ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ

- Оглавление -



3. БРИТАНСКИЙ ОПЫТ


Поль Бейкер


ПОИСК НОВЫХ ТОЛКОВАНИЙ

В 1988 г. я встретил Мариуса Ромма и Сандру Эшер в Триесте на конференции под названием "Вопросы психиатрии", спонсором которой была Всемирная Организация Здравоохранения. Я присутствовал там, чтобы рассказать о Манчестерской организации MIND и о поиске немедикаментозных решений проблем психического здоровья; Мариус и Сандра представили информацию о своей работе, касающейся слышания голосов. Во время конференции мы обсуждали наши работы, и особый энтузиазм у меня вызвал их подход к этой проблеме. Это было связано частично с тем, что у меня был родственник с какой-то формой слышания голосов, а частично с тем, что по своей работе я имел отношение к поддержке любых инициатив, которые помогают людям сохранять самостоятельность перед лицом внушающих беспокойство или малопонятных симптомов. Возможно потому, что я не принадлежал к медицинскому миру психического здоровья, я был совершенно открыт для выдвинутого Мариусом и Сандрой утверждения о том, что голоса действительно воспринимались слышащими и имели смысл, несмотря на расхожее мнение, будто это только галлюцинации. Мы обещали друг другу поддерживать связь, и я уехал из Триеста, воодушевленный творческой мыслью, вызванной этим подходом.

Немного позже, в ноябре 1988 г., я был приглашен Мариусом Роммом на конференцию в Маастрихте под названием "Люди, слышащие голоса". Конференция проходила в престижном национальном конференц-центре в Маастрихте (Голландия) и была организована совместно группами, называемыми Resonance Foundation (организация самопомощи слышащих голоса), и Отделом социальной психиатрии при Лимбургском университете. Специалисты имели возможность выслушать сообщения о личном опыте слышащих голоса наряду с общепринятыми теоретическими построениями. Были также представлены радикальные интерпретации этого явления и предложены способы помощи людям в адаптации к их переживаниям. В глубине этого пионерского подхода было желание избавить слышащих голоса от безличности модели болезни. Эта кампания заслужила в Голландии такое доверие, что встречу открыл Главный инспектор психического здоровья из Министерства здравоохранения и социального обеспечения Голландии.

Конференции предшествовала трехлетняя работа, которая бросила серьезный вызов существующим интерпретациям слышания голосов. В интервью, данном сразу после конференции, Мариус Ромм напомнил: Решение созвать конференцию принадлежит не мне, a Resonance Foundation. Пациенты чувствовали, что специалисты не воспринимали реальности их голосов. Поэтому было приглашено гораздо больше специалистов, чем слышащих голоса. Последние надеялись рассказами о своих переживаниях разъяснить, что происходило в действительности, в противовес теории специалистов. Они пытались ликвидировать реальный разрыв между этими представлениями, дав возможность профессионалам встретиться с нормальными здоровыми людьми, которые слышали голоса, не будучи психически больными. Эти люди, научились справляться с голосами, сформировав собственные теории как якорь спасения (Baker, 1988).

Конференция была прекрасная и исключительно полезная. Основным в подходе, принятом Мариусом, Сандрой и Resonance Foundation, было придание особого значения партнерству между слышащими голоса и специалистами. Это была действительно освежающая перемена: большинство подходов, с которыми я сталкивался раньше, редко (если вообще когда-нибудь) принимали во внимание и придавали такое значение мнению тех, кто фактически испытывает трудности с психическим здоровьем (Baker, 1989). Голландская история рассказана в другом месте этой книги, но я хотел особо подчеркнуть этот начальный момент, потому что он произвел на меня сильное впечатление.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
БРИТАНСКОЙ СЕТИ

Я прошу Вас попытаться сделать то же самое в Англии. Надо в каждой стране создавать группы, в которых люди могут разговаривать о слышании голосов... нужны группы людей с одинаковыми проблемами, чтобы изменить отношение... В Америке и в Англии в настоящее время психиатры ведут себя как родители. Моя цель – не изменить психиатрию, не изменить родителей, а предложить слышащим голоса организацию, посредством которой они могут освободить себя (Baker, 1988).

Под впечатлением конференции и этих слов Мариуса, которые были свежи в моей памяти, я написал статью для журнала OPEN MIND, опубликованную в августе 1989 г. (Baker, 1989) и вызвавшую интерес у слышащих голоса и у профессионалов. Незадолго до публикации Nigel Rose и Mark Greenwood (члены- учредители Национальной сети слышания голосов) изучили опыт Маастрихта, и в течение этого года были установлены другие контакты с заинтересованными людьми по всему Соединенному Королевству (СК).

Этот интерес привел в СК с визитом летом 1989 г. Мариуса Ромма, Сандру Эшер и представителя Resonance Foundation Ans Streefland. Они выступили на ряде публичных встреч на северо- западе Англии (Большой Манчестер, Ливерпуль и Шеффилд) для обсуждения результатов своей работы. Эти встречи посетили выжившие* и их семьи, работники психического здоровья и представители общественности. Отклики были различными, было очевидным определенное сопротивление некоторых профессионалов, но в целом реакция была положительной. Конечно, с энтузиазмом откликнулись сами слышащие голоса. Одна встреча, где собралось более 100 человек, стала как бы ареной катарсиса (очищения) для многих слышащих голоса, большинство впервые публично говорили о своих переживаниях и о своем понимании их значения.

* Выживший (англ. survivor – оставшийся в живых) имеется в виду человек, перенесший психическое заболевание и вернувшийся к нормальной жизни. – Прим. переводчика.

В результате визита в эту страну были проявлены другие инициативы для рассмотрения спорного вопроса между слышащими голоса, медиками и широкой публикой. Национальная группа встретилась в Лондоне, чтобы содействовать распространению различных альтернативных взглядов, предложенных этим новым подходом. Возникли группы в Манчестере и Лондоне, и в марте 1990 г. в Ноттингеме состоялась их встреча. Лондонская и Манчестерская группы запланировали дальнейшие конференции, подобные первой, которая состоялась в Голландии в 1987 г. Чтобы подготовить почву в Манчестере, Alan Leader из Lamberth Link приехал в октябре 1990 г., чтобы в переполненной народом ратуше Tawn Hall рассказать о своем опыте слышания голосов. Алан провел 20 лет в различных психиатрических учреждениях с диагнозом "шизофрения". Он рассказал о том, как научился жить со своими голосами и даже использовать их помощь в повседневной жизни. На встрече было много слышащих голоса, и большинство согласилось с тем, что людям было важно собраться вместе и поговорить о своих переживаниях. Сам Алан подал ободряющий пример, так свободно рассказывая публике о своих переживаниях.

ПЕРВАЯ БРИТАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Первая Британская конференция, организованная членами Манчестерской группы слышащих голоса, состоялась в Манчестере в ноябре 1990 г. Цели конференции:

  1. Создать сеть людей, имеющих такие переживания и заинтересованных в самопомощи, и таким образом свести их вместе, чтобы они поделились своим опытом и обсудили стратегии адаптации к голосам.
  2. Попытаться расширить подход профессионалов к этому феномену.

Четырнадцать человек, слышащих голоса, приняли участие в конференции, организованной специально для того, чтобы они поделились своими знаниями о голосах. На ней присутствовала Миртл Хиири (см. главу 7) – исследователь из Калифорнии, прибывшая для наблюдения за работой конференции. Исследовательские интересы Миртл оказались сходными с интересами Мариуса Ромма во многих отношениях: ее исследование касалось того, чтобы рассеять общий стереотип внутреннего голоса как прерогативы святых и психически больных, и таким образом поддержать изучение его раскрепощающего воздействия на наши способности (Heery, 1989).

На конференции велась звукозапись, так что богатое разнообразие пониманий могло быть воспроизведено в отчете (Greenson, 1991).

Многие участники осуждали расхожее мнение о том, что слышание голосов – нереальное событие. Объяснение этого явления классической психиатрией не способствует раскрытию богатства индивидуальных переживаний, множественности путей их понимания и отношения к ним. Некоторые выступавшие повторяли утверждение, что слышание голосов – это реальное переживание, часть их жизни, которую следует принимать всерьез. Один из первых выступавших изложил это кратко: Это опыт, который я имею, и он реален.

Участники конференции услышали об огромном разнообразии таких переживаний: у одних несколько голосов вступают в разговор в голове слушателя; у других голоса беспрерывно повторяют вздор (бессмыслицу), а неустанные повторения ставят "слушателя" в тупик. Некоторые слышали удивительные, даже увлекательные голоса, которые приносили успокоение. Многие сообщали о голосах, которые рассказывают неправдоподобные, фантастические вещи, дают непомерные обещания. Были голоса, обвинявшие людей, говорившие им, что они безнравственные и злые. Один мужчина говорил о голосах, участвующих в его сексуальных фантазиях, и это привело к дискуссии, в которой другие участники нехотя признались в подобной роли своих голосов! Некоторые говорили о своих голосах как о проявлениях телепатической связи.

Многие делали различие между голосами, которые они слышали внутри головы, и другими, явно внешними. Для некоторых голоса были земным переживанием, чем-то таким, о чем они много не раздумывали. Голоса были знакомыми и узнаваемыми для одних, в то время как для других это были голоса незнакомцев. Многие участники говорили, что они стали бы ужасно одинокими без своих голосов или что их голоса хорошо влияют на них.

Есть много внушающих беспокойство проблем, которые могут возникать из-за слышания голосов, не в последнюю очередь из- за позорного клейма, лежащего на этом явлении в настоящее время. Это можно, однако, преодолеть, если слышащим удастся развить уверенность и умение описывать свои переживания. Тем, кто участвовал в конференции, доставило удовольствие поделиться явлениями и идеями, которые до этого сохранялись в тайне. Возникла надежда, что встреча станет началом более широкого движения, которое сможет помочь изменить отношение нашего общества к этому явлению.

ГЛАСНОСТЬ И ТАБУ

Одним из наибольших препятствий к признанию слышания голосов является общественное табу, окружающее эту тему. Поэтому лояльные публикации чрезвычайно важны для устранения этой помехи, и мы обрадовались, узнав, что пресса и радио готовы помочь этому юному саженцу расти. После первой конференции "The Independent on Sunday" ("Воскресная независимая") напечатала сочувственную статью на эту тему (C.Azis, 6 января 1991 г.). Она вызвала большой общественный интерес, а дальнейшее внимание со стороны средств массовой информации привело к тому, что члены Сети выступили в радиопрограмме "Medicine now" ("Медицина сегодня") и в программе столичного радио "Philip Hodson Confidential" (Филип Ходсон доверительно). Были также переданы интервью по "ВВС Radio Wales" (Радио Уэльса), "Radio Leeds" (Радио Лидса) и "Greater Manchester Radio" (Радио большого Манчестера).

ЛОНДОНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (1991)

В марте 1991 г. более 200 человек собрались в Лондоне на конференцию о слышании голосов. Это было самым большим событием дня в Соединенном Королевстве. Организаторами были Сеть и Lambeth Link. Многие из участников слышали голоса, среди остальных были главным образом профессиональные работники служб психического здоровья, а также родственники и члены добровольных групп.

На утреннем заседании выступили: Alan Leader и Anne Walton о своем опыте слышания голосов; Мариус Ромм и Сандра Эшер об исследовании, проведенном ими в Голландии; Mike Grierson, – социолог из Манчестера, говоривший о науке и о том, что она может быть жестокой по отношению к людям, слышащим голоса, если исследование проводится без сострадания и сочувствия; психиатр, описавший свое исследование о применении ушных затычек, личных стерео и пения про себя как методов адаптации к голосам; и я из Манчестера – о слышании голосов. После обеда участники могли в секциях обсудить свой опыт и то, как они научились жить со своими голосами. Специалисты и родственники слышащих голоса могли задать вопросы и присоединиться к дискуссии. После этого все собрались в главном зале, и каждому была предоставлена возможность сказать, что он думает о конференции и о том, что следует предпринять далее. Многие были в восторге от конференции и довольны тем, что имели возможность послушать об опыте слышащих голоса. Было ясно, что эти новые толкования феномена дали многим людям новую надежду и решимость найти собственный способ приспособления к своим голосам.

Конференция закончилась очень приятным сообщением о том, что работа будет продолжена и что сеть для слышащих голоса начала действовать. Было также решено, что в течение года должна быть организована следующая встреча, поскольку огромному количеству людей, желавших участвовать в этой встрече, было отказано из-за отсутствия мест.

ТРЕТЬЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Она состоялась в сентябре 1991 г. в Отделе социологии при Манчестерском университете, и в ней приняли участие около 30 человек со всей Великобритании. Она еще раз показала жизненную необходимость большего понимания и принятия опыта слышащих голоса. Все участники и выступавшие сами были слышащими голоса со своими личными подходами и объяснениями; некоторые из них лечились, а другие нет.

Anne Walton (член Манчестерской группы самопомощи с ноября 1990 г.) говорила о том, как она была вовлечена в движение слышащих голоса, и сообщила о достижениях Сети. Mickey De Valda (другой член этой же Манчестерской группы) говорил о последствиях злоупотребления лекарствами и о несоблюдении основных прав человека в больницах и других лечебных учреждениях. Sandra Charnock, будущая психиатрическая медсестра, прибыла из Донкастера, чтобы рассказать, что слышание голосов не было чем-то необычным в ее семье, и описала, как она научилась успешно жить с ними. Позже состоялись небольшие встречи по обмену опытом, чтобы люди обсудили свои голоса и собственные теории на этот счет. На пленарном заседании многие участники говорили, что им понравилась конференция, и было решено, что Mike Grierson представит доклад о том, что на ней происходило.

МАНЧЕСТЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
О СЛЫШАНИИ ГОЛОСОВ (1992)

Эта конференция проходила в только что открытой психиатрической больнице в Северном Манчестере и была первой попыткой наладить диалог между слышащими голоса и профессионалами психического здоровья, включая психиатров. Проф. Мариус Ромм, психолог Richard Bentall из Ливерпульского университета и проф. Alec Jenner из Шеффилда выступали перед более чем 100 слушателями. Выдающуюся ключевую речь произнесла Сандра Эшер, которая сказала о том, что действительно помогает слышащим голоса следующее: Люди, которые слышат голоса и научились приспосабливаться к ним, подчеркивают, как важно было для них иметь друга, партнера или родственника, который их слушал, принимал и с кем они чувствовали себя в безопасности. В периоды, когда голоса доминируют, подобное отношение может дать чувство безопасности... Должная поддержка становится в этих случаях решающей: она избавит человека от зависимости и предоставит возможности для повышения уверенности в себе и способности к самоуправлению. Голоса – это сильный вызов, который можно рассматривать как угрозу или как побуждение к действию. Голоса либо делают человека беспомощным, либо действуют как учителя, помогающие стать более подготовленным к жизни. Развитие личности может состояться лишь в стимулирующей окружающей обстановке при соответствующих социальных условиях. Конечной целью является развитие личности, которая слышит голоса.


ВАЖНОСТЬ РАЗНООБРАЗИЯ ТОЛКОВАНИЙ –
КОНФЕРЕНЦИЯ О СЛЫШАНИИ ГОЛОСОВ
(Манчестер, 1993)

Это была самая значительная конференция из состоявшихся до того времени. Более 150 человек прибыли изо всех уголков страны, чтобы принять участие в исследовании различных подходов, которые помогают объяснить голоса и помочь людям прийти к соглашению с ними. Среди выступавших были эксперты по медицинским подходам и применению лекарств, а также были представлены спиритуализм, парапсихология, психология и самопомощь. Работая в секциях, участники исследовали практическое применение перечисленных выше методов, в частности: медитации, отвлечения внимания, сосредоточения, интенсивного лечения, а также создание сетей самопомощи и использование астрологических карт.

Задачей конференции было поставить под сомнение подход психиатрии, сузивший понимание голосов как проблемы, и рассмотреть другие возможности. Как сказал на конференции Мариус Ромм: Смешно сводить наши способности восприятия к пяти чувствам, а общение – к работе органов речи. Каждый, кто когда-нибудь кого-нибудь любил, лучше знает это. Значение духовного восприятия состоит в том, чтобы вдохновляться, учиться расти, в возможности раскрыться, независимо от повседневных трудностей. Значение парапсихологии в том, что она научила нас тому, что интуиция и экстрасенсорные восприятия должны контролироваться; вы должны научиться контролировать впечатления, и в этом необходимо упражняться. Мы должны также осознать, что не способны контролировать все воздействия на нас, потому что живем в жестоком обществе с дискриминацией, агрессией, несправедливостью в столь многих областях. Я думаю, что очень важно систематически получать информацию путем диалога с теми, кто слышит голоса, обо всех аспектах этих голосов.


СОЗДАНИЕ БРИТАНСКОЙ СЕТИ СЛЫШАНИЯ ГОЛОСОВ

Мы создали сеть слышащих голоса и заинтересованных лиц в Великобритании. В сентябре 1993 г. число ее членов превысило 350 человек. Они ежеквартально получают письмо с новостями Национальной Сети слышания голосов. Первое письмо было разослано осенью 1990 г. Письмо распространяется бесплатно и содержит информацию о деятельности Сети, полезные публикации и сообщения от слышащих голоса в СК. Мы издаем также информационный пакет и опубликовали четыре брошюры, включающие отчет о первой Манчестерской конференции, обзор голландских исследований по данному вопросу и о развитии их Сети. В дополнение к контактному списку Сети теперь существует несколько групп самопомощи; первая из них сформировалась в Манчестере, а другие – в Лондоне, Донкастере, Оксфорде, Ливерпуле, Хаддерсфилде, Уэйкфилде, Файфе, Эдинбурге, Олдеме и Гвинеде.

Сеть была создана для помощи слышащим голоса в поиске собственного способа приспособления к ним; было показано, что:

  • имеются различные объяснения явления слышания голосов, которые дают возможность слышащим голоса жить в ладу с этим явлением;
  • есть люди, которые нашли альтернативные объяснения своим голосам (вне психиатрической модели) и способы справляться с ними без применения лекарств;
  • люди, слышащие голоса, могут участвовать в группах самопомощи, в которых они будут делиться знаниями, объяснениями и способами адаптации, а также пользоваться взаимной поддержкой.

Люди, слышащие голоса, их семьи и друзья могут многое выиграть от снятия клейма с этого переживания, что приведет к большей терпимости и пониманию. Этого можно достичь, распространяя положительные толкования, дающие людям возможность систематической работы над собственными способами адаптации, и информируя об этом общество в целом.

Наши задачи таковы:

  • создать большую национальную сеть людей, которые слышат голоса, чтобы добиться лучшего понимания этого переживания;
  • создать группы самопомощи слышащих голоса, чтобы делиться опытом и обсуждать стратегии адаптации к голосам;
  • просвещать общество относительно значения голосов для уменьшения отторжения и боязни;
  • расширить ряд немедикаментозных способов помощи людям в адаптации к их голосам;
  • свести между собой слышащих голоса, которые не были в контакте с психиатрической слабой, с теми, кто нуждается в их помощи.


МАНЧЕСТЕРСКАЯ ГРУППА САМОПОМОЩИ

Первая встреча группы самопомощи состоялась в феврале 1991 г. Группа встречается ежемесячно на неформальной основе, подобно таким же группам в Голландии. Ее посещают до 30 человек. Группа обсуждает их личный опыт и теории, дает им возможность поддержать друг друга в совершенствовании методов адаптации. Во встречах участвует также исследователь и рассказывает о свей работе на примере кого-нибудь из членов группы. Присутствует и психиатрическая медсестра, чтобы оказывать поддержку и быть связующим звеном между группой самопомощи и группой планирования. Члены группы внесли свой вклад в создание информационного письма и приняли участие в видеопроекте, который должен был содействовать изданиям, освещающим слышание голосов, а также побывали в Голландии для встречи с представителями Resonance Foundation.

РАЗВИТИЕ СЕТИ

Как группа мы пока находимся на ранней стадии развития, и такой значительный отклик был очень ободряющим. Работая совершенно добровольно, мы ставили перед собой такие задачи:

  1. Провести следующую национальную конференцию с приглашением экспертов, которые расскажут о своих взглядах (например, религиозных, внеземных, спиритических, мистических, психиатрических и т.д.) на феномен слышания голосов.
  2. Выпускать видеокассеты для использования во вновь созданных группах для слышащих голоса, и сотрудничать с Информационным советом психического здоровья в их производстве и распространении.
  3. Искать средства для найма служащего в Манчестере, чтобы помочь Сети справиться с растущим количеством вопросов и просьб об информации. Это особенно важно, так как мы ожидаем, что публикация этой книги вызовет новую волну интереса.
  4. Направить в Голландию больше членов Сети на встречу с членами Resonance Foundation для более глубокого изучения приемов, применяемых голландскими группами самопомощи, и для распространения этой практики в Соединенном Королевстве.

В конечном счете, мы надеемся упрочить Сеть как обширную консультативную и информационную службу для слышащих голоса и групп самопомощи. Мы воодушевлены перспективами этой работы и намерены содействовать ее развитию по мере наших сил.

Если вы полагаете, что можете помочь нам в достижении этих целей, пожалуйста, свяжитесь с нами:

Hearing Voices Network, Swan Buildings, 20 Swan Street, Ancoats, Manchester M4 6JW, Great Britain.

Ссылки

Azis, C. Heard But Not Seen; Independent on Sunday, 6 Jan. 1991.

Baker, P. (1988) Interviews with Prof. Marius Romme; notes from the conference of 11 Nov. 1989 (unpublished).

Baker, P. (1989) Hearing Voices; OPENMIND, no. 40, pp. 16- 17.

Baker, P. (1992) Hearing Voices: A Different Perspective; National Hearing Voices Network.

Grierson, M. (1991) A Report on the Manchester Hearing Voices. Conference; published by the National Hearing Voices Network.

Heery, M. W. (1989) Inner Voice Experiences: an exploratory study of thirty cases; Journal of Transpersonal Psychology, vol. 21. no. 1.

Romme M., Escher, S. (1992) Hearing and Accepting Voices – and Life is not a Problem that has to be Solved but a Mystery that has to be Lived; National Hearing Voices Network.

Rose, N. (1991) The Dutch Experience; published by the National Hearing Voices Network.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1302
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 11. РЕЗЮМЕ Мариус Ромм и Сандра Эшер Во
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 10. КОНТРОЛЬ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм В этой главе
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 9. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ: ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВВЕДЕНИЕ
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 8. ПЕРЕРАСТАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм В
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 7. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ. НЕПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 6. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ: ОПЫТ НЕПАЦИЕНТОВ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 5. РАЗГОВАРИВАЯ О ГОЛОСАХ Сандра Эшер ПОТРЕБНОСТЬ В
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 4. ПСИ1, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ Герда де Брюин
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | Мариус Ромм, Сандра Эшер ред. ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВПер. с
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 1. ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм и Сандра Эшер Эта
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 2. НОВЫЙ ПОДХОД: ГОЛЛАНДСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Мариус Ромм и
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь