|
А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА?3. ЧТО ТАКОЕ "ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ"? Экзистенциальный анализ направление психотерапии, работающее с душевными проблемами человека и такими психическими нарушениями, как страхи, депрессии, зависимости, психосоматические заболевания, психозы. Оно было основано в 30-е годы венским психиатром и невропатологом Виктором Е. Франклом, основные публикации которого приходятся, прежде всего, на годы после Второй мировой войны (Frankl, [1947] 1987; 1959; [1948] 1984). Экзистенциальный анализ концентрируется на том, чтобы привести к исполнению сущность человека среди вызовов беспокойного мира. Такова его специфическая "точка приложения". Должно активизироваться, "стать живым" то, чем человек по своей сути является, чем он может и должен стать. Выигрыш для пациента (а также и для окружающих его людей) состоит в том, что, благодаря терапии, он привносит себя в наполненный дыханием диалогический обмен с миром. В этом диалоге он находит себя и свое призвание для чего он рожден, "создан" и где он более всего нужен. Цель экзистенциально-аналитической психотерапии заключается в том, чтобы помочь людям жить и действовать с чувством внутреннего согласия. Во внутреннем согласии проявляется аутентичность человека, его персональная подлинность. Внутреннее согласие свидетельствует о реализации свободы Person,* которая своими чувствами говорит "Да" человеческим действиям. * Согласно антропологической модели, принятой в экзистенциальном анализе и логотерапии, под "Person" понимается духовное измерение человека, или, по Франклу (1959), "свободное в человеке" (более подробно об этом понятии см.: Лэнгле, 2001; 2002b и, в особенности, 2002а Прим. ред.). Главное для достижения этой цели активизация доступа к переживаниям. В переживании, утверждающем ценность, или в активном участии в том, что представляется ценным, человек в соответствии с экзистенциально-аналитической антропологией приводит свою экзистенцию к исполнению. Таким образом, феноменологически-персональная психотерапевтическая работа помогает человеку эмоционально и духовно свободно проживать свою жизнь, занимать аутентичные позиции и ответственно обходиться с самим собой и окружающими миром. В современном экзистенциальном анализе "дешифровка чувств" стала центральной составляющей психотерапевтической работы.* Надлежит их ощутить как радость, так и печаль, ненависть, мужество, надежду. Следует также понять, что отражают чувства, о чем они говорят, что они означают. Далее психотерапевтический процесс проходит через этап, на котором клиент или пациент занимает определенную позицию по отношению к самому себе или окружающему миру. При этом должно быть выявлено Собственное, которое выступает в форме оценочного суждения, обосновывающего персональную позицию. По мере того, как человек устанавливает связь со своим Собственным, он становится настоящим партнером по диалогу. И, наконец, экзистенциально важно целенаправленно и соответственно ситуации привносить себя во внешний мир: речь идет о поступке как осуществлении экзистенции. Таковы вкратце основные шаги "Персонального Экзистенциального Анализа" (Längte, 2000). * Дальнейшее, после Франкла, развитие экзистенциального анализа в GLE заключалось в использовании данного метода в качестве психотерапии, соотнесенной с собственным опытом пациента. В отличие от этого, Франкл понимал свою логотерапию как "метафизически-религиозно обоснованную антропологию и психотерапию" (Espinosa, 1998, р.9). Несмотря на поворот к субъективному опыту, в современном экзистенциальном анализе метафизика считается не только допустимой, но даже необходимой. Однако, в отличие от Франкла, она рассматривается не как отправная точка для мышления, а как реальность, которая принципиально познаваема и, значит, может быть постигнута субъективно-индуктивным путем. Одна из целей настоящей работы показать, что в эмпирически обоснованном подходе также может найтись место обращению к духовным факторам. Метафизика в современном экзистенциальном анализе следует за опытом. Она теперь не исходный, а конечный пункт, на который выходит бытие (см. дальнейшие разъяснения в (Langte, 1994a) и в последующей дискуссии (Längte, 1995)). Необходимо упомянуть, что Франкл, помимо экзистенциального анализа, начиная с 30-х годов, занимался также разработкой логотерапии ориентированного на поиск смысла метода консультирования и лечения. Фрустрация стремления человека жить осмысленно и понять свою жизнь в более масштабной системе взаимосвязей стала симптомом нашего времени ("экзистенциальный вакуум", по Франклу). Логотерапия посвящена анализу, профилактике и терапии подобных проблем (об истории экзистенциального анализа и логотерапии см. (Längte, 1998a)). <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|