ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ

- Оглавление -



5. РАЗГОВАРИВАЯ О ГОЛОСАХ


Сандра Эшер


ПОТРЕБНОСТЬ В ОБСУЖДЕНИИ

Люди, слышащие голоса, оказываются в другом мире, который может овладевать ими и требовать внимания, исключающего все остальное, почти так же, как все мы иногда бываем поглощены сильным чувством. В результате рассудок может быть фактически затуманен, по крайней мере вначале, делая невозможной ту повседневную жизнь, которая была до наступления этого глубоко проникающего и помрачающего сознание переживания.

Многочисленные беседы со слышащими голоса в течение последних 5 лет поразили нас очевидностью того, что открытое обсуждение с другими является наиболее важным средством выработки подхода к овладению этими переживаниями. В частности, общение очень помогло многим людям признать их голоса; в результате намного укрепилась их уверенность в себе, освобождая от изоляции и подтверждая чувство общности с окружающими.

К несчастью, семьи и друзья слышащих голоса слишком часто теряются или боятся слушать об этих переживаниях, и может оказаться невозможным найти кого-то, искренне заинтересовавшегося тем, что говорят голоса. Если же кто-либо готов слушать, то необычность феномена очень затрудняет сообщение о нем тому, кто совершенно не знаком с таким переживанием. Общение между самими слышащими голоса хорошее решение этих проблем. Сходные переживания и общий язык предоставляют всем, кого это касается, реальные возможности поделиться ими и учиться друг у друга.

Это исключительно важная область, и мы посвятили данную главу положительным результатам такого общения, о чем нам рассказали люди, слышащие голоса. Дискуссия может принести такие результаты:

  1. Более ясное осознание примеров/моделей.
  2. Уменьшение тревоги.
  3. Поиск альтернативных теоретических объяснений.
  4. Лучшее восприятие голосов.
  5. Лучшее осознание значения голосов.
  6. Оценка потенциальных положительных аспектов.
  7. Лучшее налаживание контактов с голосами.
  8. Более эффективное применение лекарств.
  9. Большая терпимость и понимание в семье.
  10. Личный рост.


1. ОСОЗНАНИЕ ПРИМЕРОВ

Люди, слышащие голоса, говорят, что для них очень важно иметь возможность обсуждать их подобно тому, как говорят, например, о неприятных родственниках. При этом можно научиться распознавать игры и хитрости голосов, как и их приятные стороны, а также знакомиться с примерами, соответствующими данной ситуации. Такое знание может помочь слышащему лучше подготовиться к любой следующей атаке голосов. 35-летняя женщина, регулярно помещавшаяся в психиатрическую больницу, заметила: Вопросы собеседников заставили меня задуматься над голосами, которые я слышала, но о которых, никогда не думала. Я была удивлена, обнаружив, что когда у меня возникают плохие мысли, я слышу отрицательные голоса.


2. УМЕНЬШЕНИЕ ТРЕВОГИ

Большинство людей, которые слышат голоса, вначале полагают, что они уникальны. Уже одно это может сделать переживание страшным и неприятным, породить чувство стыда или боязнь сойти с ума. Хороший пример снижения тревоги привел 36-летний мужчина, выступавший на первой конференции. Впервые он услышал голоса примерно в 20 лет и ужасно испугался. Через шесть месяцев после конференции он потерял работу и был поражен тем, что снова стал слышать голоса. Однако на сей раз он не счел это переживание таким ужасным: конференция дала ему понимание того, что он не одинок в слышании голосов, и это ему очень помогло.

Тревога часто вынуждает избегать ситуаций, которые могут вызвать слышание голосов, а это серьезно препятствует развитию личности. Так, некоторые слышащие голоса не смеют пойти на вечеринку, в универмаг или вести машину. Такой уровень тревоги ограничивает свободу передвижения, а стратегии уклонения часто только обостряют проблему. Одна женщина сказала нам: Когда голоса исчезают, я начинаю беспокоиться, что они вернутся.

Теперь эта женщина регулярно звонит другому слышащему голоса, и он воодушевляет ее превозмочь страхи. Поддержка человека, знакомого с ее переживаниями, дает ей возможность разорвать порочный круг тревоги и страха.

3. ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОБЪЯСНЕНИЙ

Как и профессионалы в этой области, слышащие голоса, со своей стороны, ищут теоретическое объяснение существования голосов. 50-летняя женщина, которая начала слышать голоса пять лет назад, рассказала нам: После смерти сына я стала слышать его голос. Но что делать с такими посланиями? Я подумала, что другие люди с подобными переживаниями могли бы помочь мне, но поиски таких людей были бесплодными. На конференции я встретила людей из Path (см. главу 7), духовного движения, основанного на лекциях медиума по имени Eva Pierrakos. Эти люди посоветовали мне прочитать ее книги, что я и сделала. Из них я узнала многое о себе, и это помогло мне успокоиться.

Личный опыт может оказаться наиболее полезным для того, чтобы давать советы другим людям. Например, в разговоре с женщиной, слышащей голоса, мистер X сказал: Мне поставили диагноз "шизофрения", и я слышу голоса, но почему они причиняют такую боль?

На вопрос женщины "Когда вы чувствуете боль?" он рассказал, что чаще всего это случается, когда он находится в окружении множества людей в большом помещении, например в универсальном магазине. Женщина помогла ему понять, что он владеет способностью поглощать боль других людей. Она не могла научить его невосприимчивости к этой боли, но посоветовала упражнения, которые должны были помочь ему овладеть навыками "закрытия" и таким образом предохранения от боли. Умение "закрываться" (а затем "раскрываться") – это прием, связанный с парапсихологией. Мистер X сообщил, что объяснение, данное женщиной, имело большой смысл в его ситуации.

Следовало бы заметить, что нельзя предполагать, будто все советы, даваемые слышащему голоса его собратом, автоматически правильные. Некоторые люди рассказывали, что, последовав совету, они испытали еще большие трудности. Наши исследования и беседы свидетельствуют о том, что, например, посещение спиритических сеансов или медиумов иногда может привести новичка в еще большее замешательство. Некоторые описали, как помощь в виде помещения в одиночную палату психиатрической больницы, оказанная с хорошими намерениями, не представляла предполагавшуюся защиту, а предшествовала появлению голосов или приводила к их большей агрессивности. Следует всегда с осторожностью относиться к советам или объяснениям, которые являются чисто личными убеждениями и не допускают иного толкования. Наиболее важно полностью осознать существование огромного разнообразия индивидуальных ситуаций и обстоятельств. Наименее опасен тот совет, который может послужить росту влияния на собственные голоса, а не усилению беспомощности. Самообучение и самоопределение – вот ключевые слова.

4. ЛУЧШЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ГОЛОСОВ

38-летняя женщина рассказала нам: Из бесед с другими об их опыте слышания голосов я поняла, что могла бы лучше справляться со своими, изучая, а не отвергая их. Я прекратила борьбу с голосами. Хотя и не могу сказать, что рада им, но жизнь в результате стала легче.

В процессе выработки собственной точки зрения и принятия ответственности на себя первой важной стадией является признание голосов как принадлежащих мне. Это крайне важный и в то же время один из самых трудных шагов, которые надо предпринять.

5. ОСОЗНАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ГОЛОСОВ

Молодая женщина рассказала нам о нескольких случаях, когда она громко высказывала то, о чем думал ее муж. Обычно это не было чем-то особенно удивительным, учитывая их знание обстоятельств и настроений друг друга, но иногда такое происходило даже при отсутствии явного указания на то, о чем он мог думать. Это раздражало мужа, но он не позволял себе показывать свою досаду. Позже жена обнаружила, что вызывает гнев мужа: голос, который она слышала, сказал ей, что муж убьет ее, после чего она стала его бояться. В случае с этой женщиной голоса выражали то, что чувствовала она сама: агрессивность была определенной проблемой в ее отношениях с мужем и чем-то таким, чего она боялась.

Когда голоса представляют информацию таким способом, то вызов, связанный с их присутствием, часто менее значителен, чем проблемы отношений, которые они отражают как эхо. В случаях, подобных этому, когда голос сообщает информацию о чувствах слышащего, было бы особенно полезно обсудить природу сообщений. Этот подход более полно описан в разделе о функциональном анализе главы 9.

6. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Когда человек слышит голоса злобные (высмеивающие, унижающие других или даже мучающие слышащего до того, что побуждают навредить себе), может быть трудно убедить его признать наличие положительных, полезных сторон этого испытания. Контакт с другими людьми может привести к неожиданному открытию, что положительные голоса действительно существуют и к пониманию того, что голоса могут возникнуть или обнаружиться в результате признания слышащим его собственных отрицательных сторон. Один пример был приведен 40-летней женщиной: Общаясь с другими людьми, я должна была учиться признавать, что у меня есть как положительные, так и отрицательные стороны. Это очень трудно объяснить, но, признавая свой недостаток, я могу уделить больше внимания своим достоинствам. Я могу научиться заботиться о себе."


7. ЛУЧШЕЕ НАЛАЖИВАНИЕ КОНТАКТОВ С ГОЛОСАМИ

28-летняя женщина, которая первоначально слышала голоса в течение всего дня, заметила: Я договорилась со своими голосами, что освобожу свои вечера для них. Я была недоступна ни для кого другого после 8 часов вечера, и друзей просила не звонить мне после этого часа. К счастью, мой муж признает эту договоренность. Преимущество этой системы состоит в том, что голоса редко становятся трудно переносимыми в течение дня, что дает мне возможность действовать намного лучше.

Такого рода уловка в построении отношений с голосами может помочь минимизировать обычное чувство беспомощности.

Это чрезвычайно ценно, поскольку помогает человеку убедиться в возможности устанавливать собственные ограничения и удерживать голоса от чрезмерного вторжения.

8. БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВ

Обмен опытом помогает также людям узнать, какие лекарства применяют другие, насколько они полезны и вероятность побочных явлений. Важно, например, узнать, что определенное лекарство уменьшает слышание голосов или тревогу и путаницу в мыслях. Вопросы могут быть "провентилированы" и реакции оценены так, как это невозможно в беседе с врачами, когда мнения могут оказаться полярными, а стороны описывают ситуацию в черно-белых тонах. Обе стороны всегда должны понимать, что эффективность и приемлемость любого прописываемого лекарства – дело личного опыта. Молодая женщина, все еще получающая амбулаторное лечение, сказала: Я принимала нейролептики некоторое время, но потом предпочла прекратить их прием, так как чувствовала себя подобной зомби. Я больше не могла даже читать книги. Я все еще принимаю лекарства, но теперь это скорее поддерживающая доза с меньшими побочными явлениями. Когда голоса грозят подавить меня, я временно увеличиваю дозировку.


9. БОЛЬШАЯ ТЕРПИМОСТЬ И ПОНИМАНИЕ В СЕМЬЕ

30-летняя женщина рассказала нам: В результате конференции родители и муж пришли к признанию моих голосов, и это намного облегчило мне жизнь. Таким образом моя жизнь улучшилась, поскольку окружающие теперь понимают, что иногда я не могу общаться с ними из-за голосов. Моя семья поддерживает меня и принимает меня с большей готовностью, когда я веду себя необычно.


10. ЛИЧНЫЙ РОСТ

Почти все слышащие голоса, которые научились приспосабливаться к своим переживаниям, сообщают, что этот процесс способствовал развитию их личности. Личностное развитие может быть определено как осознание того, что необходимо человеку для полноценной жизни и как ее достичь; это можно было бы описать как процесс эмансипации.

Хороший пример привела миссис X. Она начала слышать голоса в 1980 году, когда ей было 26 лет. Она жила с родителями, редко бывала в обществе и была чрезвычайно зависима. После одной из многих суицидальных попыток ее поместили в психиатрическую больницу и там она в течение 24 часов стала слышать голоса, которые очень скоро овладели ею, запрещая есть, пить и спать. Однако через шесть месяцев ситуация совершенно изменилась: она приняла решение стать независимой. Теперь голоса стали полезными, поддерживая ее во время кризиса. Они сделали ее более проницательной, осведомленной и способной воспринимать жизнь с большей глубиной. Четыре месяца спустя она покинула больницу и начала жить независимо, учась и работая.

Мы встретили эту женщину в 1987 году, когда интервьюировали ее как возможного докладчика на нашей первой конференции. В то время она все еще получала амбулаторное лечение и не могла работать. Она рассказала нам, что раньше у нее было три эпизода слышания голосов, но она считала, что лучше всего игнорировать их. Во время наших бесед и разговоров с другими слышащими голоса она начала пересматривать этот подход и задавать себе новые вопросы о голосах. После конференции она стала активным членом "Резонанса" и работала на его телефоне службы помощи людям с трудностями из-за слышания голосов. Когда мы беседовали с ней снова через год, ее отношение к голосам значительно изменилось: Я научилась рассматривать их как предостерегающий знак; когда они материализуются, я знаю, что мои дела ухудшаются, и я должна быть внимательна.

За год до этого она страстно влюбилась в человека, который ответил ей взаимностью. Затем миссис X начала слышать голос своего друга, обращавшийся к ней в оскорбительных, обидных выражениях. На сей раз паника не овладела ею: у нее была достаточно ясная голова, чтобы избежать ошибки и не спутать голос с реальной личностью; она посмотрела в лицо своему другу и спросила его, были ли у него когда-нибудь такие мысли по отношению к ней, и он сумел заверить ее, что нет. Выяснив это с ним, она сумела глубже вникнуть в свои проблемы: Во мне есть что-то, что не может принять людей, хорошо относящихся ко мне, и хочет разрушить меня.

Она поняла, что ее голоса были проявлением паранойи, когда они появлялись, она воображала, будто все говорят о ней; доходило до того, что даже когда она видела по телевизору, как кто-либо смеется, то чувствовала себя объектом смеха. Когда это случается теперь, она просто выключает телевизор. Благодаря своей активности миссис X сумела избавиться от своих голосов. Теперь она гораздо лучше справляется со своими чувствами, которые бывают очень изменчивы и делают общение с ней затруднительным. Она остается очень чувствительной: например, немедленно откликается на чужое настроение, но уже не разражается слезами при первом признаке чего-нибудь тревожного.

Миссис X заметила, что ее способности как консультанта по телефону постоянно улучшались, и сейчас она рассматривает вопрос о создании учебной группы. Ей также удалось получить учебный курс для руководителей групп самопомощи. Она поражена открытием своих возможностей и постепенно научилась доверять собственному мнению. Она снова работает, занята дальнейшим повышением квалификации и говорит, что чувствует себя лучше, чем когда бы то ни было. Она начала говорить с окружающими о слышании голосов, распространила среди своих друзей копии сообщения на конференции (содержащего ее историю) и подарила копию своей матери в день рождения. Она также пытается говорить об этом со своим отцом и замечает: Разговоры не должны ограничиваться его страстью к футболу.


НЕДОСТАТКИ

Конечно, обсуждение слышания голосов имеет свои недостатки: Выставление себя таким образом напоказ может заставить человека чувствовать себя очень уязвимым. Это похоже на публичную стирку грязного белья.

Некоторые слышащие голоса находят для себя очень затруднительным рассказывать о своих переживаниях, хотя для многих это не столь трудно. Особенно тяжело тем, кто никогда не был психиатрическим пациентом – нужно иметь настоящее мужество, чтобы предстать перед миром, который скорее всего назовет их сумасшедшими, когда они расскажут о своей жизни.

В такой ситуации им трудно предвидеть, к чему это может привести, и зачастую их единственный мотив – помочь другим, которые не могут справиться со своими голосами. Другая отрицательная сторона откровенности состоит в том, что голоса могут вдруг на время стать более пронзительными. Одна 30-летняя женщина сказала нам: Всякий раз, когда я разговариваю о слышании голосов, на следующую за этим ночь они более активны. Но, несмотря на это, преимуществ намного больше.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы видели много примеров, подтверждающих, что участвовать в обсуждении слышания голосов исключительно полезно для процесса признания и примирения. Те, кто научился справляться с голосами, свидетельствуют, что, какими бы ни были отрицательные стороны, положительные стороны перевешивают.

Конечно, тем, чья жизнь сделалась нестерпимой из-за голосов, будет очень трудно философски изречь: "Это только временно", или приступить к формированию приемлемых отношений со своими голосами, или увидеть перед собой ясную дорогу. Когда тревога особенно сильна, все это становится невозможным. В таких случаях на помощь могут прийти приемы управления тревогой (см. главу 10).

Те, кто успешно справлялся с голосами, говорят, что необходимо научиться говорить "Нет", если они предлагают что- нибудь нелепое.

Обучение этому – сложный внутренний процесс, который не может быть завершен без посторонней помощи. Те, кто слышит голоса, должны найти возможность говорить о них, обмениваться опытом и даже жаловаться на них, чтобы стать увереннее в себе.

Ссылки

Chamberlin, J. (1988) On our Own: patient-controlled alternatives to the Mental Health System; MIND, London.

Strauss, J. S.; Estroff, S. E. (1989) Foreword in Schizofhrenia Bulletin, vol. 15, no 2, pp. 17-18.

Romme, M.; Escher, A. (1989) Hearing Voices; Schizofhrenia Bulletin, vol. 15, no 2, pp. 209-216.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1483
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 11. РЕЗЮМЕ Мариус Ромм и Сандра Эшер Во
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | Мариус Ромм, Сандра Эшер ред. ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВПер. с
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 1. ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм и Сандра Эшер Эта
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 2. НОВЫЙ ПОДХОД: ГОЛЛАНДСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Мариус Ромм и
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 3. БРИТАНСКИЙ ОПЫТ Поль Бейкер ПОИСК НОВЫХ ТОЛКОВАНИЙ
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 4. ПСИ1, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ Герда де Брюин
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 6. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ: ОПЫТ НЕПАЦИЕНТОВ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 7. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ. НЕПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 8. ПЕРЕРАСТАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм В
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 9. СЛЫШАНИЕ ГОЛОСОВ: ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВВЕДЕНИЕ
  • ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ | 10. КОНТРОЛЬ ВВЕДЕНИЕ Мариус Ромм В этой главе
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь