А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА?

- Оглавление -




6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ

Фундаментальные условия исполненной экзистенции представляют собой структурную модель современного экзистенциального анализа, которая служит основой для учения об этиологии и патогенезе, а также диагностики и терапии (Langte, 2001). Остановимся более подробно на этой структурной модели и продемонстрируем, что все четыре фундаментальных условия исполненной экзистенции не могут быть объяснены только с психологической точки зрения, поскольку, в конечном итоге, они переходят в трансцендентальное отношение, которое мы можем интуитивно почувствовать на психологически-субъективном уровне. "Бытие остается для нас незакрытым; оно во все стороны тянет нас в безграничное", – так формулирует подобное переживание Ясперс (1974, s.13). И продолжает: "Объемлющим (Umgreifende) является то, что лишь дает о себе знать в предметно настоящем и, намечаясь на горизонтах, – само же оно, однако, никогда не становится предметом. Объемлющее не само является, а из него является для нас все другое. Одновременно это то, благодаря чему все вещи есть не только то, чем они непосредственно кажутся, а благодаря чему они прозрачны" (там же, s.14). Ценность, которой обладает сознание подобной широты, заключается в том, что Объемлющее "сохраняет собственную возможность "в состоянии бодрствования"" (там же, s.23). Потому что "мышление об Объемлющем, расширяя пространство, открывает душу для восприятия изначальности" (там же).*

* Для Ясперса страдание, вина, смерть, борьба и случайности являются основными данностями бытия, которых человек не может ни избежать, ни изменить, и поэтому столкновение с ними он называет "пограничными ситуациями" (Jaspers, 1986, s.20). Они нужны для того, чтобы радикальным образом потрясти субъекта в его бытии и таким образом пробудить для экзистенции (1956, I, s.56). Единственная имеющая смысл реакция на пограничные ситуации – не пытаться их преодолеть, а открыто идти им навстречу, дабы наша экзистенция могла состояться. "Познать пограничные ситуации и Существовать – это одно и то же " (Jaspers, 1956, II, s.204).

Концепция фундаментальных мотиваций в своей глубине также содержит опыт познания некой границы, правда, у этой глубины нет такого (типичного для экзистенциальной философии) трагического характера. "Опыт границы" в фундаментальных мотивациях тоже ведет к "пробуждению для экзистенции", аналогично переживанию пограничных ситуаций, о которых говорит Ясперс. Я предполагаю, что опыт пограничных ситуаций приводит к познанию тех же содержаний, которые описаны в фундаментальных мотивациях.

Установление этого интуитивно чувствуемого соотнесения с трансцендентным представляет собой завершение или, во всяком случае, углубление экзистенциально-аналитической работы, ибо лишь при этом условии становятся действительно прочными предпосылки для внутреннего и внешнего диалога, т.е. для соотнесения с миром, с жизнью, с самостью и с будущим. А находиться в состоянии открытого диалогического обмена в данных измерениях – основа для душевного здоровья и экзистенциального исполнения.

От любого направления психотерапии следует ожидать, что оно имплицитно установит связь с соседними областями, в том числе и с духовным измерением бытия (Spiritualität), если оно рассматривает страдающего человека как целостного. Иначе это будет не психотерапия, а всего лишь психотехника.

Обратимся же к тем связям, которые экзистенциальный анализ устанавливает с духовной сферой, и посмотрим, где заканчивается его область действия, и где он граничит с трансцендентным.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1017
Категория:


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Третья Часть ВОЛЯ В ЦЕЛОМ Неизбежность порядка
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Вторая Часть ГРАНИЦЫ ПОРЯДКА СУЩЕСТВОВАНИЯ Описанные образы
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Первая Часть МАССОВЫЙ ПОРЯДОК И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение В течение более чем полувека все
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Четвертая Часть УПАДОК ДУХА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Пятая Часть КАК СЕГОДНЯ ПОНИМАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Шестая Часть КАКИМ МОЖЕТ СТАТЬ ЧЕЛОВЕК 1.
  • Д. Деннетт. УСЛОВИЯ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Даниель Деннетт УСЛОВИЯ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ Логос №2
  • И. Шэтток. ОПЫТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ | 1. НАЧАЛО В последнее время появилось великое множество
  • И. Шэтток. ОПЫТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ | 2. УСТРОЙСТВО Но вот послышалось приглашение на наш
  • И. Шэтток. ОПЫТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ | 3. ПЕРВЫЕ ШАГИ Дом саядо находился в нескольких
  • И. Шэтток. ОПЫТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ | 4. УМ В ТУПИКЕ Утренний распорядок начинался с
  • И. Шэтток. ОПЫТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ | 5. МЕТОД САТИПАТТХАНА В основе метода сатипаттхана лежит
  • И. Шэтток. ОПЫТ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ | 9. РАЗВЛЕЧЕНИЯ Ограниченный успех в медитации – вот
  • М. Папуш. ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА | Часть 2 СЛИЯНИЕ Confluence 3-2-1. ПРОСТАЯ ЛЕКЦИЯ О
  • М. Папуш. ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА | О ЧЕМ ЭТА КНИГА: Экзистенциальная психотехника, Фриц Перлз
  • М. Папуш. ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА | ЦИКЛ ПЕРВЫЙ Basics: элементы практической психотехники Можно читать
  • М. Папуш. ПСИХОТЕХНИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА | Глава 2 ПОСТАНОВКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ КАК МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь