|
Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИКГлава 21 ВЕРШИНЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ И СПОКОЙСТВИЯ Когда, благодаря практике йоги,
По мере углубления духовной практики, сосредоточение и спокойствие возрастают. Они приносят столь невыразимый и абсолютный покой, что Будда называл его высочайшей формой счастья. Христиане описывают его как "Божественный покой, превосходящий всякое понимание". Этот покой врата к божественному; когда ум сосредоточен и невозмутим, он легко открывается своему Источнику. Это было одно из самых ранних и наиболее важных духовных открытий человечества безмятежный, сосредоточенный ум готов к пробуждению. Древнейший индийский религиозный текст "Ригведа" был составлен более трех тысячелетий назад, и наиболее почитаемый из входящих в него многих тысяч стихов гласит просто: Да успокоим мы наши умы
Успокоение ума составляет суть йоги. Дисциплина йоги, занимающая центральное место в индийской религиозной традиции, сочетает этику и медитацию с управлением телом, дыханием и умом. В первых строках классического текста йоги провозглашается: "Йога это успокоение ума в безмолвии". Точно так же, Бхагавадгита говорит: Достигшие безмятежности
Это же открытие совершили и западные религии. Иудейская
Тора убеждает: "Будьте спокойны и знайте, что Я есмь Бог",
в то время как христианские созерцатели заявляют, что
"путь, ведущий на небеса это путь совершенного
спокойствия".
По мере того, как способность к сосредоточению становится более зрелой, возможность уделять внимание и заботу каждому моменту становится все более устойчивой и постоянной. В конце концов, она достигает апогея в постоянной непрерывной практике, где каждый момент и каждое действие превращаются в средства пробуждения. Такая беспрерывная практика одна из высочайших целей всех великих религий. "Будьте постоянны в молитве" наставляет Коран, а христианин Св. Павел и индуистский мудрец Рамакришна в один голос призывают нас "молиться, не переставая". Рамакришна писал: Совершенно необходимо молиться, не переставая, чтобы
достичь состояния, в котором святая весть... глубоко
усваивается с каждым вздохом, с каждой мыслью, с каждым восприятием.
На этом этапе сосредоточивающее внимание столь непрерывно, что практика перестает быть особой деятельностью, выполняемой в особые моменты, и теперь составляет часть любого дела в любое время. Ауробиндо говорит, что это искусство, посредством которого человек преобразует "весь акт жизни в непрерывную йогу". Согласно иудаизму, в результате этого всякий момент "наполнен осознанием Бога". Прекрасный пример силы непрерывной молитвы дал простой русский крестьянин, живший около середины девятнадцатого столетия. Мы не знаем даже его имени о нем известно очень мало, за исключением того, что это был набожный человек, который был поражен, услышав, как священник цитирует слова Св. Павла: "Молитесь, не переставая". Он несколько лет ломал себе голову над тем, как это можно делать, пока, после смерти своей жены, не покинул дом и не отправился странствовать в поисках учителя. После месяцев бесплодных поисков, скитаясь из города в город, он, наконец, встретил монаха, научившего его Иисусовой молитве, и посвятил ее практике всю оставшуюся жизнь. Годами он странствовал по сельской России, повторяя Иисусову Молитву в каждую минуту бодрствования, и, в конце концов, даже во сне. Воздействие на него этой непрерывной практики было столь мощным, что он стал неиссякаемым источником любви, а его слова вдохновляли многих людей, которым с тех пор доводилось их прочесть. Я снова отправился в путь, непрерывно повторяя Иисусову
молитву, которая для меня стала драгоценнее и слаще всего
на свете. Бывали дни, когда я проходил по семьдесят верст
или более, и ходьба даже не требовала от меня усилий. Одна
лишь молитва наполняла мой ум. Когда было очень холодно, я
молился более горячо, и скоро ощущал тепло. Если меня
грозил одолеть голод, я призывал имя Иисуса Христа с новым
рвением, и вскоре голод забывался. Если я чувствовал
недомогание, и мои спину и ноги раздирала боль, я отдавался
молитве и скоро становился глух к боли. Если кто-то обижал
меня, мне нужно было лишь вспомнить, сколь сладка Иисусова
молитва, и любые боль и гнев исчезали... Мне было очень
спокойно и часто даже снилось, что я читаю молитву... Я
благодарил Бога! Ибо теперь я ясно понимал смысл когда-то
услышанных мной слов апостола: "Молитесь непрестанно!"
Это вершина практики сосредоточения практики, которая постепенно тренирует, обуздывает, и преобразует капризный и своенравный ум, делая его все более сосредоточенным, спокойным и ясным. В Индии развитие сосредоточения и его успокаивающее влияние на ум сравнивали с изменением реки от истока к устью: В начале духовной практики ум кажется скачущим с камня
на камень, ревущим и бурным водопадом, который невозможно
сдержать или обуздать. В середине пути он подобен большой
реке, медленной и спокойной, широкой и глубокой. В конце
его границы, расширяясь, пропадают из виду, а глубина
становится непостижимой, когда он вливается в океан
в котором и наша цель и наш Источник.
Сосредоточенный ум становится не только спокойным и широким, но и ясным. Как спокойная вода становится прозрачной и подобной зеркалу, так и спокойный, ясный ум точно отражает мир. Чжуан Цзы писал: Когда вода спокойна, она подобна зеркалу...
Спокойный ум служит чистым зеркалом, в котором мы можем видеть мир и самих себя. Теперь, когда нас меньше одолевают навязчивые потребности, меньше беспокоят болезненные эмоции, меньше тревожат моральные промахи, и меньше выводит из себя блуждающее внимание, мы можем начать пробуждать в себе божественное видение. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учебные пособия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|