С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ

- Оглавление -




3.3. Пути обретения человеком своей подлинности

Посредством суппрессивной техники и других (изложенных ранее) технологических приемов терапевт дезинтегрирует личность клиента, демонстрируя ему, что на самом деле он является не тем, кем пытается быть. Экспрессивная же техника, напротив, помогает человеку обрести самого себя, обрести свою сущность. Благодаря суппрессивным воздействиям терапевта клиенту удается пройти третий и четвертый уровни преодоления невротичности, тогда как экспрессивная техника помогает достигнуть пятого уровня – эксплозивного, или внешнего взрыва, того уровня, на котором, как считал Ф. Перлз, появляется истинная самость человека. Главная задача гештальттерапевта на этом уровне – помочь человеку максимально выразить себя, "... т.е. перевести свои чувства и понимания в действия, формы, слова, ... реализовать себя, то есть превратить себя в реальность. Без такой реализации мы остаемся фантомами, не ощущаем полноты бытия" [1, с. 98].

К. Наранхо считает, что экспрессивная техника должна способствовать выражению невыраженного, завершенности выражения, прямоте выражения или, иначе говоря, инициации, завершенности и направленности действий. При этом следует отметить, что экспрессивная техника позволяет создать живую, реальную ткань для процесса сознавания.

При максимализации экспрессии (инициации действий) часто используют широко применяемую в гештальттерапии противоположность, или полярность. Например, отметив в поведении клиента какое-то характерное движение, действие и связав с его актуальным состоянием, терапевт просит сдерживать, тормозить и даже вовсе блокировать данное действие или, наоборот, специально заостряет внимание клиента именно на этом действии, делая его гротесковым. Опыт показывает, что и в том и в другом случае происходит подавление двигательного стереотипа и приходит осознание истинных чувств, маскируемых или репрессированных посредством моторных действий. Как правило, обращение терапевтом внимания клиента на какое-либо его действие активизирует процесс сознавания.

Нам кажется, что несколько упражнений, предлагаемых Дж. Энрайтом, могут быть успешно использованы для активизации процесса самовыражения прежде всего посредством тела и моторных действий индивида. В качестве одного из них предлагается упражнение "Замороженная поза". Клиента просят "заморозить" позу, т.е. по команде терапевта он продолжает сидеть так, как сидел. После этого клиент должен обратить внимание на свою позу, прочувствовать ее, осознать свое отношение к ней и настроение, возникшее в связи с позой. После полного осознания клиентом всей ситуации, связанной с позой, его просят изменить ее на "противоположную", которая может вызвать полярные чувства, мысли, ощущения, а также постараться осознать эту позу, выразив действиями, словами новое состояние. Затем предлагается попытаться вновь вернуться в первоначальную позу и, прочувствовав ее, выразить появившиеся чувства.

Близко по смыслу к данному упражнению и следующее – "Лицо". Для его выполнения требуется принять удобное положение, голова не должна ни на что опираться. Затем следует закрыть глаза и начинать чувствовать постепенно свое лицо как бы "изнутри", отмечая, что с ним происходит. Если возникло какое-либо напряжение, необходимо его усилить, даже если лицу становится неудобно и оно превращается в гримасу. Выполняя данное упражнение, нужно попутно замечать, не напрягается ли какая-нибудь часть тела, не приходят ли в голову какие-либо мысли, образы, воспоминания. Особенно следует отмечать возникающие чувства, поскольку часто выражение лица связано с вполне определенным чувством. Если оно ясно и осознанно, необходимо далее проследить, не появится ли в фокусе сознавания какой-нибудь объект (человек, предмет, ситуация). При выполнении этого упражнения важно как можно дольше сохранять данное чувство, не отыскивая причину его возникновения, не задавая себе никаких вопросов. Пусть чувство длится как можно дольше. После выполнения упражнения полезно записать свои ощущения или рассказать о них.

Еще одним приемом структурной активизации сознавания является цензурирование. В процессе самовыражения человек часто сталкивается с проблемой выбора не только средств, формы, но и содержания своего внутреннего мира. Выбор некоего содержания X может осуществляться потому, что избегается сознавание какого-то Y, т.е. возникает внутреннее цензурирование [2]. Явление цензурирования встречается довольно часто в процессе экспрессии. Для того чтобы его преодолеть, уменьшить влияние или даже превратить в катализатор процесса сознавания, Дж. Энрайт предлагает разрешить цензурирование, т.е. отнестись к нему не как к препятствию на пути экспрессии, а как к обычному сопутствующему явлению.

Когда цензурирование рассматривается как совершенно приемлемое явление, оно перестает быть проблемой. Клиенты начинают говорить, что цензурируемое содержание как бы переоценивается в положительную сторону, после того как они подвергают его цензуре. По-видимому, считает Дж. Энрайт, право цензурировать повышает уверенность людей, дает им почувствовать себя управляющими любой ситуацией.

На основе данного заключения Дж. Энрайтом было разработано упражнение "Разговор о сексе". Во время его выполнения два человека садятся лицом друг к другу. Каждому разрешается обращаться к партнеру дважды. Первый раз один из них предлагает: "Скажите мне что-нибудь, что вы хотите сказать о сексе". Выслушав ответ партнера, он просит: "Отметьте в себе что-нибудь, чего вы не хотите говорить, и когда вы установите это, дайте мне понять кивком". Получив подтверждение, он вновь обращается с первой просьбой, и все повторяется снова. Партнеры чередуются в своих просьбах несколько раз. В процессе выполнения данного упражнения они часто сообщают в следующем "круге" диалога то, что цензурировали в предыдущем. Таким образом возникает эффект глубокого сознавания и общения, основанный на открытости друг другу.

К. Наранхо считает, что максимализация экспрессии, спонтанность могут быть достигнуты в неструктурных (свободных от воздействий терапевта) ситуациях, когда человек сам принимает решение, сам делает выбор между спонтанностью и закрытостью от истинных чувств. Однако наша практика показывает, что неструктурированный подход при ведении группы может быть достигнут и через структурирование процесса групповой динамики и через упражнения, моделирующие спонтанность в выражении чувств. Так, приведенное выше упражнение на цензурирование в основном направлено на снятие у клиентов напряжений, возникающих в связи с выбором сегментов содержания сознавания. Следующий блок упражнений как бы "в чистом виде" построен на элементах спонтанного, творческого самовыражения.

Упражнение "Птичий базар". Участники группы по команде ведущего начинают разговаривать друг с другом на "птичьем" (тарабарском) языке. Дается установка на громкое звуковое общение, вплоть до крика. Главная задача каждого из участников – высказать при помощи этого субъязыка свои актуальные чувства. При этом общение рекомендуется проводить без подчинения общепринятым схемам диалога, дискуссии. При его выполнении от участников требуется максимум спонтанности и творчества в выборе темы, партнеров, формы установления контакта и т.п. После выполнения упражнения всем участникам целесообразно поделиться своими ощущениями, впечатлениями, чувствами.

Упражнение "Общение заданной фразой". Оно позволяет участникам группы выразить свое отношение друг к другу через заданную трафаретную фразу ("Вы мне нравитесь", "Я вас ненавижу", "Вы меня раздражаете" и т.д.). Независимо от прямого смысла фразы участникам предлагается, как бы под ее прикрытием, высказать друг другу свои истинные чувства, не опасаясь последствий, так как общение ведется в рамках правил, принятых всеми членами группы.

Следующее упражнение "Мелодия чувств" напоминает упражнение "Птичий базар". Смысл его выполнения заключается в том, что руководитель группы или кто-нибудь из участников пытается выразить свое актуальное эмоциональное состояние при помощи какой-либо мелодии, которую он начинает тихо напевать. Каждый из членов группы также пытается найти аналогию между своим эмоциональным состоянием и соответствующей мелодией; начинает тихонечко напевать, прислушиваясь к своим чувствам и меняя мелодию вслед за их изменением.

Реверсионный поход, т.е. переворачивание вектора внимания-сознавания, является еще одним из ключевых, эффективных и часто используемых в гештальттерапии. Иллюстрацией реверсии может служить упражнение "Поза", когда человека просят изменить позу, связанную с конкретным чувством, на позу, позволяющую испытать противоположное чувство. Кстати, упражнение "Мелодия чувств" также может включать в себя реверсионные фрагменты. Например, после установления связи "чувство – мелодия" можно попросить клиентов подобрать себе такую мелодию, которая бы соответствовала противоположному чувству.

Свидетельством того, как может быть продуктивна для членов гештальтгруппы реверсия в плане активизации процесса сознавания и спонтанности самовыражения, служит упражнение "Думай только о себе". Его можно проводить в диадах, триадах и со всей группой. Двое участников становятся, прислонившись спиной друг к другу. Каждый одновременно служит опорой другому. Им дается инструкция: "Думайте только о себе и пытайтесь найти самое удобное для вас положение, в котором вы можете расслабиться, почувствовать себя спокойно, комфортно, уютно". Постепенно к диаде могут подключаться другие члены группы, пытаясь строго следовать инструкции руководителя. После выполнения упражнения его следует повторить еще раз, но уже с другой установкой на выполнение: "Думай только о других". В такой ситуации возникает эффект, напоминающий дерефлексию в логотерапии В. Франкла [3]. В основе этой технологии лежит механизм переключения внимания с самого себя, со своих способностей или неспособности расслабиться на других, с тем чтобы помочь им добиться относительной релаксации.

Примером неструктурированного подхода к выражению экспрессии являются и некоторые аспекты тактики поведения гештальттерапевта. К. Наранхо считает, что очень полезно по несколько раз за гештальтсессию просить членов группы высказываться о переживаниях, которые они испытывают в данный конкретный момент. Делается это для того, чтобы постоянно будить чувства и реакции членов группы, чтобы они постоянно находились в процессе сознавания.

Представления о спонтанном характере сознавания заложены в таком ключевом понятии гештальттерапии, как "континуум сознавания", т.е. сознавание своих чувств, переживаний в каждое мгновение своей жизни, в каждом ее эпизоде "здесь и теперь". Однако пребывание в континууме сознавания, как показывает практика, обязательно требует определенной, хотя бы минимальной, пространственно-временной структурированности. Так, например, Дж. Энрайт использовал таймер как временной структуратор, при помощи которого он через определенные промежутки времени осознавал те фигуры, которые всплывали в его сознании.

Довольно часто (это зависит от предпочтений гештальттерапевта) для активизации выражения экспрессии используют механизм проекции. В некоторые из описанных выше упражнений как бы вмонтирован этот механизм. Когда мы просим нашего клиента выбрать позу, картину, мелодию или локализовать какое-либо ощущение и чувство в теле, то фактически побуждаем его спроецировать свои переживания на более понятные и более легкие для наблюдения объекты, чтобы тем самым активизировать процесс сознавания. Попутно отметим, что для практикума по гештальттерапии [5] как раз и характерны попытки найти именно адекватные аналогии и примеры, отражающие и иллюстрирующие процесс сознавания как явление.*

* Авторы практикума фактически осуществили проекцию своих представлений о сознавании на конкретные материальные модели.

Дж. Энрайт [2] предлагает оригинальное упражнение на активизацию экспрессии с использованием именно механизма проекции (в данном случае речь, конечно же, идет о позитивной, управляемой проекции), которое выполняется согласно инструкции.

Осмотрите помещение, в котором вы находитесь, и выберите какой-либо объект (лучше, если объект "сам выберет вас" – бросится вам в глаза, привлечет ваше внимание), с позиции которого и став которым вы будете воспринимать и оценивать себя. Начинайте описывать состояние этого объекта, все время говоря "Я" вместо "он", например: "Я книжная полка. Я вишу на стене. На мне стоит много тяжелых и умных книг" и т.д. Если ваши проективные возможности истощились, попытайтесь оживить их, "выйдя" и вновь "войдя" в объект, и углубить осознание чувств, испытываемых объектом. Старайтесь прослеживать до конца те ощущения, которые возникают у вас с позиции объекта. Например, если вы чувствуете, как книжная полка давит на шурупы, на которых она держится, или как книги давят на полку, то попробуйте усилить это чувство, связав его с вашими собственными ощущениями и переживаниями.

В качестве варианта данного упражнения можно предложить вновь "вернуться в свой объект" и постараться мысленно что-нибудь изменить в нем. Попытайтесь представить, что такое же изменение происходит в вас, как и в объекте, почувствуйте, что при этом возникает в вашем сознании. Если у вас появится желание каким-то образом устраниться от возникшего чувства, осознайте это. Возможно, что это приведет вас к какому-то другому переживанию.

Технология инициации экспрессии напоминает тот момент в написании картины художником, когда есть эскизы, нанесены на холст общие контуры, виден уже замысел, но детали еще не проработаны, и поэтому картину нельзя считать завершенной. То же самое происходит и с процессом осознания. В ходе выполнения предыдущих упражнений возникают фигуры на фоне, актуализируются переживания, но это вовсе не значит, что гештальт может завершиться сам. Именно для его оформления, для более полного проживания чувств и существует технология завершения экспрессии. В ее основе лежат процедуры, направленные прежде всего на интенсификацию переживаний, "на вычерпывание их до дна".

К. Наранхо выделяет четыре типа процедур, ведущих к интенсификации действия: повторение; преувеличение и развитие; выявление или передача; идентификация и исполнение роли [1]. Первый из них – повторение. Цель данной процедуры – помочь клиенту обратить его внимание на свои (важные, ключевые с точки зрения гештальттерапевта) действия и высказывания, а также на их повторение и концентрацию внимания-сознавания именно на конкретных фрагментах своего поведения. Главным методическим условием успешности использования повторения является предотвращение попыток клиента механически следовать процедуре, уподобляясь аудио- или видеомагнитофону. В терапевтической практике можно использовать несколько вариантов:

  1. Прямое повторение (например, заставлять клиента начинать каждую фразу с какого-то слова или оборота, служащего для человека формой ухода от сознавания).

  2. Контекстное (смысловое) повторение с целью уточнения и акцентации смысла высказываний клиента.

  3. Повторение содержания с целью: а) изменения формы его выражения с учетом индивидуальных особенностей людей (каналов восприятия и переработки информации); б) придания содержанию более наглядного характера (например, перевод моторных действий в речевой план и т.п.).

  4. Повторение с учетом конвенциальных норм выражения чувств (например, агрессии).

Второй тип процедур – преувеличение и развитие – является как бы логическим продолжением повторения, переходом его содержания на новый энергетический уровень – к поиску более емкой формы выражения экспрессии. Часто это происходит как бы само собой в процессе повторения; люди начинают варьировать свои действия: движения, жесты становятся более свободными, раскованными, а высказывания – более насыщенными в эмоциональном отношении.

Преувеличение, как и повторение, используется, как правило, для заострения внимания на действиях с целью лучшего и более глубокого их осознавания. Развитие же применяется скорее для расширения процесса сознавания, для совершенствования умения "идти за сознаванием", с тем чтобы обнаружить вектор сознавания. При выполнении просьбы "Развейте чувство" человек фактически работает с континуумом сознавания. Как нам кажется, развитие может происходить не только по линии углубления и расширения содержания, но и в плане увеличения способов (форм) выражения экспрессии или их чередований, при этом, согласно классической гештальттехнологии "Тяни-толкай", как бы раскачивается процесс сознавания. Например, побудив клиента совершить преувеличение в одной модальности, скажем моторной, можно попросить его также преувеличенно выразить свое чувство словами.

Один из самых ярких и оригинальных приемов гештальттерапии связан с вербализацией экспрессии путем наделения функцией говорения тех или иных действий, частей тела, переживаемых состояний и т.д. Например: "Пусть ваша рука, вместо того чтобы стучать по колену, выскажет все, что она думает. Озвучьте ее действия...". Таким образом, словами передается невербальная экспрессия. Этот тип процедуры К. Наранхо назвал "выявлением", так как через вербализацию осуществляется выявление содержания, которое порой остается скрытым.

В процессе выявления, считает К. Наранхо, клиент должен обязательно выразить, каким-либо образом подчеркнуть, эмфатировать действие, которое он старается вербализовать. Очень часто в ходе выявления возникают проекции, позволяющие полностью вскрыть переживание. Одним из возможных технологических приемов, связанных с выявлением, может быть не прямое озвучивание, а через промежуточное "овидевание", т.е. происходит создание картины, рисунка, символа, а затем их вербализация.

Если выявление связано с вербализацией, то такой тип процедуры, как "исполнение роли", сопряжен с действенной реализацией, с имитацией конкретных действий в процессе игры. Когда гештальттерапевт просит клиента сыграть свои воспоминания, сны, фантазии, он фактически переводит во внешний план те действия, которые люди проигрывают в своем воображении. Проигрывая их "до конца", клиент тем самым превращает эти действия из "незавершенных дел" в "дела завершенные", преодолевает, как правило, те фрагменты снов и фантазий, которые в воображении старательно им избегались.

Здесь, вероятно, применяется тот же подход, что и при работе со снами, использовавшийся жителями племени сенои [6]. Это племя, проживающее в Малайзии, огромное внимание уделяло снам. Каждый день взрослые просили детей рассказывать о своих снах, давали им советы, как избавиться от неприятных и страшных снов. Если, например, ребенку приснился злой демон, то ему предлагалось следующей ночью во сне вступить в сражение с демоном, призвав на помощь своих друзей, членов всего племени, и, победив злого демона, обязательно превратить его в союзника. Главным условием являлось обязательное непрерывание сна, проживание его полностью до счастливого конца.

Когда же мы проигрываем свои фантазии, сны, исполняем роль самого себя (или кто-то может исполнить эту роль за нас), пользуясь условностью ситуации и поддержкой терапевта, то можем дойти до конца и тем самым завершить переживание, выразить всю свою, сдерживаемую обычно в такой ситуации, экспрессию.

Теперь от описания процедур, связанных с облегчением завершения экспрессии, перейдем к процедурам, способствующим как бы чистоте ее выражения. К. Наранхо выделяет два технологических приема: минимизацию и функциональную (позитивную) ретрофлексию.

В рамках гештальттерапевтического процесса самовыражение клиента притупляется, теряет свою остроту за счет использования так называемых "грязных" слов и оборотов, вносящих долю неопределенности, неуверенности при сознавании (например, по-видимому, наверное, возможно, некоторые, думаю, мне кажется, я представляю, они, мы и др.). Эти слова напоминают помехи в радиоприемнике, за которыми трудно разобрать оригинальный текст, т.е. они мешают, забивают, минимизируют действенность и остроту процесса сознавания.

Более того, местоимения могут служить также индикатором невротических защитных механизмов. Ф. Перлз нашел очень хороший пример для их опознания. Интроектор обнаруживает себя, писал он, говоря "я" вместо "они"; проекция обнаруживает себя употреблением местоимения "оно" и "они", когда реальное их значение – "я"; слияние "пользуется" местоимением "мы", когда реальное значение неопределенно; ретрофлексия обнаруживает себя употреблением рефлексивных "-ся", "себя" [7].

Еще одним индикатором, свидетельствующим о включении механизма минимизации экспрессии, является употребление слов "это", "эти", "этот" вместо "я" и "ты". Местоимение "это" выступает как своеобразный буфер, смягчающий, а иногда полностью устраняющий способность к самоидентификации и идентификации. Часто при описании каких-то своих действий клиент в качестве их агента рассматривает не себя ("Я"), а свои, как бы отчужденные, части тела ("Это"), например: "Моя нога дрожит", "Мне в голову пришла мысль" и т.д. Ф. Перлз в связи с этим говорил: "Каждый раз, когда вы применяете точное словесное соответствие языка Эго, вы самовыражаетесь, вы помогаете развитию своей личности" [1, с. 120].

Часто индикатором минимизации, попыткой уйти от ситуации выступает союз "но". Он свидетельствует о некотором внутреннем конфликте, о противопоставлении каких-то сторон переживания, которое данный союз и пытается уравновесить в одном высказывании путем взаимообесценивания этих сторон. Например: "Я бы хотел сделать это, но...", "Я бы рассказал о своих чувствах, но..." и т.д. Для того чтобы клиент почувствовал и осознал двойственность своего состояния, гештальттерапевт обычно прибегает к усилению одного из полюсов данного высказывания, активизируя экспрессию, например, путем повторения только одной из частей высказывания. Ф. Перлз и его последователи всегда уделяли и уделяют очень большое внимание минимизации вербальных конструкций, используемых клиентами.

В ходе устранения препятствий, затрудняющих выражение экспрессии, человек постепенно становится "живым", подлинным, появляется его истинная сущность, которая начинает реализовывать саму себя.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1078
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Биография и судьба Все человеческие судьбы слагаютсяслучайно, в
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ У истоков
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Юность ищет себя А как необозримо отрочество,каждому известно...
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | От самоопределения к самореализации Мыслю юность, как цирковую
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | В конце пути Страшно то, что чем старшестановишься,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья ПСИХОЛОГИЯ САМООСОЗHАHИЯ Я в своем представлении
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самопознание или самообман Я знаю все, но только
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | О пользе и вреде самоанализа Когда Левин думал
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ Быть или казаться
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самостоятельность и сопричастность ...Свободная воля и воля,подчиненная нравственным
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самоуважение и последовательность Я Нет несчастней того, Кто
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ Генезис морального Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Выбор и ответственность Чтобы быть, нужно сначала принятьна
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Введение ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я От ответов 150 к



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь