<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
§2. Произведения переходного периода
1. "Горгий"
трактующий о проблемах риторики и тоже выставляющий
требование от оратора высокой морали и благородного
гражданского героизма, очевидно, проповедует воспитание
оратора в том же идеальном смысле слова, когда мораль,
политика и искусство обязательно являются нераздельным
целым (см. выше у нас, отдел об ораторском искусстве, стр.
120). Все это, как мы хорошо знаем, и в "Горгии" и в
"Меноне" увенчивается теорией загробного суда
загробных наград и наказаний.
2. "Пир" и "Федр"
Особенно богаты художественно-воспитательным пафосом
диалоги, посвященные не самому воспитанию, но проблемам
любви. Это знаменитые "Пир" и "Федр". Речь Алкивиада
в "Пире" (выше, стр. 111) вся построена как страстная
проповедь высочайшей морали, приводящей человека к
внутреннему перерождению и преображению, но морали,
вызываемой не чем иным, как искуснейшими речами Сократа и
его виртуознейшей техникой ставить глубочайшие вопросы
жизни и неустанно искать их разрешения. Здесь опять трудно
будет сказать, чего именно добивается Платон, высокой
морали или высокой художественности речи.
Что же касается "Федра", то здесь, как и в "Горгии",
тема ораторского искусства тоже стоит на первом плане; и
она тоже стоит здесь на той высоте, где уже нельзя
различать морали, политики и искусства (выше, стр. 120).
После всего того, что мы говорили во всех трех томах
нашего труда, само собой делается ясным, что основные
теории художественного воспитания излагаются Платоном в
"Государстве" и в "Законах". Имеется большая литература
относительно воспитательных теорий, излагаемых Платоном в
этих огромных произведениях. Литература эта, однако, далеко
не всегда учитывает платоновскую специфику его
время, его социально-историческое положение, его стиль и
особенности его языка. Все эти черты платоновской эстетики
мы более или менее старались характеризовать везде, не
исключая и проблем художественного воспитания. Повторять
все это здесь было бы излишне. Но о главнейшем мы все же
сейчас напомним.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>