ТЕРМИНИЗМ (лат. terminus граница,
определенность, имя) позднесхоластическое течение в рамках номинализма (14-15 вв.), ориентированное на понятийную
аналитику (логика и теория языка) и исследование проблем соотношения логико-языковых средств познания с данными
чувственного опыта (гносеология и методология). Развивается в рамках радикальной традиции францисканского ордена,
выразив в своих концептуальных построениях фундаментальную интенцию позднего францисканства на логицизм и эмпиризм. Был
распространен в университетской среде (Кембриджский, Парижский, Гейдельбергский, Лейпцигский, Эрфуртский, Падуанский,
Пражский, Краковский и др. университеты). Наиболее яркие представители Роберт Холкот, Жан из Мирекура, Николай из
Отрекура, Жан Буридан, Альберт Саксонский, Марсилий Падуанский и др. В своем возникновении был инспирирован идеями
Уильяма Оккама, чья позиция "universale post res" фундирует собой методологический изыск Т.: номиналистический
пафос последнего во многом продиктован ранней формулировкой знаменитой "бритвы Оккама": "без
необходимости не следует утверждать многого" (в силу этого обстоятельства в рамках постсхоластической традиции Т.
часто обозначается как "оккамизм"). Развивая общесхоластическую интенцию на экспликацию содержания понятий и
рефлексивную отстройку категориального аппарата теоретического познания, Т. выступает интеллектуальным феноменом
схоластической традиции, наиболее мощно и плодотворно репрезентирующим логико-аналитический потенциал схоластики (см.
Схоластика, Иоанн Дунс Скот, Николай Кузанский). Вместе с тем статус Т. внутри схоластической традиции может быть оценен
в категориях модернизма: методологический пафос Т. был эксплицитно презентирован в оценочной формулировке своего метода,
фундированного параллельно категориальным анализом терминов и анализом данных чувственного опыта: via moderna (лат.
"современный путь" в противоположность via antiqua "старому пути" классической схоластики).
Стандартная ориентация на концепцию "двойственной истины" трансформируется в Т. в программу синтеза
парадигмальных когнитивных установок на получение знания на базе сенсорных данных опыта, с одной стороны, и парадигмы
движения мысли в сфере абстракции, с другой. В области социальных воззрений Т. апплицирует гештальт "двойственной
истины" на проблему разделения властей, проводя идею о секуляризации светской государственной власти, за что
неоднократно официально осуждался папской курией (1339, 1340, 1348, 1474). Амбивалентность статуса Т. как, одновременно
классики и модернизма схоластики позволяет типологически сопоставить его как с последующей когнитивной программой
эмпиризма локковского направления (например, у Гоббса), с одной стороны, так и с интегративной парадигмой синтеза
опытно-эмпирического и логико-рационального путей получения знания в новоевропейской философии науки. Семантические
отголоски терминистской методологической программы могут быть в исторической перспективе зафиксированы и в проекте
унификации языка науки Фреге, и в позитивистской программе элиминации "метафизических суждений" из языка
науки, и в программе "исключения абстракций" в логико-философском анализе оснований математики (В.Крейг,
А.Хвистек, С.Лесьневский и др.). Т. внес серьезный вклад в разработку функциональной теории терминов, теории логического
следования, модальной силлогистики и теории суппозиции, а также в становление формальных языков исчислений (термин как
"обозначающее" в значении предметной переменной в концепции разрешаемых множеств). Т. содержательно повлиял на
формирование методологических концепций Юма, Ф.Бэкона, Гоббса и др., а также оказал значительное воздействие на
оформление новоевропейской парадигмы математического естествознания. Трактовка в Т. знаков и их свойств в качестве
предмета логики позволяет квалифицировать Т. как один из ранних источников семиотического подхода к языку и мышлению: в
частности, в сфере анализа коннотативных терминов (лат. connotative соозначающее) и феномена коннотации, выдвигаемого
на передний план в семиотическом анализе постмодернизма.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.