Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ7. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ. НЕПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм Психиатрические толкования слышания голосов представляют лишь малую часть теорий, рассматривающих этот феномен. Широкий замысел этой книги предполагает включение в нее некоторого количества статей, отражающих другие теории. При выборе материала мы руководствовались историями из предыдущей главы и включили концепции, использованные их авторами. Следует отметить, что толкования слышащих голоса редко полностью соответствуют одной теории, чаще они комбинируют разные элементы различных систем взглядов. Мы уже знаем, что существует большое разнообразие личных взглядов (глава 6). Автор первого сообщения приписывает голос наставнику. Многие слышащие голоса придерживаются этого взгляда, и не только те, кого мы встречали: отдельные примеры можно найти в литературе на эту тему, например в исследовании американского психолога Myrtle Heery. Поэтому мы включили краткое описание ее исследовательской работы с тридцатью слышащими голоса. Автор второго сообщения характеризует феномен как мистический по своей природе и отождествляет его с другими мистическими переживаниями (Teresa of Avila). Это побудило нас выбрать статью о мистицизме в религии. Автор третьего сообщения предлагает интерпретацию слышания голосов как паранормального дара и одновременно как средства духовного роста. Парапсихология стала важным современным движением, привлекательным для многих слышащих голоса, и мы включили раздел, отражающий ее. Сообщение четвертого автора иллюстрирует другой способ, которым голоса могут представлять стремление к духовному прогрессу. The Path (англ. тропа), как известно, является заметным представителем этой ветви духовной мысли, в которой медиум играет активную посредническую роль. Главным для автора пятого сообщения является вера в жизнь после смерти и в возможность общения с умершим; это не только влияет на смягчение горя, но и формирует жизнь оплакивающего. Этот подход потребовал включения раздела о метафизической школе мышления. Автор шестого сообщения истолковывает голоса как происходящие от неуспокоившихся духов умерших взгляд, развитый медиумами. В знак признания этого важного подхода мы включили раздел, написанный медиумом, дающим личное толкование этого взгляда. Особое значение имеют теории реинкарнациии, предполагающие, что душа человека рождается несколько раз, причем с новой задачей, которая должна быть выполнена (Карма). Есть много других вопросов и теорий, связанных с феноменом слышания голосов, которые не было возможности поместить здесь. В частности, мы отослали бы читателей, интересующихся слышанием голосов в так называемых примитивных культурах, к антропологической литературе. Ссылки Bourgignon, E. (1970) Hallucinations and Trance:
an anthropologist's perspective; in Kerp, W., Origins and
Mechanism of Hallucinations; Plenum Press, New York.
В истории человечества описания внутреннего голоса встречались в религии, истории, психологии, художественной литературе и мифах. Психологическая литература, описывая эти переживания, больше сосредоточивалась на индивидуумах с патологией, в то время как религиозная литература повествует о тех, кого считают божественно вдохновленными или демонически одержимыми. Удивительно мало внимания уделялось изучению внутреннего голоса людей, не принадлежащих ни к одной из этих групп. Исследование избранных сообщений о подобном опыте представляет основу для дальнейшего изучения этого феномена. Термин "внутренний голос" описывает важный субъективный опыт: действительное восприятие голоса, говорящего внутри, и/или более смутное ощущение некоего внутреннего общения. Точно так же, как физический голос является средством общения между людьми, внутренний голос может осуществлять общение внутрипсихическое, т.е. между различными уровнями психики (Van Dusen, 1981). История главных мировых религий ясно показывает, что
святые, мудрецы, пророки и учителя (такие, как Моисей,
Мухаммед и Тереза Авильская) очень полагались на внутренние
голоса для своего вдохновения, руководства и власти. Познания
этих мужчин и женщин имели потрясающее влияние на наш мир. Но
так же, как люди с диагнозом психоза и шизофрении не имеют
монополии на внутренний голос, не имеют ее ни святые, ни
предсказатели. Между этими двумя крайностями есть очень много
обычных людей, которые сообщают о слышании внутренних
голосов. Данная научная работа исследует переживание
внутреннего голоса тридцатью взрослыми мужчинами и женщинами,
которые не являются ни святыми, ни психически больными.
Тридцать субъектов, сообщивших о слышании внутренних
голосов, приняли участие в этом исследовании. Пятнадцать были
отобраны лично автором, а 15 были взяты наугад примерно из 50
ответивших на анкету о слышании внутреннего голоса,
разосланную по почте 200 жителям Калифорнии. Переживания
субъектов исследовались осторожно, в естественной манере,
позволяющей выявлять различные аспекты с наименьшим возможным
влиянием наблюдателя. Моей особой целью было глубокое
исследование положительной зависимости между слышанием голоса
и внешней жизнью субъекта.
Чтобы определить категории, из 30 проинтервьюированных субъектов были отобраны девять представителей, и каждый из них был опрошен дважды. Выбор учитывал различия в переживаниях внутреннего голоса, встречающиеся при в корне отличающихся обстоятельствах, а также широту круга занятий, доходов, уровня образования и образа жизни. Полученные результаты были проанализированы автором и ее коллегой, которая имела большой опыт оценки субъективных данных опроса. Независимо друг от друга мы прочитали расшифровки стенограмм интервью параллельно с моими записями об интонации и паузах, а затем встретились, чтобы обсудить выводы каждой из нас. Во многом мы были совершенно согласны, а в случае сомнений или неуверенности мы обращались к расшифровке стенограммы и к магнитофонной записи. Вскоре довольно ясно стали выявляться типы переживания внутреннего голоса. Три главные категории обозначились в первых девяти интервью, а затем мы использовали их как ведущие для анализа данных остальных сессий, улучшая и уточняя их по мере продвижения вперед. Это были следующие три категории:
Исследование трех случаев В приведенных ниже исследованиях показано по одному представителю от каждой из упомянутых категорий. Личности респондентов не раскрываются для обеспечения их анонимности. 1. Переживания внутреннего голоса, обнаруживающие фрагментарные части личности Эрик, 33 лет, имеет гуманитарное образование, женат, отец двух детей. Раньше он занимался управленческой работой, а теперь не работает, живет с семьей в доме родственников жены. Эрик начал учиться на преподавателя, а также изучает социальную работу. Устойчивое нежелание посвятить себя карьере и содержанию семьи говорит о том, что он все еще дезинтегрирован в главных сторонах своей жизни. Эрик сообщил, что внутренний голос управлял некоторыми
ситуациями, в том числе его уходом с последнего места работы,
как будто он подчинил голосу свою свободную волю:
Я был абсолютной жертвой всего этого. Я совсем
ничего не делал, а он (внутренний голос) делал это со мной, и
у меня не было выбора. Я был под контролем. Испытания вели Эрика в положительном направлении, но он
отрицает, что внутренний голос часть его самого.
Иногда он просит его о руководстве, но ясно чувствует, что в
любом вопросе последнее слово за голосом:
Я прекратил некоторые отношения, которые
действительно отрицательно сказывались на мне, но прервать
которые у меня не хватало мужества. Голос сверху зазвучал
моим голосом и я высказал то, что прервало эти отношения. Я
имею в виду, что он (внутренний голос) прекратил эти
отношения, что принесло мне пользу. Как человек я не знал,
как это сделать, а голос взял это на себя. Это сильное выражение фрагментарных частей личности Эрика, и эта фрагментация, по-видимому, ведет его к интеграции. 2. Диалоги, ведущие к развитию личности индивидуума Раби 38 лет, она замужем, бывший консультант в области
образования. В течение последнего года оставила работу и
посвятила свою жизнь живописи:
Именно мой внутренний голос говорит мне, когда
нужно заниматься живописью, когда для этого подходящее время,
а. когда нет, и когда это бесполезно. И мой внутренний голос
дал мне указание оставить работу и делать то, что я делаю
заниматься живописью. Заметьте, что здесь подчеркивается диалог с внутренним
голосом, а не подчинение его диктату, как в случае с Эриком.
Я проверяю свой жребий (относительно моих занятий
живописью). Последней весной мне представился случай
обратиться за грантом и стать консультантом, и это показалось
мне захватывающей возможностью, но когда я сверилась с моим
голосом, он сказал, что это препятствовало бы занятиям
живописью... У меня не оставалось бы времени для живописи;
таким образом, я вижу, что внутренний голос, действительно
решая мою судьбу, направляет меня к моей подлинной цели
живописи. То, что Раби меняет профессию, прямой результат воздействия ее внутреннего голоса. Обратите внимание на ее фразу: "Я сверилась с моим голосом". Раби вступила в диалог с голосом, активно используя его для освобождения творческой энергии; это полностью отличается от покорности Эрика командам его внутреннего голоса. 3. Пути к более высокому уровню личности Роб 63-летний писатель и адвокат, отец трех взрослых детей. Четвертого ребенка он потерял 24 года назад после внезапной болезни, и ему понадобилось много времени, чтобы оправиться от этой потери. Он чувствует, что отцовство было самым благодарным переживанием в жизни и что 38 лет брака обогатили его. Конечно, это обеспечило Робу прочный фундамент и чувство, что его жизнь имеет глубокие корни. Вера привела Роба к постижению его внутреннего голоса как
"более глубокого уровня собственного существа". Это
переживание было значительной частью его жизни в то время,
когда он окончил свою богословскую докторантуру и включился в
работу, известную своим ненасильственным самоотверженным
характером. Он подробно рассказал об одном случае, который он
пережил в 33 года:
Это произошло, как я помню, в движении за
гражданские права, когда в 1961 году я был в Миссисипи и
принимал участие в посещении /Джексона, где находились
freedom Eiders (Борцы за свободу). Нас было от 40 до 50
человек в помещении колледжа для чернокожих; искали
добровольцев, чтобы всемером или ввосьмером отправиться в
ресторан аэропорта, ожидалось, что мы будем там арестованы и
отправлены в тюрьму. Нужен был белый протестантский
священник, о котором дважды или трижды спрашивали. Потеряв
терпение, раввин, возглавлявший делегацию, сказал: "Ладно, у
нас еще нет белого протестантского священника", и тогда я
услышал, как этот голос сказал: "Хорошо, теперь он у вас
есть", и это был я. Я был очень удивлен, что это был я, что я
сказал это! Это вырвалось из глубины моей души. Я слышал и
произносил это одновременно... Это не встревожило меня. Это
то, что я хотел делать; то, во что верил; то, что в самой
глубине души хотел делать. Я никогда не жалел, не
расстраивался и не беспокоился из-за того, что я сказал, но
это удивило меня. Роб чувствует духовное измерение в работе внутреннего голоса, он определяет это так: "Я являюсь частью большего процесса". Он считает этот феномен тесно связанным с интуицией, но с тем отличием, что его переживание голоса является частью его духовной жизни. По его мнению, в этих переживаниях есть элемент воли и выбора. Он находит, что молитва и медитация полезны в контактах с внутренним голосом, когда он принимает о них сознательное решение. У Роба бывали также такие контакты, когда он не искал их сознательно, но тем не менее, стремление важный аспект его отношений с голосом. Резюме Все индивидуумы третьей категории регулярно практикуют
какую-либо форму медитации и выражают глубокое чувство
духовной связи через свои переживания внутреннего голоса.
Чувство уверенности, которое их радует, очень похоже на те
переживания части мистиков, о которых рассказал Arbman.
Возможно, что субъекты этой категории достигли определенного
уровня мистического опыта, который иногда включает в себя
слуховой элемент и который ведет к положительному
самоотверженному действию, как описано в случае с Робом.
Assagioli (1986) описывает три реакции на духовное пробуждение, которые соответствуют трем категориям переживания внутреннего голоса, выявленным в данном исследовании. Он описывает их в терминах энергий и уровней организации, относящихся к пику переживаний. В соответствии с этой общей схемой, энергии сверхсознания работают с индивидуумом на таких уровнях, на которых он способен воспринимать и усваивать их. Assagioli замечает, что одним из возможных результатов пикового переживания может быть неудача в осуществлении более высокого уровня организации. В таком случае испытание часто болезненно, а индивидуум может не осознать его трансперсонального происхождения. Положительным результатом такого рода испытания является то, что индивидуум может быть направлен на следующие ступени, необходимые для более полной интеграции. Эта идея соответствует в нашем исследовании первой категории испытания внутреннего голоса, который открывает фрагментарные части "Я". Например, Эрик еще не осознал трансперсонального происхождения переживаний, связанных с его голосом,, но они постоянно заставляют его соединять разные фрагменты своей личности: он ищет такую деятельность, которая соответствует его способностям и поможет ему поддерживать семью; он более не довольствуется выполнением любой работы, а благодаря своему голосу, ищет работу, в которой реализуется его личность. Другой возможный результат пиковых переживаний, является согласно Assagioli, менее сильным и включает в себя временную нейтрализацию образцов личности. Очень важно то, что остается: идеальная модель и ощущение руководства, которые индивидуум может использовать для завершения трансформации собственными целенаправленными методами. Это ощущение руководства такое же, как у субъектов, отнесенных ко второй категории, у которых возникал диалог, служивший дальнейшему росту и развитию слышащего. Испытания Раби, например, направили ее на занятие живописью вместо делания карьеры. Это изменение, сообщает она, исключительно соответствовало ее потребностям, и она продолжает меняться и расти в положительном направлении. Третий результат, описанный Assagioli, более
высокая интеграция личности, при которой жизнь индивидуума
постоянно трансформируется в результате приобретения опыта.
Этот тип интеграции редок и может быть сопоставлен с нашей
третьей категорией переживаний внутреннего голоса.
Относящиеся к этой категории оказываются интегрированными и
открытыми для высшего "Я" благодаря своим переживаниям, а их
жизнь подвергается постоянным изменениям. В нашем
исследовании мы нашли, что это постоянное изменение личности
связано с самоотверженным служением работой без
финансового вознаграждения или явного удовлетворения
самолюбия.
Полученные данные наводят на мысль о внутреннем обучении с
голосом в качестве учителя. Alschuler (1987) изучил
религиозные личности, у которых был внутренний голос, и
постулирует внутреннее обучение. Переживания, о которых
сообщили субъекты из нашей третьей категории, у которых
каналы открыты для своего высшего "Я", показали некое
сходство с внутренним обучением. Во-первых, как пишет
Alschuler, контакт с внутренним голосом ставит под вопрос
прежние убеждения индивидуума. Затем он (или она) проходит
через процесс интенсивного инструктирования, который может
включать периоды изоляции. Последняя стадия обучения
единение, характеризующееся более полной идентификацией с
другим миром, путешествие в небеса и ад и духовное единение с
внутренним учителем. Те, кто испытал такой уровень
внутреннего обучения, отправляются во внешний мир с миссией
унификации: их знание другой стороны настолько мощное и
ясное, что они хотят предпринять все, чтобы сделать эту
сторону как можно более похожей на ту, другую. Хотя никто из
субъектов в данном исследовании не сообщил о таком уровне,
субъекты из третьей, наиболее интегрированной категории были
постоянно вовлечены в самоотверженное служение. Иногда этому
могло предшествовать слышание голосов, но это всегда
интенсифицировалось после натиска этих переживаний. Субъекты
третьей категории соприкасались с чем-то, что превосходило их
индивидуальность.
Полученные данные наводят на мысль о том, что когда клиент сообщает о слышании внутреннего голоса, психотерапевты могли бы принимать во внимание довольно широкий круг возможностей. Эти возможности могли бы включать такие процессы, как фрагментарный голос, психоз или интегрированная диссоциация, экстрасенсорное восприятие, интуиция, призвание или духовное пробуждение. Три категории, выявленные в данном исследовании, могут послужить исходной точкой и очень нужной схемой категоризации для изучения феномена внутреннего голоса. Они могут также служить основой для дальнейших исследований распространенного, но малопонятного переживания. Наконец, эта научная работа может помочь избавиться от стереотипа восприятия внутреннего голоса как прерогативы святых и людей с диагнозом психоза и таким образом вдохновить на исследование потенциально раскрепощающего эффекта наших человеческих способностей. Ссылки Alschuler, A. (1987) The World of The Inner Voice; unpublished data. Arbman, E. (1963-1970) Ecstasy or Religious Trance, vols. 1-3; Scandinavian University Books, Stockholm. Assagioli, R. (1986) Self-Realization and Psychological Disturbances; Revision Journal no. 8 (2und edition), pp. 21- 31. Van Dusen, W. (1981) The Presence of Other Worlds; the Swedenborg Foundation, New York. ГОЛОСА, РЕЛИГИЯ И МИСТИЦИЗМ Аад ван Маррело и Тон ван дер Стэп Чтобы ощутить правду чьей-то жизни, внешние голоса должны молчать (E. Drewermann) Мистицизм это в первую очередь опыт. Хотя описания этого опыта (когда это возможно) неизбежно связаны со временем и культурой, все они содержат одно главное утверждение, а именно, что объект этого опыта не только часть действительности, а действительность во всей ее полноте как единое целое. Субъект мистического опыта верит, что он общается со сферой, охватывающей все сущее, со сферой, не отделенной от действительности, но не полностью познаваемой в обычном восприятии. Кажется, что эта сфера открывает субъекту самоочевидную истину, находящуюся выше пределов досягаемости разума и чувств, представляющую кульминацию всего. Во всех религиях мистицизм предшествовал всему прочему: невозможно представить какую-либо форму религии (какой бы ни была культура, ее породившая), лишенную фундамента мистического опыта. Древний японский синтоизм был основан на опыте божественного в природе; буддизм родился в момент просветления Будды; христианство явилось результатом неожиданных личных встреч людей с Богом в виде человека Иисуса из Назарета. В каждом случае вначале был опыт, только позже за ним следовали доктрина, структурированная форма внутри данного общества и соответствующий моральный кодекс. Хотя мистический опыт, имея в виду природу его объекта, не поддается рациональному объяснению, он сам по себе не противоречит здравому рассудку. Каким бы высоким ни было уважение нашего общества к разуму, оно еще не настолько возвысилось, чтобы опыты вне круга его знаний автоматически отвергались как нереальные. На протяжении столетий как на Востоке, так и на Западе делались попытки найти философскую основу мистического опыта. Возможно, наиболее известен пример буддистской школы в Киото (Япония), где многовековая традиция дзэн-буддизма сочетается с философским наследием Запада. В христианстве в XIII столетии Meister Eckhart выделялся среди тех, кто придает личному мистическому опыту убедительную теологическую и философскую форму. Однако какой бы ни была культура, все мистики подчеркивают, что сам по себе опыт остается недоступным для аргументации и что он как необъясним, так и непередаваем. Это означает, что содержание такого опыта недоказуемо и может быть известно только тем, кто имеет подобные ощущения, и тем, кто открыт и восприимчив к мистическому опыту. Характеристика недоказуемости аргументами присуща также различным другим фундаментальным человеческим восприятиям, которые склонны быть лучше осознанными, будучи выражены языком телесным или поэтическим. Объект мистического опыта (восприятие реальности как живого исключительного единства) называется Богом в религиозных традициях Запада и всегда носил личностный характер. Эта персонификация предельной сущности не является, конечно, исключительной принадлежностью западной культуры; ее версия, заложенная в христианстве, может быть прослежена в монотеизме иудаизма. Согласно этой модели, исходное положение о существовании Бога ведет к верованию в то, что Он станет известен людям и что они будут искать Его; из этого следует, что этот Бог проявляется через слово. Везде в еврейской Библии Бог обращается к людям с речью. Он призывает их к ответу, вступает в диалог с ними и выслушивает их вопросы. Несмотря на влияние других религиозных традиций (например, неоплатонизма), христианство, всегда сохраняло свою концепцию личности Бога. Следовательно, мистический опыт всегда, без исключения, выражался в личной неожиданной встрече. В христианском сознании народа Бог это внешняя реальность, в то время как воспринимаемый мир, творение это, так сказать, не-Бог. Эта дихотомия*, свойственная монотеизму Запада, определяет форму мистического опыта, даже несмотря на то, что сам опыт показывает ложность дихотомии. Это создает дополнительную дилемму для западных мистиков, что несвойственно, например, буддизму. * Деление на две противопоставляемые сущности Прим. переводчика. Поскольку предельная реальность в буддизме не характеризуется как персонифицированный Бог, ясно, что для этой реальности невероятен разговор. Мы ограничиваемся здесь наиболее высокоразвитой формой буддийского мистицизма, а именно дзэн, которая не допускает какого-либо слышания голоса. Конечно, опытный учитель дзэн знает, что у его учеников время от времени может быть впечатление, будто они слышат голоса, и понимает, что эти голоса могут казаться настолько убедительными, что слышащий может точно указать место, откуда исходят звуки. Но учитель знает, что подобно восприятию необычных образов или другим паранормальным опытам, это просто часть определенной фазы, которую должен пройти ученик в процессе обучения медитации. Учитель обязательно посоветует любому, столкнувшемуся с таким переживанием, оставаться спокойным и сосредоточенным и, кроме того, не придавать значения этому феномену. Современные учителя дзэн объясняют, что это сенсорные восприятия, высвобождаемые бессознательным. Спокойная уверенность, с которой эти учителя дают советы своим ученикам, вероятно, проистекает из многовекового знакомства этой школы с мистицизмом. Благодаря длительному историческому опыту, они знают, что может быть полезно для их учеников на пути к просветлению, так как знакомы с целью и средствами его достижения. Это полностью отличается от христианской традиции, где мистический опыт так часто принимает форму диалога с говорящим Богом. Вообще христианство подозрительно относится ко всякого рода необычному опыту, который затрагивает мистику, как, например, экстаз, говорение на незнакомых языках, левитация и т.п.; но оно намного меньше сопротивляется видению образов и слышанию голосов, если они, понятно, исходят от Бога, Иисуса или от другого почитаемого святого, такого как Дева Мария. Для того чтобы определять, действительно ли такой голос исходит от подлинно божественного источника, христианская церковь развила особую традицию, известную как Discernment of Spirits (распознавание духов), которая является по существу разновидностью теста на психическое здоровье, проводимого церковными властями. Мистики часто содействуют такой оценке описанием своих переживаний. Так, английский мистик Julian of Norwich провозгласил, что чувство внутренней уверенности в мистической способности проникновения само есть гарантией его достоверности. Подобным образом Игнатий Лойола* предлагал своим клиентам самим решать, действительно ли особое вдохновение, которое могло казаться очень мудрым или благородным, дарует внутренний мир. Вообще говоря, основным критерием самой церкви для оценки мистических переживаний служит то, разделяются ли эти переживания другими. * Основатель ордена иезуитов Прим. переводчика. За редкими исключениями, мистики утверждают, будто они переживают видения и одновременно слышат голоса, и часто ссылаются на это как на доказательство того, что эти голоса восприняты изнутри. Голос предлагает объяснение образа, который видит внутреннее око. Иногда голос делает таинственные невразумительные заявления, напоминающие многозначительное размышление. Иногда голос может давать ответ на глубокий давнишний вопрос о жизни или удовлетворять более или менее бессознательные страстные духовные стремления. Неизменны общие элементы, касающиеся того, что может быть определено как скрытое значение сущего (например, исключительность творения в Боге, природа греха или уверенность в том, что индивидуум, даже испытывающий чувство одиночества, сотворен и опекаем Богом). Иногда голоса могут вызвать чувство глубокого сожаления о таких переживаниях, как грех и страдание, но когда это действительно случается, переживание всегда достигает высшей точки в переполняющем чувстве блаженства от осознания великодушия подлинной сущности Бога. Протекание этого процесса обусловлено характером индивидуума, интенсивность проникновения в значительной степени зависит от уровня личной погруженности в сферу этого переживания. Но покой, однажды достигнутый, никогда не покидает мистика, который выделяется своим ясным нравственным взглядом и защищенностью этим оптимистическим взглядом на жизнь. Короче говоря, слышание голосов вселяет таким индивидуумам удивительную веру в себя, спокойную убежденность, которая воздействует сильнее, чем просто верование в соответствии с учением церкви. Голоса, слышимые мистиками, склонны выражаться современными им идиомами. Например, голоса, о которых сообщали мистики из Средней Азии, сильно окрашены современными им формами и способами богослужения. Выявляется также тесная связь между господствующими социальными структурами и зависящими от их культуры изречениями, присущими каждому данному периоду. Hildegard van Bingen отмечает, что в XII столетии Бог выступает как организующая первопричина всей Вселенной, в ретроспективе можно увидеть в этом образ хорошо организованного общества Гогенштауфенов*. В середине XIII века, на вершине эры трубадуров, Hadewijch видит мистицизм в выражениях благородных переживаний с особым ударением на чувстве беззаветной любви и абсолютной преданности. Catherine of Siena в XIV веке поглощена страданиями Иисуса, и ее общение с Богом, соответственно, переживалось как мученичество Иисуса. * Династия германских королей и императоров "Священной Римской империи", XII и XIII вв. Прим. переводчика Около XVI столетия мистический феномен стал более редким,
сообщения о пророческих посещениях голосов и видений
случайными, хотя те, что записаны, по-прежнему несут на себе
отпечаток тех же культурных и социальных факторов. К XIX
столетию сообщения, содержавшиеся в видениях Девы Марии,
больше не касаются основополагающих вопросов, обычных для
всех мистиков, а ограничиваются моральными повелениями,
командами и предостережениями, отражающими статус кво и
распространяемыми через консервативное духовенство,
работающее с небольшим, простым и закрытым окружением. При
таких обстоятельствах слышание голосов ограничивалось рамками
религиозных видений, не затрагивавших глубокой мистической
основы. Это положение (его можно было бы аргументировать)
продолжает существовать в новые времена: голоса и видения
долгое время рассматривались как ограниченные религиозные
переживания. Хотя и признанные до некоторой степени в своих
рамках, они рассматриваются как имеющие только индивидуальное
значение и, вопреки опыту великих мистиков, не имеющие
общественного значения.
Я по профессии геронтолог. Вы можете поэтому удивиться, с какой стати я пишу о метафизике в книге о феномене слышания голосов. Это началось, когда я руководила в колледже изучением способов, благодаря которым люди, страдавшие из-за огромной личной утраты, сумели найти новый смысл жизни. Все, кто больше всего преуспел в этом, оказались людьми, которые, как они говорили, нашли контакт с чем-то более высоким. Поразительно, насколько легче эти люди справлялись со своими проблемами, если обладали тем, что можно было бы определить как трансцендентальный опыт. Во время работы у меня была также возможность общения с теми, кто приближался к смерти. При этом я обнаружила, что умирающий часто находит облегчение и успокоение в переживании, которое стало известно как предсмертный опыт. Некоторые из этих людей дали мне знать, что они слышали голоса. Обычно они узнавали в них голоса тех умерших, кого они знали и любили, хотя я отдаю себе отчет в том, что многие другие слышащие голоса не всегда имеют столь определенное представление о происхождении их голосов. Этот опыт побудил меня к поиску системы взглядов, которые были бы более справедливы к тем, кто слышит голоса, но психически совершенно здоров, а также более справедливы, чем те, которые находятся в рамках ортодоксальной психологии. Этот поиск был вызван по крайней мере тремя обстоятельствами. Во-первых, в некоторых случаях голоса делают конкретное разумное сообщение, хорошо согласующееся с фактами нашего видимого мира, и действительно приносят в этот мир новую информацию. Эти сообщения содержат материал, которого, насколько можно проследить, не могло быть в сознании личности, слышащей голос. Во-вторых, эти люди полностью уверены в том, что они слышат сообщения, которые не могут быть услышаны никем иным; не может быть ошибки в их так называемом тестировании на реальность, которое более чем адекватно. В-третьих, некоторые из этих людей ясно различают свои собственные мысли и голоса; даже в то время как они активно заняты разговором или мыслями о себе, полностью заняты конкретными делами, голоса могут заявить о себе. Эти три факта не укладываются в обычную модель понимания слышания голосов, которая заявляет, что это внутрипсихологический феномен. Мы нуждаемся в новой гипотезе и должны признать эту потребность. Те, кто слышит голоса, испытывают трудности, когда у них самих или у их близких отсутствует адекватная система взглядов. Положение может ухудшиться, если они принимают теорию, которая делает их бессильными. Ясно, что альтернативный взгляд должен помочь им прийти к согласию со своими переживаниями. Даже простое знание того, что слышание голосов может быть результатом формы восприятия, неизвестной ортодоксальной психологии и психиатрии, может принести большое облегчение. Встречаясь с этими людьми и изучая такие вопросы, я все
больше убеждалась, что наше традиционное представление о мире
и о людях слишком ограничено. Многие ученые пришли к
подобному заключению и в поисках нового понимания начали
рискованное проникновение в области, обычно считающиеся не
относящимися к их профессии.
Я хотела бы предложить метафизический взгляд, который включает феномен слышания голосов в более широкое видение существования человека в мире. Для начала следует сослаться на двух голландских философов. Первый, Berger, написал введение в метафизику, в котором заявил, что буквальное значение метафизического стремление по ту сторону или перенесение по ту сторону. Метафизическая гипотеза подразумевает слоеную реальность, состоящую из различных взаимосвязанных пространственно- временных измерений, которые не могут быть восприняты нашим обычным повседневным сознанием. Второй философ, Poortman, считает, что наш разум (или дух) может иметь собственную энергию, которая является в каком-то смысле физической. Будь это так, можно было бы предположить, что эта духовная энергия полностью заполняет физический уровень нашего существования. Согласно этой философии, возможно существование планов и измерений, окружающих и пронизывающих наши физические жизни, влияя на нас способами, которые еще не полностью понятны. Этот метафизический взгляд предполагает, что на каком-то уровне нашего сознания мы связаны не только с живым, но и с умершим, который может все еще существовать в другом измерении действительности и в более тонком теле. При таком подходе слышание голосов может быть понято как акт общения с человеческими существами на другом плане действительности, как такая способность восприятия, на которую претендуют некоторые ясновидящие. Возможно, что эмоциональная травма может прорывать обычные границы поля, в котором мы существуем, создавая отверстие, через которое голоса из другого измерения получают возможность овладевать травмированной личностью. Ясновидящие и яснослышащие иногда утверждают, что способны даже видеть эти отверстия; но если считать, что это не обычные, физические, сенсорные восприятия, то может быть, более корректно говорить об экстрасенсорном восприятии. Как бы то ни было, в рамках более широкого подхода эти чрезвычайные ощущения вполне могут быть обычными восприятиями метаорганизма организма, состоящего из другой материи. Наш поиск не ограничен этой парапсихологической областью;
полезно также рискнуть вторгнуться в область физики и новых
исследований природы сознания.
Современные физики стараются привлечь внимание к тому, что унаследованный нами взгляд на действительность совершенно неадекватен: структуры, лежащие в основании нашей Вселенной, оказываются гораздо более сложными, чем мы были склонны предполагать. Как полагает один физик, "квантовая теория показала, что субатомные частицы являются не изолированными частичками материи, а вероятностными моделями, соединениями в неразделимом космическом сплетении, которое включает человека-наблюдателя и его сознание. Теория вероятности оживила космическую ткань, обнаруживая присущий ей динамический характер. Образ Вселенной как машины уступил место взгляду на нее как на неделимое динамическое целое, части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только как модели космического процесса" (Сарга, 1982). Несколько других современных физиков пытались, подобно Сарга, приложить этот взгляд современной физики к физическому, психическому и духовному здоровью (Bohm, 1985; Wolf, 1986; Hayward, 1987; Zohar, 1990). Согласно некоторым из них, мистицизм (особенно восточный) выражает характер действительности более адекватно, чем объяснения, которые нам давали в школе и которые убедили нас, будто мир состоит из полностью самодостаточных сущностей и что наш разум как-то отделен от Вселенной. Кажется, что наоборот, структуры, которые мы воспринимаем в трехмерном пространстве, целиком вплетены во Вселенную. Голографическая модель, например, это пионерская теория, использующая математику и логику с целью показать, что сверхъестественное, возможно, является частью обыкновенной привычной природы. Мы не можем уйти от вывода, что должен быть
трансцендентальный порядок, духовный принцип, который
созидательно воздействует на материю. Знаменательно, что
физика была вынуждена прибегнуть к помощи метафизики точке
зрения, которая предполагает совершенно другой порядок во
Вселенной, чем тот, который предлагала традиционная наука.
Возможно, для нас наступило время осознать метафизические
проблемы, скрытые за очевидными законами природы, рассмотреть
версию, которая содержит совершенно другие принципы времени и
пространства. Безусловно, многие физики теперь согласны с
тем, что современная физика имеет важные приложения к
некоторым фундаментальным концепциям психологии и психиатрии:
она ставит под вопрос принятые представления о личности,
чувствах, разуме и, наконец, последнее (но не по значению)
о действительности.
До недавнего времени западная наука была убеждена, что все аспекты человеческого сознания могут быть объяснены в понятиях физиологического взаимодействия клеток мозга. Однако теперь возрастает убеждение в том, что этот электрохимический процесс сам должен быть объяснен ссылкой на автономный духовный принцип. Исследователь мозга G.R.Taylor (1979) приводит многочисленные примеры возникновения ощущений без какого-либо различимого предшествующего сенсорного возбуждения. Он заключает, что одной мозговой деятельности недостаточно для объяснения функционирования сознания: иногда кажется, будто наш разум имеет в своем распоряжении энергию, которая полностью является его собственной и иной, чем та, которая характеризует доступную для наблюдения мозговую деятельность. Несколько ученых, изучавших человеческий разум, обнаружили
убедительные признаки того, что его следует рассматривать как
духовный элемент, связанный с другими измерениями
действительности, как энергию, которая в продолжение нашей
физической жизни по крайней мере частично независима от
деятельности мозга. Stanislav Grof, американский психиатр в
результате 30-летнего изучения измененных состояний сознания
внес большой вклад в исследование так называемых
трансперсональных переживаний. Он развил метод проникновения
в более глубокие слои сознания и открыл, что в этих слоях
наша психика может затрагивать конкретную реальность, которая
недоступна нашему обычному бодрствующему разуму. Grof
перекликается со многими идеями современной физики и
рассматривает измененные состояния сознания как источники
информации о природе Вселенной и человеческого разума. Его
наблюдения больных с психозами чрезвычайно уместны в
отношении слышания голосов:
Все западные определения психоза придают особое
значение неспособности индивидуума отличать субъективное
переживание от объективного восприятия мира. Ключевым в
определении психоза является тестирование на правильное
восприятие действительности. Таким образом, очевидно, что концепция психоза решающим
образом зависит от бытующих научных представлений о
действительности. Традиционно психиатрия определяет здоровье
как соответствие восприятия и познания механистическому
взгляду на мир. Если восприятие мира индивидуумом серьезно
отклоняется от этой модели, это рассматривается как симптом
патологического процесса, затрагивающего мозг, или как
болезнь. Диагностирование психоза не будет отделено от
определения реальности и будет зависеть от него до тех пор,
пока сдвиг научной парадигмы не изменит представление о
природе реальности. Grof заключает:
В соответствии с представленной здесь новой
моделью функциональные матрицы, служащие инструментом в
психотических эпизодах, являются существенными и
неотъемлемыми частями человеческой личности. Решающей
проблемой в понимании психоза, таким образом, является
опознание факторов, отличающих процесс психоза от
мистического процесса (Grof, 1985). Мистический означает "в прямой связи с абсолютной реальностью" или "переживание единства мира". Мистический опыт это восприятие (вне средств связи) высшей реальности и наиболее мощный способ, которым человек может получить силу из потустороннего источника. Благодаря этому опыту мы можем заключить, что наш обычный взгляд на действительность это только один из многих способов восприятия. Мы можем быть подняты на более высокий план силами из другого измерения и подведены к убеждению, что наше сознание неразрушимо. Мы можем прикоснуться к реальности, которая превышает то, что мы всегда принимали. Те, кто прошел такие испытания, склонны описывать их как состояние познания, но это знание, по-видимому, трудно воссоздать, учитывая ограничения нашего обычного состояния сознания; вследствие этого новое знание не может быть передано другим. Но психологическое воздействие этого опыта ясно: прямой контакт с единством Вселенной ведет к немедленному осознанию того, что небеса и Земля сложнее, чем, воображает наша философия. Мистическая версия действительности очень хорошо согласуется с версией, выдвинутой современными физиками. В 1966 году психолог Le Shan провел показательный опыт. Он отобрал 62 различных утверждения об устройстве Вселенной: половина из них принадлежала физикам (Эйнштейн, Оппенгеймер, Бор, Гейзенберг, Планк), а вторая половина мистикам (Ekhart, Aurobindo, Vivekanada). Он перетасовал их и представил, не указав авторов, группе людей, которые изучали либо физику, либо мистику. Когда они определили, кто автор каждого утверждения (физик или мистик), правильные ответы составили не более 60%: подобие точек зрения было слишком большим, заключения о природе реальности слишком близкими друг другу. Поражающим примером осведомленности о существовании внеиндивидуальной психики является предсмертный опыт. Изучение ощущений умирающих показало, что люди могут иметь переживания, подобные переживаниям мистика. Возможно, наиболее поразительное открытие автономной динамической природы нашего разума и существования во Вселенной других измерений получено на основании опыта тех, кто пережил клиническую смерть. Отсутствует научное объяснение того факта, что такие люди после возвращения к жизни могут точно описать события, происходившие вокруг их мертвого тела в то время, как не регистрировалась активность мозга. Почти во всех случаях, когда факты могли быть независимо проверены, восприятия умершего в деталях соответствовали действительным событиям. Отсутствуют сенсорные объяснения этой точности. Более того, содержание таких переживаний у различных людей совпадает гораздо полнее, чем можно было бы ожидать, если бы они были просто продуктом индивидуальных изолированных мозгов. Многие из тех, у кого был такой опыт, убеждены, что им была дарована мимолетная картина другой формы существования. Многие ученые, глубоко изучавшие этот предмет, склонны
видеть в предсмертном опыте веское указание на то, что
человеческий разум может быть активным и сознающим в другом
измерении реальности, независимо от деятельности мозга. Наука
в целом не должна пренебрегать фактами, с которыми мы
столкнулись лицом к лицу.
Современная исследовательская работа как в физике, так и в области человеческого сознания подкрепляет метафизический взгляд на мир, а именно: человек может переступать пределы своего физического существования и находить доступ к другим измерениям, которые являются такой же частью реальности мироздания, как и видимый мир. Каково же применение этого метафизического взгляда для человека, слышащего голоса? Его потенциальная польза состоит в том, что он делает возможным для голосов представлять феномен, превосходящий индивидуальность слышащего. Такая модель помещает наши восприятия в более широкие рамки понимания, подразумевает способность контактировать с другими планами существования. В случае отрицательных голосов это будет наводить на мысль, что с человеком борется нечто, действительно существующее, даже если его реальность не постигается другими. Тогда слышащему голоса необходимо развить душевную силу и способность изолировать себя от этих восприятий. Главным психологическим приложением такого взгляда является необходимость (особенно в случае отрицательных голосов) проработки эмоций или событий, которые не были правильно разрешены в прошлом. Гармония, достигаемая в результате принятия самого себя, может быть лучшей защитой для человека, когда ему противостоят такие отрицательные энергии. Те, кто боится, что из-за слышания голосов на них будут смотреть как на ненормальных, могут найти большое облегчение в простой уверенности, что в их опыте нет ничего ненормального, поскольку его разделяют многие психически здоровые люди. Худшее, что может случиться со слышащим голоса, это оказаться в руках того, кто не осведомлен и рассматривает каждый случай слышания голосов как патологический. С другой стороны, психолог или психиатр, осведомленный о возможном воздействии трансцендентальных переживаний, может быть способен помочь другим в здоровом освоении этих познаний, которые обогатят смысл их жизни. Необходимо осуществить сдвиг в традиционной точке зрения, который помог бы прояснить тот факт, что мы живем в мире, состоящем из взаимопроникающих уровней реальности. Слышание голосов благодаря богатству информации, которую несут некоторые из них, может даже помочь в осуществлении этого сдвига. С помощью самих слышащих мы можно открыть законы, управляющие нашей способностью настраивать себя на другие измерения этой пространственно-временной реальности. Ссылки Bohm, D. (1987) The Enfolding-Unfolding Universe; Revision Journal; reprinted in Wilber (1982). Bohm, D. (1985) Unfolding Meaning; Routledge & Kegan Paul, London. Capra, F. (1982) The Turning Point: science, society and the rising culture; Simon & Schuster, New York. Grof, S. (1970) Beyond Psychoanalysis: implications of LSD research for understanding dimensions of human personality; Darshana International, New York. Grot, S. (1985) Beyond the Brain: birth, death and transcendence in psychotherapy; State University of New York, Albany, NY. Hayward, J. (1987) Shifting Worlds, Changing Minds: where the sciences and Buddhism meet; Shambala, Boston. LeShan, L. (1966) The Medium, the Mystic and the Physicist: towards a general theory of the paranormal; Thurstone Books. Pribram, К. Н. (1982) What the Fuss is All About; in Wilber (1982). Taylor, G. R. (1979) The Natural History of the Mind; Martin Seeker, Warburg. Wilber K. (1982) The Holographic Paradigm; Shambala, London. Wolf, F. A. (1986) The Body Quantum: the new physics of body, mind and health; MacMillan, New York. Zohar, D. (1990) The Quantum Self; Morrow, New York. ПАРАПСИХОЛОГИЯ И СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ Даув Босга Обобщение переживаний слышания голосов как одинаковых вводит в заблуждение. Более глубокий анализ свидетельствует, что под "зонтиком" термина "слышание голосов" скрывается широкий ряд весьма различных переживаний. Индивидуум, который не может справиться с этими голосами, обычно в конце концов прибегает к психиатрической помощи, которая долгое время основывалась на представлении, что клиент получит наибольшую пользу от полного исчезновения голосов. Этот взгляд начал постепенно меняться: люди стали понимать, что реальная проблема состоит не столько в слышании голосов, сколько в неспособности справиться с ними. Это, конечно, справедливо для формы слышания голосов,
связанной с парапсихологией, которая известна как
яснослышание. Последнее, как подсказывает термин, тесно
связано с гораздо более широко известным феноменом
ясновидения. Чтобы проиллюстрировать, какого рода свет
парапсихология может пролить на слышание голосов, сначала
коротко познакомимся с феноменом паранормального восприятия в
общем.
Парапсихология связана с изучением экстрасенсорного или
паранормального восприятия. В этом контексте "пара-" означает
"сверх"; паранормальное восприятие, таким образом, относится
к восприятию, которое дополняет нормальное восприятие, т.е.
восприятие пятью физическими органами чувств.
Подразумевается, что обладающие этим даром индивидуумы
способны получать знания о событиях в окружающем их мире и о
переживаниях других людей экстрасенсорными средствами: они
видят, слышат или знают нечто, что невозможно постичь только
с помощью собственных глаз, ушей или другого известного
органа. Экстрасенсорные восприятия обычно делятся на две
группы: телепатия и ясновидение.
Телепатия определяется как способность овладевать информацией о содержимом сознания другого существа (человека или животного) без использования пяти органов чувств. Содержимое сознания это не только мысли, но и чувства, отношения, настроения, т.е. все факторы, определяющие человеческое сознание. Поскольку это знание получено без обращения к обычным чувствам, значит, это восприятие не имеет пространственных ограничений: телепатические сообщения могут покрывать большие расстояния. Ясновидение это способность овладевать информацией о людях, вещах или событиях без использования пяти органов чувств. Различие между ясновидением и телепатией заключается, в первую очередь, в объекте добытого знания: если это знание связано не с содержимым чужого сознания, а с событиями, включающими или не включающими человека (или животное), мы говорим о ясновидении. 'Эти восприятия могут относиться к событиям в настоящем или прошлом, а иногда и в будущем. По определению телепатия и ясновидение настолько тесно
связаны, что часто невозможно различить их. Это объясняет,
почему на практике люди склонны называть любое из них ЭСВ
(экстрасенсорное восприятие). Ясновидение в любом случае
неудовлетворительный термин, поскольку предполагает, что
медиум видит ясно; как будет показано, многие случаи
экстрасенсорного восприятия не включают видение, но даже если
это так, то видение редко бывает ясным. Паранормальное
впечатление может быть довольно смутным или только частично
соответствовать реальности. Хорошо известный мистик Warner
Tholen однажды изложил это таким образом:
Позвольте мне привести пример тою, как работает
ясновидение. Представьте, что вы только что прогуливались по
площади Пикадилли в Лондоне, и сразу после этого пытаетесь
мысленно представить себе (визуализировать) место действия.
По всей вероятности, то, что вы назовете, будет смутным
впечатлением, или вы увидите одну часть площади очень
отчетливо, а другие части не увидите вовсе. Один человек
будет ясно видеть памятник, другой лестницу и голубей, еще
один всю площадь, заполненную людьми, и т.д. Это очень
похоже на опыт ясновидения. Е одном случае вы можете видеть
только малую часть, в другом вы увидите что-то смутно и
испытаете какое-то чувство, в третий раз вы можете видеть
несколько фрагментов, не зная, как они связаны между
собой. Было предпринято много попыток классифицировать
экстрасенсорные восприятия. Одну из таких систем ввел
парапсихолог Frederic Meyers в 1904 году, и она все еще
широко применяется сегодня. Meyers разделил формы ЭСВ на две
основные категории: сенсорный автоматизм и моторный
автоматизм. Внутри этих категорий он различал несколько
типов, каждый из которых представляет более точное
определение формы выражения ЭСВ. Поскольку моторный
автоматизм неинтересен для нас в данном контексте, обсуждать
его не будем.
В сенсорном автоматизме информация, полученная паранормально, непроизвольно трансформируется в сенсорное восприятие. Можно выделить шесть типов сенсорного автоматизма, пять из которых соответствуют органам чувств, в то время как шестой относится к паранормальному знанию или к тому, что можно назвать яснознанием.
Яснослышание В парапсихологии слышание голосов без чувственного основания по традиции ставится в один ряд с видением образов, восприятием запахов и т.п. Может возникнуть вопрос, при каких обстоятельствах мы должны считать феномен истинным субъектом парапсихологического изучения. Ясно только тогда, когда может быть доказано, что услышанные сообщения соответствуют действительным событиям в материальном мире. Иллюстрацией этого может послужить довольно драматический пример. Священник получил настоятельное предупреждение внутреннего голоса не идти вечером в театр. Он подчинился голосу и не пошел. Однако, поскольку он уже купил билеты, и было досадно не воспользоваться ими, он предложил их другу. Его друг очень обрадовался такому щедрому предложению, взял билеты и пошел в театр. Во время представления театр сгорел; друг священника погиб в пламени. Голландский парапсихолог W. Н. С. Tenhaeff (1976)
рассматривает яснослышание как феномен псевдогаллюцинации,
соответствующей действительности. В нашем примере священнику
можно было бы сказать, что у него была галлюцинация, так как
он слышал нечто, не имеющее сенсорного основания. Однако
фактически здесь налицо псевдогаллюцинация, потому что он
убежден в том, будто слышит нечто, чего в действительности
нет. Наконец, это правдивый опыт, поскольку содержание того,
что он слышал, соответствовало последовавшим событиям.
Определенные условия оказываются особенно способствующими экстрасенсорным восприятиям. Изучение показало (Schmeidler, 1988), что когда люди находятся в измененном состоянии сознания (таком, как гипноз, сон, глубокий отдых или стресс), возрастает количество случаев спонтанных переживаний ясновидения и яснослышания. Обнаружилось также, что случаи ЭСВ особенно характерны для индивидуумов, имеющих эмоциональную связь, таких как партнеры, родственники, а также психиатры и их пациенты (Schwartz, 1980; de Bruijn, 1992). В 1987 году британский прогрессивный психолог Spinelli сформулировал интересную гипотезу. Он допустил, что мы вправе говорить о регистрации чужих мыслей только в том случае, если мы осознаем собственные мысли и можем, таким образом, отличать одни от других, другими словами, только когда индивидуум осознает свою личность, он может оценить, что затронуты мысли или переживания другого человека. На этом основании Spinelli пришел к гипотезе, что для данного индивидуума экстрасенсорные восприятия наиболее часты, пока стабильная идентификация еще не установилась. До этого времени границы между собой и другим еще не определены. В самом деле, любой в подобном положении широко открыт перед другими: впечатления, касающиеся другого человека, переживаются как собственные. Непохоже, чтобы при таких обстоятельствах это переживание было угрожающим, потому что потребность в защите собственной индивидуальности еще не развита. Ясно, что в соответствии с этой моделью можно ожидать особенно много примеров экстрасенсорного переживания среди детей. Это было, действительно, подтверждено исследованием Spinelli, которое показало также, что количество таких переживаний пропорционально уменьшается с возрастом. Конечно, есть много взрослых людей, переживающих ясновидение и яснослышание, но это проявляется, как оказывается, в измененных состояниях сознания и при эмоциональных отношениях. При обоих этих обстоятельствах индивидуум менее склонен ограждать свою индивидуальность и поэтому более восприимчив по отношению к партнеру. В контексте таких отношений чужие мысли, очевидно, не будут переживаться как такие угрожающие, как в иных случаях. Было бы, конечно, упрощением утверждать, что любой опыт ЭСВ, имеющий место вне этих обстоятельств, является доказательством слабой идентификации, однако подход Spinelli предлагает интересную перспективу дальнейших исследований. Остается вопрос о том, может ли человек извлечь какую-либо пользу из информации, получаемой посредством голосов как паранормального восприятия. По нашему опыту, это только частично так. На практике часто оказывается, что такие переживания воспринимаются как тяжелое бремя, и это может создать серьезные проблемы. В консультативном отделении Института парапсихологии в Утрехте мы стараемся помочь тем, кто, справедливо или ошибочно, считает себя испытывающим мистический или паранормальный феномен и не знает, как с этим справиться. Могут возникать различные проблемы; один из наших сотрудников, Martine Busch, сгруппировал их в пять основных категорий:
Если мы признаем, что возможен феномен слышания голосов, отражающий активную способность паранормального восприятия, все равно необходимо контролировать влияние голосов. Такое мастерство существенно, потому что все те, кто действительно одарены паранормально, сталкиваются с нежелательными впечатлениями. Кажется невозможным уберечься при этом от случайностей; однако возможно учиться справляться с ними. Это уводит нас в другую сферу, поэтому позвольте ограничиться здесь короткой ремаркой. Тот, кто подавлен экстрасенсорными впечатлениями или считает себя подверженным им, может очень помочь себе, посидев спокойно примерно десять минут один или два раза в день; это даст возможность осознать и принять все текущие впечатления. Такое упражнение поможет эффективно справляться с этими восприятиями и значительно уменьшить напряжение. Ссылки Meyers F. W. Н. (1904) Human Personality and its Survival of Bodily Death; Longmans, Green and Company, New York. Schmeidler, G. R. (1988) Parapsychology and Psychology; McFarland, Jefferson, NC. Schwartz, В. Е. (1980) Psychic Nexus; Van Nostrand Reinhold, New York. Spinelli, E. (1987) Child Development and GESP: a summary; Parapsychology Review, vol. 18, no. 5. Tenhaeff, W. H. C. (1972) Telepathy and Clairvoyance; Charles C. Thoman, Springfield, Ill. PATHWORK И СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ Марга Кроон Организация Pathwork была основана в 1952 году, хотя тогда это название не применялось. Eva Pierrakos (известная тогда как Eva Broch) в возрасте 37 лет была буквально взята за руку и запущена в автоматическое писание. Она вовсе не страдала от этого, но была достаточно благоразумной, чтобы обратиться к другу, который был больше знаком с такими явлениями. Eva вначале чувствовала, что неразумно подвергаться таким испытаниям в одиночку, и находилась под постоянным руководством своего друга. Индивидуум, чувствительный к подобному феномену, имеет как бы отверстие в своем энергетическом поле, через которое могут проникать сущности. Eva узнала, что эти сущности проявляют разные свойства: добро и зло, приятность и лживость, мягкость и жестокость. Когда человек восприимчив, все эти свойства могут быть продемонстрированы: он может быть подвержен влиянию добра или приведен в состояние транса и потерять себя. Очевидно, есть мир сущностей вне наших обычных повседневных восприятий, такой же многогранный, как наш, человеческий мир. Вначале Eva была подвержена воздействию этого иного мира путем автоматического письма это был его способ вхождения в нее. Она научилась у своего друга, что каким бы ни было искушение, никогда не следует поддаваться контролю этих сущностей: такой экзотичный магический мир может быть чрезвычайно привлекательным, удивительной областью, которой слишком легко поддаться. Никто не радуется этому больше, чем низшие существа, которым доставляет наслаждение возможность проникнуть в человека и завладеть им. В течение многих лет Eva научилась воспринимать только одно возвышенное благородное существо, которое предлагало ей спокойное нежное общение. С помощью этого существа она прошла процесс чрезвычайно глубоко проникающего анализа, который продолжался пять лет, пока известность не заставила ее отказаться от него ради того, чтобы руководить другими. Eva написала об этом в одной статье, описав свое превращение в медиума (Broch, 1965). В результате процесса, которому она подвергалась под руководством своего Направляющего, как она называла позже своего компаньона, и благодаря ее собственной роли как направляющего для многих других, Eva узнала, что прогресс человека зависит от типа существа, которое ищет "местожительство". Каждый из нас это энергетическое поле, которое притягивает другую энергию. Отрицательные свойства, которые имеются в наших энергетических полях, позволяют проникнуть другим, нежелательным энергиям. Чтобы стать хорошим медиумом, важно быть максимально очищенным; процесс очищения длится годами, даже всю жизнь. В отличие от ортодоксального анализа, который может быть сравнительно недолгим, это длительный процесс роста (Pierrakos, 1978). В этой ситуации необходимо сделать важный выбор: существа должны быть использованы только для высоких целей, т.е. для собственного роста и для развития других людей; выбор должен быть таким, чтобы оставаться настроенным исключительно на добрые существа. Существа, полные хитрости, господствующие над действиями человека и не уважающие свободу воли, не должны приниматься. Существа, которые чрезмерно льстят и подлизываются, также не достойны внимания, хотя из этого не следует, что добрый дух не станет самоутверждаться и будет помогать человеку узнавать его лучшие качества. Следует также быть начеку в отношении духов-предсказателей: они могут очень истощить энергию и потому должны быть удалены. При обучении работе с голосами или с другими паранормальными феноменами важна помощь психиатра, одаренного в этой области. Пытаться отделаться от сущностей это не решение; раз кто-то достиг такого уровня чувствительности, это нельзя просто игнорировать. Прежде всего эта чувствительность дар, и жизненно важно осознать свои отрицательные черты, преодолеть их, насколько это возможно, и учиться работать с добром, не становясь жертвой, завлеченной в западню. Как бы ни было трудно это признать, каждый из нас отвечает за себя. Первое требование при обучении обращению с голосами стать свободным и ответственным посредником с полной возможностью выбора между принятием и несогласием. Хочу теперь рассмотреть слышание голосов в этих рамках. Многие люди будут говорить, что голоса представляют фрагментарные личности и что существ, о которых я говорила, в действительности не существует. Сама Eva Pierrakos признает, что не может быть абсолютно уверена в своей интерпретации. Является ли Направляющий, с которым она была так близко знакома в течение 23 лет, отдельным существом или частью ее собственного высшего существа? Я полагаю, что есть элемент истины в обеих точках зрения. Другие знакомые мне медиумы признают, что в свои лучшие моменты они сливаются со своими Направляющими, а в другое время испытывают некую дистанцию. Eva описывает это как положительную шизофрению, феномен, который является частью роста в направлении интеграции. Я, конечно, верю, что для многих, у кого есть склонность к медиумизму, кто испытывает раздвоение личности, истинная задача поиск единства. Что касается моего собственного опыта, то я склоняюсь к мысли, что нахожусь на более высоком плане, когда слышу голоса. Точнее, события происходят на плане, где фактически существую не я сама; в измерении, где моя форма имеет более высокую энергию и отсутствуют различия между мной и другими. В течение долгого времени я использовала маятник как средство установления контакта с этим планом. При этом я ясно чувствовала, что когда я направляю, энергия ниже, чем когда я прошу направлять меня или другого, и тогда с этим более высоким планом намного труднее работать. Внутреннее слышание, наполняющее мою повседневную жизнь, находится между более высоким и более низким планами и часто оно очень конкретное. Это может показаться неожиданным, но то, что я слышу, обычно касается повседневных вопросов: какой дорогой добраться куда- то; когда подходит время делать что-то; когда перехватить выгодную покупку в универмаге. Я часто сопротивляюсь этому. Например, я могу слышать, что должна купить что-то, чего не употребляю: скажем, бутылку молока, которого обычно не пью. Через несколько дней зайдет кто-нибудь и попросит стакан молока, и тогда я или рада, что приняла во внимание внутренний голос, или сожалею, что проигнорировала его. Я могу реагировать на совет голоса любым образом, ибо хотя он мне очень дорог, я убеждена, что должна быть ответственна за собственные действия. То, что я слышу, иногда поразительно, особенно когда это касается того, чего я не знала. У меня есть несколько друзей, которые испытывают то же самое, так что это не такой необычный феномен, как кое-кто думает. Верно также, что чем больше внимания человек уделяет очищению, тем больше у него развивается та или иная форма экстрасенсорного восприятия. У меня такое чувство, к моему большому удовольствию, будто я живу в гораздо более широком мире и знаю, что есть бесчисленное множество других сфер, окружающих мою собственную. Хотя я знаю, что некоторые воспринимают это как огромное бремя, не следует забывать о его огромном потенциале; надеюсь, мы преуспеем в создании такого общественного климата, в котором люди смогут учиться работать с этим. Я иногда слышу о подобных случаях, но никогда не слышала об уроках, извлеченных из этого. Многие психиатры, в большей или меньшей степени обремененные своими голосами, уверены, что в их энергетическом поле есть отверстие, через которое могут свободно проникать сущности. Закрытие такого отверстия большой вызов им. Это может иногда происходить в результате опыта по исцелению, когда восстановлена целостность ауры. Во время лечения может выясниться, какое именно травмирующее переживание ответственно за отверстие; когда травма выявлена и правильно отработана, часто достигается закрытие отверстия. Я читала о южноамериканской больнице, в которой работает команда паранормально одаренных психиатров; когда это необходимо, эти специалисты установят отношения с беспокоящей сущностью и попросят ее навсегда оставить страдающего, что и произойдет. В Голландии и Англии существует несколько таких лечебных групп. Ради превосходного сообщения об энергетическом поле человека и соответствующих психологических структурах я отослала бы читателей к книге "Hands of Light" (Руки света), автор которой Barbara Ann Brennan некоторое время была моим учителем. Другой важный вопрос насущная необходимость уделять большое внимание физическому телу. Чтобы создать здоровую прочную базу для работы с упомянутыми энергиями, нужно твердо стоять на земле и устранять все преграды. По этой причине Pathwork подчеркивает необходимость обучения людей хорошей работе над своим телом, применяя снискавший одобрение метод, известный как core-energy work (работа внутренней энергии). Главный принцип этого подхода состоит в том, что поскольку физическое тело, эмоции, интеллект и душа являются составными частями целого, взаимосвязаны и взаимодействуют, то следует работать со всеми частями. Более полное описание этих приемов можно найти у Ad Reks Padwerk в "Core-Energetica" (1989). Что Pathwork может предложить слышащим голоса? Во-первых, Pathwork предлагает более широкий взгляд на жизненные возможности (Eva Pierrakos, сборник лекций), и это само по себе может быть очень эффективным для снижения чувства неуверенности и стать трамплином для положительного продвижения. Можно также принять участие в семинарах групп Pathwork, а дважды в году в Голландии проводятся дни Pathwork. Всегда можно воспользоваться руководством квалифицированных помощников, многие из которых имеют личный опыт слышания голосов или других форм экстрасенсорных восприятий (хотя мало кто рассматривает такой опыт как наиболее важный элемент их руководства). Помощники Pathwork пройдут обучение и, конечно, у врачей всегда есть возможность получения консультаций. Более полная информация обо всем вышесказанном может быть получена, если вы напишете в секретариат: Postbus 7839, 1008 АА, Amsterdam, Netherlands. Надеюсь, этот краткий очерк о подходе Pathwork будет полезен каждому слышащему голоса, который хочет научиться работать с ними, а также тем, кто захотел бы помогать в этом другим. Ссылки Pierrakos, E. Guide Lectures for Self-Transformation; Centre for the Living Force, Sevenoaks Pathwork Centre, Madison. Brennan, B. A. (1988) Hands of Light; Bantam Books, NY. Roberts, J. (1979) Seth Speaks; Bantam Books, NY. КАРМИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД Хан ван Бинсберген В этой дискуссии я выскажу предположение, что вся жизнь человека связана с духом, который поселяется в теле и обитает в нем до смерти. В течение своего временного пребывания в теле дух должен выполнить задания, назначенные ему по законам Кармы. Когда тело умирает, дух возвращается в свою сферу, готовый к следующей реинкарнации в другую телесную форму. Медиумы, особенно те, кто чувствителен к голосам, имеют обыкновение общаться как с душами живых людей, так и с теми, которые вернулись в сферу духов. В этом контексте слышание голосов не является нежелательной связью, какой оно может быть при других обстоятельствах. Для медиума способность устанавливать связь с душами наиболее важна для получения сообщений, которые могут быть переданы, а также для раскрытия сути проблем, возникающих из-за отсутствия равновесия между дутой и телом. Если этот баланс нарушается, душа подает сигнал телу через никак иначе не объяснимую боль или болезнь. Чувствительный к голосам медиум, подобный мне, может помочь понять такие сигналы, переводя их на человеческий язык для устранения беспокойства в возможно короткий срок. В случае тяжелой болезни, изводящей болями и приближающейся смертью, такой медиум может контактировать с живой душой страдальца Это, конечно, допустимо только при согласии индивидуума или лица, отвечающего за заботу о нем. Выяснив, насколько близка душа к завершению своего кармического задания, медиум должен убедиться, что тело освободилось от боли. Тогда с духом заключается соглашение, что ему будет дано сопровождение для возвращения в сферу духов. Эта духовная поддержка во всех ее аспектах является наиболее удивительным и чудотворным переживанием, дарованным паранормальному целителю. Я хочу подчеркнуть этим, что существует очень много
голосов, не злобных и не болезненных, которые могут принести
большое удовлетворение.
Каждый из нас может в любой момент лишиться жизни:
несчастный случай, суицид, война, убийство и т.д. Во всех
этих ситуациях душа присутствует при свершившемся факте; за
исключением небольшого числа случаев, когда Карма уже
полностью выполнена, миссия души в этой инкарнации еще не
выполнена. Тем не менее она вынуждена вернуться в сферу
духов, потому что лишена тела, в котором жила. Однако, как и
во всех случаях, душа не может вернуться, пока не будет
выполнена подготовка к ее приему в ту сферу, а до тех пор она
может только скитаться, не зная покоя. Вполне вероятно при
таких обстоятельствах, что такая душа может общаться с
другой, все еще находящейся в теле, передавая сообщения через
бессознательное сообщения, которые могут быть затем
внесены в сознание путем трансформирования их на человеческий
язык. В первый момент человек, которого это коснулось, может
прийти в ужас, не будучи знакомым с таким контактом душ и
привыкнув разговаривать только с людьми. Часто предполагают,
что феномен полностью вымышлен, и доискиваются других
объяснений для того, что слышат. Только после неоднократного
повторения опыта, возникает понимание, что дело не в
воображении, а это действительно слышимый голос; трудность,
конечно, заключается в том, что голос совершенно не слышен
для кого-либо другого. Передав важное сообщение, такие голоса
обычно исчезают и находят свой путь обратно, в сферу духов.
Когда душа выполнила задание своей инкарнации и таким
образом удовлетворила Карму, она получает разрешение покинуть
тело. Это тот самый момент, когда наступает смерть,
независимо от того, было умирание постепенным или внезапным.
С приближением смерти и часа расставания с любимыми душа
занята выполнением долга, необходимого для удовлетворения
Кармы, и естественная смерть наступает только тогда, когда
душа выполнила эти задания и покинула тело. Поразительно, что
в большинстве случаев душа больше не появляется, хотя, как мы
увидим, существуют исключения. Когда смерть души внезапна,
это зачастую может быть чрезвычайно мучительно для
родственников: ничего не приведено в порядок, не сказаны
прощальные слова, и они остаются с противоречивыми чувствами,
не в силах постичь случившееся. Время от времени родственник
(без предупреждения) безошибочно слышит голос умершего,
дающий инструкции, например, относительно важных документов;
он может также успокаивать родственников, говоря им о счастье
пребывания в сфере духов.
Смерть человека, естественно, причиняет родственникам большое горе. Сильная боль, пустота и утрата обычны в этот трудный горестный период. С точки зрения души все выглядит совсем по-другому. После
оставления тела душа приближается к сфере духов (если Карма
была выполнена). Ее вступление в эту область сопровождается
другими душами, и можно сказать, что душа заново рождается в
сфере духов, где ее возвращение большой праздник.
Родственники на земле, однако, продолжают горевать из-за
утраты их любимого. Душа, завершив свое трудное задание на
протяжении всей человеческой жизни, заслужила отдых, но не
имеет его из-за напряженности земного горя. Измучившиеся
родственники пытаются удержать покойного в живых. В
результате душе не остается выбора, кроме как общаться с
одним или несколькими из них с помощью слышимого голоса и
умолять их примириться с этой участью и дать душе почить в
мире.
Для каждой души начальной фазой роста является "ego"-фаза. Задача этого периода научиться стоять на собственных ногах, что является важной основой для будущей учебы. В этот период обучения всегда есть, однако, опасность, что душа может стать завистливой. "Ego"-душа такова, что просто не может терпеть существования других душ, населяющих гораздо более высокий план. Она будет делать все, что в ее силах, чтобы выгнать более высокий дух из выбранного ею человеческого тела; другими словами, "ego"-душа будет завладевать телом, которое ей по праву не принадлежит, чтобы заявить о себе и сделать временного обитателя инертным. Вот что означает обладание. Такие ситуации могут быть чрезвычайно неприятными и часто обостряются ошибочным психиатрическим диагнозом: когда лечение назначено, могут быть губительные последствия как для тела, так и для его естественного обитателя. Результат овладения часто таков, что жертва не способна
больше реагировать и функционировать по своей воле; лишенные
своего обычного владельца, голосовые связки говорят с нами
незнакомым голосом. Примером из моего собственного опыта
является ученик пятого класса, который давал учителю ответы,
совершенно не соответствовавшие уроку. Более серьезный случай
касается ребенка, живущего в спокойном окружении, который
вдруг распахивает окно, изрыгает поток непристойностей и
продолжает в тех же выражениях оскорблять своих родителей. Из
этих примеров будет ясно, что "ego"-души непослушны, злобны и
слишком страстно желают быть услышанными.
Это гораздо более опасная игра, чем часто думают, и я хотел бы пояснить возможные последствия, обрисовав, как это происходит и уделив особое внимание голосам. Пагубный эффект не является неизбежным, но исход таких игр непредсказуем. Тот, кто считает это семейной игрой, серьезно заблуждается, ища открытий в спиритической области, не будучи приглашенным и подготовленным к этому. Когда это совершается с помощью "ego"-душ и их сил, то разрушается место отдыха душ всех видов и неизвестно, какие злые силы могут быть невольно спущены с привязи. Когда вызванная душа (иная, чем "ego"-душа) после по
какой-то причине отказывается уйти, она будет настойчиво
досаждать тем, кто ее вызвал. Она будет делать это с помощью
звука, похожего на человеческий голос, но он будет слышен
только тем, кого это касается, и будет мучить их день и ночь,
потому что не знает границ. Такая душа чувствует себя
превосходящей того, кто ее вызвал, и является с требованиями,
которые должны быть удовлетворены. Трудно понять, почему
возникает такой чисто отрицательный голос. Последствия для
семьи слышащего могут быть чрезвычайно огорчительными, выводя
из душевного равновесия того, кто слышит голос и общается с
ним, будучи не в состоянии дать правдоподобное объяснение
тем, о ком говорят и кто, конечно, не может ничего слышать.
Нетрудно понять, что жизнь семьи вскоре может стать
дискомфортной, когда один из ее членов проводит дни и ночи,
разговаривая или ругаясь с кем-то или с самим собой.
Действительно, целые семьи могут быть разрушены из-за этой
игры.
Предсмертный опыт в этой области свидетельствует о том, что слышание голосов часто сочетается с видениями душ давно умерших друзей или родных. Умирающий может очень отчетливо выкрикивать имена и восхищенно смеяться; лицо его может внезапно оживиться, а глаза засветиться. Свидетели находят это непостижимым, но часто отмечают, что умирающий находится в состоянии радостного бреда. Примечательно, что часто бредовое состояние прекращается, и умирающий снова обращается к присутствующим: душа дает разуму силу снова действовать в земной сфере и сосредоточиться исключительно на земле и ее обитателях. Процесс, в котором душа попеременно то настроена на
потусторонний мир, то воскресает на земном плане, может
повторяться несколько раз: сознанию позволено мельком
взглянуть на мир, ожидающий душу, раз она отбросила свою
земную форму. К несчастью, умирающий, одаренный такой
проницательностью, часто теряет сознание или бредит под
влиянием медикаментов. Это особенно печально, когда мы
сознаем, что есть желанный опекун, любивший умершего и
ожидающий его у врат сферы духов.
Как мы видели, существуют различные способы слышания голосов, многих из которых я здесь не касался. Множество людей благодарны за поддержку, получаемую от своих голосов, без которых их жизнь была бы менее счастливой и наполненной. Однако все слышащие голоса стоят перед решающей проблемой: доказательство. Даже если медиум или сенситив способен утверждать, что голоса существуют, невозможно доказать это другим людям из-за отсутствия несомненных доказательств. Поэтому слышащие голоса находятся под сильным давлением, их часто увольняют с работы или рассматривают как сумасшедших. Позвольте выразить надежду, что пионерская работа, проведенная со слышащими голоса, принесет когда-нибудь плоды, и люди в конце концов осознают, что бессмертная душа в каждом из нас самое важное на земле. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|