Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 САМОНАБЛЮДЕНИЕ После того как читатель



Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 4

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

После того как читатель усвоит идею воображаемого "я", следующим шагом будет проверка ее путем наблюдения себя в повседневной жизни. Не удостоверившись, что вы являетесь всего лишь массой конфликтующих и противоречащих друг другу "я", вы будете не в состоянии начать работу над собой, необходимую для того, чтобы стать действительным существом. Для этой цели в системе Гурджиева используется метод, называемый самонаблюдением. Короче говоря, мы должны наблюдать за собой.

Это не так просто, как кажется. Большинство людей считают, что и так наблюдают за собой, – просто потому, что они сознают свои слова, действия и т.д. Но это не настоящее самонаблюдение. Чтобы иметь возможность наблюдать себя в том смысле, как мы это понимаем, человеку нужно суметь как бы раздвоиться, чтобы "нечто" внутри него могло наблюдать за тем, что делает остальная часть личности. Каждый из нас обладает такой скрытой способностью, хотя большинство людей почти никогда ею не пользуются. До тех пор, пока мы на самом деле не будем видеть, что делает личность (то есть сознательно отдавать себе отчет о фактах), мы будем продолжать идти по ложному пути. Эта способность выделить некоторую часть себя, чтобы наблюдать за тем, что говорит или делает остальная часть личности, есть первый практический шаг к нашей цели – самопознанию.

В случае самопознания самонаблюдение служит более чем одной цели. Оно позволяет нам уяснить, что мы не являемся единой, постоянной и всегда одной и той же личностью, и – что более важно – показывает, что наша повседневная деятельность представляет собой просто цепь реакций на события, а не подлинно сознательных и целенаправленных волевых актов. Это то, что обычный человек будет поначалу начисто отрицать. Но через некоторое время в результате тщательного самонаблюдения нам придется признать, что это действительно так. Признание этого ощутимо бьет по нашей гордости. Но нам нужно быть абсолютно честными в отношениях с собой, иначе мы не достигнем цели. Таким образом, мы должны будем принять тот факт, что мы не действуем, а лишь непроизвольно реагируем на события жизни. Как и в случае с воображаемым "я", нам только кажется, что наши действия произвольны, – на самом деле это лишь гигантская иллюзия.

Например, если мы просыпаемся и видим, что погода хорошая, то и настроение у нас хорошее. Если оказывается, что идет дождь, мы недовольны и начинаем день в плохом расположении духа. Затем, если мы идем завтракать и завтрак нам не по вкусу, то и на этот факт мы реагируем чувством раздражения, а если завтрак нам нравится, мы находим, что утро не такое уж пасмурное. Далее, если мы получили письмо и обнаружили в нем хорошие новости, то начинаем думать, что жить в этом мире в общем-то неплохо, несмотря на все его многочисленные недостатки. И наоборот: если мы вначале были довольны собой, а затем получили письмо с плохими известиями, наше благодушие сходит на нет, мы видим все в черном цвете и впадаем в уныние. С утра до ночи наша жизнь складывается из реакций на события, которые определяются нашим социальным положением, работой, всякого рода личными предпочтениями, мировыми событиями и всем тем, что составляет нашу окружающую среду.

Мы можем рассматривать себя как мишень, в которую шлют со всех сторон свои стрелы самые разнообразные события, заставляя нас скакать под их градом в соответствии со своими интеллектуальными и эмоциональными привычками. Конечно, интеллектуальные и эмоциональные особенности людей очень отличаются в зависимости от их воспитания, образования, личной жизни т.д. Соответственно, каждый из нас реагирует на те или иные события по-своему, что может показаться проявлением сознательной активности. Но как покажет самонаблюдение, это всего лишь реакция, механический отклик на данную ситуацию.

Признание себя механическим существом, которое просто реагирует на события и явления, может сильно задеть нашу гордость, но без него мы не сможем измениться и стать теми, кем мы можем стать.

Итак, благодаря самонаблюдению мы сознаем свою машинальность и тот факт, что мы представляем собой множество враждующих и противоречащих друг другу "я", а не цельное, постоянное и завершенное существо. Это уже довольно много, и без этого невозможно придти к тому пониманию себя, которого требует Система Гурджиева и Успенского. Другое фундаментальное положение Системы состоит в том, что человек спит, и что цель Системы – разбудить его. Человек погружен в сон до тех пор, пока считает себя вполне сознательным существом, полностью контролирующим свою жизнь. Он может начать просыпаться лишь тогда, когда в ходе самонаблюдения поймет то, о чем мы говорили в настоящей главе. Причем самонаблюдение во всех случаях должно быть некритическим.

Бесполезно пытаться наблюдать себя, если мы будем критиковать то, что нам кажется неправильным, или одобрять то, что представляется нам верным. Это приведет лишь к очередному отождествлению, которое составляет другую важную черту нашей натуры и причину многочисленных трудностей в нашей жизни. Отождествление – величайший камень преткновения для нашего внутреннего развития. Эзотерическая психология помогает нам осознать его существование, а затем постепенно сдвинуть со своего пути. Если мы сможем преодолеть привычку к отождествлению, то сделаем действительно большой шаг вперед в деле самопознания и самораскрытия.

В Системе, о которой мы говорим, отождествить себя с чем-то – значит потерять себя и стать тем, с чем мы себя отождествляем. Например, будучи потрясены чем-либо, мы бессознательно отождествляем себя с чувством потрясения. Это значит, что в момент потрясения мы полностью отдаем себя во власть данного чувства, становимся данным чувством, так что от нас не остается ничего, кроме данного чувства. Та же история со всем, что происходит в нашей жизни. Что бы это ни было – удовольствие, неудобство, тоска, крушение надежд, восторг – мы полностью отождествляем себя с этими чувствами, мыслями или действиями и теряем себя.

С нашей точки зрения так оно и должно быть, и это показывает, как трудно заставить людей увидеть то, что пытается показать им эзотерическая психология. Обычная психология относится к отождествлению как к чему-то само собой разумеющемуся, вполне естественному и правильному. Вот почему так важно понять механизм отождествления, чтобы обрести способность распознавать его в себе посредством самонаблюдения, и тем самым создать условия для неотождествления себя с чем-либо. Достигнув этого состояния, мы начнем отличать истинного Себя от ложного "себя", или личности, которая постоянно с чем-то себя отождествляет, полагая это нормальным и естественным.

Читатель может подумать, что самонаблюдение – то же самое, что самоанализ. Это не так. В процессе самоанализа мы погружаемся в свое обычное "я". Разумеется, мы при этом полностью отождествляемся с ним. Но в случае правильно проводимого самонаблюдения мы, напротив, начинаем отделять себя от своего привычного "я", так как наблюдаем, что оно делает, внутренне отмечая его прыжки и гримасы. Следовательно, самоанализ и самонаблюдение – диаметрально противоположны как по действию, так и по результату; их ни в коем случае не следует путать. В учении Кришнамурти процесс некритического самонаблюдения называется бдительностью или пассивным сознаванием себя. Это единственный способ, с помощью которого мы можем действительно сознавать свои повседневные мысли, чувства и действия, и ни одна система не может быть названа подлинно эзотерической, если она этот метод не использует.

Без самонаблюдения мы никогда не начнем узнавать себя. И только благодаря самопознанию возможно подлинное внутреннее узнавание себя, внутреннее развитие. Чтобы стать тем, кем он может быть, человек должен перестать быть тем, кем он есть. Самоочевидно, что не увидев, каков он есть, он не усмотрит и необходимости в изменении себя. В "Психологических комментариях" Николла самонаблюдение детально разъясняется с разных точек зрения. Это служит неоценимой помощью неофиту, позволяя начать работать над собой для приближения окончательного самопознания. Последнее есть синонимом полного саморазвития, то есть раскрытия и привнесения в жизнь истинного Себя, скрытого ныне за нашим привычным воображаемым "я".



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 757
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Биография и судьба Все человеческие судьбы слагаютсяслучайно, в
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Введение ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я От ответов 150 к
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ Глава
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Марксистский гуманизм ...Развитие способностей родачеловек, хотя оно вначале
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Крушение богоподобного Я Маленькая рыбка сказала морскойцарице: Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРHАТИВА Освобождение
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Познание себя и автокоммуникация Вот уже несколько лет,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИHДИВИДУАЛЬHОСТИ Чувство личности Разве жизнь
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И БОГОМ Когда я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Много есть чудес на
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Образ человека и тип культуры В том безграничном
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЛИЧHОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ Глава первая
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Выбор и ответственность Чтобы быть, нужно сначала принятьна
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ Генезис морального Я



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь