В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР"

- Оглавление -



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ PRH

"Разумеется, мы располагали данными, ранее полученными в области наук о человеке; не отрицая вклада последних, мы вместе с тем проводили свои собственные наблюдения личности и человеческих отношений... Благодаря сравнению непосредственного живого опыта разных людей и выделения в нем общих закономерностей, складывалась и медленно, как бы наощупь развивалась наша объяснительная система ". [11] Она изложена в ряде текстов, называемых "Заметками о наблюдениях", с которыми участники знакомятся во время учебных курсов.

Ключевые центры личности

Наблюдая за тем, как мы растем и развиваемся, мы можем выявить в себе пять реалий, которые не зависят от нашей воли, сознания и мышления, и играют роль ключевых центров личности, определяющих наше поведение. Они описаны в Заметке "Схема ключевых центров личности" [см. 8]

1. Существо человека

Наше существо, наша суть представляет собой безусловно положительное начало, которое мы можем ощущать в самой глубине своей души. На этом уровне мы можем осознать:

  • свои определяющие черты, то есть личные качества, которые делают нас такими, какими мы есть,
  • свое сущностное направление деятельности, то есть наше жизненное призвание, дело, для которого мы словно бы созданы,
  • свои сущностные связи, то есть лиц, с которыми мы связаны общим сущностным направлением деятельности,
  • свою открытость чему-то большему, нежели мы сами, некоему Абсолюту, который пребывает за пределами и в то же время в самом сердце нашего существа. Люди называют это Запредельное по-разному, в зависимости от принятой ими мировоззренческой системы координат. Одни называют его Любовью, другие – Справедливостью, Истиной, Совестью; а некоторые называют его Богом. [см. 23]

Мы можем выделить в своем существе три сферы:

  • Твердь существа . Она образуется исходящими из нашего существа твердыми и устойчивыми убеждениями относительно определяющих черт нашей личности, нашего сущностного направления деятельности и наших сущностных связей. Это самая стойкая, непоколебимая часть личности.
  • Глубинную сферу. Это сфера внутреннего мира, озаренная нашим существом, – область тишины и покоя.
  • Еще не проявившееся существо. В нем заключены все неотъемлемо присущие нам возможности, которые со временем могут быть воплощены в действительность. Еще не проявившееся существо изображено на схеме личности в форме усеченного конуса. Чем больше оно проявляется, тем шире становится торцевая площадка (твердь существа), и тем сильнее оно озаряет наш внутренний мир.

Наше существо проникнуто самодвижением жизни, которое побуждает нас постепенно становиться самими собой, то есть осуществлять заключенные в нас возможности, являть себя миру такими, какими мы есть в своем существе. На схеме личности это самодвижение изображено в форме стрелы, обращенной вверх.

2. "Я"

Как психологическая реалия, "я" воспринимается на уровне головы. Деятельность "я" проявляется в трех ипостасях как интеллект, свобода и воля:

  • интеллект анализирует, пытается понять, размышляет и рассуждает,
  • свобода выбирает и принимает решения,
  • воля мобилизирует силы тела на достижение целей, указанных свободой.

3. Переживалка

Примечание: Во французском языке для обозначения этой реалии используется слово sensibilite. Этимологически родственные ему русские соответствия вроде "чувствительности", "чувственности" или "восприимчивости" в данном случае не подходят по причине нагруженности последних вводящими в заблуждение смысловыми значениями. По сути, речь идет о "чувственной ткани сознания", способной ощущать, чувствовать, переживать содержания внутреннего мира. Обозначение этой субстанции свойски-обиходным словом переживалка вносит некоторую долю терапевтического юмора в отношение к этой обители наших психологических травм.

Переживалку, по словам Роше, можно сравнить с жидким проводником, заполняющим пространство между "я" и существом человека. Она проводит сигналы, идущие от "я", существа, совести и внешнего мира. Она проводит также свои собственные сигналы. Переживалка – не совершенный проводник. Испытанные в прошлом и запечатленные в ней страдания, страхи и волнения искажают проходящие через нее сигналы.

4. Тело

Наше существо, "я" и переживалка связаны с телом. Тело, как биологический организм, живет по своим собственным законам. Его жизнедеятельность неизбежно отражается на нашем существе, "я", переживалке и, в конечном счете, поведении. Таким образом, оно представляет собой один из ключевых центров личности.

5. Глубинная совесть

В самой глубине, в непосредственной близости от нашего существа мы можем обнаружить место, где ключевые центры личности присутствуют одновременно, образуя одно целое. Это место называется глубинной совестью или "местом сборки" личности в процессе ее развития.

В этом месте мы можем чувствовать, что для нас хорошо, то есть хорошо одновременно

  • для существа, поскольку оно стремится расти,
  • для тела, поскольку силы его не безграничны,
  • для переживалки, поскольку ей предстоит пережить возможные неприятные последствия принимаемого решения, и
  • для "я", поскольку ему нужно найти соответствие со своими собственными принципами,
  • для всей личности в данной конкретной ситуации.

Кроме того, личность погружена в человеческую и материальную среду. Окружающие нас люди, а также семейная и социальная атмосфера неизбежно влияют на наш рост (положительно или отрицательно), поэтому "другие" включены в схему личности.

Следовательно, чтобы становиться самим собой и воплощать в жизнь возможности своего существа, разумно будет принимать во внимание все перечисленные выше реалии, – существо, "я", переживалку, тело, человеческую и материальную среду, – а окончательные решения сверять со своей глубинной совестью. Верное решение можно узнать по ощущению глубинного покоя и внутреннего согласия перед лицом наличной ситуации.

Функционирование личности

Существо, "я", тело и переживалка могут функционировать в разных режимах. Режимы функционирования бывают нормальными и ненормальными. Все мы по тем или иным причинам функционируем иногда нормально, а иногда ненормально. Хронически ненормальный режим свидетельствует о том, что функционирование данного центра расстроено. Работа над собой по программе PRH помогает восстанавливать нормальные режимы функционирования и сводить на нет ненормальные.

Режимы функционирования группируются по уровням, связанным с различными частями личности.:

  • на уровне существа можно обнаружить глубинное функционирование и такие ненормальные его режимы, как неосуществленность или слабость существа;
  • на уровне "я" – надлежащее функционирование интеллекта , а также рассудочное функционирование и интеллектуальную слабость; надлежащее функционирование свободы, а также самоотчуждение и нерешительность; надлежащее функционирование воли, а также волюнтаризм и волевую слабость;
  • на уровне переживалки – спокойное функционирование, а также повышенную чувствительность, мечтательность или компенсаторное функционирование и безразличие или невосприимчивость;
  • на телесном уровне – спокойное функционирование тела, а также его безразличие, инстинктивное и компенсаторное функционирование. [см. 21]

Приведение себя в порядок

В качестве первоочередной причины расстройства функционирования личности Роше называет психологические травмы. "Мы можем говорить об изначальной готовности человека к гармоничному, то есть внутренне согласованному функционированию... на основании того факта, что лица, которые не получали в детстве и в период внутриутробного развития серьезных психологических травм, в зрелом возрасте функционируют гармонично, и на основании того факта, что у лиц, которые получили в прошлом психологические травмы и излечились от них, дисгармоничные режимы функционирования постепенно уступают место гармоничным, как бы являя незатронутый травмами фундамент личности". [16]

Вместе с тем приведение в порядок функционирования личности и восстановление гармонии не исчерпывается лечением психологических травм. Чтобы это произошло, на первое место нужно поставить заботу о своем существе, ибо восстановление внутреннего согласия и единства личности начинается с существа человека, соотносясь с которым все остальное займет свое надлежащее место. Нужно учиться жить, сверяясь со своим существом, учиться принимать решения в согласии со своим существом и глубинной совестью. Таким образом, работа по восстановлению порядка начинается не с лечения, а с перевоспитания личности. В ходе этой работы человек со временем естественно обращается и к теме психологических травм.

Травма неосуществленности

Жизненные силы роста, которыми заряжены возможности, скрытые в существе человека, переживаются как стремление к самопроявлению. Особо явственно это стремление присутствует в малых детях. Они испытывают неукротимое желание проявлять себя, осуществлять свои возможности в наличной действительности, являть себя миру такими, какими они есть. Это детское стремление может встретить понимание, приятие, поощрение и помощь со стороны родителей и других значимых для ребенка лиц; но оно может также натолкнуться на преграду. Родители и значимые лица могут в той или иной степени не признавать или даже отрицать, не принимать, не любить ребенка таким, каким он есть в своем существе.

Между тем дети рождаются беспомощными. Они наделены огромными потенциальными возможностями, но чтобы эти возможности воплотились в жизнь, детям нужно научиться иметь с ними дело. Чтобы проявлять себя таким, каким он есть, ребенку нужно получать признание, ему требуется, чтобы кто-то

  • видел его возможности,
  • относился к ним серьезно,
  • ценил их,
  • говорил с ним о его возможностях (подтверждая тем самым, что он их видит, признает и относится к ним серьезно),
  • открыто радовался его возможностям (подтверждая тем самым, что он их ценит).

Дети пытаются удовлетворить эту жизненно важную потребность в признании с помощью значимых для них лиц, прежде всего родителей. Если ребенок не получает признания, если родители упорно не приемлют его существа в целом (или каких–либо существенных сторон его личности), из неприемлемых областей как бы уходит жизнь. Она оставляет после себя травму неосуществленности. Боль этой травмы для ребенка невыносима, и он нейтрализует ее путем подавления. С другой стороны, поскольку жизнь продолжается, ребенок в конце концов приспосабливаться к ожиданиям значимых для него лиц и развивает в себе те черты, которые получают какое–то подкрепление. Но несмотря на то, что полученная в детстве травма может быть забыта и компенсирована социальным успехом, она оставляет на переживалке болезненный рубец и боль ее запечатлевается в нервной системе человека. Таких скрытых от сознания очагов боли может быть много. [см. 22]

Повторяющиеся несоразмерные реакции

Обычно боль прошлого не сознается. Но она может вновь пробуждаться в ситуациях, напоминающих первоначальную травмирующую ситуацию, или при встрече с человеком, напоминающем того, кто когда-то ее причинил. В результате возникают реакции, явно несоразмерные с их непосредственной побудительной причиной; еще одним отличительным признаком таких реакций служит их повторяемость, ибо они с той же силой возникают в сходных ситуациях вновь и вновь. Эти повторяющиеся несоразмерные реакции служат основными симптомами психологических травм. Они могут проявляться в форме агрессивного поведения или подавленности, в тяготении к одним лицам и неприятии других. Существует множество такого рода реакций, в том числе психосоматических. К счастью, все они поддаются лечению. [см. 20]

Лечение психологических травм

В этом процессе выделяются три стадии:

  • выявление полученных в прошлом психологических травм и присутствия их в настоящем (повторяющиеся несоразмерные реакции),
  • проживание невыносимой в прошлом боли, связанной с какой-то из этих травм,
  • изживание боли, освобождение от нее. [см. 25]

В ходе такого лечения можно добиться значительных успехов без посторонней помощи. Однако некоторые эпизоды прошлого могут оказаться слишком мучительными или слишком подавленными, чтобы человек в состоянии был повторно пережить их в одиночестве. В этих случаях рекомендуется обращаться за содействием к специально подготовленному сопровождающему.

Но даже в присутствии сопровождающего лечение психологических травм представляет собой по сути самолечение. Поскольку оно связано с самостоятельным проживанием интенсивной боли прошлого, лечению с необходимостью должно предшествовать создание психологического плацдарма, на котором могла бы проводиться такая работа: не находя в себе внутренней опоры, человек не вынесет своей боли во всей ее полноте и страдания его окажутся тщетными. Такой внутренней опорой служит твердь существа человека, положительное глубинное ядро его личности, неподвластное бурям жизни. Поэтому прежде, чем приступать к лечению, нужно провести серьезную работу по укреплению этого ядра, развитию личности.

Развитие личности

"До последнего времени, – пишет Андре Роше, – в практике развития личности ударение делалось чаще всего на развитии интеллекта с помощью обязательного школьного образования и последующих лет учебы, а также на улучшении физического здоровья. Развитие интеллекта и улучшение здоровья – вещь хорошая, однако ударение надлежит сместить. На самом деле разработке подлежат прежде всего неслыханные богатства, скрытые в недрах творческого потенциала , составляющего существо человека ". [15]

Соответственно, под "развитием личности" в PRH подразумевается прежде всего рост существа, то есть проявление и утверждение его в сфере сознания. Развитие личности предполагает также развитие "я", переживалки и тела. Причем развитие личности представляет собой не изолированное самоцельное совершенствование различных ее элементов, но именно развитие целого. Это повышение уровня внутренней организации личности, иерархической соподчиненности ее частей.

  • На первом месте в этой иерархии стоит существо человека как средоточие его жизненного предназначения и определяющих черт личности.
  • Далее идет "я", призванное управлять личностью в целом. Но, управляя ею, оно должно служить росту существа человека.
  • Затем следуют тело, как источник сил, необходимых человеку для осуществления своего жизненного предназначения, и переживалка, как способность реагировать на происходящее.

Существо человека проникнуто жизненной силой роста, под воздействием которой происходит естественное раскрытие заключенных в нем возможностей, если только этому не препятствуют обстоятельства. По сути дела, существо развивать не надо. Ему нужно просто не мешать развиваться и создавать благоприятную для роста среду. [см. 23] Этому и служит разработанная в рамках PRH программа "последовательного саморазвития".

Последовательное саморазвитие

Когда речь заходит о работе над собой по программе PRH, на ум, естественно, приходят предлагаемые ею учебные курсы. Однако суть этой программы заключается не в умножении своих познаний путем "коллекционирования" учебных курсов, а в преобразовании себя: раскрытии себя для себя и принятии на себя ответственности за свою жизнь с тем, чтобы становиться такими, какими мы есть в глубине души, и осуществлять свое жизненное предназначение. Можно выделить следующие основные этапы и поворотные пункты пути, ведущего к этой цели.

Первый этап: знакомство с методами саморазвития, предлагаемыми программой PRH. Работа сосредоточена на содействии росту и приведении себя в порядок. Поворотный пункт: решение всерьез заняться саморазвитием. Последнее предполагает подключение к индивидуальной программе последовательного саморазвития (ППС).

Второй этап: вплоть до начала работы с болью прошлого. Вы начинаете осваивать свое прошлое. Работа сосредоточена на содействии росту и приведении себя в порядок; начало лечения. Поворотный пункт: решение приступить к лечению полученных в прошлом психологических травм

Третий этап: Изживание боли, причиненной психологическими травмами прошлого. Работа сосредоточена на лечении. Поворотный пункт: излечение травмы неосуществленности.

Четвертый этап: Расцвет существа, завершение лечения и приведения в порядок личности. Работа сосредоточена главным образом на содействии росту. Остаточное лечение и приведение в порядок личности. Поворотный пункт: появление решимости полностью излечиться и окончательно привести себя в порядок.

Пятый этап: Налаженная, гармоничная и полнокровная жизнь.

Таким образом, путь саморазвития пролегает меж двух полюсов работы над собой – полюсом содействия росту существа и приведения в порядок личности, а также полюсом лечения психологических травм прошлого – приближаясь больше то к одному, то к другому. Причем процесс этот начинается не с лечения, а с содействия росту. [см. 24]

Направляемый самоанализ

Работая с людьми, Андре Роше пришел к убеждению, что они, в конечном счете, знают сами себя лучше, чем он, и что у них есть все, что им требуется для разрешения своих проблем, – нужно просто помочь им воспользоваться собственными знаниями и ресурсами. Направляемый самоанализ (НСА) как раз и представляет собой метод, который помогает людям задавать себе вопросы о себе и отвечать на них. В ходе учебных курсов участникам предлагается прежде всего проанализировать изучаемую область на материале личного опыта. Для этого им задаются серии наводящих вопросов, призванных сориентировать внимание в определенном направлении, сузить сектор его блуждания. Затем участники письменно отвечают себе на эти вопросы. Тем самым опыт самоисследования оказывается зафиксирован и может служить основой для дальнейшего продвижения. НСА применяется не только на учебных курсах; это общий метод организации работы над собой в рамках программы PRH. [см. 18]

"PRH-анализ"

Наряду с методом организации самоанализа, Андре Роше разработал также метод собственно анализа , – метод настолько своеобразный, что его, за неимением слов, назвали просто "PRH-анализом".

Объектом этого анализа служат "ощущения, связанные с внутренними состояниями человека и различными психологическими явлениями", "ощущения, наполненные психологическим содержанием". Ощущение в данном случае – достаточно условный термин; по сути дела речь идет о переживаемых содержаниях сознания, элементами которых являются в том числе и телесные ощущения психогенной природы. "Указывая на то, что подлежит анализу, это слово помогает уловить различие между мыслью или представлением о себе и переживанием себя в ощущении. Объектом PRH-анализа служат не мысли о себе и даже не воспоминания об ощущениях… Представление или воспоминание лишены чувственного наполнения, неощутимы. Когда анализируемое содержание не имеет чувственного наполнения, это верный признак того, что мы оторвались от ощущения. Анализ мыслей и воспоминаний – это не PRH-анализ. Последний направлен на ощущения, испытываемые в настоящий момент". [19]

Анализ содержания этих ощущений осуществляется путем вчувствования в них и разложения на составляющие элементы (фаза описательного анализа) с последующим переходом на более глубокий уровень переживания, скрытый под поверхностью сознания (фаза глубинного анализа). Затем новый уровень исследуется с помощью описательного анализа и т.д., пока содержание исходного ощущения не будет исчерпано. Когда это происходит, ощущение кажется пустым, разреженным, а человек в результате узнает о себе что-то новое. Этот "самоанализ служит тому, чтобы узнать о себе что-то новое и изменить свою жизнь к лучшему. Самоанализ – не самоцель, и мы занимаемся им не ради того лишь, чтобы понять наличное положение вещей". [19] PRH-анализ служит основным методом самопознания, саморазвития и самолечения в рамках программы PRH.





<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека
Просмотров: 523
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ: ВАРИАНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЗИЦИЯ АДЛЕРА Точка зрения
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ДРУГИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРИФЕРИИ ЛИЧНОСТИ Только что рассмотренные исследования
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА Как вы помните,
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 10 ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПЕРИФЕРИИ
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | СОДЕРЖАНИЕ ПЕРИФЕРИИ ЛИЧНОСТИ До сих пор я делал
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТИПА До этого момента мы сосредоточивали
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 9 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПЕРИФЕРИИ ЛИЧНОСТИ
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАННОСТИ: ВАРИАНТ АКТИВАЦИИ ПОЗИЦИЯ МАДДИ Развивая теоретические
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 8 ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАННОСТИ Как стало
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ПОЗИЦИЯ МЮРРЕЯ Мюррей Murray, 1938 первым сделал акцент
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 5 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ АНАЛИЗЕ ТРЕХ МОДЕЛЕЙ Как
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ВТОРОЙ ВОПРОС: ВСЕ ЛИ ПОВЕДЕНИЕ НОСИТ ЗАЩИТНЫЙ ХАРАКТЕР
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ПЯТЫЙ ВОПРОС: ВСЕ ЛИ ПОВЕДЕНИЕ НАПРАВЛЕНО НА СНИЖЕНИЕ
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 6 ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА То, что
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ПОЗИЦИЯ МЮРРЕЯ Для Мюррея Murray основной конкретной периферическойхарактеристикой
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА: ИНТРАПСИХИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПОЗИЦИЯ РАНКА В отличие
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 7 ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ На уровне
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В актуализационном варианте модели самореализациипредполагается,
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Список литературы Abraham, К. The first pregenital stage
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Предисловие Я преподаю психологию личности и хотел написать
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 1 ЛИЧНОСТЬ И ПЕРСОНОЛОГИЯ Книг о теории
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 2 ЯДРО ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА К настоящему
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ПОЗИЦИЯ МЮРРЕЯ Как и Фрейд, Генри А. Мюррей
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА: ИНТРАПСИХИЧЕСКИЙ ПОДХОД До сих пор я
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 3 ЯДРО ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Мы только
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Глава 4 ЯДРО ЛИЧНОСТИ: МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАННОСТИ Описывая тенденцию
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАННОСТИ: ВАРИАНТ АКТИВАЦИИ Вариант когнитивного диссонанса модели
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | Читая Мадди... Признаюсь, что в процессе знакомства с
  • С. Мадди. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | ТЕОРИЯ ФРЕЙДА ЯДРО ЛИЧНОСТИ Тенденция ядраМаксимизация удовлетворения инстинктов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь