В.И.Гинецинский. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -


КОНАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Принципы и параметры анализа . В рамках третьего базисного аспекта рассмотрения психической реальности она предстает как система механизмов волевой регуляции, или конативных (от англ. conation – способность к волевому движению) механизмов. Человеческая деятельность, активность, будучи опосредствованным отражением действительности, становится целенаправленной деятельностью, поскольку образ действительности в целом или в отдельных ее составляющих включает в себя компоненты, соответствующие потребностям субъекта. Образ действительности в качестве цели предстоящей деятельности должен быть не только сформирован, но и удержан в процессе реализации деятельности. Цель деятельности выступает в системе механизмов психического обеспечения деятельности как ее регулятор, координируя и субординируя отдельные действия и операции на пути достижения цели. Наличие множества альтернативных целей, действие множества факторов, разрушающих (деформирующих) образ предстоящей деятельности, необходимость постоянной антиципации промежуточных целей – все это обусловливает то, что функционирование конативных механизмов субъективно переживается как напряжение, усилие, прилагаемое субъектом. Соответственно параметрами, которые обычно используются для описания волевых процессов, являются сила (воли), интерпретируемая как способность субъекта противостоять дезорганизующим факторам на пути реализации цели, в качестве его устойчивости, резистентности; направленность (добрая/злая воля), подразумевающая, что волевая активность – это не просто векторная величина, но и то, что цель деятельности имеет определенную ценность и потому может иметь определенную квалификацию с позиций избранной шкалы ценностей; свобода, устанавливающая меру субъект-объектной обусловленности цели деятельности. Человека с развитой волей мы называем также решительным, смелым, твердым в отстаивании своих позиций, упорным в стремлении к своим целям, настойчивым, уверенным.

При характеристике волевых процессов следует разграничивать два близких по смыслу понятия: целенаправленность (целеустремленность) и целесообразность. Волевая активность целенаправлена, тогда как другие формы активности человека и животных: рефлекторные действия и инстинктивное поведение, пусть даже очень сложные по своей структуре, могут квалифицироваться только как целесообразные. Если целесообразные формы поведения соответствуют видовому опыту, стереотипны в своем осуществлении, то целенаправленная активность индивидуально-вариативна. В различии и родстве целесообразных и целенаправленных форм активности – одно из оправданий использования термина "конативный".

Определение природы воли, ее места в структуре человеческого бытия, составляет одну из постоянно актуальных задач на протяжении всей истории философии и теоретической психологии. Эта задача часто представала в форме вопроса о свободе воли, хотя сами понятия "свобода" и "воля" в значительной мере совпадают. Свобода есть способность субъекта к самоопределению своей активности, а воля есть механизм такого самоопределения. Практический аспект вопроса о свободе воли связан с вопросом о мере ответственности человека за свои действия, с указанием признаков и условий формирования его правоспособности и дееспособности. С одной стороны, критериями правоспособности и дееспособности являются показатели зрелости (самостоятельности) субъекта, а с другой стороны, его психологический статус, определяющий меру его вменяемости. Свободным человеком является человек, достигший определенной зрелости, имеющий определенный социальный и психологический статус. В этом ракурсе рассмотрения свобода и ответственность человека выступают в их обусловленности обстоятельствами социализации. Лица, социализация которых проходила в такой социальной среде, где преобладали или считались нормальными ценности, предрасполагающие к девиации (отклонению), становятся носителями отклоняющегося поведения. При этом могут быть указаны четыре механизма социального контроля, ослабление или отсутствие которых способствует формированию отклоняющегося поведения.

  1. Прямой контроль, осуществляемый извне посредством наказаний.
  2. Внутренний контроль, основанный на интернализованных нормах и ценностях.
  3. Косвенный контроль, связанный с идентификацией с родителями, друзьями, персонажами культуры или историческими деятелями.
  4. Контроль, определяемый мерой доступности различных (легальных и нелегальных) способов достижения целей, удовлетворения потребностей.

Но в целом свободный человек – это не освобожденный от каких-либо ограничений и норм в своей деятельности и поведении, а человек, чьи принципы поведения избраны им самим. Свобода воли – это тот аспект психической реальности, который обеспечивает возможность реализации такого поведения.

Осознание опосредственности волевой регуляции антиципируемой целью, которая выступает как самостоятельный идеальный фактор поведения и деятельности, приводит к выдвижению представления об особого рода причинности – целевой или телеологической причинности. Согласно принципу "конечных причин" (causa finalis) идеально постулируемая цель предвосхищает конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход реального процесса. Сам этот принцип получал различную реализацию в отдельных концепциях. Так, Аристотель утверждал, что как деятельность человека содержит в себе актуальную цель, так и предметы природы включают в себя бесконечную по содержанию цель своего стремления. Эта внутренняя цель является, согласно ему, причиной движения от низших ступеней природы к высшим; она трансформируется в некий абсолют – энтелехию – как завершение развития. Согласно И. Канту, человек как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, обладает свободой воли, но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он несвободен в своем выборе, воля его причинно обусловлена.

Варианты истолкования природы воли в истории философии и психологии оформлялись в различные детерминистические или индетерминистические концепции. Детерминистические концепции рассматривали волю как обусловленную извне (супранатуралистическими, физическими, социальными или психологическими факторами). Индетерминистические концепции рассматривали волю как автономную, самополагающую силу. Это волюнтаристские концепции. В свою очередь в рамках самой психологии также можно разграничить три вида концепций воли. Интеллектуалистические концепции рассматривают волевой процесс в качестве производного от когнитивных процессов. Они различаются в зависимости от того, какие из когнитивных механизмов рассматриваются в качестве предпосылок возникновения воли. Вундт различал три вида интеллектуалистических теорий воли: ассоциатистскую, сенсуалистическую и логическую. Сущность первой заключается в том, что волевой процесс рассматривается как ассоциация ощущений, представлений и чувств, при этом важнейшим элементом в ней выступает "интенсивное представление цели, сопровождаемое эмоциональными тонами", что и направляет течение действия. Сенсуалистическая теория переносит центр тяжести на объяснение условий возникновения волевого движения и считает, что волевой акт имеет ту же самую физиологическую причину, что и всякий рефлекс, но осложненную возможностью саморегуляции. Восприятие движения, связанных с ним кинестетических ощущений и, особенно, представление предстоящего движения сообщают действию специфический характер произвольности. Логическая теория рассматривает волю как вторичную функцию, возникающую из интеллектуальных процессов, в центре которых находится "оценивающее суждение". Эмоциональная теория воли, разработанная главным образом самим Вундтом, рассматривает волю как особую форму или разновидность аффектов. Для всякого волевого процесса, согласно этой теории, независимо от степени его сложности и содержания, характерна своеобразная динамика чувств. Это чувство деятельности, чувство решимости, чувство выполнения. Элементарной формой волевого процесса, имеющей такую организацию, является, по Вундту, акт апперцепции (внутреннего внимания). Представителями психологических волюнтаристических концепций были У.Джемс и Н.О.Лосский. Для них внутренний акт воли, осуществляющийся вполне автономно и выражающийся в предпочтении того или иного представления, является основой волевого действия.

Представления о конативных механизмах регуляции были развиты в психологической теории установки. Установка терминологически в психологическом смысле может быть определена как готовность, предрасположенность субъекта действовать (реагировать) определенным образом, возникающая в результате предвосхищения им определенной ситуации (объекта) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер деятельности. Понятие установки было введено при экспериментально психологическом изучении обусловленности предшествующим специально организованным опытом готовности действовать определенным образом на появление стимула, постановку задачи. Позднее понятие установки (аттитюда) стало использоваться в социальной психологии для обозначения системы ориентации, носителем которой является группа, предписывающей каждому члену группы неосознаваемый им самим способ реагирования на стандартные ситуации. Наличие установки освобождает субъекта от необходимости затрачивать усилия каждый раз на принятие решения в стандартных ситуациях, обеспечивает устойчивость, стабильность и требуемую скорость реагирования. С другой стороны, наличие определенных установок может выступать в качестве фактора, обусловливающего косность, инертность деятельности, конформность поведения, затруднений в приспособлении к новым изменившимся ситуациям. В случае прерывания уже начавшейся деятельности наличие целевых установок обнаруживает себя в эффекте незавершенного действия: в появлении настойчивого желания завершить так или иначе прерванный акт.

Для психологии, естественно, большой интерес представляет разработка методов диагностики уровня развития (сформированности) механизмов конативной регуляции. В ряде простых случаев для этого могут быть использованы процедуры, измеряющие устойчивость внимания, помехоустойчивость человека-оператора при контролируемом осложнении условий деятельности, способность человека удерживать на определенном уровне какое-либо усилие. При анализе более сложных и длительных отрезков поведения и деятельности могут использоваться экспертные оценки, самооценки, процедуры ранжирования ценностей, измерения – уровней притязания, мотивов выбора, той или иной (стремление к успеху или избегание наказания) стратегии поведения.

Виды нарушений конативных механизмов. Воля – это психический механизм координации и субординации потребностей (мотивов), актуализируемых наличной ситуацией и регулирующей соотношение отдельных акций (операций, образов) в процессе достижения поставленной (принятой) цели. Нарушение волевой регуляции заключается в возникновении затруднений в выборе целей, в осуществлении адекватной координации и субординации действий и операций субъекта в направлении достижения поставленной цели, в удержании поставленной цели в сознании. Выделим некоторые из нарушений такого рода.

Слабость произвольного внимания заключается в том, что человеку трудно сосредоточиться на нужном круге представлений или идей, необходимых для работы. Повышенная отвлекаемость проявляется в том, что, сосредоточившись на вопросе собеседника, на данном круге представлений, человек тут же переключается на другие объекты, его вниманием последовательно овладевают то одни, то другие, преимущественно яркие, бросающиеся в глаза объекты. Рассеянность, или быстрая истощаемость внимания, заключается в том, что внимание сохраняется лишь на очень непродолжительное время.

При патологической концентрации внимания, наоборот, наблюдается неспособность переключиться с какого-либо круга представлений. Несмотря на обращенные к нему вопросы и другого рода воздействия, человек остается всецело погруженным в фиксированный круг представлений. Персеверация – циклическое повторение (настойчивое воспроизведение), часто вопреки сознательному намерению какого-либо представления.

Гипобулия – ослабление волевой активности, проявляется слабостью побуждений, ослаблением желаний, резким сужением круга доступных человеку волевых актов. Абулия – полная бездеятельность, утрата способности к общению вследствие невозможности выполнения как простых, так и сложных волевых актов. Гипокинезия – ограничение, падение двигательной активности с замедлением движений, с упрощением структуры конкретных двигательных актов. Каталепсия – длительное сохранение любых, в том числе неудобных, искусственно приданных поз на фоне повышенного мышечного тонуса (мышечной гипертонии). Негативизм – немотивированное противодействие любым попыткам изменить пространственное положение тела или отдельных органов. Характерна именно безмотивность отказа и противодействия.

Гипербулия – патологическое усиление в той или иной форме активности, внешне производящее впечатление усиления воли. На самом деле имеет место только двигательное возбуждение, жажды деятельности как таковой нет, поскольку человек, находящийся в таком состоянии, так же легко бросает начатое, как и берется за него. Импульсивные действия – возникают внезапно без сознательного сопротивления им, осуществляются вне сознательного контроля: человек вскакивает и неудержимо устремляется вперед.

Мутизм – нарушение, заключающееся в молчании, в неспособности человека вступать в озвученный речевой контакт. Мутизм может быть тотальным, когда речевой контакт отсутствует в любых обстоятельствах и ситуациях, и парциальный, когда человек оказывается неспособным разговаривать с определенным кругом людей, в каких-либо определенных психотравмирующих ситуациях, но беседует с другими людьми, в другой обстановке.

Афазиями обозначают разнообразные варианты нарушения способности к восприятию и порождению речи. Различают, в частности, моторную, сенсорную и амнестическую афазии. При моторной афазии нарушается выразительная (экспрессивная) речь, при попытках говорить человек произносит лишь невнятные звуки, отдельные слоги. Отличие моторной афазии от мутизма заключается именно в стремлении к речевому контакту. при неспособности произвести сколько-нибудь сложные фонемы. Сенсорная афазия характеризуется утратой способности к пониманию речи. Амнестическая афазия заключается в неспособности припоминать названия окружающих предметов, в резком оскудении речевого запаса.



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 1361
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь