Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава Четвертая

ПЕРВЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

1. Указание Вирхова на Эльбинг.

Исторические сведения о первых заведениях для душевнобольных не отличаются достоверностью. Говоря об арабах, мы приводили данные Леклерка по поводу больниц общего типа в Дамаске, Багдаде, Каире, Феце. Сохранились отрывочные, противоречивые известия, что в некоторых из этих городов были специальные и к тому же весьма благоустроенные приюты для душевнобольных. Эти рассказы, вероятно, легко объяснимы бывшей одно время в ходу у некоторых историков идеализацией арабского Востока, по сравнению с средневековьем в Европе. Оставляя в стороне все эти смутные известия, обратимся к тем фактам, о которых существуют документальные данные.

Одна итальянская статистическая сводка об актах человеколюбия сохранила известие, что в XII веке в городе Фельтре было какое-то психиатрическое заведение (не тюрьма, очевидно, так как иначе о нем не упоминалось бы, как о благотворительном деле). В конце XIII века в Каире открыта была больница Мористан, первоначально предназначенная для душевнобольных и лишь впоследствии обращенная в госпиталь общего типа. В 1305 г. в Швеции, в Упсале, одно из монашеских братств основало дом "Святого духа" для больных и усталых странников, куда будто бы принимались и душевнобольные. По данным рукописной хроники северо-германского города Эльбинга, на которую ссылается Вирхов, в 1326 г. вблизи последнего, в Сант-Гергене, было основано заведение для умалишенных. Кирхгофф думает, что это было психиатрическое отделение в лепрозории св. Георга; о таком превращении лепрозориев определенно говорит Вирхов: в городе Липлингене, в Бадене, в опустевших домах прокаженных стали помещать скарлатинозных больных, оспенных и помешанных. Кроме короткой заметки от 1326 г. в дальнейшем, однако, нигде не упоминается о существовании какого-либо психиатрического заведения в Эльбинге. Вопрос этот не представлял бы сам по себе существенного интереса, если бы не утверждение Кирхгофа, что именно здесь родилась первая психиатрическая больница, и если бы этот автор не оспаривал прав Валенсии, давно уже заявившей о своем приоритете в этом культурном почине.

2. Первое специальное заведение в Валенсии.

Права испанского города отстаивает Паскуал Мадоз в своем "Историческом и географическом словаре". Католическая легенда связывает это событие с именем монаха Хуана Джилаберто Хофре, которому удалось собрать большую сумму на устройство больницы. Предание приводит даже имена главных жертвователей. Вскоре после этого, по свидетельству другого испанского автора, дона Распара Эсколана, все рассеянные по городу и окрестностям больные были сосредоточены в учреждении, получившем официальное название "Убежище Мадонны", а в разговорной речи именовавшемся просто "сумасшедшим домом" – manicomio. Историк испанской медицины, дон Эрнандец Морехон, с законным удовлетворением отмечает этот факт, как почетный для его родины: "Испанцам, – говорит он, – принадлежит заслуга первой попытки лечения психозов путем организации специальных больниц". В больницу будто бы принимался всякий, независимо от звания, национальности, веры. Разумеется, спор между Валенсией и Эльбингом не имеет особого значения, но, по-видимому, права испанского города, где по наследству от арабов сохранилась традиция к созданию всевозможных филантропических учреждений, более обоснованы, чем претензии северо-германского провинциального городка. За Валенсией последовали Сарагосса (1425), Толедо (1467) Валладолид (1489), наконец, Мадрид (1540). Таким образом, к середине XVI века в Испании уже была целая сеть психиатрических учреждений. Шестнадцатый век является, таким образом, эпохой, когда дело строительства психиатрических заведений окончательно стало на твердую почву. Это произошло почти одновременно во всех государствах Центральной Европы. Вот некоторые данные о Германии.

В 1544 г. жители Пфорцгейма письменно обратились с ходатайством к городу Эслингу о разрешении осмотреть "благоустроенные помещения для душевнобольных, так как они, пфорцгеймцы, намерены завести у себя такие же". С 1576 г. душевнобольные находят приют в Юлиевском госпитале, в Вюрцбурге. В это время один за другим воздвигаются "сумасшедшие дома" в Нюрнберге, во Франкфурте-на-Майне, Мекленбурге, Бранденбурге, Берлине, Бремене, Любеке.

Относительно Швейцарии сохранились такие сведения: в 1570 г. городской магистрат постановил выстроить около Цюриха два "приюта" для беспокойных больных. Однако не только беспокойных, но и совершенно смирных больных сажали на цепь, причем им ежедневно, в лечебных целях, выдавалось вино. В 1599 г. здесь содержался портной, прикрепленный за пояс к стене и занимавшийся своим ремеслом: он должен был выдержать искус, пока не станет ясным, что его можно отпустить домой. В окрестностях Солотурна, в лесу, находился старый, давным-давно покинутый лепрозорий, в котором в конце XVI века устроено было убежище для инвалидов и неизлечимых больных и куда принимались также и умалишенные. В 1551 г. в Швеции, в Стокгольме, была открыта психиатрическая больница Данвикс Толлгауз. Во Франции в эпоху деятельности Людовига Вивеса, приблизительно в 1526 г., открываются первые специальные приюты. В Англии уже в конце XV века функционирует Бедлам – лондонская больница, устроенная в старом аббатстве Вифлеемской божьей матери.

Трудно, разумеется, точно приурочить к какому-нибудь определенному моменту начало такого обширного дела, как организация психиатрической помощи. При всей том можно утверждать, что XV и XVI века были свидетелями устройства первых специальных заведений для помешанных. Эти учреждения еще не преследовали никаких лечебных целей. Примитивные по своему устройству, с оборудованием, которое ограничивалось высокой стеной, ассортиментом цепей и наручников, эти места заключения все же должны рассматриваться, как решительный шаг вперед, сделанный в такую эпоху, когда рядом развивали свою деятельность инквизиторы, и еще пылали костры, от которых хорошо было иметь возможность скрыться куда-нибудь в лес, в полуразрушенный лепрозорий и позволить приковать себя к стенке. Что касается лечения, то сохранились известия, рисующие нам элементарную психиатрию того времени. Розалинда у Шекспира говорит: "Любовь – просто безумие, и я считаю, что вы заслуживаете быть помещенным в темный дом и получать удары плетью, как помешанный". Видимо, этот способ лечения был в большом ходу. Быть может, с этих времен сохранилось выражение: "выбить дурь из головы". Как бы то ни было, но с этой эпохой связано начало нового периода в истории психиатрии: периода "сумасшедших" домов.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 844
Категория: Библиотека » Культурология


Другие новости по теме:

  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четырнадцатая ЭСКИРОЛЬ, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Биографические
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятнадцатая ШКОЛА ПСИХИКОВ 1. Натурфилософия и
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятнадцатая УЧЕНИЕ О ПРОГРЕССИВНОМ ПАРАЛИЧЕ 1-й
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестнадцатая УЧЕНИКИ И СОВРЕМЕННИКИ ЭСКИРОЛЯ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Семнадцатая НАЧАЛО ЭПОХИ КОНОЛЛИ 1. Отсталость
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восемнадцатая ГЕРМАНСКАЯ ПСИХИАТРИЯ НАЧАЛА XIX ВЕКА
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцатая СПОР ПСИХИКОВ И СОМАТИКОВ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Первая ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ В ГЕРМАНИИ
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Вторая ГРИЗИНГЕР, ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Третья РУССКАЯ ПСИХИАТРИЯ ДОЗЕМСКОГО ПЕРИОДА
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Четвертая БОРЬБА ЗА НО-РЕСТРЕНТ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Пятая УЧЕНИЕ О ПАРАНОЙЕ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Шестая МОРЕЛЬ И УЧЕНИЕ О
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Седьмая РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕЙ МОРЕЛЯ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Восьмая УЧЕНИЕ О ПРОГРЕССИВНОМ ПАРАЛИЧЕ
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двадцать Девятая МЕЙНЕРТ И ВЕРНИКЕ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тридцатая РУССКАЯ ПСИХИАТРИЯ ЗЕМСКОГО ПЕРИОДА 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тридцать Первая КЛИНИКО-НОЗОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1. Кальбаум,
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тридцать Вторая ЭПОХА КРЕПЕЛИНА 1. Несовершенство
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тридцать Третья ЭПОХА КРЕПЕЛИНА продолжение 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тридцать Четвертая ПЕРЕХОД К СОВРЕМЕННОСТИ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Тридцать Пятая СОВРЕМЕННОЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Двенадцатая ЭПОХА ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие Проследить на протяжении большого промежутка времени,
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Первая ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД ПСИХИАТРИИ 1. Психозы
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая ДРЕВНИЙ РИМ И ВИЗАНТИЯ 1.
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья СРЕДНИЕ ВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая ЭПОХА РЕНЕССАНСА 1. Реставрация греко-римской
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая НАЧАТКИ ПСИХИАТРИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
  • Ю. В. Каннабих. ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ПСИХИАТРИЯ XVI ВЕКА 1. Вивес



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь