Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИГлава Двадцать Четвертая БОРЬБА ЗА НО-РЕСТРЕНТ 1. Брозиус, Мейер и Гризингер. Дебаты на Берлинском съезде 1879 г. Швейцария, Италия, Голландия. В 1851 г. Штиммель, ознакомившись в Англии с но-рестрент, решил сделать опыт у себя в частной лечебнице в Кенненбурге. Однако его постигла неудача, и впоследствии он предостерегал своих товарищей от чрезмерного увлечения британскими новшествами. Через несколько лет появились две работы Дика, хотя и не разделявшего полностью взглядов Конолли, но все же указывавшего на необходимость регулировать применение насильственных мер; вскоре, совершенно так же, как у Чарльсворта, процент связанных больных начал быстро идти на убыль. Пример Дика имел некоторое влияние на германских психиатров, вопросом стали интересоваться, идея нестеснения постепенно превратилась из отвлеченной теории в очередную практическую задачу. И вот, в 1858 г. появился Брозиус. Один из самых убежденных и решительных пионеров патронажной системы, Брозиус был энергичным пропагандистом но-рестрент. На психиатрической секции Съезда естествоиспытателей в Карлсруэ в 1858 г. Брозиус прочитал на эту тему доклад, о котором Allgemeine Zeitschrift поместила короткий отчет в нижеследующих выражениях: "Брозиус отстаивал но-рестрент систему, безусловное применение которой не встретило, однако, сочувствия большинства и возникновение которой обязано своеобразным историческим, политическим и социальным условиям Англии". Через год, по совету Дамерова, Брозиус перевел и самую книгу Конолли: "Лечение душевнобольных без механических мер стеснения". Ознакомление немецких психиатров с английскими наблюдениями и терапевтическими успехами было большой заслугой переводчика, которую мы, современники, даже не можем в полной мере оценить. В одной из своих статей Брозиус рассказывает, как он, еще за три года до знакомства с книгой Конолли, сделал один смелый опыт: возбужденного больного с разрушительными тенденциями, заключенного в смирительную рубаху (в которой он пребывал уже несколько недель) Брозиус внезапно переселил в свою собственную, уютно обставленную спальню, где снял с него смирительную рубаху и предоставил ему полную свободу действия. С каждым часом больной успокаивался. Брозиус (Caspar Max Brosius, 1825-1910) родился в Бургштайнфурте, учился в Мюнстере, в Грейфсвальде и Бонне. Защитив диссертацию в 1848 г., он получил звание врача, после чего поступил ассистентом в частную психиатрическую лечебницу Эрленмейера, которая и дала ему психиатрическую подготовку. Когда в 1859 г. Костер основал журнал под заглавием "Друг душевнобольного", Брозиус сделался его соредактором, и потом, с 1878 г. по 1898 г., самолично вел это издание, посвященное, главным образом, различным вопросам бытовой психиатрии. В многочисленных статьях Брозиус проводил идею "патронатов" для оказания помощи выписываемым больным. Его мысли получили применение прежде всего в Голландии и только уже значительно позже, в самом конце века, в Германии. Он был очень близок к идее психиатрического диспансера, в его самых общих чертах. Самым убежденным сторонником но-рестрента в Германии был Людвиг Мейер (1827-1900). Первоначально воспитанник Боннского университета, Мейер должен был скоро покинуть его, так как принял слишком деятельное участие в революционном движении 1848 г. Дальнейшее медицинское образование он получил в Вюрцбурге и в Берлине. Он быстро усвоил себе идеи Вирхова, деятельность которого в то время сосредоточивала на себе внимание всего медицинского мира. Когда Мейер, в силу случайных обстоятельств и отчасти против собственной воли, сделался ассистентом психиатрической клиники берлинской Шаритэ, он принес туда вполне сложившееся естественно-научное мировоззрение. Психиатрической клиникой заведовал в то время знаменитый Иделер. Можно представить себе, каково было отношение Мейера к лечебным приемам этого представителя школы "психиков". Не раз рассказывал Мейер впоследствии, как душевнобольных специально расставляли вдоль стен большого зала, и как потом появлялся Иделер, и пылкой речью, уснащенной философскими аргументами и цитатами, старался воздействовать на "погрязшие в заблуждениях" мысли больных. За столом посреди зала сидела группа ассистентов, всесда готовых в нужный момент вскочить и подать помощь, если какой-нибудь "любопытный" больной слишком близко подойдет к оратору. Мейер по своим теоретическим воззрениям всецело примыкал к Гризингеру. С ним вместе выступал он против Лэра, Флемминга и Дамерова, взгляды которых поскольку дело шло об их противодействии но-рестренту казались ему большим препятствием для прогресса психиатрии. Во время своей службы в качестве старшего врача психиатрического отделения городской больницы в Гамбурге, Мейер выступил с практическими реформами в духе Конолли. Он приказал вынести из палат и коридоров смирительные рубашки, кресла, ремни и т.д. Мейер считал, что если насильственные меры в каком-нибудь учреждении вообще дозволены, они как-то сами собой стихийно развиваются дальше в бесчисленных вариантах. Начинания Мейера не встречали поддержки. Большим удовлетворением было для него, когда в 1864 г. ему удалось открыть в Фридрихсберге совершенно новое психиатрическое учреждение, построенное по его планам; через некоторое время оно сделалось, по выражению Меикемеллера, "оазисом но-рестрента" в Германии. В 1866 г. мы видим Мейера ординарным профессором первой германской психиатрической клиники в Геттингене. Одной из его любимых идей было, что психиатрическая больница по своему устройству ни в чем не должна отличаться от больницы общего типа. До конца своей жизни он был борцом. Когда однажды в повестку заседания Германского психиатрического общества был включен доклад: "Вопрос о системе но-рестрент", Мейер перестал посещать собрания общества, так как считал, что такого вопроса уже больше не существует. Мейер, первый из немецких психиатров, читал лекции по судебной психиатрии юристам, часто и охотно участвовал в экспертизах и своими научными работами, а также всей своей личностью оставил крупный след в германской психиатрии. Третьим неутомимым пропагандистом но-рестрента был Гризингер, продолжавший развивать те мысли, которые он впервые высказал в небольшой заметке по поводу перевода Брозиусом книги Конолли. Он сам испробовал эту систему сперва в маленькой лечебнице в Цюрихе, а потом и в Шаритэ, где его поддерживали молодые врачи Вестфаль и Ястровиц. Первый номер только что основанного им Archiv f. Psychiatric открывался статьей Гризингера о но-рестренте. Вот некоторые отрывки из этой статьи, а также соответствующие места из его "Патологии и терапии душевных болезней": "Да, вопрос теперь решен и притом совершенно в пользу системы но-рестрент. Великая реформа приведена теперь в исполнение во всех английских общественных заведениях для умалишенных; успех ее очевиден, и имя Конолли будет во все века занимать почетное место возле имени Пинеля, дело которого он довершил... Эта система предполагает многочисленную, умную, деятельную и добродушную прислугу, но еще в большей степени врачебную деятельность, вытекающую только из сильной любви к своему делу, терпения и самоотверженности". "В период первого издания этого сочинения я был еще под
влиянием возражений немецких психиатров против системы
но-рестрент; в душе я сочувствовал реформе, но был не в
силах опровергнуть доводы, приводимые против нее. С тех пор
опыт взял на себя это опровержение от одного конца Англии
до другого; я сам видел применение этой системы в
нескольких больших английских заведениях и убедился
окончательно. Правда, мне случилось видеть окровавленный
нос в одном из домов, заключавшем в себе до 1.000 больных,
и слышать звон выбитого стекла; но то же самое встречается,
как всякий знает, и в местах, где горячечная рубашка и
горячечное кресло принадлежит к ежедневному лечению
больных... В Генуэлле, при населении, выросшем мало-помалу
до 1.000 человек, в течение 21 года не было ни одной
связанной руки или ноги ни днем, ни ночью. Кольней-Гэтш,
громадное заведение с 1.200 больных, открыто в 1849 г. и до
сих пор в нем не понадобилось еще понудительных средств.
Бедлам и госпиталь св. Луки, принимающие преимущественно
острые случаи, ввели у себя уже давно систему но-рестрент,
и она стала истинным благословением для этих, столь
печальных прежде, домов. Ни одному заведению, принявшему
новую систему, не пришлось вернуться к прежнему способу
лечения и понудительным средствам. Нельзя также говорить,
что в системе но-рестрент заключение в изолятор есть "то же
насилие", заменившее горячечную рубашку. Из
5.000-6.000 больных в разных английских домах для
умалишенных Морель нашел не более трех в изоляторах, и те
оставались там весьма короткое время. Пусть сравнят эту
цифру с числом заключенных по камерам в других
континентальных заведениях, где от долгого сиденья больные
успели даже полюбить свою келью; пусть сравнят далее число
одетых в горячечную рубашку и затем уже пусть смотрят на
систему но-рестрент свысока, как на пустую мечту. Также
неосновательны, конечно, уверения, что эта система скорее
годна для англичан, привыкших подчиняться законному
порядку, чем для сумасшедших на континенте. До Конолли и в
Англии были убеждены, что с сумасшедшими нельзя
обойтись без самых энергических понудительных мер. До
1843 г. в Бедламе и в госпитале св. Луки привязывали
больных целыми рядами к стене вследствие их мнимой
неукротимости. Наконец, пора перестать уверять, что
употребление понудительных средств полезно, но
злоупотребление ими заслуживает порицания. Кто может
сказать, где в насильственных мерах начинается
злоупотребление? Кажется, оно просто неизбежно в этих
случаях. Весьма опытный психиатр (Конолли) сказал: "насилие
равнозначуще небрежности".
Эти страницы возбудили в Германии большую полемику. За Гризингером пошла психиатрическая молодежь, между тем, как старшее поколение в большинстве было против. Энергичным защитником традиций выступил Лэр. Тиггес доказывал терапевтическое значение "камзола". Многие упрекали сторонников но-рестрента в том, что они в изобилии отравляют своих больных наркотиками. Нейман по этому поводу говорил: "один связывает руки и ноги, а другой связывает мозг и ножки мозга. Но почему первый скверный врач и человек, а второй прекрасный врач и человек этого я не понимаю". Некоторые приверженцы но-рестрснта приняли этот вызов и немедленно отказались от наркотизации: выяснилось, что можно очень хорошо обходиться и без этого. Так, Причард Девис и своем заведении на 1200 больных отменил все наркотические и нашел, что дело у него пошло лучше. Наконец, на съезде германских психиатров в 1879 г. в Берлине произошло открытое состязание сторон. За принципиальную допустимость связывания высказались Лэр, Гассе, Мюллер, Нассе, Эдель (В этой группе совершенно неожиданно оказался также Брозиус, слегка отступивший от идеи абсолютного нестеснения). Гризингер в то время уже умер и во главе друзей но-рестрента стоял Вестфаль. Споры не привели ни к какому окончательному решению. Выбранная съездом комиссия санкционировала допущение смирительной рубашки в некоторых исключительных случаях. Это все же был большой шаг вперед, и в ближайшие годы учение Конолли в Германии стало быстро прививаться в практике психиатрических учреждений. Горячечные рубашки одна за другой исключались из инвентаря за ветхостью, более новые попадали в музей. В Швейцарии вопрос о но-рестренте был разрешен в положительном смысле еще в 1868 г. На съезде швейцарских психиатров в Рейнау, после доклада Крамера, вынесено было единогласное постановление об изгнании из швейцарских больниц всех средств механического стеснения. В Италии, гораздо раньше Конолли, Пиетро Пизани в 1826 г. ввел на свой риск и страх почти совершенно свободный режим в доме умалишенных в Палермо. Но, кажется, это единичное начинание вскоре заглохло. Родина Киаруджи еще долго потом не могла похвалиться благоустройством своих больниц. В Нидерландах положение психиатрического дела в тридцатых и сороковых годах было в печальном положении. В 1837 г. на это обратил внимание Шредер ван дер Кольк (1797-1862), профессор анатомии и физиологии в Утрехте, который, будучи с 1842 г. инспектором нидерландских психиатрических больниц, много сделал для их реорганизации. Еще при его жизни, по инициативе ван Цейтена и Эвертса, в 1850 г. был произведен опыт но-рестрента в больнице Мееренберг, новом учреждении на 540 человек, только что выстроенном тогда по английскому образцу. Однако лишь гораздо позже (1869-1874), благодаря деятельности Рамера и ван де Капелле, система нестеснения стала входить в обиход голландских психиатрических учреждений. Один из наиболее горячих докладов на эту тему на Амстердамском конгрессе прочитал ван Андель. 2. Консервативные идеи во Франции. Впечатления В.П.Сербского в 1886 г. Америка. Система "открытых дверей" в Шотландии. Наиболее туго подвигалось это дело вперед на родине Филиппа Пинеля. Гордые сланным именем, французские психиатры силились доказать, что все уже сделано было их великим соотечественником, а если у Конолли и имеется что-нибудь новое, то разве только абсурды. Таким абсурдом они считали изгнание смирительной рубашки. Один только знаменитый Морель, который в 1860 г. перевел на французский язык книгу Конолли, и Люнье были защитниками но-рестрента. Но до самого конца семидесятых годов во французских больницах все оставалось по-старому. Потом Маньян и Бушеро заменили рубашку курткой из прочной материи, составляющей одно целое с панталонами. Куртка эта застегивалась сзади особенными застежками. В случаях сильного возбуждения, надевался еще пояс с ремнями по бокам, к которым пристегивались рукава; при этом способе кисти рук оставались свободными, ничто не затрудняло кровообращения, не вызывало параличей лучевого нерва и не лишало больных человеческого облика. С введением этого нового костюма оказалось, что и буйных стало гораздо меньше, так что в скором времени Маньян совсем отказался от своей куртки, сделав таким образом решительный шаг в сторону но-рестрента. Это вызвало настоящее возмущение в среде парижских психиатров; Медико-психологическое общество в середине 1880 г. посвятило этому вопросу несколько заседаний, на которых Дагоне, Вуазен, Деласион, Дюмениль, Фальре, Ласег, Люис, Кристиан, даже Люнье все говорили о том вреде, какой несет с собой радикальная отмена камзола. Они живописали сцены драки больных между собой, говорили о переломленных ребрах, об опасности для персонала и даже о том, что излечимые формы могут переходить в неизлечимый бред преследования от того только, что исчезла рубашка. Сербский, посетивший в 1885 г. Шарантон, рассказывает, что "отделения для беспокойных представляют здесь зрелище в
высшей степени своеобразное: при входе туда можно подумать,
что попал к самым покойным больным, благодаря отсутствию
всякого шума и всякого движения, Только немного
осмотревшись, начинаешь понимать в чем дело: вдоль крытых
галерей, окружающих внутренние дворы, уставлены ряды
кресел, к которым и привязаны посредством ремней туловища,
руки и ноги беспокойных обитателей. Кроме того, много
больных заперто в отдельные комнаты, и там точно так же
привязано к креслам или к кроватям. Такой массы связанных и
привязанных больных мне нигде не приходилось видеть, и
менее всего можно было надеяться увидеть это в Париже,
через две недели после открытия статуи Пинелю".
В Дании введение но-рестрента относится к более поздней эпохе (1882); оно связано с именем Губертса. В Северо-Американских Соединенных Штатах вопрос об отмене механического стеснения никогда не достигал большой остроты, так как там, видимо, не было тех вопиющих злоупотреблений, которыми отличалась Европа. В 1841 г. Белль говорил: "У нас нельзя отменить систему стеснения, потому что мы ее не знаем и не знали". Есть, однако, основание полагать, что отзыв Белля чересчур оптимистичен. Возможно, что он говорил о своем заведении. В конце семидесятых годов вышла книга бывшей больной, которая изображает американские лечебницы далеко не в благоприятном свете. Расследование, предпринятое по этому поводу, показало, что еще в 1886 г. до 5,4% больных подвергалось механическому стеснению. О начатках психиатрического дела в С.-А.С.Ш. известно следующее: в 1751 г. в Филадельфии была основана так назыв. Пенсильванская больница (Pensilvania-Hospital). В заведении Уильямсберг (штат Виргиния) в 1773 г. широко применялись наручники. Квакеры в 1813 г, выстроили лечебницу Франкфорд, следуя планам Йоркского убежища, "где на больного смотрели, как на человека". Очевидно по всей остальной Америке еще смотрели иначе. Раньше всех других стран и в наиболее полной степени осуществила заветы Конолли Шотландия. В начале семидесятых годов Бетти Тьюк заявил, что он противник полумер и потому решился расширить свой no restraint тем, что почти изгнал замки и решетки из своего заведения и отпускает больных на честное слово. Для 95% это вполне безопасно. У него был один побег за 4 месяца, но он считает это несущественным в сравнении с пользой, которую такая свобода приносит. Эта знаменитая шотландская "система открытых дверей" "(open door system)" получила в оценке "комиссаров по душевным болезням" следующую характеристику: "когда преграды для больных были удалены, служитель не
мог уже более полагаться на них в случае беспокойства или
недовольства больного, и должен был постоянно находиться
настороже. Нужно было, в собственных интересах,
поддерживать в больном довольное настроение, стараясь
занять его тем или иным путем и дать исход его энергии,
отвлечь его ум от мысли о бегстве. Естественно, что при
этих условиях отношения служителя к больному должны были
принять иной характер. Прежний тюремный надсмотрщик
превратился в товарища. Опыт показал, что система контроля
применима к содержанию несравненно большего числа больных,
чем можно было предполагать a priori. Отсутствие замков
уменьшает у многих желание бежать. Кроме того, система
открытых дверей дает хорошие результаты в других
отношениях; один из них то, что устранение стеснения
заставило врачей внимательней изучать каждого вверенного им
больного, чтобы знать, при каких условиях он приходит в
возбуждение, и иметь возможность устранить эти условия".
Фовилль в 1885 г. и Зиммерлинг в 1886 г. с большой похвалой отозвались о системе открытых дверей. "Заведения эти, писал Фовилль, снаружи
имеют симпатичный вид: это дома, окруженные садами, более
похожие на замки частных владетелей, чем на заведения для
умалишенных. Внутри никаких разделений между дворами и
садами нет, везде полный простор, существует только
наружная стена, да и та скрыта растениями. Многочисленные
двери позволяют свободно входить в жилища больных, двери
днем не заперты. Несмотря на это, порядок в заведении
чрезвычайный, так как вместо материальных преград для
проявления вредных стремлений больных, им ставят преграды
нравственные, в форме постоянного отвлечения внимания на
занятия и постоянного надзора опытных служащих".
Одним из крупнейших достижений шотландской психиатрии более позднего времени является система open air пребывание в течение целого дня на открытом воздухе. Было замечено, что при этом способе возбужденные больные так же легко успокаиваются, как плачущие дети, когда их выносят на воздух. Такой режим последовательно применяется в старейшей эдинбургской больнице Морнингсайд (Morningside), в буквальном переводе "утренняя сторона" поэтическое название, говорящее об избытке лучей солнца и о неутраченных надеждах на светлые дни. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Культурология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|