А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА?

- Оглавление -




9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ

Если у человека в мире есть пространство, тогда в нем протекает жизнь. Однако недостаточно просто быть здесь, нужно, чтобы бытие было хорошим. Мое бытие – нечто большее, чем факт. Оно происходит не механически. Бытию присуще патическое (от греч. pathos) измерение: оно пронизано моими переживаниями, выстрадано мною. Быть живым означает – плакать и смеяться, ощущать радость и горе, проходить через приятное и неприятное, испытывать везение и неудачи, сталкиваться с ценным и с тем, что не имеет никакой ценности. Насколько сильной может быть наша радость, настолько же глубоким – страдание. Амплитуда эмоциональности в одинаковой степени распространяется в обоих направлениях, и не существует какой-либо предварительной "договоренности", согласны ли мы с тем, что жизнь такова, и с теми страданиями, которые выпадают на нашу долю.

Таким образом, бытие ставит нас перед фундаментальным вопросом жизни: Я живу – но нравится ли мне жить? Хорошо ли это – быть здесь? Не только нагрузки и страдания отнимают у нас радость существования. Нередко из-за рутины будней, невнимательного отношения к тому, как ты живешь, все вдруг становится скудным и пресным. Для того чтобы нам нравилось жить, вновь нужны три вещи: близость, время и отношения. Могу ли я устанавливать и поддерживать близость со всем, что меня окружает, – вещами, растениями, животными, людьми? Могу ли позволить другому человеку эмоционально приблизиться ко мне? Чему я уделяю время? Выделять время для кого-либо или чего-либо означает отдавать этому часть своей жизни. Есть ли у меня отношения, на которые я не жалею времени и, находясь в которых, чувствую близость? Если у меня отсутствуют близость, время и отношения, то возникает тоска, затем холодность, наконец, депрессия. Если же все это есть, я ощущаю движение вместе с миром и с самим собой, ощущаю глубину жизни. Опыт такого рода образует фундаментальную ценность моего бытия в мире, глубочайшее чувство ценности жизни. Это фоновое чувство фундаментальной ценности качественно окрашивает все эмоции и аффекты и представляет собой основу для любого переживания ценности.

Давайте же обратимся к нашей собственной жизни и рассмотрим глубинную структуру второго базового условия экзистенции.

Я сделан не из камня, а из плоти и крови, и поэтому могу чувствовать – то есть я переживаю свое бытие с болью и страданием, радостью и удовольствием. Благодаря тому, что я открываюсь, обращаюсь к тому, что есть в моем мире, и позволяю себя эмоционально затронуть, моя жизнь становится особенно интенсивной, плотной. В этой затронутости, я, конечно, сталкиваюсь и с тем, что наполнено печалью, неприятно и даже мучительно.

В глубине этого обращения речь идет о последней и самой глубокой затронутости жизнью – затронутости жизнью в целом. Если я чувствую, как мое сердце бьется, и как, вероятно, оно иногда горит от боли, если я вижу, что я есть, и если взгляну на свою жизнь и "дотронусь" до нее, то окажусь перед фундаментальным вопросом:

Как я, глубоко лично, отношусь к тому, что я есть, что я живу?

Как ощущается эта моя жизнь в 30, 40, 60, 70 лет – со всем тем, что было до этого, и с тем, что ждет впереди, со всеми обидами, страданиями, болью, радостью, удовольствием?

Речь идет о том, чтобы внутренне открыться для глубоко личного отношения к собственной жизни и открыто и непредвзято встретить то, что при этом возникает. Единственное, что мы делаем в такую минуту, "вслушиваемся" и пытаемся "вчувствоваться" в себя (т.е. упражняемся в феноменологической открытости по отношению к самому себе). Важно услышать, какой ответ приходит из собственной глубины, когда в тишине и покое спрашиваешь себя:

  • Я есть – однако, как я переживаю то, что я есть?
  • Что это такое для меня – жить? В этих вопросах слышится также:
  • Какою была моя жизнь? Что она приносила мне?

Внутренний опыт, который мы при этом получаем, призывает нас принять решение: хочу ли я пойти на риск и вкусить этой жизни? Хочу ли я позволить ей идти своим чередом или намерен ее "ухватить", полностью "развернуться" к ней, дать ей себя захватить, пролюбить ее и прострадать? Обязательно, словно бы я "на ней женат", непременно. Решаюсь ли на то, чтобы прожить ее?

И могу ли я сказать: "Да, это хорошо, что я есть. Хорошо для меня и хорошо для других"!

То, что возникает при этом в глубине интуиции, – предположение наличия ценности, которую жизнь имеет как таковая. Подобно тому, как глубина бытия привела нас к основе бытия, здесь мы приходим к фундаментальной ценности, основополагающей ценности, которая находит отражение в каждом опыте, так или иначе связанном с переживанием ценности.

И снова мы узнаем нечто, что нас превосходит. Мы узнаем, что ценность жизни не от нас зависит и не нами сотворена, а приходит к нам. Мы обнаруживаем ее, быть может, с удивлением или оказавшись болезненно затронутыми, или же со смирением и благодарностью.

Один из участников группы самопознания рассказал о том, как переживание фундаментальной ценности жизни может заложить очень глубокое отношение к ней, представляющее собой, как можно думать, уже своего рода разновидность веры:

Эта тема потрясла меня. И я узнал, что могу выдержать это потрясение. Оно огромно, но жизнь еще больше. Это открытие делает меня "покорным", смиренным. Я узнал, что жизнь больше, чем я. Мне трудно выдержать потрясение, а жизнь выдерживает. И мне больше не нужно ей сопротивляться. У меня появилось чувство огромного уважения по отношению к жизни, которого раньше не было.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2976
Категория:


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Предисловие автора Из всех вопросов, которыми задается человек,
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Литература Frankl V.Е. Pathologie des Zeitgeistes. Wien:Deuticke, 19S5.
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПОИСКА СМЫСЛА адаптация С.В.Кривцовой и В.Б.Шумского
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 7 БРЕННОСТЬ И СМЫСЛ Самый большой страх
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 6 ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ОТВЕТСТВЕННОСТИ Смысл
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 5 КАК ПРИХОДИТ УСПЕХ Успех 150 результат
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 4 СМЫСЛ 150 КОМПАС В ОКЕАНЕ ЖИЗНИ
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 3 ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ К СМЫСЛУ Умение различать
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 2 ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ В НИКУДА Свобода призывает
  • А. Лэнгле. ЖИЗНЬ, НАПОЛНЕННАЯ СМЫСЛОМ | Глава 1 БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ 150 ЗНАЧИТ БЫТЬ В
  • Олимпиодор. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА | ОГЛАВЛЕHИЕ Олимпиодор ЖИЗНЬ ПЛАТОНА Аристотель, приступая к своей
  • Порфирий. ЖИЗНЬ ПИФАГОРА | ОГЛАВЛЕHИЕ Порфирий ЖИЗНЬ ПИФАГОРА Почти все согласно утверждают,
  • Порфирий. ЖИЗНЬ ПЛОТИНА | ОГЛАВЛЕHИЕ Порфирий ЖИЗНЬ ПЛОТИНА Плотин, философ нашего времени,
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРУДЫ Иногда, пресытясь людским обществом и разговорами
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ХОЗЯЙСТВО Когда я писал эти страницы 150
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ГДЕ Я ЖИЛ И ДЛЯ ЧЕГО Есть
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТЕНИЕ Если бы они тщательнее выбирали себе
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗВУКИ Но пока мы ограничиваемся книгами 150
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОДИНОЧЕСТВО Сейчас чудный вечер, когда все ощущения
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОСЕТИТЕЛИ Думаю, что я люблю общество не
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ БОБОВОЕ ПОЛЕ Тем временем мои бобы, которых
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОСЕЛОК До полудня я работал на огороде,
  • Л. Розенберг. ЖИЗНЬ В СВЕТЕ СМЕРТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение СТАРЕНИЕ И СМЕРТЬ 150 НАШИ ПОСТОЯННЫЕ
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ БЕССЛОВЕСНЫЕ СОСЕДИ Иногда на рыбной ловле мне
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЫСШИЕ ЗАКОНЫ 207 Возвращаясь в темноте домой
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФЕРМА БЕЙКЕР Иногда я ходил в сосновые
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ НОВОСЕЛЬЕ В октябре я ходил за виноградом
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЕСНА Когда ледорубы вырубают во льду протоки,
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Доктора мудро советуют больному переменить климат
  • Г. Торо. УОЛДЕН, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ | Примечания В греческой мифологии Иол 150 друг Геракла,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь