Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ | 2.2. Пространственно-временной континуум сознавания В гештальттерапии существует самобытное



С. Харин. ЗАВЕРШИ СВОЙ ГЕШТАЛЬТ

- Оглавление -




2.2. Пространственно-временной континуум сознавания

В гештальттерапии существует самобытное представление о времени и пространстве. Это находит свое выражение не в тезисе о неразрывности их в пространственно-временном континууме сознавания, а в принципе "здесь и теперь". Согласно ему в гештальттерапии нет другого времени, кроме настоящего. Уход индивида в воспоминания, фантазии, предположения о том, что его ждет в будущем, т.е. в так называемую "промежуточную зону", в гештальттерапии резко пресекается и считается выражением невротических реакций. Это вовсе не значит, что полностью отрицается прошлое и будущее. Нет, в гештальте клиенту предлагается актуализировать их и переживать в настоящем, делая достоянием психологического опыта индивида именно "сейчас" (эта адресация к "сейчас" четко фиксируется в формулах гештальттерапии: "Сейчас я...", "В данный момент я..." и т.п.).

Физическое время характеризуется однонаправленностью: от прошлого через настоящее к будущему. Для времени психологического не существует такой однонаправленности. Почему же тогда в гештальттерапии психологическое время наделено характеристиками времени физического? Во многом, как нам кажется, это связано с тем огромным влиянием, которое имела на становление взглядов Ф. Перлза гештальт психология. Так, восприятие, которому изначально были посвящены исследования гештальтистов, совершается в соответствии с принципом "здесь и сейчас". Нельзя воспринимать в прошлом – это будет воспоминание. Нельзя также воспринимать в будущем – это скорее всего будут образы, созданные на основе имеющихся представлений. Объект можно воспринимать только "сейчас". Более того, некоторые аналогии, которые используются для объяснения механизмов сознавания, непосредственно взяты из психологии восприятия: фигура – фон, сознавание – замечание, сознавание – сосредоточение и др.

Если же рассматривать процесс сознавания по "временной оси", то оказывается, что индивид начинает осознавать с "сейчас" и далее по "временной оси". Единственное отличие времени сознавания от физического времени состоит в том, что ему свойственна прерывистость, т.е. если физическое время течет непрерывно и постоянно, то время в гештальттерапии по своей сути дискретно и для субъекта представлено в виде конкретных временных моментов "сейчас", в которых и происходит истинное сознавание.

Пространство гештальттерапии во многом схоже с физическим пространством. В нем одновременно могут, например, существовать объекты с противоположными характеристиками. В процессе сознавания индивид достаточно часто испытывает амбивалентные чувства. Он может переживать свои действия, состояния, мысли, высказывания как одновременно устраивающие его и неустраивающие, как правильные и неправильные. Однако если в физическом пространстве разномодальные объекты мирно сосуществуют друг с другом, то в психологическом пространстве индивида разномодальные состояния переживаются дискомфортно. Возникновение ощущения дискомфорта у клиента свидетельствует о наличии сознавания, так как процесс сознавания очень часто "перескакивает" с одной валентности на другую. Сознавание не любит равновесных, симметричных конструкций, своеобразных мертвых точек. Именно поэтому одной из часто используемых и постоянно модернизируемых в рамках гештальттерапии является техника, получившая название "Тяни-толкай". Как вытаскивают застрявшую машину, раскачивая ее из стороны в сторону, так и гештальттерапевт пытается столкнуть клиента с мертвой точки путем преувеличения или приуменьшения для него значения одного из полюсов амбивалентности [1].

Подобно тому как в физическом пространстве изменение точки отсчета позволяет по-новому вскрыть отношения между объектами, в психологическом пространстве гештальттерапии изменение точки отсчета, в частности проекция индивидом своих чувств, переживаний, состояний на объект, т.е. опредмечивание их, также позволяет по-новому взглянуть на них, лучше осознать. Так, отождествив себя с предметом или пересев со своего стула на место представляемого персонажа, клиент не просто мысленно или реально совершает перемещение в пространстве/ он одновременно психологически переходит к новому "здесь", преобразовав предыдущую пространственную локализацию в "там", и, вероятно, переходит в новое "сейчас". Тем самым актуализируется, "обновляется" ощущение именно "сейчас и здесь".

Пожалуй, наиболее интересной (можно сказать, даже экзотической) характеристикой пространства гештальттерапии является "пустота". Следуя некоторым постулатам восточной философии и в особенности дзену, переосмысливая ряд положений экзистенциалистов, Ф. Перлз пришел к мысли о плодотворности понятия "пустота" для концептуального аппарата гештальттерапии. Что же такое "плодотворная пустота"? Когда гештальттерапевты говорят о "пустоте", это вовсе не означает, что исчезает сам процесс сознавания. В данном случае лишь диагностируется такое состояние, смысл которого выражается в следующих фразах клиентов: "Мне нечего сказать", "Я не сознаю ничего", "Мой ум пуст". – От чего же он пуст? Он пуст от опасений, что состояние сознавания может быть не достигнуто, он пуст от желания "преуспеть" в выполнении заданий, он пуст от оценок и предположений, он пуст от установок и т.д. Почему же тогда "пустота" плодотворна? Плодотворной она является не сама по себе, а лишь тогда, когда попадает в фокус процесса осознавания. Как только человек прислушивается к "пустоте", то многое появляется из нее. Она оказывается "богатой" [2]. Человек становится на путь проявления своей истинной самости, на путь осознавания своего истинного Я. Трудность при овладении "пустотой" заключается в том, что, являясь одной из характеристик психологического пространства – характеристикой процесса сознавания, – это состояние "плодотворной пустоты", как и само сознавание, возникает, исчезает, колеблется, совершает неожиданные скачки и т.п. Таким образом, понятие "пустое пространство" есть не более чем абстракция. В гештальттерапии понятие "пустота" нельзя понимать буквально как отсутствие процесса сознавания, как отсутствие каких бы то ни было видов его существования.

Ф. Перлз считал, что людям (в идеале) следует развивать у себя способность осознавать непрерывно каждое мгновение жизни. Что значит сознавать каждое мгновение своей жизни? Перманентное сознавание вряд ли возможно или очень затруднено, так как предполагает у субъекта наличие: а) мужества, помогающего ему ассимилировать неприятные, мучительные переживания; б) хорошо развитой внутренней коммуникации, позволяющей за счет создания позиции наблюдателя осознавать в каждый конкретный момент времени и в каждой конкретной точке пространства. Поэтому континуум сознавания можно представить в виде множества пространственно-временных точек "здесь и теперь", в каждой из которых возможно возникновение сознавания. Многие упражнения в гештальте как раз и направлены на то, чтобы в рамках пространственно-временной структуры активизировать процесс сознавания.

В литературе можно встретить ряд примеров, показывающих использование пространственных и временных характеристик континуума для активизации (через структурацию) процесса сознавания. Так, Джанетт Рейнуотер [3] рассказывает об одной своей знакомой, которая использовала дверные проемы в своей квартире для активизации осознавания. Каждый раз, когда она проходила через двери, она задавала себе два "магических" вопроса: "Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?" и "Чего я хочу в данный момент?". Объективные пространственные характеристики локомоторного пространства "здесь" выступают в качестве того стартового механизма "сейчас", который запускает осознавание.

Джон Энрайт [1] приводит пример использования таймера для "включения" сознавания. Данная процедура по своему содержанию очень похожа на упражнение "Стоп", предложенное Г. Гурджиевым [4]. При выполнении его по команде "Стоп!" человек обязан немедленно остановиться, замереть, где бы он ни находился и что бы он ни делал. Он должен также приостановить течение своих мыслей и сконцентрироваться на наблюдении за напряжением своих мышц в различных частях тела, последовательно перемещая свое внимание с одной части тела на другую, осознавая место и характер этих напряжений. В упражнении "Стоп" Г. Гурджиев использовал пространственно-временной континуум не только для активизации процесса сознавания, но и для гармонического развития человека.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1100
Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование


Другие новости по теме:

  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | СОЗНАВАНИЕ Этот семинар 150 не совсем обычный, но
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД и СВИДЕТЕЛЬ ТЕРАПИИ F.Perls, The gestalt approach
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Г Е Ш Т А Л Ь Т
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 2 НЕВРОТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РОЖДЕНИЕ НЕВРОЗА Индивид, целиком
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 3 НЕВРОТИК И ТЕРАПЕВТ И вот идет
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 4 ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС Ортодоксальная психотерапия основывается
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 5 ОЧИСТКА ЛУКОВИЦЫ Теперь мы можем более
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 6 ЧЕЛНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПСИХОДРАМА И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО Использование
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 7 КТО СЛУШАЕТ Когда пациент входит 150
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | С В И Д Е Т Е Л
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 8 ГЕШТАЛЬТ В ДЕЙСТВИИ ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | БРАК Вчера мы говорили о жизненном сценарии человека
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ГЕШТАЛЬТ-МОЛИТВА На этот раз я хотел бы начать,
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПАРЫ № 1 Каждый из нас имеет свой
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПАРЫ № 2 У нас в группе появилась
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ПАМЯТЬ И ГОРДОСТЬ Я просматриваю свой интеллектуальный материал,
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ФИЛОСОФИЯ ОЧЕВИДНОГО Я бы назвал гештальттерапию философией очевидного.
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | СОН МЕЙДЛАЙН Порвав с Фрейдом и психоанализом, я
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ВСЕ ЕСТЬ ПРОЦЕСС СОЗНАВАНИЯ Пришло время, когда мы
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | МИР ДУРАКОВ Но в любом случае в этом
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | ФРИЦ И ФРЕЙД В горячем стуле сидит Барбара
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 8 ВЕРБАЛИЗАЦИЯ Вербализация 150 это выражение в
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 8 ПРОЕКЦИИ Эксперимент 17 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОЕКЦИЙ Проекция
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 16 ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ИНТРОЕКТОВ И ИХ ПЕРЕВАРИВАНИЕ
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 7 ИНТРОЕКЦИЯ Эксперимент 15 ИНТРОЕЦИРОВАНИЕ И ЕДА
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 14 ВЫПОЛНЕНИЕ ОБРАЩЕННОГО ДЕЙСТВИЯ Это третий и
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 13 МОБИЛИЗАЦИЯ МЫШЦ В этом эксперименте мы
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Глава 6 РЕТРОФЛЕКСИЯ Эксперимент 12 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОЖНОНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | М А Н И П У Л И
  • Ф. Перлз. ПРАКТИКА ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ | Эксперимент 11 ПРЕВРАЩЕНИЕ ТРЕВОГИ В ВОЗБУЖДЕНИЕ Освобождение от



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь