|
Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯГлава 3 ВООБРАЖАЕМОЕ "Я" В предыдущей главе мы указывали, что существо человека может быть разделено на две части: обычное или привычное нам "я" (личность) и менее явную, незримую часть (истинное Я). Мы считаем личность своим истинным Я, полагая, что она составляет нашу сущность. Эта иллюзорная идея служит источником бесчисленных затруднений в повседневной жизни. Мало того, что привычное "я" не составляет нашего истинного Я, оно вообще не представляет собой чего-то определенного. Только что оно было одно, и вот уже совсем другое, соответствующее той идее или состоянию, которое доминирует в нас в текущий момент. К примеру, мы можем быть поглощены едой, а в следующую минуту спорить с кем-то о политике. Наше "я", занятое едой, не то же самое "я", которое рассуждает о политике, хотя оба они находятся в том же физическом теле, а для самовыражения используют тот же интеллектуальный и эмоциональный аппарат. Эта идея множественных "я" сложна для восприятия, но ее не следует отвергать с порога как абсурд. Однажды верно понятая, она может в корне изменить наше самопонимание. Мы состоим из тысячи разных "я", каждое из которых олицетворяет определенную идею, состояние или точку зрения. Некоторые из этих "я" более сильны и устойчивы, другие слабы и мимолетны. Но если мы поймем ситуацию и начнем следить за собой, то без особого труда заметим в себе работу разных "я", сменяющихся одно за другим в быстрой последовательности. Таким образом, согласно Гурджиеву, то, что мы считаем своей неизменной личностью, является плодом воображения или иллюзией. Она не существует, хотя представляется нам вполне реальной и устойчивой. Эта иллюзия постоянства и устойчивости возникает в результате того, что в жизни у нас действует все время одно и то же физическое тело, один и тот же ум, одни и те же эмоции. Если мы верно поймем эту на первый взгляд абсурдную и странную идею, станет ясно, почему в разное время и в разных ситуациях мы ведем себя по-разному. В один момент мы счастливы и беззаботны, а в следующий что-то может погрузить нас в состояние депрессии, и мы тотчас почувствуем себя опустошенными и ко всему равнодушными. Все это зависит от того, какое "я" стимулируется в данных обстоятельствах. Разумеется, неприятно и унизительно признавать, что мы не представляем собой реальной и целостной сущности. Это удар для нашей гордости, и многие люди никогда не смогут согласиться с этим. Но те, кто увидит, что это так, получат возможность попытаться на самом деле узнать и понять себя. Знание того, что мы представляем собой не более чем массу конфликтующих "я", обусловленных воспитанием, образованием, социальной средой, внушением, литературой, радио, телевидением и другими факторами, воздействию которых мы подвержены, и которые формируют наши мысли и чувства, заставляет нас принять то факт, что "я", которое мы принимаем за себя, мистер А, мисс В и т.д., является плодом нашего воображения, нашим представлением о воображаемом себе. Только осознав этот жизненно важный факт и начав работу по развитию более реальной части себя, о которой мы раньше не знали и не думали, мы сможем надеяться стать действительной сущностью. Эта сущность будет устойчива, она будет руководствоваться разумом, и не будет игрушкой случая, обусловленного внешними факторами и недостатком знаний о себе. Таким образом, существует огромная разница между "я", которое мы представляем собой сейчас, и Я, которое мы можем развить посредством работы над собой по той системе и при тех условиях, которые предусматривает эзотерическое воспитание. Тогда мы поймем, почему сегодня говорим одно, а завтра делаем другое; почему даем обещания, которые не можем выполнить; почему постоянно делаем то, чего не хотим делать и т.д. Мы делаем все это, и тем ее менее питаем иллюзию, что представляем собой цельную и постоянную личность, ведь нас зовут так-то и так-то, и мы проживаем по такому-то адресу. Нам и в голову не приходит, что мы представляем собой нечто иное. И это происходит, разумеется, со всеми. Мы живем во власти гигантской иллюзии, которая заставляет нас считать себя сознательными существами, отдающими себе отчет в своих действиях, и поддерживает нашу уверенность в том, что мы неизменно представляем собой одно и то же лицо, несмотря на удивительное непостоянство нашего поведения. Первоочередная цель системы Гурджиева заставить людей понять, что их "я", которым они обычно себя считают, является продуктом воображения, что это воображаемое "я". Если мы полностью осознаем этот важный факт, наше отношение к себе начнет меняться. Если мы не переменим своего отношения к себе и пока не переменим, мы не сможем даже приступить к самопознанию, которое служит решающим фактором нашего превращения из людей воображаемых в людей действительных посредством сознательной и постоянной работы над собой. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|