать кожу с ослов и сделать меха, которые он затем расставил вокруг холмов и горных вершин, чтобы уловить ветер, за что и был прозван "Защитником от ветра" (60).

    По сообщению Диогена Лаэртского, Эпименид очистил Афины от чумы. Он взял черных и белых овец, пригнал их к Ареопагу и отпустил, приказав приносить в жертву соответствующему богу каждую овцу, которая приляжет (110).

  131. Аристей из Проконнеса (род. ок. 550 г. до н.э.) путешествовал по северному Причерноморью, автор поэмы "Об аримаспах", где изображались различные сказочные народы (см. Геродот, 13-15).

  132. Ср. ниже, 148.

  133. По-видимому, речь идет не о Лине, сыне Аполлона, растерзанном собаками, в честь которого слагали скорбные песни (это породило целый музыкальный жанр), но, скорее всего, о Лине, сыне Аполлона и Урании или Эагра и Каллиопы, брате и продолжателе Орфея. Считается, что он был величайшим из музыкантов и создавал гимны в честь богов и героев, которые потом и записал, создав эпос о творении мира и о героических временах. Ему также приписывают изобретение ритма и мелодии. Лина почитали не только как величайшего музыканта, но и как мудреца и учителя.

  134. Ср. выше, 91.

  135. О Миллии см. ниже, 189-195.

  136. Пифагорейские Золотые стихи, 1-3.

  137. Ср. ниже, 150 и выше, 47, и прим. 47.

  138. Философия Пифагора имела множество параллелей с учением орфиков и, возможно, имела последнее в качестве одного из своих источников. Среди основных идей пифагорейской философии – учение о метемпсихозе и об очищении души. Считается, что обе они берут начало в философии орфиков. Согласно философии орфиков, человеческая душа имеет два начала: титаническое и божественное дионисийское. В круге перерождений человеческая душа должна постепенно избавляться от низменной, хаотической и разрушительной "титанической" части, с чем связана важность очищения души и тела, состояние внутренней гармонии, вегетарианство и т.д.

  139. Либетры – область близ Олимпа, где, по преданию, была могила Орфея.

  140. Ср. выше, 139.

  141. Ср. выше, 100.

  142. Ср. выше, 144.

  143. Пифагорейские Золотые стихи, 47-48.

  144. Мы понимаем ίσταμένους как ίστάμενον.

  145. Халдеи – арамейское племя, чьи жрецы (как и жреческая каста магов) считались носителями тайных учений, особенно астрологических вавилонских знаний. Позднее с понятием халдеев и магов связывались любые магические и астрологические знания. О магах см. также прим. 24.

  146. Элевсинские мистерии – тайные обряды в честь Деметры и Персефоны, наиболее знаменитые и почитаемые из греческих мистерий. Священная драма, разыгрывавшаяся перед посвящаемыми, рассказывала о похищении Персефоны Аидом и о странствиях Деметры в поисках дочери, что в символическом ключе давало знание о перевоплощении и о странствиях души.

    В Имбросе, Лемносе и Самофракии были центры мистерий кабиров – божеств малоазиатского или финикийского происхождения, которые почитались как учителя тайного знания, всех искусств и ремесел. Самофракийские мистерии считались наиболее древними в Греции.

  147. В представлении пифагорейцев Единица (монада) – начало всех чисел и всех вещей, символ божества, Единого без Второго, порождающего весь мир. Двойка (дуада, двойственность) – начало любого разделения, противоречия и, следовательно, изменения (поэтому считалась у пифагорейцев нечистой). Единица и Двойка олицетворяют собой космические начала и творческие силы. Единица связывается с божественным и духовным началом, Двойка – с материальным. Тройка (триада) – первое порождение Двойки, после нее начинается весь ряд чисел (будучи нечетным числом, она восстанавливает нарушенное Двойкой равновесие). Как считали пифагорейцы, все вещи определены "тремя": началом, серединой и концом или прошлым, настоящим и будущим. С точки зрения теогонии, Единица соответствует первому Божеству, Двойка – разделению на Небесного Отца и Великую Мать, а Тройка – Богу-Сыну, рожденному от Отца и Матери, то есть первому рожденному.

  148. В числе 6 четное сочетается с нечетным и объединяются три первых числа, от которых происходит все многообразие остальных чисел (1+2+3).

  149. Т.е. кедр, лавр, кипарис и мирт. Все эти растения – священные деревья различных богов, кроме того, их эфирные масла и листья используются в церемониях.

  150. Т.е. в огне.

  151. Огонь, наиболее легкий и тонкий из четырех элементов, связывался с божественной природой. Любопытно сравнить взгляды Пифагора с отношением к огню в зороастризме в Персии (Пифагор, судя по его биографии, мог соприкасаться с этой культурой), где огонь считается священным, и ничто нечистое не должно его касаться. В зороастризме также запрещено сожжение тел, чтобы не осквернять огонь.

  152. Традиционно белый цвет связывается с чистотой и с божественной природой (за исключением некоторых восточных стран, где белый цвет связывается с трауром).

  153. Диоскуры – близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды. Кастор был смертным, а Полидевк – бессмертным братом, однако после смерти Кастора по просьбе Полидевка оба брата стали наполовину смертными, наполовину бессмертными: день проводили на Олимпе, день – в Аиде. В античной традиции Диоскуры – образец дружбы и согласия, а также гармонии противоположностей, где один не может существовать без другого.

  154. Правая сторона, являющаяся благоприятной, связывается с Единицей, которая является первым нечетным числом, а левая, неблагоприятная сторона – с Двойкой, символом разделения, которая является первым четным числом.

  155. Фраза, ставшая поговоркой. Платон цитирует ее в "Законах" (573е-574а).

  156. У Диогена Лаэртского это определение Пифагора выражено так: "Дружба – равенство ладов" (33).

  157. В "Горгии" (508b) Платон говорит о космосе следующее: "Мудрецы учат... что небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержность, справедливость, по этой причине они и зовут нашу Вселенную "порядком" ("космосом"), а не "беспорядком"".

  158. 'Εστω – пифагорейский термин, предположительно – "материя", "существование".

  159. Пропуск в тексте.

  160. Ср. выше, 150. В гл. 150 вместо "давшему четверицу нашему (человеческому) роду" сказано: "открывшему четверицу нашей мудрости".

  161. Ср. выше, 110.

  162. Ср. выше, 111.

  163. Парменид – глава школы элеатов, законодатель, был учеником известного пифагорейца Аминия.

  164. Эпихарм – поэт и комедиограф. Был знаком с некоторыми пифагорейцами и разгласил тайны учения (266).

  165. Платон. Государство, 462b.

  166. Выше (130) он назван Тимаром.

  167. См. выше, 104.

  168. Ср. Пифагорейские Золотые стихи, 1-4.

  169. Ср. выше, 133.

  170. Ср. выше, 155.

  171. Изложение теоремы Пифагора. Значение квадратного корня – гипотенуза.

  172. См. у Аристотеля: "Не просто определить, как, против кого, по какому поводу и какой срок следует испытывать гнев, а также до какого предела поступают правильно или погрешают... Действительно, иногда мы хвалим и признаем ровными тех, кому недостает гнева, а злобных признаем воистину мужами за способность начальствовать. Не просто поэтому определить в понятиях, насколько и как переходит грань тот, кто заслуживает обсуждения, ибо судят об этом по обстоятельствам и руководствуясь чувством. Ясно по крайней мере то, что похвалы заслуживает срединный душевный склад, при котором мы испытываем гнев против того, против кого следует, по должному поводу, должным образом и так далее" (Никомахова этика, 1126а, 30).

  173. "Протрептик, или Увещание к философии".

  174. Ср. выше, 68-69.

  175. Неант (III в. до н.э.) – ритор и историк из Кизика, автор "Эллинских событий", "Истории Аттала", "О знаменитых мужах" и других книг. Гиппобот (III-II вв. до н.э.) – автор трудов по истории философии ("О философских школах", "Перечень философов").

  176. Дион Сиракузский – один из учеников Платона, пытавшийся путем конституционных реформ создать в Сиракузах идеальное государство по платоновской модели.

  177. См. выше, 112.

  178. См. выше, 10 и прим. 12, где Ямвлих представляет Пифагора демоном, посланным людям, чтобы покровительствовать им и нести божественную волю. Также Ямвлих говорит, что душа Пифагора была ниспослана людям по воле Аполлона, и вообще в античной традиции Пифагор часто отождествлялся с Аполлоном (об этом см. выше, 8 и 91). Поэтому, согласно своей природе, он вносил порядок и гармонию во все, с чем ни соприкасался, касалось ли это воспитания человека или создания более справедливого государственного устройства.

  179. Фаларид – тиран Акраганта, известный своей жестокостью.

  180. Эринии – богини мщения.

  181. Ср. выше, 100 и 171.

  182. Ср. выше, 111.

  183. Ср. выше, 196. Платон характеризует мужество как добродетель для части души, называемой яростным духом или яростным началом, которая по своей природе является защитником и помощником разумного начала, если только не испорчена неправильным воспитанием (в этом случае яростное начало служит началу вожделеющему и человек либо слаб и изнежен, в случае недостатка яростного духа, либо, в обратном случае, груб и несдержан в проявлениях гнева). Платон подчеркивал важность мусического воспитания, говоря, что "яростное начало оно несколько ослабит, смягчая его словами и успокаивая гармонией и ритмом" (Государство, 442а). Соответственно, мужество определяется способностью яростного духа подчиняться разумному началу.

  184. Ср. выше, 68.

  185. Ср. выше, 187-188.

  186. Ср. выше, 198.

  187. Ср. выше, 69-70.

  188. Ср. выше, 101-102.

  189. Аристоксен из Тарента (354-300 гг. до н.э.) – философ, историк и теоретик музыки, ученик Аристотеля и пифагорейцев.

  190. Ср. выше, 198.

  191. Здесь Ямвлих намекает на миф о жертвоприношении Ифигении, дочери царя Агамемнона, Артемиде. Богиня в последний момент спасла Ифигению и сделала ее жрицей в своем храме в Тавриде, а взамен ее на жертвеннике оказалась лань.

  192. Пифагорейцы говорили на дорийском диалекте.

  193. Япиги – иллирийское племя, жившее в юго-восточной Италии. Лукания – область на юге Италии. Пицен – область на восточном побережье Италии на склоне Апеннин.

  194. Эпихарм с Коса – по сообщению Диогена Лаэртского, слушатель Пифагора, автор "Записок", в которых он писал о природе и врачевании (VIII.78).

  195. По наиболее распространенной версии (Павсаний, Ев-сгафий, Аполлодор), Эллин – сын Девкалиона, а не Дора, Дор же, согласно Аполлодору, – сын либо Эллина и Орсеиды, либо Аполлона и Фтии.

  196. Кранай – один из первых афинских царей, правивший после легендарного Кекропа. По имени одной из своих дочерей, Аттики, назвал свою страну Аттикой. Ион – афинский царь (по Эврипиду – сын Аполлона). Эрехтей – один из первых легендарных афинских царей, имевший облик получеловека-полузмéя, что свидетельствует о его хтонических корнях. Орития – дочь Эрехтея, была похищена северным ветром Бореем.

  197. Ср. выше, 163-164.

  198. Одиссея, 11.582-592.

  199. Вероятно, Гиппас. Ср. выше, 88.

  200. Эпаминонд – знаменитый беотийский полководец и государственный деятель, возглавлявший фиванское государство.

  201. Пропуск в тексте.

  202. Никомах из Герасы – неопифагореец (II в. н.э.), математик, автор трудов по мистической арифметике и музыке.

  203. Имеется в виду пифагорейский обычай воздвигать надгробный памятник живым людям, отвергнутым общиной. Ср. выше, 74.

  204. По-видимому, имеется в виду Аполлоний Тианский.

  205. Ср. выше, 88.

  206. Гомер. Одиссея, 14.145-146. Пер. В.А.Жуковского.

  207. Ср. выше, 84.

  208. Формула, которая встречается в "Илиаде" не менее 44 раз.

  209. Бобы использовались для жеребьевки.

  210. Правильная форма – Траент. Битва описана Диодором (ХП.9-10).

  211. Остров у берегов Ливии.

  212. Вероятно, для участия в политической жизни.

  213. Фурии – город в Лукании, основанный выходцами из Афин.

  214. О каком именно разграблении Кротона идет речь, неясно. Разрушив еще при Пифагоре Сибарис, кротонцы впоследствии сами были побеждены локрийцами, после чего город потерял свое былое могущество.

  215. Диодор из Аспенда (кон. IV в. – нач. III в. до н.э.) – судя по высказыванию о нем Диогена Лаэртского (13), по образу жизни был скорее киником, чем пифагорейцем. О Клинии см. выше, 127, 198, 239. О Филолае см. выше, 199. Он был первым из пифагорейцев, обнародовавшим их идеи. Об Эврите см. выше, 104, 139. Он считался в древности автором трактата "О судьбе" (Стобей. Эклоги, 1.6.19). Архит был автором сочинений "О математических науках", "О музыке", "О флейтах", "Диатрибы", "Декада", вероятно, "О машинах" и "О земледелии".

  216. О Силле см. выше, 150.

    Экфант (кон. V в. – первая половина IV в.) – последователь Филолая, развивший идею о вращении Земли вокруг своей оси.

    О Миллии см. выше, 143, 189 и 192.

    Алкмеон – известный пифагореец, о нем см. выше, 104 и Фрагменты.., I, 24.

    О Милоне см. выше, 249.

    Бронтину приписывалось авторство некоторых орфических поэм. По сообщению одних источников, был женат на дочери Пифагора Теано, по сообщению других, Пифагор сам был женат на его дочери Теано.

    Ликон – врач, принадлежавший к кругу Архита (см. Фрагменты.., I, 57).

    О Архиппе см. выше, 249-250.

    Зопир (IV в.) – пифагореец-инженер, помогший Дионисию Старшему создать боевые машины для флота и армии, принадлежал к кругу Архита.

    Эхекрат – ученик Филолая, рассматривал душу как музыкально-числовую гармонию (см. Фрагменты.., I, 53).

    Икк (V в.) – врач, занимался вопросами гимнастики и диэтики (см. Фрагменты.., I, 25).

    О Гиппасе см. выше, 81.

    Менестор (V в.) – по утверждению Теофраста, последователь Эмпедокла. Занимался ботаникой, анатомией и физиологией (см. Фрагменты.., I, 32).

    О Милътиаде см. выше, 128.

    О Тимариде см. выше, 104, 145, 239 (см. также Фрагменты.., I, 57а).

    Ксенон – вероятно, известный врач, о котором упоминает Диоген Лаэртский (165).

    Сим – теоретик гармоники, по утверждению Порфирия, присвоивший сочинения "Канон" и "О гармонии" (Жизнь Пифагора, 3; Фрагменты.., I, 56).

    Оккел – автор трактата "О природе Вселенной", доказывавший ее неуничтожимость; как и Аристотель, признавал существование пятого элемента – эфира (см. Фрагменты.., I, 48).

    Аристократ, Фитий и Геликаон – законодатели, см. выше, 130, 172.

    Опсим – см. Фрагменты.., I, 46.

    Дамон – друг Финтия (см. 234-236), известен как теоретик музыки, изучавший воздействие музыки на родственную ей душу как средство этического воспитания и разработавший учение об этосе музыки (см. Фрагменты.., I, 37).

    Мелисс – по сообщению Диогена Лаэртского (IX.24), ученик Эмпедокла, главное сочинение "О природе, или О сущем" (см. Фрагменты.., 30).

    Гиппон (нач. V в.) – занимался ботаникой, медициной, исследовал свойства мозга, описывал космогонию наподобие Гиппаса и Филолая, основой всего сущего считал воду (см. Фрагменты.., I, 38).

    О Диокле, Эхекрате, Полимнасте и Фантоне см. 251.

    Прор – см. 127, 239.

    Теодор (род. ок. 475 г. до н.э. – ум. ок. 400 г. до н.э.) – математик, обучавший, по утверждению Диогена Лаэртского, Платона (III.6); развил учение Гиппаса, первооткрывателя иррациональности, и доказал иррациональность величин между √3 и √17, преподавал квадривиум (музыку, астрономию, геометрию, арифметику). См. Фрагменты.., I, 43.

    О Ксенофиле см. 251.

    О Навсифое см. 127.

Просмотров: 2621
Категория: Библиотека » Культурология


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ (2000) – ПРИМЕЧАНИЯ | ПРИМЕЧАНИЯ Палийское слово iddhi 150 синоним санскритского сиддхи,т.
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 41. В их мире даже великие философы
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 42. Папа Римский как защитник секса Деление
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 43. К оргазму поведут другие грезы В
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 29. Осознанная странность мира Устройство живого таково,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 44. Рубить 150 не значит властвовать Кай
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 45. Хочу и боюсь Предохранительная слепота, избирательная
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 28. Объяснять и сравнивать 150 не одно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 46. Под присмотром Всевидящего Ока 150 Наша
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 47. Сила духа сомневаться Неужели это и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 36. На грани сна и бодрствования Неужели
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 40. Без пола, но с юмором Чего
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 37. Разменяться на таких как ты Мой
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 35. Наша глубина в странном мире В
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 34. Ты с ним честен, Он это
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 33. Новый стыд 150 новая похоть Как



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь