|
Г. О. М. КУРС ЭНЦИКЛОПЕДИИ ОККУЛЬТИЗМАЛекции XIX, XX и XXI ОДИННАДЦАТЫЙ АРКАН Как уже было сказано, знак 11-го аркана (Caph) имеет числовым значением 20 ≡ 2 (двойственность в использовании силы), а астрологическим соответствием планету Марс (). Заголовками аркана в областях Теософического Тернера мы взяли термины Vis Divina, Vis Humana, Vis Naturalis, т.е. просто три типа проявления силы. Название картинки аркана Leo dominatus (покоренный лев) или la Force. Картинка аркана изображает девицу, без усилия и с полным апломбом раскрывающую (или закрывающую) пасть льву; девица имеет над головой знак ∞ Астрального Света. Легко понять содержание картинки. Она перечисляет необходимые условия возникновения и применения эволютивных сил. Таковыми условиями являются: знание астрала (∞), чистота намерений (девица символ невинности) и уверенность в себе (непринужденная поза девицы). Арифмологический разбор аркана даст нам некоторые указания на конструкцию и механизм применения сил. 11 = 1 + 10 или 11 = 10 + 1. В первом разложении Монада (1) управляет замкнутой системой (10). В переводе на обыкновенный язык выходит: "Единая Воля должна управлять сформированной цепью сущностей". Это формула конструкции коллективностей, управляемых Иерархами. Второе разложение мы прочтем так: "Сформированная десятка цепи (10) должна проявляться наружу как единица (1), т.е. для силы коллективности необходима наличность единства стремлений ее членов во всех планах". 11 = 2 + 9 или 11 = 9 + 2. Первая формула дает тезис: "чужие неразрешенные бинеры (2), так сказать чужая непосвященность, вызывают Посвященных (9) на работу, заставляя их проявлять силу". Вторая формула прочтется так: "Посвященные (9) сильны тем, что могут утилизировать для своих целей чужую непосвященность, чужую неполную науку неразрешенных бинеров (2)". 11 = 3 + 8 или 11 = 8 + 3. Первая версия дает: "сила (11) во внесении продуктивности (3) в готовую закономерность (8)". Вторая версия: "сила (11) таится и в принципе ограждения закономерности (8) готовой продуктивностью (3)". 11 = 4 + 7 или 11 = 7 + 4. "Зависимость наша от элементов (4), как бы мы не интерпретировали этот термин, вызывает на работу вторичные причинности (7) в человеке, и этим делает его сильным (11)". или "вторичные причинности (7) орудуют элементами (4), и в этом сила (11)". Эта последняя интерпретация дает явный намек на необходимость введения в магическую цепь, кроме пентаграмм, еще и элементалей (4), необходимых для реализаций, вследствие знания ими тайн механизма инволюции. Но, конечно, эти элементали должны быть подчинены пентаграмматическим элементам цепи, вводящим в игру свои планетные ресурсы (7). 11 = 5 + 6 или 11 = 6 + 5. Первое разложение дает нормальную формулу активности в Церемониальной Магии: "Микрокосм (5) оперирует над Макрокосмом (6)". Второе разложение даст нормальную формулу дивинации в астрале чисто пассивной операции: "Макрокосм (6) дает указания созерцающему его Микрокосму (5)". И в том, и в другом сочетаниях кроется часть тайн Силы. Теперь я попытаюсь вкратце передать этиологию и общую историю реализации Силы на нашей планете приемом образования Магических Цепей, управляемых определенными Эгрегорами. Типичнейшая форма таких цепей это коллективности, исповедующие ту или иную Религию. И потому я, до некоторой степени, имею право сказать, что даю вам в настоящий момент очерк возникновения и развития религиозных учений. Но это самое обязывает меня краткими штрихами обрисовать, в возможно чистой и примитивной форме, взгляд Посвященных на вопрос о Падении и Реинтеграции Человека. Начинаю с напоминания вам о составе Первого Семейства, стоящего в качестве Трансцендентальной Группы выше Сефирот метафизического, этического и конкретного содержания. Члены этого Семейства Трансцендентальная Любовь, Трансцендентальная Жизнь, Логос (или Adam Kadmon) и Валет Логоса, эманирующий Корону Второго Семейства, вам уже известны. Само Второе Семейство порождено упомянутым Валетом в следующем комплексе Мистических Персон:
Чертеж №1 дает схему первоначального распределения элементов мироздания в Сефирах Первого Семейства. Эта схема носит название Institutio.
Чертеж 1 Далее идет история падений. Область Daath Сефир Микропрозопа своею деятельностью андрогинного оператора аналогически передавала картину деятельности Логоса с Его Валетом или даже, еще отдаленнее, картину Совершенного Андрогината Верхней Точки над Первым Iod. Разница в проявлениях этих трех Андрогинных Единиц та, что Верхняя Точка инфлукса ни от кого не получает, а передает вниз Инфлукс Трансцендентальный; Логос питается Трансцендентальным Инфлуксом и передает Инфлукс Трансцендентный; Сефиры Микропрозопа получают Инфлукс Трансцендентный, облеченный в легкую формальную дымку, а передают конденсацию этой дымки в законченную формальность, в мир образования семенных начал (Formae seminales). Верхняя точка самобытна, Логос самостоятелен, Daath только гармонична, Malchuth только реальна. Сефиры Daath замыслили создать себе иллюзию самостоятельности; для этого им понадобилась Свобода, без которой не может быть личной жизни. Но стремление к свободе равносильно было отказу от питания Инфлуксом Сверху. Отказ этот последовал, и произошло то, что называется падением Шести Сефирот, то, что привело эти Сефиры к Каббалистической Смерти. Не питаемая Высшими Токами, оболочка этих Сефир коагулировалась в то, что мы теперь называем низшим астралом. Сефиротический организм раздробился, полярности его проявились в виде неразрешенных бинеров. Сефира Tiphereth перестала проявлять свой Свет. Дифференциация клеточек Daath дошла до крайних пределов, и имя им стало легион. Вот вам так называемое Падение Ангелов, открывшее Вселенной Тайну Смерти. (Чертеж 2а)
Чертеж 2а Содержание Сефиры Malchuth как Супруги содержания Daath, конечно, так же коагулировалось соответственным образом, оставаясь при этом областью операций павшего легиона Daath, иначе областью наиконкретнейшего проявления не нейтрализованных бинеров. Можно сказать символически, что в этот период в Malchuth взращивается Древо Познания Добра и Зла. Сефиры Микропрозопа пали своим содержанием, но принципы, управляющие образованием Сефир, остались на местах, подобно тому, как свод законов, нарушаемых хотя бы всеми без исключения гражданами, все же остается принципиально существующим. Душам и Ангелам предстояла задача нового наполнения пустующих мест формальными манифестациями, для спасения Malchuth, которую эти манифестации стали бы оплодотворять. А через посредство Malchuth можно было бы спасти и ее Супруга павшее Daath. Но последнее не хочет утратить приобретенной Свободы процессом восстановления Древа Жизни, т.е. Астрального Света Tiphereth. Daath соблазняет пассивную сторону Cефиры Душ ( = Heva) перспективою изучения бинеров сефиры Malchuth, представляя эти бинеры (наиболее коагулированные элементы Вселенной) как удобные опорные точки для применения личного могущества. Heva формально схватывает эту мысль, т.е. вкушает плод Древа Познания Добра и Зла. Усвоив систему бинеров, Heva проводит ее и в активную практику Душ, носящую имя (Adam). Выходит, что жена угостила мужа тем же плодом. Активная сторона Душ прежде всего прилагает теорию бинера к содержанию самой сефиры Chocmah: Adam и Heva признают себя полюсами не нейтрализованного бинера, т.е. из четы делают схему контраста. Отсюда: стыд и дальнейшая коагуляция, покрывание оболочками одеждами. Но принцип бинарных восприятий проводится дальше, и весь Адам-Протопласт рассыпается на клеточки, одетые в тела-оболочки, тем более плотные, чем дальше зашла дифференциация. Тонкость состава Сефиры Chocmah и мощь авторитета Душ как 2-й Сефиры делают то, что Души-клеточки оказываются облеченными не в низший астрал, как элементы легиона Daath, а в то, что мы теперь называем материей. Эти клеточки будут теперь в самих себе учитывать пространственное протяжение и ход времени. Это их рабство. Они оторвались от Высшего Тока, но стали рабами Пространства и Времени. В сефиротической схеме Мироздания происходят изменения, и она принимает вид т.наз. "Destitutio" (расстройство, распадение), символизируемой чертежом №2б.
Чертеж 2б Что же делать Высшим Сефирам, гармония которых нарушена падением Душ? Коллективность Ангелов порождением сущностей, носящих название Spiritus Directores, распространит свое влияние во все подпланы астрала и, увлекаясь дальше своей инволютивной задачей, проникнет в Malchuth, где породит уже элементалей с материальными телами, которые и послужат физической базой Вселенной. Принято говорить, что Ангелы материализуют Царство, дабы в нем не могли веселиться астральные бесы. Содержание Kether, именуемое "Душою Мессии", как андрогинное, распространяется по области Микропрозопа, воссоздавая его сефирот, чтобы в дальнейшем оплодотворить Malchuth Искупительной Инкарнацией. Планировка эта передается схемою т.наз. "Constitutio", фигурируемой чертежом №3.
Чертеж 3 Итак Инфлукс Инкарнации Мессии должен дать толчок Душам, пробудить их от сна в материи, вызвать их к эволютивной деятельности во всеоружии их трехпланности, дающей им магическое превосходство над павшим Daath (последний может проявляться в физическом мире лишь при возможности медиумических займов). Души, стремясь к Реинтеграции в сефиру Chocmah, утончат прогрессивно свои оболочки, самую сефиру Malchuth, в которой работают, павшее Daath, которое поднимется вслед за Супругой, и осуществят идеал т.наз. "Restitutio", т.е. полного Восстановления первичного состояния сефиротической системы Второго Семейства. Теперь займемся историей падшего Человечества. Падение совершилось не мгновенно; уплотнение оболочек падшего Человечества также произошло постепенно. В строгой же постепенности наступало и прогрессивное забвение моментов былого совершенства и прогрессивное же приспособление к новому плачевному состоянию. Очевидно, следует допустить, что у разных отдельных личностей, т.е. у разных клеточек Адама Протопласта, приспособление это шло с различными скоростями. Нам теперь важен учет того, что можно забыть и чего забыть нельзя из былого величия. Представляя себе комплекс павших клеточек Мирового Человека, перенесемся мысленно в тот период, когда видимо утратился в павших людях Инфлукс Jod'а Первого Семейства, но еще сохранились отпечатки всех низших отражений трансцендентального характера. В этот период воспоминание о былом, или религия, должно было сводиться к культу и отвлеченному почитанию Первого Первого Семейства, т.е. к исповеданию Великого Принципа Единой Жизни. Конечно, адепты этой религии стояли недосягаемо высоко, ну, хотя бы по сравнению с проповедниками пресловутой борьбы за существование, еще недавно ставившейся многими в разряд основных положений практической философии; но все же религия Единой Жизни носит теневой характер по сравнению с религией Трансцендентальной Любви, озаряющей Протопласта до Его падения. Я не буду останавливаться на вопросе о континенте, на котором жили относительно счастливые поклонники Жизни, не буду делать предположений хронологического характера о соответственной эпохе это все для нас несущественно. Но я не могу не очертить вкратце той системы Заповедей, которая являлась натурально-этическим кодексом этих поклонников. Они уважали Единую Жизнь во всех ее проявлениях; они отождествляли ток этой Жизни в минерале, в былинке, в мельчайших представителях животного царства, в ближнем, с тем же могучим током, протекавшим в них самих. Они во всем любили и почитали Жизнь и, не утратив ясного понимания ее эволютивной формулы (ведь Души родом из Сефиры Chocmah), конечно, считали добродетельным все то, что протекало согласно этой формуле, и порочным все то, что ее искажало. Вот в какой форме Традиция нам передает их практические Заповеди:
Перехожу ко второму периоду падения Человечества, ко второй возможной религии. Пусть человечество утратило ясное понимание Трансцендентальной Жизни, но оно еще не отказалось от идеи Логоса Великого Архитектора Вселенной. На этой ступени нет интуиции единства Жизни, но еще удержалось понимание единства Источников Идеалов. Все они порождены Логосом, ни один из них не может враждовать с другим. В минуту трудностей, в минуту выбора решений, в минуту возможных разочарований адепт религии Логоса взывает к Нему о помощи, просит подаяния в форме идеала, могущего его спасти. Следующая стадия падения сотрет в сердцах наших образ Логоса, но удержит еще образ Второго Первого Семейства, т.е. самые идеалы. Уже не к кому обратиться за идеалами; но имея готовые можно пытаться спастись. Эта религия Второго незаметно перейдет из Трансцендентальной в Трансцендентную. Возможности, подсказываемые интуицией, постепенно окаменевают в готовые изваяния метафизических трансцендентных тезисов. Вера во Второе Первого Семейства плавно опускается до уровня Религии Макропрозопа Второго Семейства (его Верхней Точки над ). А дальше что? А дальше пойдет Трансцендентная религия Отца Второго Семейства, сводящаяся к воспоминанию о Cефире Chocmah, о пребывании в ней всех Душ клеточек единого Протопласта. Эта религия явится ясным пониманием принципа человеческого Братства при утрате сознания Братства Человека с сущностями инволютивных типов (Ангелы). Ведь на этой ступени Kether забыт, а следовательно, забыто и то, что Chocmah и Binah суть два его проявления, долженствующие в братски-дружной работе осуществить круговой цикл Жизни Второго Семейства. А если утратить и понимание Братства? Тогда дело плохо; иногда начинает царить эгоизм, приводящий к анархическим проявлениям, вплоть до почитания легиона темных сил, вплоть до борьбы с нормальной формулой динамических эволютивных процессов, вплоть до размена собственной личности на легион страстей, строго аналогичный легиону бесов низшего астрала. Человечество целиком, а также по отдельным расам и народностям переживало, переживает и будет переживать перечисленные типы религий и, к сожалению, даже описанную в самом конце перечня фазу анархического разложения личностей. Конечно, задача Реинтеграции представлялась всего яснее и удобоисполнимее в ту эпоху, когда не успела ни утратиться, ни исказиться несложная, но глубоко мудрая Первобытная Религия Единой Жизни. Каковы бы ни были соблазны, оторвавшие от нее большую часть Человечества, несомненен тот факт, что за утратой ее большинством немедленно последовала реакция попыток вернуть к ней Человечество путем проповеди. Реакционеры поборники возврата к прежнему миросозерцанию совершенно справедливо наименовали себя Посвященными, а отпавших от культа Единой Жизни профанами. Ведь первые, действительно, остались как бы прикосновенными к отраженному клише Инфлукса Первого , а вторые исказили, испортили, затемнили, словом, профанировали эти клише. Первые не были святыми; они тоже пали в качестве клеточек Протопласта, но все же остались косвенно прикосновенными к святости, как бы сохранившими ее отблеск. Попытки их вернуть Человечество на истинный путь выливались в более или менее сложные схемы, в зависимости от степени падения окружающей их среды, а впоследствии и от условий жизни народностей, составлявших эту среду. Эти попытки можно назвать общим термином "Насаждение Религий". Чаще всего Учителям, насаждавшим Религии, приходилось иметь дело со средой, большая часть которой норовила утратить даже представление о Человеческом Братстве, т.е. воспоминания о Сефире Chocmah. Следовательно, учителям предстояло:
Для последовательного достижения этих целей Посвященные реализовали Аркан Силы, соединяясь в Цепи, управляемые Эгрегорическими Началами. Ментальные ядра этих Эгрегоров, в сущности, всегда сводились и сводятся к принципам Единой Первой Религии, проведенным в полном их комплексе или в частных группировках. Астральная часть Эгрегора порождается как комплекс формальных начал, в который облеклись упомянутые принципы. Материальная часть культа создается как физическое тело Эгрегора. Ее состав зависит от его астросома, а также от питающей среды, в которую насаждена религия. Один и тот же Эгрегор может породить в разных странах различные культы. На основании этих данных вы легко заключите, что насаждение религии можно отождествить с формацией коллективного tourbillon. Жизнедеятельность этого tourbillon в динамической своей части, конечно, символизируется рядом циклов . Из этих циклов нам важнее всего первый, начинающийся с точки над . При этом не надо забывать, что религия, т.ск., воплощается с целью создать себе адептов, а потому в ней кроме Элементов динамического цикла должен быть налицо некий таран , так или иначе способный облегчить проникновение религии в физический план в смысле привлечения адептов и удерживания уже привлеченных. Этот как бы приманка для тех, кто только готов слиться, но еще не полностью слился с Эгрегором, и удерживающее начало для того, кто был бы пентаграмматически склонен порвать связь с Эгрегором. В конце концов выходит, что первый цикл религиозного вихря определяется формулой и характеризуется как материализация (полная или частичная) Единого Истинного Учения для спиритуализации (полной или частичной) жизни определенной среды. Значение терминов первого цикла религиозного вихря дается следующей таблицей, которую, если хотите, можно назвать "планом религии".
Какие же элементы нужны для формации живучего цепного Эгрегора?
Не буду распространяться об Эгрегоре в том, что касается его астрального порождения. Об этом достаточно узнаете в пятнадцатом аркане. С условиями т.наз. жизни, болезни и смерти Эгрегоров вообще вы уже знакомы. Здесь скажу лишь несколько слов о том, что в Эгрегор, помимо энергии пентаграмматических сущностей эволютивного типа (живущих людей, элементариев и т.п.), должна быть вовлечена и энергия элементалей, Spirituum Directorum, и даже Ангелов (ведь не следует забывать, что Эгрегор прежде всего инволютивным током вносит учение на Землю, а потом уже осуществляет эволюцию своих адептов). Вот и говорят в просторечии, что магическая цепь соткана из живых и умерших людей и элементалей различного типа. О том, какова должна быть личность Учителя-Реализатора, вы имеете достаточное представление по историческим данным. Подготовленность среды чаще всего определяется ее этическими (реже материальными) невзгодами, приведшими ее к сознанию потребности усовершенствования. У народов есть эпохи, в которые им становятся нестерпимыми их собственная порочность или их собственное невежество. Тогда они жаждут религиозного обновления и охотно пойдут навстречу Учителю. Элемент чаще всего сводится к осуществившимся пророчествам или т.наз. чудесам Учителя и Учеников. Впрочем, иногда в определенной среде эти элементы успешно заменяются особенностями формы, в которой религия преподает Унитарную Философию, или даже содержанием самой философии. Эти случаи очень культурной среды обеспечивают надолго жизненность Эгрегора. Ученики бывают двух категорий: 1) главные Ученики, так сказать апостолы доктрины, должны быть в совокупности носителями четырех Герметических типов Орла (смелые мыслители), Льва (горячие Кадоши), Человека (логический расчет, предусмотрительность, осторожность) и Тельца (прилежные труженики); 2) второстепенные Ученики в своем комплексе должны быть носителями активного элемента () любви к метафизике вплоть до парадоксальности; пассивного элемента () интуиции вплоть до крайней, почти истеричной сенситивности; андрогинного элемента () умелой передачи симпатий к изучению и сноровки в его насаждении, вплоть до мании тенденциозного применения тех или других частных приемов; служебного элемента (второе ) дисциплины и применимости к этическим требованиям доктрины, вплоть до стремления к полному самопожертвованию. Что же касается верующих, то должна быть определена возможность суждения об их способностях и психике настолько, чтобы вовремя брать из толпы в ученики всякого, кто возвысился над ее уровнем и пригоден к активному служению Эгрегору. Очень опасно не приближать к Посвятительному Центру те клеточки организма Цепи, энергия которых проявляется сознательно и с должной интенсивностью. Это так же опасно, как искусственно препятствовать току здоровой крови питать благороднейшие органы какого-либо индивидуума. В заключение скажу о врагах религии и о характере козней этих врагов. Готовую или формирующуюся религию можно подрывать в трех планах.
Теперь приступаю к обзору важнейших Учений в хронологическом порядке,
причем предпочтительно занимаюсь их этиологией, лишь изредка прибегая к
историческим ссылкам на факты.
Анализируя Эгрегор религии Кришны по принятой нами схеме, имеем: Метафизическое разложение Единицы на Тернер и построение нисходящего треугольника, аналогичного восходящему. В общем схема Соломоновой Звезды. Первое народ, истомленный чувственным характером культа богини Kali, жаждущий обновления нравов, молящий об идеалах. гарантия ограждения приобретенной степени человечности и утешение Великим Тезисом, доселе милым всем Индусам: "материя есть иллюзия; страдания и несчастия в физическом плане тоже иллюзия; наслаждение в том же плане трижды иллюзия; реальности выше; ищи их в астрале и в ментальном плане". культ сводится к восхищению Кришной, к увековечению его памяти, к благодарственным по его адресу излияниям. Второе политика централизации, строгой иерархии, кастовых разделений. Сильные элементы , отчасти второе . Слабый пункт первое , ибо, когда народ отдохнул
от культа Kali, благодарность его Кришне стала менее интенсивна. Второе
отчасти также показало свои отрицательные стороны
кастовая обособленность вызвала ряд злоупотреблений, томила народ и в
конце концов вызвала реакцию в виде появления Буддизма.
такой же, как у Кришны, только с китайскими названиями вершин треугольника. Первое китайцы, умевшие страдать, переносить лишения, полные покорности судьбе и любви к работе. прелесть Тайны, окружавшей прошедшее и настоящее высших адептов школы, их образа жизни и самого культа. культ Предков и Прошедшего, ярко иллюстрировавший тезис: "дед был Посвященнее отца, отец Посвященнее сына; позапрошлое столетие было мудрее прошлого, прошлое мудрее настоящего". Второе иерархия, построенная, если так можно выразиться, пирамидально. Сложная система ученых и Посвятительных степеней, представители которых имели возможность всюду и во всем использовать свои прерогативы. Положительным элементом Эгрегора являлось . Опасность представляли оба в их
взаимозависимости.
Имена Гермеса, Тота, Еноха олицетворяют стройно-синтетическую трехпланную систему метафизики, выработанную египетскими адептами в глубине Святилищ Храмов Мемфиса и Фив. Эта система послужила элементом религии, Эгрегор которой сумел поддержать свои проявления в физическом плане около тридцати столетий сряду. Среда, которую ему пришлось оплодотворять, иными словами первое схемы религии, состояла из трусоватых рабов, населявших долину Нила и заинтересованных главным образом вопросом об урожае, от которого зависел весь строй их жизни. Такой состав верующих, естественно, заставлял жрецов для поддержки престижа религии обнаруживать свою реализационную власть в форме того, что профанами называется "чудесами". Менее развитые элементы учитывали эти чудеса, как верный признак дружбы жрецов с Божеством, а более интеллигентные и вдумчивые верующие как доказательство понимания Школою законов Природы и умения применять таковые. В обоих случаях ясно очерчивалась необходимость исповедания Эгрегора и покорности жрецам, так или иначе влиявшим на условия питания страны. Чудеса жрецов, по всей вероятности, сводились, во-первых, к показыванию фокусов, основанных на знании физики, химии, личной и церемониальной магии, психургии и т.п.; во-вторых к манипуляциям с атмосферным электричеством от простого показания частных эффектов вплоть до управления общим его распределением на весьма значительном пространстве. Почти нет сомнения в том, что по электростатике древние Посвященные стояли далеко выше нынешних специалистов. Многое в истории заставляет предполагать, что знания жрецов в этой области делали возможным для них активное вмешательство в метеорологические явления. А что же могло быть важнее этого для земледельческого народа? Итак, ясно, что религии заключался именно в этих чудесах. эгрегорической схемы, т.е. самый культ варьировался по эпохам и местностям, но в общем сводился к показыванию отдельных граней учения и сокрытию общей его картины. Не только народ был ограничен в праве обладания смыслом того или другого мифа, но и Посвященные различных степеней получали строго определенные порции откровения и сильно стеснены были в подпланах толкования последнего. Отдаленные доисторические моменты жизни Египта яснее формулировали унитарную теорию культом бога "Фта" и воспоминанием о царе Менесе, переродившемся в "Osiris-Hammon". Тогда центром Посвящения был Мемфис. Но мы мало знаем об этих временах. Для нас типичнее, картиннее развертывается эпоха учреждения Мистерий Изиды (2703 до Р.Х.) с переносом центра в Фивы. Изида вместо Озириса, женский полюс вместо мужского или, точнее, вместо Великого Андрогината (Фта). Один этот факт уже указывает на боязнь вторжения соседних культов, главным образом грубо-чувственного культа Астарты. Культ Изиды экзотерически должен был походить на другие женские культы и тем самым страховать народ от их вторжения. С другой стороны мифологическая часть культа Изиды осторожно и умело символизировала и интерпретировала тернер Унитаризма в форме нисходящего треугольника. Озирис убивается злым гением (Тифон-Сет) разрубается на двенадцать частей, разбрасываемых по четырем странам горизонта (рождение дуоденера из кватернера, Солнце из-за грехов наших, из-за погруженности нашей в материю не может отечески принять нас в свое лоно; оно только может издали изливать на нас свои флюиды этапами двенадцати зодиакальных Знаков). Верная Изида пытается собрать останки мужа для восстановления их унитарности; но она может лишь создать астральное клише этой унитарности план возможной реинтеграции в Солнечный Центр; осуществить этот план придется не ей, а ее сыну Horus, этому супружества Озириса и Изиды. Старый порядок вещей не может восстановиться. Надо, чтобы его идея воплотилась в форму новой жизни и переработала ее в эволютивном смысле. Horus, утирая слезы матери, говорит ей: "Отец Озирис Солнце мертвых, я уже Восходящее новое Солнце". Вы легко интерпретируете герметически эту притчу. Инфлукс (Osiris), доходивший беспрепятственно до Совершенного Протопласта, разменялся при его падении на иллюзорные смутные интересы материального плана (12). Интуиция (Isis) побуждает нас собирать рассеянные, утраченные куски Озириса: собирать нам их придется в направлениях четырех ветров, четырех герметических добродетелей oser, se taire, savoir, vouloir; но соберем мы их только астрально. Для водворения реальной эволюции на земле нам придется воплотить собранные останки в Horus'а масонской цепи, которая и поведет Человечество по пути Реинтеграции. Изида не дана была в той открытой форме, которую я привожу. Нет, перед ней была непроницаемая для профана завеса, скрывающая от всякого злого человека ее эволютивное значение. Изида-Луна, при первом взгляде, казалась обычной матерью-патронессой грубо-материализованной подлунной, и только прошедшие испытания могли пользоваться благодетельными откровениями ее Мистерий. Не останавливаясь на внешнем символизме культа, хорошо вам известном, перехожу ко второму системы, т.е. к политике религии. Эта политика сводилась к обоснованию строго-теократического режима, доведшего впоследствии жрецов до эксплуатации народа в пользу немногочисленного кружка Посвященных. Дисциплина, гарантировавшая устойчивость этого режима, была настолько категорична и беспощадна в своих требованиях, что в глубине египетских храмов происходили возмущения не только неофитов, но даже представителей средних степеней Посвящения. Упорные натуры падали жертвами своей непокладистости, своего либерализма. Более гибкие типы смирялись, покорялись силе, а потом, на старости лет, в звании адептов высших степеней, сами убежденно поддерживали теократический режим и разили его противников. Сильными сторонами Эгрегора Тота-Гермеса являлись элементы и . Мощный синтез Унитаризма, достояние высших Посвятительных Степеней, поражал и притягивал своей гармонией, подкрепляя ядро адептов. Тщательное сокрытие тех или других тайн учения от младших устраняло возможность злоупотребления сознательностью или реализационной властью. Слабыми сторонами египетского теократического строя являлись: 1) некоторая двойственность в управлении храмами: Верховный Жрец обладал Административной властью, Великий Иерофант Мистической властью; умелое балансирование этих полярностей обеспечивало равновесие; но стоило одному из этих полюсов взять перевес и машина начинала действовать неправильно, с сильным трением, с бесполезным расходом энергии; 2) отсутствие элемента самопожертвования в членах Посвятительного Братства, созданное прививаемым им стремлением к вампиризации профанов и к реализационной власти, обещающей земные блага. Эти отрицательные стороны, вместе с изменением состава первого , выразившимся в пробуждении в народной массе более высоких потребностей, нежели стремление обеспечить себе физическое питание, повели к смерти Эгрегора. Надо отдать справедливость египетской Школе в настойчивости ее стремлений
поддержать Эгрегор; египетская теократия сумела искусственно поддержать
свое существование в самых неблагоприятных условиях и, умирая, дала себе
труд озаботиться спасением своего элемента . Она
передала потомству то, что мы называем Таротом, или Книгой Бытия Еноха,
или Священной Книгой. Будем ей за это благодарны.
значение астрала Солнечной системы в его активных проявлениях. Первое люди, обеспеченные природою и климатическими условиями края, но терзаемые своими страстями и тем глубоко несчастные; много эгоизма и того, что французы называют veulerie. приманка пассивной стороны Солнечного астрала дивинация во всех ее формах, как бы облегчающая прохождение тягот земной жизни и руководящая гадающим в выборе путей. культ Митры, центральной частью которого является проповедь альтруизма, столь ярко обрисовывающаяся в традиционных обращениях Посвящaющего к Посвящаемому в Великие Мистерии. Учитель-Маг подавал неофиту хлеб и говорил: "Преломи, ешь сам и корми всех голодных!" Затем неофиту подносилась чаша с вином, причем Учитель возглашал: "Пей сам и напои жаждущего!" Второе сводилось к либеральной, но строго масонской политике возрождения толпы в этическом отношении при наличии гарантий торжества инициативы более Посвященных. Сильными сторонами являлись первое и
; слабыми неполнота приемов освещения значения
среднего термина (Митра) Великого Тернера Шкалы Света "Ормузд Митра
Ариман" и вытекавшее отсюда кажущееся бинарное (манихейское) течение
религии. Лишь жрецы владели Тернером Школы; народ увлекался антагонизмом
полюсов Добра (Ормузд) и Зла (Ариман), что дало впоследствии
недобросовестным лицам из числа Магов терроризировать народ именем
темного полюса и позволять себе злоупотребления, подорвавшие в конце
концов Эгрегор в физическом плане.
Основной фазой откровений фракийца Орфея является повествование о порождении Зевсом-Андрогином сына Dionysos бога Единой Жизни. Развитие этого тезиса приводило к тому, что мы теперь бы характеризовали как рождение Искусства отцом-Любовью и матерью-Разумом. Вот почему термин религии Орфея я определяю как идеал жизни в сефире Tiphereth с целью восприятия ее красот (отмечаю пассивный характер этого стремления). Первым оказалась среда людей, любивших тело и потому перенесших на его формы преподаваемое им знание астрала с пассивной стороны. Элементом служило поощрение всего грандиозно-эстетического. Культ вылился главным образом в празднества религиозного характера, полные веселья и эстетики. Второго , т.е. обдуманной политики, как раз не
доставало этой религии, и... сад погиб именно потому, что его забыли
отгородить. Культ материализовался, к эстетической стороне примешалась
чувственная, символизм выродился в андролатрию и ментальное ядро Эгрегора
сказалось недоступным его позднейшим формальным последователям.
(Собственно Hosarsiph, сын сестры Рамзеса II; Посвятительный псевдоним "Моисей" означает "взятый из воды", что символически эквивалентно "получивший астральное крещение"; возникновение Учения Моисея относят приблизительно к 1560 году до Р.Х.). Воспитанный при Египетском Дворе, Моисей, конечно, имел возможность посвятиться в Мистерии Изиды. Исключительное обстоятельство в его жизни, а именно убийство в запальчивости, поставило его в положение, поистине трагическое для посвященного. Ему предстоял выбор между смертной казнью, самоубийством или, наконец, удалением в пустыню, в единственное уцелевшее хранилище Посвящения Черной Расы Храм "Амон-Ра". Верховный жрец этого храма, Jethar , славился жестокостью испытаний, которым он подвергал аспирантов Посвящения. Попросту говоря, в Египте было известно, что этих испытаний никто не выдерживал; а так как не выдержавшие их умерщвлялись, то удаление к Jethar'у (или, как мы его называем по-русски, Иофору) считалось равносильным самоубийству. Но тут Моисею повезло: вещий сон, открыв ему перспективу победоносного выхода из Египта во главе целого народа, который ему надлежало сделать хранителем Предания, конечно побудил его из трех зол выбрать третье, как оставляющее хотя бы слабую надежду на возможность остаться живым и оправдать клише пророческого сна. И вот Моисей у Иофора. Там он понравился дочери грозного владыки Святилища девице Sephorah. Она задалась целью иметь его мужем и спасла его при наиопаснейшем из испытаний альтернативе выбора наудачу одного из двух тождественных по виду кубков с вином. Спрятавшись за занавеской, она сумела указать неофиту на тот из кубков, в котором вино не было отравлено. Спасенный Моисей благополучно выдержал остальные испытания, и успешно пройдя школу Посвятительных Степеней Черной Расы, женился на Сефоре и стал сотрудником ее отца. Вернувшись впоследствии в Египет на законном основании, он уже чувствовал в себе достаточный запас знания, астральной и мистической власти и уверенности в себе, чтобы выполнить миссию, некогда возвещенную ему во сне. Около 1560 года он пускает в ход все свои теургические и магические ресурсы для воздействия на фараона и египетских жрецов, с одной стороны, и для объединения евреев элементом доверия, с другой стороны. Приложение нашей схемы к Эгрегору Моисея дает следующую таблицу. Точка над Jod идея передачи синтеза двух Преданий (египетского и Черной Расы) в их метафизической части. Jod истинная Религия Унитаризма, открываемая смело в полном объеме метафизики Учения Гермеса Трисмегиста. Я хочу этим сказать, что Моисей своими Посвятительными Книгами и устными каббалистическими комментариями открыл Священникам и прочим Левитам полную возможность широкого Посвящения в упомянутой области. Мало того, он не побоялся провозгласить Монотеизм и профанам; все, что он говорил народу, было правдиво и откровенно. Не все всякому открывалось из Догмы Учения о , но то, что открывалось, было абсолютно верно. Повторяю, что это замечание относится лишь к метафизике египетского Герметизма: магические реализационные тайны, конечно, были замаскированы широким применением символизма, а подчас, может быть, и замалчивались. Моисею важно было гарантировать передачу Традиции в возможно неискаженном виде. Первым He Эгрегора, т.е. средою, в которую Моисею пришлось насаждать это Учение, оказался народ с типичной наклонностью к материалистическому миросозерцанию, эксплуатации и ближнего, и дальнего, к некоторой трусливости, как прямому последствию этого материализма и, ко всему этому, еще с крайней переменчивостью в настроениях, в зависимости от удач и неудач в физическом плане. Элементом Shin Эгрегора соответственно этому явилось широкое пользование всевозможными реализационными эффектами Теургического и магического происхождения, составившими славу Моисея. Благодаря необходимости наличия этих эффектов в эгрегорическую цепь вошло много элементалей и элементариев всевозможных подпланов. Эти начала сильно усложняли управление цепью, но гарантировали впечатление страха и уважения к силе Эгрегора, с одной стороны, благодарности и упования на эгрегорическую мощь с другой. Не только Учитель владел техническими приемами управления стихиями и населением астрала, но и ближайшие его помощники посвящались в тайны Кабиров. Рекомендую вам прочесть статью Stadelmann'a "Die Elektrotechnik in der Bibel", пытающуюся оправдать это замечание, по крайней мере, по отношению к Кабиру электричества. Элементом Vau Эгрегорической схемы естественно является Культ Единого Бога с вытекающей из него по логической необходимости моралью Почитания Принципа Единой Жизни (лучше всего это видно из текста 10-ти Заповедей Закона). Конечно, свойства среды типичные особенности еврейского народа вызывали необходимость преобладания в формулировках этических тезисов принципа Строгости (Geburah). Такому народу, как евреи Моисея, рано было говорить о Царстве Универсальной Любви, о торжестве Милосердия, о незлобивости и т.п. Важно было начертать рамки, ограничивающие для общего блага свободу проявлений пентаграмматической воли отдельных личностей и групп; а ограничительная деятельность в этом направлении, как вам известно, есть удел левых Сефирот. В них, по преимуществу, и протекала жизнь адептов Моисеева Учения. Вторым He Эгрегора являлась политика обособленности расы ради ношения и передачи Предания. Эта политика обособленности проводилась вождями народа подчас даже с пожертвованием интересов последнего. Надо помнить, что девизом Моисея было сохранение Предания, а не сохранение целости и неприкосновенности племени; второе являлось служебным началом по отношению к первому. Скажу еще несколько слов о судьбе Пятикнижия Моисея, как базы его Учения. Я не задаюсь здесь целью изложения всех фаз истории этого великого памятника: изложению этому место в первой части Посвятительного Розенкрейцеровского цикла. Я излагаю лишь краткую энциклопедию западного Предания, а потому мне позволительно, перескочив много столетий, раскрыть вам панораму той фазы, которую застало нарождающееся Христианство. В первом веке до Рождества Христова Пятикнижие Моисеево, а отчасти и остальные книги Ветхого Завета, не были доступны пониманию даже Левитов, по причине утраты последними Элементов устного Посвящения. Эта эпоха совпадает с самим вопросом интерпретации Библии, породившим два враждующих между собой лагеря. За буквальное понимание текста давно стояло множество евреев; их мнения лучше всего проводились сектой Саддукеев. Противоположный полюс хорошо фигурировался т.наз. Фарисеями, стоявшими исключительно за аллегорическое истолкование Закона и доходившими в своих попытках такого толкования до широких проявлений произвола личной фантазии толкователей. Эти два противоположных течения давно гармонично нейтрализовались существованием секты Ессеев, или Ессеян, признававших буквальный смысл Библии за завесу, прикрывающую от взоров профана истинный эзотерический смысл Писания, доступный только лицам, Посвященным в арканы Тарота, т.е., в тот самый Посвятительный язык, который Моисей из Египетских Святилищ перенес в свою Школу. Аллегорические толкования признавались Ессеями как натуральный переход от буквального смысла к Посвятительно-иероглифическому. Вам видно, что Ессеи, нейтрализуя некоторый бинер, тем самым приближались к истинному Посвящению. Но я скажу больше они были посвященными в полном смысле этого слова и не только догадывались об истинном смысле Библии, но и владели ее интерпретацией в символизме Таро. Когда Димитрий из Фалер по повелению Птоломея добывал перевод Библии на греческий язык, то он обратился именно к Ессеям, как знатокам Закона. Они не раскрыли Посвятительных Тайн, но весьма искусно передали буквальный смысл, оставляя за ним роль завесы эзотерического. Повторяю, что Апостолы Христианства застали перечисленные мною три течения и, конечно, вынуждены были считаться с их влияниями в тех или других сферах. Возвращаясь к изучению Эгрегоров в их хронологическом порядке, скажу
несколько слов о буддизме.
В т.наз. Буддизме элементом Jod является содержание механизма Восходящего Треугольника, проводимого через цепь всех инкарнаций человеческой личности. Если хотите, просто девиз "пользуйтесь своими инкарнациями для самоусовершенствования; они недаром вам даны". Первым He первоначально явилась среда индийских народностей, измученных гнетом кастовых привилегий меньшинства, ставших источником злоупотребления. Мощно-утешительным Элементом Shin этой религии явился тезис иллюзорности материи. "Тебе тяжело в материальном плане? Так знай же, что материя иллюзия, что спасти себя от бед очень легко: стоит перестать дорожить материей, сделаться равнодушным к страданиям физического плана и медитациею все более и более отделяться от него. Так же распоряжайся и с астральным планом: освобождайся от астральной личности, как ты освобождался от физического тела; попадай в общий ментальный ток, который тебя в конце концов погрузит в Нирвану; вот общая задача твоих инкарнаций". Соответствующим культом Vau, конечно, явится, помимо ритуала выражения благодарности Учителям-Избавителям, широчайшая практика Братства естественное последствие стремления избавиться от эгоизма. Второе He Эгрегора, конечно, политика Мирового Братства, исключающая всякую возможность войн на религиозной почве. Это как раз одна из положительных сторон Эгрегора, резко отличающая его от многих религиозных порождений населения материка Азии, проповедующих т.наз. священные войны. Вы мне скажете, что одна из отраслей Буддизма Ламаизм не чужда слишком широкой проповеди религиозной самозащиты и что это противоречит общим тезисам буддистской этики. Я отвечу, что Ламаизм считаю искажением Буддизма, не подходящим под приведенную схему. Перехожу к другим Эгрегорам.
В начале эпохи Крестовых Походов гностическое течение, ярко
обрисовавшееся у Восточных Школ Аравии и Палестины, вдохновляет часть
рыцарства и облегчает порождение одного из могущественнейших Эгрегоров
Эгрегора Тамплиеров (храмовников).
Точкой над элементом Jod схемы Тамплиерского Эгрегора послужил идеал совершенного мирового, уравновешенного во всех планах, всюду устанавливающего проникновение плотного тонким, государства. В этом государстве высший Инфлукс должен был исходить из области Мистической Власти, оживлять Власть Астральную, просвещать и направлять Власть Реализационную, создавая при помощи последней благоденствие, счастье, возможность эволютивной работы, спасения всем слоям общества, независимо от национальности индивидуумов, но со строгим учетом обычного права каждой местности и потребностей отдельных народностей. Сюда входило все: и мечты об уничтожении злоупотреблений, порожденных политикой Папского Престола; и исправление нравов высших и низших каст; и усиление промышленности и торговли всего мира; и устранение лишней траты энергии на те роды борьбы между народностями, кастами или отдельными индивидуумами, которые можно считать возникающими лишь по невежеству или взаимному непониманию борющихся сторон. Словом, это были мечты о Царствии Божием на земле; мечты сознательных умов, закаленных в рыцарстве душ, надеявшихся найти хорошие опорные точки в своих здоровых телах и реализованном честным трудом богатстве. Элементом Jod Тамплиерского Учения служила Наука Гермеса Трисмегиста, растворенная в здоровом потоке гностических интерпретаций. Первым He Тамплиерства, как я уже сказал, являлась среда Крестоносцев, доставлявшая в адепты новому Эгрегору способнейшие, сильнейшие, чистейшие и воодушевленнейшие свои элементы. Элементом Shin нового течения явилась красота, привлекательность Власти и Могущества будущих адептов во всех планах и соблазнительная перспектива применения этого могущества к реализации того, чем дорожил в мыслях общим или частным образом каждый отдельный член Цепи. Элементом Vau у Тамплиеров явилось то, что ныне называют культом Бафомета. Слово Baphomet, прочитанное каббалистически справа налево, является результатом своеобразного применения приема Notarikon (см. 10-й аркан) к фразе "templi omnium hominum pacis abbas", что в переводе значит: "аббат (или отец) храма мира (для) всех людей". Под этим термином Тамплиеры разумели Универсальный Инструмент реализации своих стремлений. Таким Универсальным Инструментом оказались для них астральные вихри (tourbillons) волевых импульсов Цепи, и вот почему символическая статуя Бафомета, игравшая столь важную роль в тайных церемониях тамплиеров, представляла собою пантакль Астрального Вихря Nahash, с которым мы встретимся в XV-м аркане. Вторым He Тамплиерства была политика теократического характера, при наличии традиционного применения иерархического закона и принципа законченной централизации. Командорства группировались в Приораты; последние сплачивались в Великие Приораты; группы Великих Приоратов объединялись в так называемые Языки (национальности, говорящие на одном языке), а над всеми Языками стоял Гроссмейстер, управляемый в применениях своей пентаграмматической власти лишь общим девизом Тамплиерства "Милосердие и Знание". Вот на каких устоях образовался орден 1118-м году. Я уже упоминал о его уничтожении Папской Буллой в 1312-м году и о предшествовавшей этому уничтожению трагической кончине Гроссмейстера Моле и его ближайших сотрудников (13-го Октября 1307 г.). Вы хорошо знаете из истории, что мощные элементы и Тамплиеровского Эгрегора, наряду с его привлекательным , привели Орден к процветанию во всех планах и что, когда понадобилось сгубить орден, его враги, руководимые трепетом перед магическою властью Цепи и завистью к ее богатству в материальном плане (обширная территория поместий храмовников), избрали оружием клевету, обрушились на Эгрегора, обвинили рыцарей в занятиях черной магией, пытались уличить их в устройстве оргий, якобы сопровождавших церемонии Бафомета, и при помощи целой сети интриг достигли своей цели в физическом плане. Но куда делись остатки Рыцарей-Храмовников? Кто рискнул приютить их, побрататься с ними? Для ответа на этот вопрос мне придется напомнить вам, что параллельно возникновению Тамплиерства в Европе шло оформление и укрепление двух течений: одно из них герметическое стремилось к реализации Великого Делания; другое готическое строительство, или Вольное Каменщичество, проводило культ труда и хранение традиционного символизма в архитектуре. Эти два течения, естественно сближаясь, породили товарищества, составленные из обоих элементов тружеников ментального плана и тружеников физического; связующим звеном, конечно, явился астральный план мир традиционных Посвятительных символов, оживляемых работой герметистов и коагулируемых в телесную форму работой Каменщиков. Вот эти-то Вольные Каменщики, официально признанные Римом в 1277 году, и решились после разгрома Ордена Тамплиеров признать братьями бежавших рыцарей, очутившихся таким образом в роли "Macons acceptes". Я поговорил о рыцарях. Но вы меня спросите, куда делся и что сделал Астросом цепи ее мощный Эгрегор. Свойства могучих эгрегоров обусловливают для них возможность самоочищения и самосовершенствования в астральном плане в ту пору, когда они почти не владеют опорными точками в физическом. Можно сказать, что оболочки этих эгрегоров, нарощенные ошибками их адептов в физическом плане, растворяются или утончаются, давая возможность свету из ядра выходить с большей интенсивностью. Эта возможность самосовершенствования принадлежит, выражаясь сообразно нашей схеме, лишь Эгрегорам с очень отчетливой верхней точкой и с ярко очерченной замкнутой системой мощного (Jod). Эгрегор тамплиеров очищался в астрале немного больше семидесяти или восьмидесяти лет и затем породил на Земле коллективность, которой мы дадим условное наименование "Розенкрейцерства первичного типа". Я не навязываю вам веру в существование Братства, якобы основанного Christian'ом Rosenkreuz (1378-1484 г.г.), составленным из небольшого количества мистиков-девственников; я только хочу отстаивать тезис факта отчетливого образования в астрале формальной стороны тех идеалов и тех путей совершенствования, о которых трактует знаменитая Fama Fraternitatis Rosae+Crucis. Раз эти идеалы зарегистрированы в форме определенного кодекса, я имею право констатировать самый факт пробуждения Эгрегора в эпоху, значительно предшествовавшую самой регистрации. Но в каком виде нам должен представиться Эгрегор первичного Розенкрейцерства по упомянутому сочинению, а также по Confessio Fidei R+C? Ясно видно, что этот мощный Эгрегор притянул к себе флюиды трех широких богатых потоков Истины: Гностицизма, Каббалы и Герметизма Алхимической Школы. Верхней точкой видоизменения Тамплиерского Эгрегора явился идеал Теургического Делания Царства Elias Artista вместе с твердой верой в наступление такого Царства в грядущем. Но что же это за Elias Artista? При чем здесь Илия и причем Искусство? Илия и Енох, по Библии, являются символами чего-то такого, что берется живым на небо. Но естественным путем в Эмпиреи метафизики течет лишь то, что мы именуем Абсолютной Истиной. Минорные Арканы Книги Бытия Еноха входят в разряд таковых потоков. Илия это как бы конкретизированное, уплотненное отображение Еноха. Илия к нам ближе: оттого "Elias", а не "Enoch". Но какой это Илия; какими путями поведет он нас к минорным арканам, к Розенкрейцерской Реинтеграции? Неужели путем блаженных, путем бесхитростных сердец, путем непросвещенных, но бесконечно просто верующих "Христа ради" юродивых? Нет, наш Эгрегор занимался не этой счастливой, но редко встречающейся категорией людей. Он имел в виду спасение тех, кто успел вкусить Науки и кто не может отказаться от высоких наслаждений, ею даруемых. Розенкрейцерский Elias ведет своих адептов к минорным арканам путем кропотливого, искусного анализа мажорных; он ухищряется, он комбинирует; он заслуживает название Artist'a. Мощный , которым он оплодотворяет своих адептов, отобразился бессмертным символом Креста-Розы. В какую рамку вы ни посадите этот символ, какими обертонами вы ни снабдите его основную мелодию, он был, есть и будет тем же в центральной его части. Крест, символ пути самоотвержения, безграничного альтруизма, неограниченной покорности Законам Вышнего, представляет один из его полюсов. Роза Гермеса, соблазнительно благоухающий символ Науки, гордого своей трехпланной законченностью, обвивает этот Крест. Ознакомившиеся с ним могут носить Крест, но не в силах оторвать от него Розу. Пусть ее шипы колют ученых, они не перестанут наслаждаться ее ароматом. Роза второй полюс бинера. Задача Розенкрейцера нейтрализация этого бинера. Адепт Розенкрейцерства должен собственной персоной нейтрализовать Самопожертвование и Науку; совместить их в себе, заставить служить одному идеалу, уподобиться третьему символу, помещенному в рассматриваемом пантакле у подножия Креста + Розы. Там сидит Пеликан с широко распростертыми крыльями, собственным мясом и кровью кормящий своих птенцов в порыве родительского Самопожертвования, но... птенцы Пеликана различного цвета. В первоначальной схеме пантакля их три; в позднейшей схеме семь. Они фигурируют три Первичных Причинности или семь Вторичных; в последнем случае им придают планетные цвета. Материнский порыв уравновешен Наукой цветов: мать знает, что надо различно обращаться с различными птенцами; она вкусила науки, она применяется. Вот медитации истинного Розенкрейцера. Первым (He) этого Розенкрейцерства, конечно, явилась среда весьма немногочисленных избранных натур, склонных к совмещению мистицизма с тонкими интеллектуальными стремлениями. Элементом (Shin) первичного Розенкрейцерства следует поставить некоторое самообожание, натурально вытекавшее из привычки считать самого себя "избранным сосудом". Адептов Учения и кандидатов в адепты было так мало, что упомянутый элемент напрашивался сам собой. Его поддержке способствовали строгие правила жизни, диктуемые Розенкрейцеровской моралью. Место культа (Vau) заняла медитация символов, в особенности Великого Пантакля Креста + Розы, и, отчасти, мистические церемонии в периодических общих собраниях Розенкрейцеров. Вторым (He) Школы явилась политика тайны личностей самих Розенкрейцеров при стремлении анонимно реализовать все то, что совесть адептов считала способствующим прогрессу Человечества, как в сфере этической, так и в сфере интеллектуальной. На этом втором мы видим оболочки Тамплиерства, не успевшие раствориться в чистом астрале. Видна ненависть к Римской Церкви, доходящая до формального порождения элементов Протестантизма (в "Fama Fraternitatis" и в "Confessio" Папа приравнивается антихристу; признаются только два Таинства и т.п.). Уж конечно, резкие проявления против Рима следует признать отображением астральной мести Клименту V. Первичное Розенкрейцерство не могло (или не могло бы) считать в своих рядах много адептов: слишком много надо было совмещать в себе противоположных черт, чтобы идти к его идеалам, не отрываясь от им же выработанной формы. Оно (в XVI-м столетии) плавно порождает то течение, которое мы позволим себе назвать "Вторичным Розенкрейцерством". Если первое обозвать "Розенкрейцерством для немногих избранных", то второе заслуживает названия "Розенкрейцерства для всех сознательных"; если первое навязывало тиранически своим адептам определенные формы путей самосовершенствования, то второе отличалось крайней терпимостью во всех областях, доступных уму и сердцу. Верхняя точка над и самый элемент остались прежними. Заметно переменилось первое . Среда, оплодотворявшаяся Розенкрейцерскими идеями в XVI, XVII и отчасти в XVIII столетиях, представляла собой агрегат энциклопедистов в самом широком и самом хорошем смысле этого слова. Требовались только многогранность в интеллектуальных стремлениях, способность к научной спекуляции, широта взглядов и преданность идее добра. Сюда попадали и натуры высоко-мистические, и завзятые пантеисты, и люди практических стремлений. Но, повторяю, брались лишь люди недюжинные по уму и эрудиции, обладающие личной волей и определенностью во взглядах на грядущее Человечество.* * Составом элемента Shin Вторичного Розенкрейцерства я не буду делиться с читателями, ибо не имею на то разрешения Учителя. Составительница курса. Элементом явился определенный в общих чертах, но различающийся в различных школах ритуал Посвящения членов Цепи в степени Розенкрейцерства, ритуальные же формальности общих собраний Верховных Учительских Советов той или другой ветви Эгрегора; если хотите, сюда можно отнести и приемы астральной переработки и тренировки личности, присоединившиеся к основному процессу медитации и заимствованные по большей части у разных восточных школ. Вторым исследуемой Системы сделалась особая политика воздействия на общество, сначала чисто этического характера, а в дальнейшем, и сильно реализационного. Отделы и подотделы Вторичного Розенкрейцерства имели разные политические девизы в различные эпохи. Эти девизы касались ближайшей важнейшей политической или религиозной реформы. Но Тамплиерский Эгрегор, носитель назидательного клише падения цепи Якова Моле в физическом плане, вибрировал на осторожность каждый раз, как Розенкрейцерство собиралось сделать тот или другой решительный шаг, и внушал его адептам схемы наивернейшего и безопаснейшего пути влияния на общество. Результатом одной из этих вибраций явилось основание так называемого "Масонского Ордена". Тонкий астрал Розенкрейцерства, весьма пригодный для Учительства, мог бы запутаться в решении вопросов практического характера, мог бы проявить недостаток такта в области жонглирования житейскими условиями, мог бы пострадать по существу от непосредственного столкновения с мелочами повседневной жизни. И вот, создается телесная оболочка, душой которой будет Розенкрейцерство, но которая закалена в житейских делах и не боится черной работы. Эта оболочка и есть Масонство я разумею правоверное Масонство Шотландского ритуала с этико-герметической интерпретацией Традиционного Символизма. Оно будет хранить самые символы, поддерживать в своей среде и в публике уважение к самим символам и их интерпретаторам Розенкрейцерам, и, базируясь на этом уважении, внушать всем и каждому, что добрый пример относительной чистоты масонских нравов имеет исходной точкой самое содержание Посвятительных Учений. Масоны будут проводить на практике соответствующие эпохе девизы Розенкрейцеров и прикрывать последних своими персонами от могущих последовать несчастий, невзгод и недоброжелательства в физическом плане. Основатели Масонства, среди которых наивиднейшее место занимает Elias Ashmole (1617-1692 г.), искусно делают сколок с системы степеней Вольного Каменщичества и кладут его в основу трех первых (т.наз. символических) степеней Масонского Посвящения. Это приспособление начинается в 1646 году, а в 1717-м мы уже имеем дело с вполне организованной системой Шотландских Масонских Капитулов. Масонство становится необходимостью для Розенкрейцеровского Иллюминизма, и самая политика его второго получает название масонской, сохранившееся за ней и доселе. Эффекты достижения реализации политических девизов Иллюминизма получают название "масонских coups de canon". Кстати сказать, такими coups de canon считаются религиозная реформа Лютера и Кальвина и политическая реформа освобождения Сев.-Ам. Соединенных Штатов от Британской зависимости (Lafayette и его масонское офицерство). Масоны тем более нужны Розенкрейцерам всех типов, что последние часто разыскивают в их среде лиц, достойных Посвящения в Христианский Иллюминизм.* * Я не буду приводить здесь полного анализа девизов 33 степеней Шотландского Масонства, произведенного Учителем на лекции, ибо он потерял бы в письменном изложении. Что же касается истории возникновения самих степеней, то читатель найдет их в уже упомянутой лектором (4-ый аркан) книжке Папюса в русском переводе Войцеховского. Составительница курса. Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону. Пока Масонство составляло в действительности покорную Розенкрейцерству организацию, пока оно признавало начало Преемственности Иерархии, все шло хорошо и масоны выполняли свое назначение. Как только отдельные ветви Масонства (к сожалению, весьма сильные) стали увлекаться расширением значения выборно-представительного начала в управлении в ущерб началу традиционно-иерархическому, так сейчас же масонские реализации начали менять свой эволютивный характер почти на революционный. Поворотным моментом в этом направлении явилась масонская революция Лакорна (Lacorne) и его приверженцев (в 1773 г.), отделившая от правоверного масонства ассоциацию, известную нам под именем "Grand Orient de France". Мы не собираемся заниматься историей масонства, а потому в беглом своем обзоре перескочим в конец XVIII-го ст., чтобы анализировать одно из живых доныне течений тогдашнего Христианского Иллюминизма. Около 1760 года знаменитый Martines de Pasqualis (или Pasqually) основывает Братство "отборных священнослужителей" (Elus Cohens) с девятистепенной Иерархией; старшие три степени Розенкрейцерские. Школа Мартинеца магико-теургическая, с сильным преобладанием чисто магических приемов. Любимые ученики Мартинеца вносят после его смерти изменения в характер работы его цепи. Willarmooz вносит масонский колорит; известный писатель Claude de Saint-Martin (le Phil... Inc...) перерабатывает школу на мистико-теургический лад, предпочитая, в противоположность Виллармозу, Вольное Посвящение устройству масонских лож. Влияние de Saint-Martin берет верх и порождает течение, называемое "Мартинизмом". Эгрегор первоначального Мартинизма, имевшего свое масонство и прочно инкарнировавшегося во всех Государствах Европы (о Мартинизме в России см. книгу Лонгинова "Новиков и Московские Мартинисты". Москва, 1867), составлен приблизительно по следующей схеме: Верхняя точка над Jod примирение с самим собой в этической области. Jod спиритуалистическая философия сочинений de Saint-Martin, несколько варьировавшая в разные периоды его жизни. Первое He среда очень чистых и бескорыстных людей, более или менее мистически настроенных и склонных ко всякого рода филантропической деятельности. Элемента Shin, собственно, не было, вероятно в зависимости от характера первого He. Чистые идеалисты не нуждаются в приманках, раз их ведут к внутреннему примирению с совестью. Элемент Vau сводился к очень простому ритуалу молитвы + церемонии Посвящения, отличавшемуся крайней простотой. У масонов из мартинистов ритуал имел большое значение и подчас отличался даже пышностью; но я здесь характеризую мартинизм сам по себе, независимо от разновидностей масонских его привесков. Все в мартинизме било на медитацию, на создание homme de desir, а не на магическую обстановку, как в "мартинизме" и в "виллермозизме". Вторым He старого мартинизма служили филантропические порывы его членов, непоказная помощь неимущим и удрученным, отсутствие желания кривить душой при столкновении с внешними влияниями и род устойчивой скромности, сильно импонировавший всем слоям современного мартинизму общества. Мартинистское Посвящение в период Первой Империи и последующие эпохи вплоть до 80-х годов XIX-го ст. передается очень тонкой струйкой, но, зато насчитывает в своих рядах весьма почтенных особ (Chaptal, Delaage, Constant). В 80-х годах хорошо известный Станислав Гюайта (Stanislas de Guaita) затевает попытки обновления эзотерического течения и создает т.наз. "Каббалистический Орден Креста+Розы" (Ordre Kabbalistique de la Rose + Croix) по следующей схеме: Точка над примирение Академической официальной Науки с Комплексом эзотерических учений, доступных нашему времени, в целях плодотворной совместной работы представителей обоих течений. синтез всех доступных нашим изысканиям Традиций + совокупность экспериментальных приемов, возникших в новейшие времена и сильно облегчающих многие пути исследования. К сожалению, первым He школы Гюайта оказалась среда опять-таки энциклопедистов, но энциклопедистов-неудачников. В нашу эпоху люди способные быстро подвигаются по своей специальности и часто не имеют времени развиваться разносторонне; люди же, разочаровавшиеся в своей специальной карьере, иногда толкаются в энциклопедизм этой самой разочарованностью, позволяющей им несколько разбрасываться в занятиях и казаться поверхностному наблюдателю многогранными интеллектуалами, как бы схожими в этом с прежними Розенкрейцерами. Элементом нового эгрегора являлась соблазнительная для неудачников перспектива равноправности с признанными светилами академической науки в силу своих Розенкрейцерских привилегий. Элементом оказалась работа переиздания, перевода и комментирования классических сочинений по оккультизму, успевших к этому времени сделаться библиографическими редкостями, почти недоступными по цене даже зажиточному обывателю. В этом отношении Парижские Розенкрейцеры принесли много пользы любителям оккультизма и заслуживают величайшей благодарности со стороны всех чтущих великие памятники Традиций. Неудачнейшим элементом системы оказалось второе , сводившееся к оппортунистической политике заигрывания с университетским миром в целях скорейшего сближения. Изложение традиционных тезисов скрашивалось фиоритурами под тон новейших научных сочинений и от этого не выигрывало. Самая погоня некоторых Розенкрейцеров за одобрением представителей официальной науки, разумеется, не возвысила их достоинства. Попытки части школы смягчить тезисы Розенкрейцерства из боязни слишком поссориться с Римскою Церковью привели к расколу в самой школе (отпадение Peladan). В общем, уже при Гюайта выяснилось, что дело обстоит неважно. Тогда попробовали сблизиться с масонством, что, исказив цели Школы, довершило ее упадок. Она существует и в наши дни, но далека от процветания. Параллельно с образованием Каббалистического Ордена Креста + Розы Гюайта осуществил попытку возрождения в широких размерах посвятительного течения, рассмотренного нами под именем Мартинизма. Нео-Мартинизм Гюайта далеко не тождествен упомянутому течению, но он заимствовал из него ритуальную сторону посвящения в и базировал свой символизм на развитии упомянутого ритуала. Идеалы Claude de St.Martin и самый процесс порождения т.наз. Hommes de desir не могли улыбаться энергичному Гюайта, слишком склонному к реализациям, чтобы допустить идею добровольной остановки кого бы то ни было на цикле намагничивания среды. В сочинениях Станислава Гуайта часто даже проглядывает ироническое отношение к подобного рода остановкам. Quasi-возрожденный Эгрегор Мартинеца был переработан по схеме, которая могла бы доставлять Ордену Креста+Розы адептов выбором наиспособнейших из . Ввиду самих целей Ордена Креста+Розы пришлось в эту схему ввести как можно больше элементов терпимости в области догматизма. Точкой над новой схемы по-прежнему остался формальный девиз этического примирения человека с самим собой. Выбор элемента оказался предоставленным свободной воле каждого члена нео-мартинистского течения. Конечно, при этом сочинения Claude de St. Martin формально сохранили свою роль путеводной нити. Элементом вследствие выбора Jod'а оказались самые разнокалиберные и разнотонные кружки. Сюда попали и утомленные религиозным искательством, и разочарованные в академической науке, и просто любопытные и жаждущие подобия масонства, но не сумевшие попасть в другие ассоциации, и честолюбцы на поприще соискательства внешних признаков мистической власти, и любители бесед на оккультные темы в многолюдных кружках, и истерички (Орден допускает и женщин), всегда склонные к вступлению в ассоциации, окружающие себя элементом тайны, и, наконец, твердо сознающие, что для них лучше неровная ученическая цепь, нежели полное отсутствие эгрегорической поддержки. Так как Крест + Роза для принятия в свою цепь ставили (и ставят) необходимым условием прохождение кандидатами трех степеней нео-мартинизма, то в числе представителей последнего всегда оказывалось в наличии несколько человек, достойных стать учителями неровной цепи Мартинистских Hommes de desir и надлежащим образом направлять разработки их способностей, что и следует считать основой живучести Ордена, после Гюайта заметно разросшегося и доныне насчитывающего большое число адептов. Во главе Верховного Совета Мартинистов стоит теперь весьма известный деятель по пропаганде оккультизма путем печати доктор Gerard Encausse (эзотерический псевдоним Papus). Вследствие разнообразия в тенденциях и степени этического развития членов Цепи Мартинистов элементом Shin являются разнообразнейшие же приманки. Одного привлекает ритуал, другого солидарность со звеньями Цепи, третьего возможность расширения эзотерического развития, четвертого чистота преемственности власти в цепи Martines de Pasqualis и т.д. Элементом , помимо объединяющих мартинистов церемоний мистического характера, является обязательная медитация на определенные темы и облегчающие эту медитацию рефераты Учителей на Посвятительные темы. Вторым He является довольно-таки пассивная политика выжидания фаз этического совершенствования общества и воздействие на таковое хороших примеров жизни по совести. Конечно, нельзя категорически утверждать, что ни один мартинистский кружок не присоединяет к этой политике более активного элемента филантропического или иного характера. Но это, повторяю, частные явления, и я не решаюсь их вводить в рамку анализа эгрегорических начал. Я избавлю слушателей от детального анализа других современных течений, но позволю себе привести названия тайных обществ, с членами которых могут встретиться при тех или других обстоятельствах мои почтенные слушатели. Не перечисляя масонских ритуалов, кроме Правоверного Шотландского (33 степени), Мемфисского (97 степеней), Мисраим (96 степеней), французского (7 степеней), я обращу ваше внимание на Орден немецких Иллюминатов (филантропия и национальная политика), близко подходящий по конструктивной схеме к масонским, на Азиатских Розенкрейцеров (солидное знакомство с эзотеризмом и смелая интернациональная политика), на Английскую Rosa Crux Esoterica (изучение эзотеризма и весьма строго проведенный Розенкрейцерский ритуал), и, наконец, на существование многих кружков более или менее Розенкрейцерского типа, из которых одни не стоит называть по ничтожности их значения, а другие не позволительно перечислять, вследствие их категорически высказанного желания не быть упоминаемыми в печати и не снимать с себя завесы Строгой тайны. Братства этого типа называют себя в переписке не иначе, как инициалами, и никому не открывают имен своих вождей. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|