|
Г. В. Ф. Гегель. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКАВторой курс. Средний класс ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА И ЛОГИКА Второй отдел ЛОГИКА ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. БЫТИЕ ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. КАЧЕСТВО §8 Качество есть непосредственная определенность, изменение
которой есть переход в нечто противоположное.
Бытие есть простая бессодержательная
непосредственность, имеющая свою противоположность в чистом
Ничто, а их соединение представляет собой
становление: как переход от ничто к бытию это
возникновение, наоборот прехождение.
<Здравый человеческий рассудок, как часто называет себя односторонняя абстракция, отрицает соединение бытия и ничто. Либо бытие есть, либо его нет. Третьего
не дано. То, что есть, не начинается. То, чего нет,
тоже. Именно поэтому рассудок и утверждает невозможность
начала.>
Всякое наличное бытие есть возникшее, определенное
бытие, т.е. бытие, обладающее вместе с тем отношением к
чему-то другому, следовательно, к своему небытию.
а) Всякое наличное бытие есть поэтому некоторое внутри
себя разделенное бытие. С одной стороны, оно существует
само по себе, с другой стороны, обладает
отношением к другому. Наличное бытие, мыслимое с
этими двумя определениями, есть реальность.
b) Нечто наличие существующее обладает отношением к
иному. Иное же есть на лично существующее как небытие
нечто. Последнее поэтому имеет прежде всего некоторую
границу или предел и является
конечным. То, каким нечто должно быть само по себе,
есть его определение.
Каково нечто для иного, как оно взаимосвязано с иным, а
стало быть, само по себе также непосредственно положено
иным, таков его характер (Beschaffenheit).
Каково нечто как по себе, так и для иного в себе, такова
его определенность или же качество. Граница
не есть лишь простое прекращение, но она принадлежит этому
нечто самому по себе.
с) Благодаря своему качеству, т.е. благодаря тому,
что оно есть, нечто подвержено изменению. Оно
изменяется, поскольку его определенность в связи с иным
становится устроенностью.
Поскольку характер вещи вследствие изменения вообще
снимается, снимает себя и само это изменение. Тем самым
бытие вернулось в себя самого и исключает из себя иное. Оно
есть [теперь] для себя.
Оно есть одно, соотносящееся только с самим
собой, а по отношению ко всему иному отталкивающее.
Это исключение есть вместе с тем и некоторое отношение к
иному и, следовательно, действует вместе с тем
притягивающе. Нет отталкивания без притяжения, и наоборот.
Иными словами, отталкиванием одного непосредственно
положены многие одни. Но все эти одни не отличены
друг от друга. Одно то же, что другое. Тем самым в
равной мере положено и их снятие, притяжение.
Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от
других. Но так как различие менаду ними, их отталкивание
снимается в притяжении, то это различие положено как
снятое различие и тем самым перешло в другое
определение, в количество. (Нечто без своей границы ничего
не значит. Если я изменю границу нечто, то оно перестает
быть тем, что есть. Если я изменю границу поля, то
поле останется полем и станет только больше Но я изменил
тут его границу не как поля, а как некоторого ограниченного
количества (Quantum). Изменить его границу как поля
означало бы превратить его, например, в лес.).
Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С
изменением качества изменяется не просто какое-то из
определений, присущих этому нечто или же этому конечному, а
само это конечное. Количество же, напротив, представляет
собой определение, составляющее уже не природу самой вещи,
а некоторое безразличное отличие, с изменением
которого вещь остается тем, что есть.
Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно.
Внутри себя самого оно есть, следовательно, ничем не
нарушаемая непрерывность. Но так как в количестве
содержится также и Одно, то в нем есть и момент
дискретности.
А. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако
каждому из этих двух видов величины присуща как
дискретность, так и непрерывность с той лишь разницей, что
у дискретной величины принципом является дискретность, а у
непрерывной непрерывность.
B. Величина, или количество как ограниченное количество,
есть некоторое <сколько> (Quantum). Так как эта граница по
своей природе не есть нечто определенное, то всякое
ограниченное количество можно увеличивать или
уменьшать до беспредельности.
Граница ограниченного количества в форме его
в-себе-бытия дает интенсивную величину, в форме же
внешнего существования экстенсивную величину.
Но нет такого интенсивного, что не имело бы формы
экстенсивного наличного бытия, и наоборот.
C. Ограниченное количество само по себе не имеет
определенной границы. Нет, следовательно, такого
ограниченного количества, сверх которого нельзя было бы
взять какого-нибудь большего или меньшего количества.
Ограниченное количество, о котором говорят, что оно
последнее, и сверх которого уже не берут ничего большего
или меньшего, называют обычно бесконечно большим или
бесконечно малым.
Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным
количеством и для себя = 0. Оно сохраняет еще значение
только как определение некоторого отношения, в котором оно
для себя не имеет уже никакой величины и служит только
определением по отношению к некоторому другому
ограниченному количеству. Это и есть более точное понятие
математического бесконечного.
Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной
прогрессии сначала как процесс устранения границы, будь она
качественной или количественной, когда граница эта
рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки
отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно
бесконечное, если понимать границу как отрицание,
является отрицанием отрицания. В истинно бесконечном
выход за пределы конечного уже не приводит к установлению
какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к
восстановлению наличного бытия в равенстве с собой.
Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в
бесконечном, означает, что безразличное внешнее
определение, каким является ограниченное количество,
снимает себя и становится внутренним, качественным
определением.
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи,
качеством, есть специфическое <сколько>.
В количественном изменении, в процессе увеличения или
уменьшения, который совершается внутри меры, происходит
и спецификация, так как безразличное внешнее
возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и
модифицируется при этом самой природой вещи.
Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|