Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 5

САМОПАМЯТОВАНИЕ

В предыдущей главе мы указали, что для освоения эзотерической системы необходимо изменить себя. Мы указали также, что условием, способствующим изменению отношения к себе, служит самонаблюдение. Благодаря ему человек начинает видеть себя иначе. Прежнее "я", которым он привык себя считать, начинает постепенно отступать на задний план и на место ему приходит совсем другое, новое Я. Разумеется, поначалу это новое Я (а на самом деле наше старое Я, о котором мы до того не знали) будет для нас очень непривычным. Обозначим его как Я с большой буквы, чтобы отличить от нашего привычного "я", или личности.

Возникает вопрос: как начать сознавать Себя? Этому служит особый прием, называемый самопамятованием.

Система Гурджиева постоянно подчеркивает необходимость помнить о себе, припоминать почаще, что "я есть". В ходе заведенной обычной жизни мы полностью погружаемся в свою личность и исчезаем. Мы отождествляемся с ее действиями, желаниями, привычками, мыслями и т.д., и поэтому совершенно не сознаем существования другого, более глубокого Себя, способного входить в сферу сознания лишь тогда, когда мы вспоминаем, что мы есть. Припоминание себя разрушает власть личности и позволяет осознать – пусть на короткое мгновение – существование в нас чего-то более глубокого.

Методика самопамятования приводит нас в соприкосновение с такими уровнями нашей индивидуальности, которые до сих пор были нам недоступны, и поэтому она имеет глубокое эзотерическое значение. Чтобы вырвать себя из состояния сна, в каком мы обычно живем, мы должны как можно чаще вспоминать себя: вспоминать, что мы есть.

Самопамятование ценно еще по одной причине. Мы пытаемся вспоминать себя не в каком-то вакууме. Идея состоит в том, чтобы припоминать себя на протяжении дня в моменты, когда нас особенно одолевают тревоги и затруднения, все время осаждающие нашу личность (то есть тогда, когда мы более обычного отождествляем себя со своей личностью и ее проблемами). При этом мы получаем возможность не только сознавать существование глубокого Я, но и ниспровергать власть личности в тот самый момент, когда сила ее кажется наиболее могущественной. Читатель, несомненно, оценит значение данного положения.

Благодаря постоянным волевым усилиям воскресить в сознании более глубокого Себя, мы со временем достигнем состояния, когда это будет нам даваться гораздо легче. Мы начнем непроизвольно ощущать "вспышки" его присутствия.

Итак, методика самопамятования играет в обсуждаемой эзотерической системе центральную роль. Чтобы лучше уловить ее суть, можно изобразить ее следующим образом: представьте себя плывущими по течению жизни, со всеми ее тревогами и трудностями, постоянно осаждающими вашу личность; а также – помимо и вне всего этого, – ваше подлинное Я, ясное и спокойное. Оно ждет, чтобы мы соприкоснулись с ним и вобрали в себя частицу его славы – настолько, насколько мы способны в данной конкретной ситуации удерживать в своем сознании факт его существования. Чем чаще представляется возможность сделать это, тем больше мы усваиваем величие подлинного Я и тем больше оно влияет на нашу повседневную жизнь, которая тем самым постепенно будет изменяться. Эта жизнь, проходящая под гнетом стрессов современной цивилизации и под эгидой личности с ее желаниями, стремлениями, эгоизмом и т.п., будет во всех своих проявлениях изменена до такой степени, что со временем мы станем совершенно другими существами.

Конечно, самопамятование представляет собой лишь одну из сторон Системы эзотерического воспитания и развития, хотя и связанную со всеми прочими ее сторонами. Однако в определенном смысле оно является самой фундаментальной ее составляющей, ибо приводит нас в непосредственное соприкосновение с глубочайшими и наиболее существенными уровнями нашего существа.

На языке Системы все, что связано с актом припоминания себя, называется "первым сознательным толчком". Термин "первый сознательный толчок" означает осмысленный волевой акт, сознательно осуществляемый учеником с полным пониманием того, на что он рассчитан. Толчок на какое-то время выводит нас из состояния сна, в котором мы живем под властью личности. Все, что способствует пробуждению ото сна, на языке Системы именуется "толчком"; и только благодаря таким толчкам мы со временем можем окончательно пробудиться и стать более сознательными.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 870
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Я рассказывал до этого
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЗНАНИЕ-БЫТИЕ Я все время пытался подчеркнуть, что
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ НЕИЗБЕЖНОСТЬ МЕТАФИЗИКИ В прошлый раз я пытался
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОБЛЕМА МИРА Все, что я говорил вам,
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТЕХНИКА ПОНИМАНИЯ Перед этим я пытался пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА Введу два понятия, чтобы пояснить
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОСТРАНСТВО МЫСЛИ И ЯЗЫК ФИЛОСОФИИ Всегда трудно
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЛНОТА БЫТИЯ И СОБРАННЫЙ СУБЪЕКТ Продолжим наши
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И БЫТИЕ Итак, трансцендирование. Продолжим эту
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЯВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НА ФОНЕ МИФА Я попытаюсь
  • М. К. Мамардашвили. НЕОБХОДИМОСТЬ СЕБЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глубокою покрыто тьмой что в жизни нашей
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | В конце пути Страшно то, что чем старшестановишься,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРHАТИВА Освобождение
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Крушение богоподобного Я Маленькая рыбка сказала морскойцарице: Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Марксистский гуманизм ...Развитие способностей родачеловек, хотя оно вначале



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь