М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава XLI

О НЕЖЕЛАНИИ УСТУПАТЬ СВОЮ СЛАВУ

Из всех призрачных стремлений нашего мира самое обычное и распространенное – это забота о нашем добром имени и о славе. В погоне за этой призрачной тенью, этим пустым звуком, неосязаемым и бесплотным, мы жертвует и богатством, и покоем, и жизнью, и здоровьем – благами действительными и существенными:

La fama,ch'invaghisce а un dolce suono
Gli superbi mortali, et par si bella,
E un echo, un sogno, anzi d'un sogno un'ombra
Ch'ad ogni vento ci delegua e sgombra.

Молва, которая своим сладостным голосом чарует
исполнение тщеславия смертных и кажется столь пленительной, –
не что иное, как эхо, как сновидение или даже тень сновидения;
она расплывается и исчезает при малейшем дуновении ветра1 (ит.).

И из всех неразумных человеческих склонностей это, кажется, именно та, от которой даже философы отказываются позже всего и с наибольшей неохотой. Из всех она самая неискоренимая и упорная: quia etiam bene proficientes aminos temptare non cessat. "Ибо он (дьявол) не перестает искушать души даже тех, кто преуспел в добродетели"2 (лат.). Но найдешь другого предрассудка, чью суетность разум обличал бы столь ясно. Но корни его вросли в нас так крепко, что не знаю, удавалось ли кому-нибудь полностью избавиться от него. После того как вы привели все свои доводы, чтобы разоблачить его, вашим рассуждениям противостоит столь глубокое влечение к славе, что вам нелегко устоять перед ним. Ибо, как говорит Цицерон, даже восстающие против него стремятся к тому, чтобы книги, которые они на этот счет пишут, носили их имя, и хотят прославить себя тем, что презрели славу3. Все другое может стать общим; когда нужно, мы жертвуем для друзей и имуществом и жизнью. Но уступить свою честь, подарить другому свою славу – такого обычно не увидишь. Катул Лутаций во время войны против кимвров, исчерпав все средства, чтобы остановить своих солдат, бегущих от неприятеля, сам стал во главе беглецов и выдал себя за труса, дабы всем казалось, что они скорее следуют за своим начальником, чем спасаются от врага: так он пожертвовал своим честным именем, чтобы покрыть чужой стыд. Говорят, что когда Карл V в 1537 г. вторгся в Прованс, Антонио де Лайва4, видя, что император твердо решил предпринять этот поход, и считая, что он может увенчаться необычайной славой, тем не менее возражал и давал императору противоположный совет, с той лишь целью, чтобы вся слава и честь этого решения были приписаны его повелителю и чтобы, по мнению всех, так велика оказалась мудрость и предусмотрительность государя, что, даже вопреки советам окружающих, он успешно завершил столь блестящее предприятие. Таким образом стремился он прославить его за свой счет. Когда фракийские послы, утешая Архилеониду, мать Брасида5, потерявшую сына, славили его вплоть до утверждения, будто он не оставил равных себе, она отвергла эту хвалу, частную и личную, чтобы воздать ее всему народу: "Не говорите мне этого, – сказала она; – я знаю, что Спарта имеет граждан более великих и доблестных, чем он". Во время битвы при Креси6 принцу Уэльскому, тогда еще весьма юному, пришлось командовать авангардом. Именно здесь и завязалась самая жестокая схватка. Находившиеся при нем приближенные, видя, что им приходится туго, послали королю Эдуарду просьбу оказать им помощь. Он спросил, в каком положении сейчас его сын, и, получив ответ, что тот жив и по-прежнему на коне, сказал: "Я повредил бы ему, если бы отнял у него честь победы в этом сражении, в котором он так стойко держался. И хотя ему сейчас трудновато, пусть она достанется ему одному", И он не пожелал ни сам прийти сыну на помощь, ни послать кого-либо, зная, что если бы он туда отправился, стали бы говорить, что без его поддержки все погибло бы, и приписали бы ему одному успех в этом доблестном деле. Semper enim quod postpemum adiectum est, id rem totam videtur traxisse. "Ведь всегда кажется, что именно отряды, последними вступившие в бой, решили исход дела"7 (лат.).

В Риме многие считали и говорили повсюду, что главными победами своими Сципион был в значительной степени обязан Лелию, который, однако, всегда и всеми способами содействовал блеску величия и славы Сципиона, нисколько не помышляя о себе8. А царь спартанский Феопомп, когда кто-то стал говорить, что государство держится крепко потому, что он умеет хорошо повелевать, ответил: "Нет, скорее потому, что народ умеет так хорошо повиноваться".

Подобно тому, как женщины, унаследовавшие звание пэров, имели право, несмотря на свой пол, присутствовать и высказываться при разбирательстве дел, подлежащих юрисдикции пэров, так и пэры, принадлежащие к церкви, несмотря на свой духовный сан, обязаны были во время войны помогать нашим королям не только присылкой своих людей и слуг, но и личным присутствием.

Епископ города Бове, находясь при короле Филиппе-Августе во время битвы при Бувине9, сражался весьма мужественно. Но он полагал, что ему не следует пожинать плоды и славу такого кровавого и жестокого дела. Многих врагов смирил он в тот день своей рукой, но всегда передавал их первому попавшемуся дворянину, предоставляя ему поступить с ними по своему усмотрению: умертвить или взять в плен. Таким образом передал он Уильяма, графа Солсбери, мессиру Жану де Нель. С такой же щепетильностью в делах совести, как та, о которой я только что говорил, он соглашался оглушить врага, но не ранить, и сражался только палицей. Уже в наше время некий дворянин, которого король укорил за то, что он поднял руку на священника, твердо и решительно отрицал это. А дело было в том, что он бил его и топтал ногами.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 606
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 1.2. Персонализация, дезинтеграция, персонификация Процессы персонализации и персонификации
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Библиографические ссылки 1.1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Вместо эпилога Вероятно, читатель несколько утомился, знакомясь спопытками
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 5.3. Интерактивные модели интериоризации Я 150 Я отношения
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 5.2. Я 150 Я отношение терапевта О каких
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Глава 5 ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 5.1. Психотерапевтическая
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 4.4. Диалог внутренних инстанций Несомненно, вопрос о саморазвитии
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 4.3. От самоманипулирования к аутентичности Для гештальттерапевтической практики
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 4.2. Неогештальттерапия Отрефлексирование гештальттерапевтической практикипозволило выделить ряд важных
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Глава 4 СДЕЛАЙ ВЫБОР 150 НАЙДИ СЕБЯ 4.1.
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 3.3. Пути обретения человеком своей подлинности Посредством суппрессивной
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 3.2. Освобождение от фантома личности Если у человека
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 2.4. Субъект сознавания Гештальттерапия относится к гуманистическому направлениюв
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 2.3. Гештальттерапия 150 ориентированная на эмпирику система Пожалуй,
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 2.2. Пространственно-временной континуум сознавания В гештальттерапии существует самобытное
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Глава 2 ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ 150 ИНТУИТИВНАЯ ТЕОРИЯ Знакомясь с
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 1.4. Вредные черты личности Экзистенциальный аспект жизни человека
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 1.3. Внутренний диалог 150 форма проявления сущности Для
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Введение: гештальттерапия 150 технология обретения себя Верно говорят:
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Глава 1 ЧЕЛОВЕК: ЛИЧНОСТЬ И СУЩНОСТЬ 1.1. Человек
  • С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | Глава 3 ОТ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ К СУЩНОСТИ. ГЕШТАЛЬТТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLIX О СТАРИННЫХ ОБЫЧАЯХ Я охотно
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLVIII О БОЕВЫХ КОНЯХ Вот и
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLVII О НЕНАДЕЖНОСТИ НАШИХ СУЖДЕНИЙ Хорошо
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLVI ОБ ИМЕНАХ Сколько бы ни
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLV О БИТВЕ ПРИ ДРЕ В
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLIV О СНЕ Разум повелевает нам
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLIII О ЗАКОНАХ ПРОТИВ РОСКОШИ Тот
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XLII О СУЩЕСТВУЮЩЕМ СРЕДИ НАСНЕРАВЕНСТВЕ1 Плутарх
  • М. Монтень. ОПЫТЫ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XL РАССУЖДЕНИЕ О ЦИЦЕРОНЕ Вот еще



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь