Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИК

- Оглавление -




Глава 11

ПРОБЛЕМА ТРУДНЫХ ЭМОЦИЙ

Солнце да не зайдет во гневе вашем.

Св. Павел

Проблемные эмоции – такие как страх, гнев, ревность, и отчаяние – относятся к числу самых трудных и, порой, самых разрушительных переживаний. Никому из нас не удается их избежать. Но некоторые люди обучаются жить с ними, учиться у них, и с их помощью расти, тогда как другие их разжигают, купаются в них, и из за них убивают или умирают. Научиться умело реагировать на болезненные эмоции – одна из важнейших жизненных проблем.

Первый шаг состоит в признании того, что трудные эмоции составляют естественную часть жизни и их не следует автоматически осуждать как дурные или злые. Некоторые из них представляют собой адекватные реакции на окружающую действительность и, по крайней мере, в наши ранние годы могут быть необходимы для выживания – это врожденные реакции, которые привлекают внимание к жизненно важным проблемам и побуждают нас к действию в угрожающих ситуациях.

НЕУМЕЛЫЕ РЕАКЦИИ

Однако, если мы не умеем реагировать на трудные эмоции, они слишком легко мучат и угнетают нас самих и тех, кто нас окружают. Ставки очень высоки. Это трагедия, что так мало людей знают, как эффективно работать со своими эмоциями, и что столь немногие достигли эмоциональной мудрости.

Мы страдаем от трех главных ошибок:

  1. мы осуждаем или порицаем трудные эмоции, как дурные или злые;
  2. мы игнорируем болезненные эмоции или, защищаясь, вытесняем их из сознания;
  3. мы потакаем им или разжигаем их, например, вскармливая чувства обиды на кого-то, кто нас ранит, и с ликованием вынашивая планы отмщения.

В этих случаях мы становимся теми, кого Шекспир так красноречиво назвал "рабами страсти".

Когда мы осуждаем болезненные эмоции и самих себя, за то, что мы их испытываем, мы затеваем внутреннюю войну, которую невозможно выиграть. Эмоции и дальше будут возникать по мере того, как жизнь будет подбрасывать нам свои неизбежные проблемы, но теперь мы добавляем к ним ненужное и болезненное бремя. Мы сердимся, что болезненные эмоции возникли, боимся, что они нас одолеют, и испытываем подавленность от того, что нам снова приходится с ними сражаться. Эту битву невозможно выиграть, но, к счастью, ее можно остановить: объявив перемирие и научившись принимать болезненные эмоции как естественную и нормальную часть жизни.

Когда мы игнорируем или подавляем трудные эмоции, мы тоже страдаем, хотя и более незаметно. Эмоции, разумеется, остаются, но теперь они скрыты в глубинах психики, где они исподтишка ищут своего выражения в виде симптомов и защитных механизмов. Например, если мы подавляем гнев, мы можем не осознавать его в себе, но в порядке защиты проецировать его на других людей. Теперь "Я не сержусь, но люди вокруг меня сердятся", и такие симптомы, как тревога, могут возникать без видимой причины. Мы потеряли контакт со своими эмоциями – это состояние называется дизлексатимией – и потому отчуждены от важнейшего источника информации и жизненности.

Третья главная ошибка – сознательно потакать трудным эмоциям и разжигать их. Идеал состоит не в потакании и не в подавлении, а в соответствии, уравновешенности, и невозмутимости. Дэниел Гоулмэн говорит об идеалах равновесия и соответствия в своей книге "Эмоциональный ум":

Цель – равновесие, а не подавление эмоций: каждое чувство имеет свои ценность и значение. Жизнь без страсти была бы тусклой пустотой безразличия, отрезанной и изолированной от богатства самой жизни. Но, как сказал Аристотель, эмоция должна быть соответствующей.

Великие религии придают огромное значение невозмутимости – способности переживать неизбежные взлеты и падения жизни, не испытывая резких изменений эмоционального состояния. Ранние христиане говорили о божественной апатейе и сдержанности – свободе от излишней эмоциональности. Точно так же иудеи говорят о безмятежности, даосы о "принципе равенства вещей", а индуисты – о вайрагье, или бесстрастии.

Как нам относиться к трудным эмоциям и работать с ними? Проблема состоит в том, чтобы не подавлять их, и не потворствовать им, но, скорее, исследовать и учиться. Так мы приходим к пониманию своих эмоций. Мы учимся высвобождать и преобразовывать их, и использовать их соответствующим образом. В этом основа эмоциональной мудрости. Две самых мощных и трудных эмоции – это страх и гнев.

ФАНТАЗИЯ СТРАХА

Всем нам хорошо знакомы ощущения, которые сигнализируют о страхе – затрудненность дыхания, сухость в горле, учащенное сердцебиение. Это естественная и ценная эмоция, которая играет жизненно важную роль, предупреждая нас об опасности. Однако, мы боимся и многого другого, что в действительности не представляет опасности, и даже можем бояться самого страха. Страх может становиться настолько болезненным, что мы готовы сделать почти все, что угодно – пожертвовать почти всем – только бы его избежать. Мы тратим большую часть жизни, избегая страха и расплачиваясь за это. То, что мы не хотим переживать, правит всей нашей жизнью. Когда мы не хотим испытывать страх, тогда, если мы боимся самолетов, то не летаем; если мы боимся неудач, то не рискуем; если мы боимся любви, то живем без любви. Страхи, с которыми мы не готовы встретиться лицом к лицу, ограничивают нашу жизнь.

Президенту Франклину Рузвельту принадлежит знаменитое высказывание: "Единственное, чего нам нужно бояться, так это самого страха". Но действительно ли нам нужно бояться страха, или это только дурная шутка, которую мы играем сами с собой? Чего мы на самом деле боимся?

Задумайтесь на минуту о том, чего вы боитесь: быть может, попасть в автомобильную аварию, потерять любимого человека, или лишиться работы? Теперь немного поразмышляйте. Пугает ли вас сама авария, сама смерть, или сама потеря работы? Или то, что, как вы себе представляете, произойдет в результате? Например, сам ли это момент аварии, или же ваши фантазии о боли и травмах, которые, как вы боитесь, могут за ней последовать?

Заметьте, что мы не боимся того, что происходит сейчас. Скорее, мы боимся своих мыслей и фантазий о том, что может случиться в будущем. Страх всегда относится к будущему. Но будущее не существует – оно живет только в наших фантазиях. Существует только этот момент прямо сейчас. Все остальное – это наше воображение. Марк Твен прекрасно сказал: "Моя жизнь была полна всяческих несчастий, большинство из которых так и не случилось".

Это приводит нас к удивительному выводу: Обычно мы боимся не реальности, не того, что действительно происходит, а, скорее, своих собственных мыслей и фантазий о том, что может случиться. Мы боимся того, что происходит у нас в уме. Рэбби Нахман объяснял: "Воистину, единственное, чего человек боится, находится в нем самом, и единственное, чего он страстно желает, находится в нем самом". Коль скоро мы это действительно понимаем, мы понимаем и то, что нам не нужно чувствовать себя такими беспомощными перед лицом страха и пристрастия. Именно поэтому страх назвали "Ложным опытом, кажущимся реальным".10

10 Игра слов. Первые буквы слов в английской фразе "False Experience Appearing Real" образуют слово fear (англ. страх). (Прим. перев.)

Конечно, в жизни есть некоторые вещи, которые естественно вызывают страх и даже ужас. Но распознание ложности столь многих наших повседневных страхов и опасений может быть решающим шагом к избавлению от них.

МУКИ ГНЕВА

Гнев – чрезвычайно сильная эмоция. Опросы показывают, что большинству людей труднее справиться с гневом, чем с любой другой эмоцией, а духовные традиции относят неуправляемую ярость к числу главнейших причин страдания и наибольших препятствий для пробуждения. Разумеется, гнев дан нам от природы, и иногда мы можем использовать его во благо. Однако, гораздо чаще он нас использует. Как только возникает гнев, он может преодолевать даже лучшие из побуждений и подавлять ясное мышление. Психологи называют это состояние "когнитивным бессилием".

Когда гнев становится образом жизни, он способен разрушать не только ум, но и тело. Исследования предполагают, что гнев играет фатальную роль в двух самых смертоносных заболеваниях – инфаркте и раке. Раздраженный человек, который постоянно напряжен и легко возбуждается, может быть особенно предрасположен к сердечным приступам, в то время как те, кто несут в себе огромный заряд гнева, но вытесняют его из сознания, возможно, подвергают себя большему риску онкологических заболеваний. Неудивительно, что люди, которые после первого инфаркта проходят антистрессовую программу, где они учатся избавляться от гнева с помощью расслабления, всепрощения, и открытого общения, гораздо менее подвержены рецидивам, чем те, кто продолжают вести прежний агрессивный образ жизни. Избавление от гнева может буквально спасать жизнь.

Следует признать, что временами может быть приятно вскармливать ярость, вынашивать планы мщения, и даже давать волю гневу и осознанно ранить кого-нибудь. Но в долгосрочной перспективе за это приходится слишком дорого расплачиваться. В редких случаях, может быть, необходимо выразить гнев, чтобы исправить несправедливость или помешать кому-то совершать зло. Однако великие религии обычно рекомендуют всепрощение, и психологи выяснили, почему это так. Одно исследование за другим показывали, что, дав волю гневу и утолив жажду мщения, люди испытывают не меньшую, а большую ярость.

Великие религии снова и снова предупреждают об опасностях неконтролируемого гнева. Иудейские мудрецы предостерегают – "гнев может препятствовать просветлению", а христиане считают его одним из семи смертных грехов. Буддисты уподобляют его лесному пожару, который бушует в уме, пожирая все благое. Это наглядно показано в известной дзенской истории:

Японский самурай обратился к мастеру Дзен, чтобы получить ответы на кое-какие вопросы, не дававшие ему покоя.

"И что же ты хочешь знать?" – спросил мастер Дзен.

"Скажи мне господин, существуют ли рай и ад?"

"Ха!" – наполовину насмешливо, наполовину презрительно фыркнул мастер Дзен. "Что заставляет тебя думать, будто ты можешь понять такие вещи? Ты всего лишь необразованный тупой солдат. Не занимай мое время своими глупыми вопросами".

На мгновенье воин застыл, пораженный. Никто, никто никогда не говорил так с японским самураем. Это означало немедленную смерть. "Ты что, слишком глуп, чтобы понять, что я сказал?" – заорал мастер Дзен. "Перестань тратить мое время и убирайся прочь!".

Воин вскипел от ярости. Подобно молнии, его рука метнулась к мечу и занесла его для смертельного удара. Но за долю секунды до того, как его меч опустился на голову монаха, он услышал слова:

"Это врата в ад".

И снова воин застыл в изумлении. Его собственная ярость приносила ад ему самому и тем, на кого он нападал. И мастер рискнул своей жизнью, чтобы ясно показать всю неизбежность этого факта. Глубоко дыша, самурай медленно убрал свой меч и смиренно поклонился в благоговении и уважении.

"А это – врата в рай" – улыбнулся мастер Дзен.

Как нам избавиться от эмоционального ада, который создают необузданные страх и гнев, и как нам открыть врата в рай? Великие религии предлагают три подхода:

  • подчинение и ослабление трудных эмоций, особенно, страха и гнева;
  • воспитание таких душевных качеств, как благодарность и великодушие, способствующих любви;
  • развитие самой любви.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 883
Категория: Библиотека » Учебные пособия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь