Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 16

ГРАНИЦЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Как уже говорилось, человек, который полностью погружен в личность и считает ее "собой", выносит все свои цели и намерения на суд своего ума. Ум – главная действующая сила, через посредство который функционирует личность. Разумеется, у нее есть также физическое тело, но именно ум определяет значение личности в целом. Ум контролирует работу личности, так что если мы хотим понять, как она работает, то должны сосредоточить на нем особо пристальное внимание.

Принято считать, что когда ум обращается к повседневным вещам и событиям, в нем преобладают логические процессы. Но на самом деле ум как правило руководствуется принципом "удовольствие-страдание" (за исключением ситуаций, в которых не участвует чувственное восприятие, так что логика и ум могут применяться с большей эффективностью). Все, что происходит с нами в повседневной жизни, каждый случай и каждое событие оцениваются по единственному критерию – доставит ли это нам удовольствие или нет? Речь имеет не обязательно о непосредственном получении удовольствия, результатом может быть и избавление от того или иного вида страдания (последнее обычно сопряжено с обостренным желанием получить удовольствие). Таково обычное отношение ума к проблемам, несмотря на все его заверения в обратном. Это происходит потому, что на словах и на поверхности сознания в подходе к событиям человек руководствуется логикой и умом. Однако под поверхностью скрываются наши подсознательные и бессознательные желания, влечения, страхи, склонности, которые и являются подлинными стимулами поведения. Начиная с детского возраста они развиваются с годами в результате взаимодействия условий окружающей среды, детских впечатлений, переживаний и побуждений. Последние в прошлом были подавлены и заглушены, никогда сознательно не воплощались и поэтому постоянно поддерживают внутреннее напряжение, толкающее нас на иррациональные действия и поступки в разных сферах жизни. В основе же всего этого лежит доминирующий принцип "удовольствия-страдания". Между тем человек думает, что ведет себя совершенно сознательно и живет в полном соответствии с решениями ума и логикой. Все это могло бы показаться смешным, если бы не оказывало огромного воздействия (в том числе трагического) на жизнь множества людей.

В процессе функционирования ума мысль всегда тесно связана с эмоциями и чувствами, так что низший эмоциональный и низший умственный центры неизменно находятся в теснейшей взаимосвязи. Эмоции представляют собой то, что можно назвать движущей, побуждающей силой мысли. Побуждающая сила эмоций чаще всего оказывается слишком велика для контроля со стороны рационально-логических процессов. Мысль без чувства встречается очень редко, зато большинству людей присущи проявления чувств без какого-либо сопровождения их мыслями. Люди часто полагают, например, что обдумывают принимаемые решения, тогда как на самом деле их поведением руководит не мысль, а чувства или желания. Большинство элементов чувств и желаний приходят с подсознательного уровня. Современной психологии можно поставить в заслугу то, что она установила этот факт со всей очевидностью. И все же люди продолжают считать, что раз уж мы мыслим, то делаем это с помощью интеллекта, – несмотря на массу доказательств обратного.

Если мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения эзотеризма, то увидим, как поразительно невелико реальное количество подлинных мыслей, которые мы используем для управления ходом своей жизни. Это действительно печальное открытие. Именно оно может приблизить нас к чувству истинного смирения, которое, кстати, является основным признаком всех тех, кто начал понимать нечто подлинное о самом себе.

Важнейшая вещь, которой учит эзотеризм, – это то, что силы и возможности ума строго ограничены, сколь бы велики сами по себе они не были. Сфера и функции ума имеют определенные пределы благодаря некоторым свойствам самого механизма ума. Обычно люди не помнят об этом, полагая, что могут придумать выход из любых проблем и что ум – всему голова (и это несмотря на нашу очевидную неспособность использовать его правильно). На самом деле умом можно осилить лишь некоторую и притом весьма ограниченную часть встающих перед нами вопросов. Это необыкновенно трудно признать большинству людей, особенно философам, ученым и психологам, то есть тем, кто придает огромное значение возможностям мысли, логики и вообще интеллектуальным процессам. Это главная причина того, почему сегодня слепые руководят слепыми в тех делах, где требуются истинные вожатые в понимании проблем и искусства жизни. Полным доверием и признанием пользуются вожди, убежденные в своей способности разрешить все проблемы с помощью ума, – что совершенно невозможно, принимая во внимание истинную природу последнего.

Чтобы понять действительное место ума, мы должны обратиться к эзотеризму, указывающему на тот очевидный факт, что ум не рассчитан быть чем-то иным, кроме как слугой человека. В настоящее же время ум – хозяин человека. Это высокое положение совершенно не соответствует его истинному месту во вселенской схеме вещей. Он узурпировал роль, для которой не был создан. В результате мы потеряли способность понимать наш ум и правильно его использовать; поэтому он и управляет нами, как ему заблагорассудится. Сегодня этот слуга, вышедший из-под контроля, командует хозяином благодаря тому, что мы живем в огромном облаке иллюзий. И только начав понимать всю правду об уме, мы сможем остановить процесс "виляния хвоста собакой".

Эзотерическая пословица гласит, что "ум – убийца реальности". Пока мы не признаем правды этого утверждения и не начнем видеть, как оно работает в нашей повседневной жизни, мы не сможем найти выход из трясины жизни, в которой сейчас тонем. Чтобы понять, о чем идет речь в приведенной пословице, следует вновь обратиться к тому, что говорилось в предыдущих главах о различных центрах: умственных, эмоциональных, инстинктивных и т.д. Как было сказано, существуют высший и низший умственный центры, причем место ума-интеллекта находится в низшем центре. Этот ум функционирует через мозг и нервную систему, и тесно связан с чувствами, которые приносят мозгу (через нервную систему) некоторые стимулы, доставляющие уму (через мозг) вести о том, что происходит в окружающем нас мире, а также в нашем внутреннем мире.

С помощью технических приборов человек может достичь самых отдаленных звезд и исследовать их, может проникнуть в самое сердце материи; но он все еще погружен в свои чувства и использует то, что эти чувства доставляют ему с помощью инструментов. Следовательно, его понимание этих фундаментальных проблем обусловлено его чувствами, мозгом и нервной системой. Ученый, например, может думать, что измеряет далекую звезду, но на самом деле делает вычисления, которые представляют собой комбинацию действительности и того, что ему говорят о звезде чувства. Он соприкасается не с самой действительностью, а только с тем, чтó его чувства конструируют для него из данных, сопутствующих этой действительности, и способных быть воспринятыми чувствами. Все, что находится за пределами действия его чувств, не может быть воспринято и оценено, так что мир, который наука открывает для нас, чисто относителен, то есть относителен умственному аппарату, мозгу, нервной системе и органам чувств, которыми обладает человек.

Мы приходим к выводу, что нам надо пытаться искать другой путь приближения к истине и понимания фундаментальных истин жизни и реальности. Этот другой путь становится возможен благодаря наличию у нас высшего умственного центра. Последний обладает способностью соприкасаться с фундаментальными явлениями Вселенной и работает совсем не так, как обычный ум или интеллект, который находится в низшем умственном центре и функционирует через внешнюю часть этого центра. Высший умственный центр функционирует через интуицию и озарение, но сообщается также с внутренней частью низшего умственного центра и через него с психофизическим организмом человека. Знание высшего умственного центра приходит к нему непосредственно, а не через посредство мозга, нервной системы и обычных органов чувств. Он функционирует на гораздо более высоком уровне и поэтому может получать знания о вещах, которые находятся вне пределов понимания обычного ума.

Мы можем обрести способность к сообщению со своими высшими центрами только благодаря работе над собой; в настоящее время такое сообщение невозможно из-за постоянного вмешательства личности. Это та главная истина, которую эзотерическое воспитание пытается внедрить в сознание кандидата на эзотерическое развитие. Он не должен пытаться развивать свои высшие центры. Они уже полностью развиты и ожидают, когда человек сможет вступить с ними в контакт. В нашем теперешнем состоянии мы лишены тех внутренних связей, которые делают такой контакт возможным. Только развитие нашей сущности может способствовать возникновению этих связей, а сущность может развиться только в результате постоянного подавления личности с ее эгоцентризмом и себялюбием. Только когда личность пассивна, сущность может стать активной и обеспечить связь между нами и нашими высшими центрами. Это знание неоценимо для нас, когда мы понимаем, что оно в действительности означает.

Попробуем показать читателю настоящее место ума-интеллекта в обычном порядке вещей. Было бы совершенно неверно считать, что ум не представляет никакой ценности и совершенно бесполезен. Конечно, он имеет большое и даже очень большое значение, но в предназначенной ему сфере и на своем месте. Пытаясь узурпировать руководство человеком, ум выходит за пределы своей сферы компетенции и внедряется в область, которая не принадлежит ему по праву.

Когда мы живем в личности, руководящая роль ума вполне естественна, так как личность функционирует через ум с помощью физического тела и эмоций. Но когда мы начинаем понимать, что личность не является нашим истинным Я, ум должен быть строго и четко водворен на надлежащее ему место. Вместо того, чтобы быть хозяином, он должен стать послушным слугой человека, стремящимся и желающим выполнять его приказы. Когда такое положение достигнуто, ум занимает свое подлинное место в порядке вещей, что позволяет высшему умственному центру давать директивы, а интеллекту выполнять их. Достигнув такого положения дел, мы можем сказать, что ум выполняет свою законную роль слуги человека. В этой роли он может принести ему огромную пользу. В сфере вычислений, разработки сложных механизмов, развития ассоциации идей, образности, памяти и т.д. обычный ум неоценим. Однако если он пытается заставить человека поверить, что может рассказать ему все о загадках вселенной, а также о его собственном происхождении и предназначении, значит он лжет. Как уже объяснялось, все более фундаментальные функции познания находятся в ведении высшего умственного центра, который работает в нас через посредство интуиции и внутреннего озарения, связанного с действием высшего эмоционального центра.

Следовательно, чтобы высший умственный центр начал правильно функционировать, обычный ум должен понять, что неспособен выполнять функции этого центра. Осознав это, он перестанет бороться за то, что ему никогда не принадлежало, и станет тихим и молчаливым. Только когда обычный ум перейдет в это пассивное состояние, идеи и побуждения из высшего центра начнут достигать нашего ума через внутреннюю часть низшего умственного центра.

В настоящее время ум-интеллект в его сверхактивном состоянии служит основным препятствием, мешающим восприятию идей и побуждений из высшего умственного центра. Когда же он осознает свои границы, то сам пожелает стать безмолвным. Тогда он сможет стать зеркалом высшего умственного центра, как это и должно быть. Когда это взаимоотношение между высшим разумом и низшим умом будет установлено, обычный ум займет подобающее ему место во внутреннем мире человека. Тогда не будет больше вечного конфликта между мыслью и реальностью. Мы будем в состоянии познавать реальность с помощью своего ума через посредство высшего умственного центра и сможем жить в непосредственном общении с ней. Это как раз то, чему хочет нас научить эзотеризм.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 494
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 1 СОСРЕДОТОЧЕНИЕ С помощью психологических упражнений, приведенных
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 4 МНОЖЕСТВО ОБИТАТЕЛЕЙ Одно из самых вредных
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 5 СОВЕРШЕННО НЕИЗМЕРИМОЕ Несколько лет назад мне
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 6 ВОЛЯ Воля, при надлежащем к ней
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 7 ТИГРЫ ГНЕВА Повсюду на нашей планете
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 8 ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА В период моего обучения
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 9 УМ ОСТРЫЙ И ЖИВОЙ Наши мысли
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 10 ШКОЛА ЖИЗНИ Поскольку мир не приспосабливается
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 11 ИСТОЧНИКИ ОТКРОВЕНИЯ Символы могут оказывать глубокое
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 12 ЦВЕТОК ОТКРЫВАЕТСЯ В жизни бывают моменты,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 13 ЛУЧШИЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ По одной восточной легенде,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 14 ПАТОЛОГИЯ ВЫСОТ Это может показаться странным,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 15 ВАША ЖИЗНЬ, ВАШЕ ТВОРЕНЬЕ Гусеница становится
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 3 КАРТЫ Прежде чем идти дальше, давайте
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 2 ОТБЛЕСКИ ДАЛЕКОГО МИРА Бессознательное по определению
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Введение УВИДЕТЬ ЦЕЛОЕ Человеку, который много лет искал
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Эпилог Под конец я хотел бы привести еще
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 20 ТИШИНА На протяжении столетий внутренняя тишина
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 19 БЕСКОНЕЧНОСТЬ Стул, на котором вы сейчас
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 18 СИНТЕЗ Гармоничное единство противоположностей 150 этосостояние,
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 17 ПРЕКРАСНОЕ Наше истинное существо прекрасно. Нам
  • П. Феруччи. КЕМ МЫ МОЖЕМ БЫТЬ | Глава 16 ЧЕМ МЫ ЖИВЫ У Толстого есть
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Одиннадцатая ИГРЫ В КАБИНЕТЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА Игры, которые
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь