|
Лилия Овчарова. Концепция реинкарнации в лурианской каббале, буддизме и индуизмеЛилия Овчарова.
Некоторые параллели Целью данной работы является исследование концепции переселения душ - «гилгуль» в лурианской каббале и ее сравнение с теорией реинкарнации в буддизме и индуизме. - Охарактеризовать особенности процесса гильгул в лурианской каббале Базовый каббалистический текст, на который мы опирались в исследовании - Sha’ar HaGilgulim (Врата перевоплощений) Хаима Виталя. Что касается буддизма и индуизма, мы будем сравнивать отдельные аспекты учения о реинкарнации, раскрытые в упанишадах, Бхагавадгите, Бхагавата-пуране, сутрах и джатаках палийского канона, а также в Бардо Тодол - Тибетской книге мертвых. Переход на новый уровень возможен благодаря исправлению предыдущего. Процесс исправления, тиккун, предполагает изучение Торы, исполнение заповедей и совершение добрых дел, что обычно занимает всю жизнь. Если одной жизни не хватило для полного исправления, но тиккун уже начат, то душа возвращается в новом рождении, пока не закончит тиккун. Такое перерождение называется гилгуль, когда одна или несколько частей души уже присутствуют в человеке при рождении. «Прежде я был р. Видалем из Толосы, автором книги «Магид мишне», его звали так же, как меня сейчас. Потом я переселился в человека по имени р. Джошуа Сориано. Он был богат, долголетен, щедр, и постоянно посещал Синагогу - утром и вечером. После этого я переселился в тринадцатилетнего мальчика, которого звали Авраам, и который умер на четырнадцатом году жизни. Наконец, я достиг этого перевоплощения, в этом мире, и меня зовут Хаим, как и первого - дона Видаля, автора «Магид мишне»[7]. Причиной же, по которой он должен был перевоплотиться снова, было то, что в одном из предыдущих перевоплощений он недостаточно верил в мудрость книги Зоар[8]. Другой вид реинкарнации - ибур, происходит когда душа, уже совершившая тиккун, вселяется в тело другого человека, чтобы помочь ему в его исправлении. Это могут быть даже души патриархов и древних пророков. Исполняя некоторые заповеди, человек может получить нэфеш или руах одного или двух праведников. В таком случае нэфеш одного праведника будет действовать у него вместо руах, а нэфеш другого - вместо нэшама[9]. «Когда он оставит этот мир, то поднимется на тот же уровень, что и праведник, душа которого совершила ибур»[10]. Здесь мы видим, что ибур совершается полностью в интересах человека, но если он делает зло и терпит наказание, душа праведника от этого никак не страдает, и может просто покинуть его в любой момент[11]. Но бывает и другой ибур, с пользой для души праведника - когда тот вселяется в другого человека, чтобы завершить собственный тиккун и получить большую награду. Его душа в этом случае распространяется по всему телу хозяина, и в равной степени с ним ощущает все физические страдания. Когда исправление завершено, чужая душа оставляет тело[12]. В обоих случаях другая душа не может войти в человека, пока ему не исполнилось тринадцать лет и один день, поскольку именно с этого возраста он обязан исполнять Тору и заповеди. - искупить свои грехи, совершенные в прошлых жизнях Интересно, что процесс реинкарнации практически во всех ее видах рассматривается как положительное явление и привилегия для тех, кто изучает Тору и исполняет заповеди. В то время как грешники вынуждены очищать свою душу в адских муках. Однако Хаим Виталь в «Книге видений» также описывает случаи одержимости злыми духами - душами умерших, которые вселялись в живых людей и даже в него самого[15]. Попытки изгнания таких духов нередко заканчивались смертью человека, но были и те, кого удалось исцелить[16]. «Когда истощается это [тело], истощается от старости или болезни, то подобно тому, как освобождается от уз [плод] манго, или удумбары, или пиппалы, так и этот пуруша, освободившись от этих членов, снова спешит, как он шел [назад], к месту [новой] жизни»[20] (Brh., IV. 3. 36) Чхандогья-упанишада описывает полный круговорот души из мира людей в мир богов и обратно: «5. Пробыв там, пока не иссякнут [плоды их добрых деяний], они снова возвращаются тем же путем, каким пришли, в пространство, из пространства - в ветер; став ветром, они становятся дымом; став дымом, становятся туманом; 6. став туманом, становятся облаком; став облаком, они проливаются дождем. Затем они рождаются здесь как рис и ячмень, растения и деревья, сезам и бобы. Поистине, труден выход из этого [состояния], ибо [каждый из них] становится подобным лишь тому, кто поедает пищу, кто изливает семя. 7. Те, кто [отличается] здесь благим поведением, быстро достигнут благого лона - лона брахмана, или лона кшатрия, или лона вайшьи. Те же, кто [отличается] здесь дурным поведением, быстро достигнут дурного лона - лона собаки, или лона свиньи, или лона чандалы»[21] (Chan., V. 10. 5-1) Что касается буддизма, то он отрицает индивидуальную субстанциональную душу, поэтому здесь мы не можем говорить о переселении души в смысле перехода ее из одной жизни в другую. Рождается другой человек, который является наследником действий мертвого человека, носителем его кармы: Все те, кто в нашем мире, государь, (Джатака о лжеучении и бодхисаттве Нараде) Тибетская книга мертвых говорит о возможности рождения в шести мирах: богов или дэвов, полубогов (асуров), людей, животных, голодных духов (претов) и среди обитателей ада. Первые три считаются наиболее благоприятными для жизни, последние три - наоборот - рассматриваются как наказание. Из всех шести миров только в мире людей можно самостоятельно достичь просветления и прекратить цепь смертей и рождений - посредством медитации и садханы - глубочайшей набожности[23], или же пребывая в бардо - промежуточном состоянии между смертью и новым рождением. Если же человек все же не достиг просветления, книга содержит подсказки, как получить наилучшее тело для будущего рождения[24]. «Если есть великие бодхисаттвы, которые наполнены добротой и состраданием, неоднократно декламирующие эту Сутру перед всеми животными, птицами, дикими животными, змеями, червями, крысами, муравьями и другими, так что они смогут слышать эту Сутру своим первичным сознанием, то все эти существа обретут освобождение от этих видов и классов /животных/, благодаря силе Сутры и мантры. /Когда/ эти животные покинут эту форму жизни, то они переродятся на небесах /ощущая/ радость и блаженство»[25]. То есть здесь, как и в лурианской каббале, праведники могут помогать другим совершить перерождение на высшем уровне. В целом же процесс реинкарнации полностью подчинен закону кармы, которая отягощает человека и удерживает в круговороте сансары. Ведь даже существование в мире богов не вечно и не лишено страдания, оно длится до тех пор, пока не иссякнет его хорошая карма, и он опять не переродится, в низшем мире или даже в аду. «25. Говорится, что она непроявленна, непостижима и неизменна. Поэтому, зная ее такой, ты не должен скорбеть. 26. Однако если ты считаешь ее постоянно рождающейся и навсегда умирающей, все равно нет причины для скорби, о могучерукий. 27. Для рожденного смерть неизбежна, неизбежно рождение для умершего. Поэтому не следует скоpбеть о неизбежном. 30. О потомок Бхараты, воплощенный в теле вечен и не может быть убит. Поэтому тебе не стоит скорбеть ни о каких существах»[26]. Таким образом, мы видим еще один взгляд на реинкарнацию - как на нечто неизбежное, и даже закономерное. Каждый человек, к какой бы варне он не принадлежал, может достичь Просветления, практикуя разные виды йоги - йогу действия (карма-йогу), йогу знания (джняна-йогу), йогу любви (бхакти-йогу). «Коренным жителям Индии были свойственны представления о переселении человеческих душ в деревья и животных. В брахманах подчеркивается необходимость возмездия. При таких влияниях упанишадам оставалось только оформить подобные представления в доктрину сансары»[28], «Как буддизм, так и упанишады подчеркивают, что освобождение от нового рождения не может быть достигнуто ни путем принесения жертв, ни путем покаяния. Восприятие истины, познание действительности, являющейся основой всего бытия - вот что освободит нас»[29]. Таким образом, концепция реинкарнации, движимая законом кармы, не только объясняла земные страдания, но и служила стимулом для достижения этического идеала, и как следствие - освобождения от уз сансары. Тирош. Сборник «Тирош труды по иудаике». т.11. М. 2011. © Psyoffice.ru
[1] См.: Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. 1998 [2] «Sha'ar HaGilgulim» - «Gate of Reincarnations» from the teachings of Rabbi Yitzchak Luria translated by Yitzchak Bar Chaim edited by Shabtai Teicher: Chapter Two, Section 1 [3] Ibid. Chapter Four, Section 4 [4] Ibid. Chapter Four, Section 1 [5] Ibid. Chapter Four, Section 6 [6] Ibid. Chapter Four, Section 1 [7] Jewish mystical autobiographies: Book of visions and Book of secrets / translated and introduced by Morris M. Faierstein; preface by Moshe Idel. New York: Paulist Press, 1999. P. 156 [8] Ibid. [9] «Sha'ar HaGilgulim» - «Gate of Reincarnations» from the teachings of Rabbi Yitzchak Luria translated by Yitzchak Bar Chaim edited by Shabtai Teicher: Chapter Two, Section 4 [10] Ibid. [11] Ibid. Chapter Two, Section 5 [12] Особенно это видно на примере рава Решета // Chapter Four, Section 8 [13] Ibid. Chapter Three, Section 4 [14] Ibid. Chapter Three, Section 6-1 [15] Goldish Matt. (ed.) Spirit Possession in Judaism: Cases and Contexts from the Middle Ages to the Present. Detroit: Wayne State University, 2003. р. 187 [16] Jewish mystical autobiographies : Book of visions and Book of secrets / translated and introduced by Morris M. Faierstein ; preface by Moshe Idel. New York : Paulist Press, 1999. p. 97 [17] См.: Soul-Trains. From the teachings of Rabbi Yitzchak Luria [18] См.: Goldish Matt. (ed.) Spirit Possession in Judaism: Cases and Contexts from the Middle Ages to the Present. Detroit: Wayne State University, 2003. P. 61, 350. [19] См.: Soul-Trains. From the teachings of Rabbi Yitzchak Luria [20] Упанишады: в 3 кн. / пер. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1992. Т. 1. С. 124. [21] Упанишады: в 3 кн. / пер. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1992. Т. 3. С. 101. [22] Джатака о лжеучении и бодхисаттве Нараде // Sutta pitaka. Khuddaka nikaya. Jataka. Maha-Nipata. 544 Maha-Narada-Kassapa-Jataka. Перевод с пали: В. Эрман, А.В. Парибок, 2002 г // http://www.kunpendelek.ru/library/ buddhism/articles/jataka/2160/ [23] Тибетская книга мертвых / Перевод с английского В. Кучерявкина, Б. Останина The Tibetan Book of the Dead. London, 1927. С. 79. [24] См. также: Юнг К.Г О психологии восточных религий и философий М.: МЕДИУМ, 1994; Комментарий к «Бардо тходол» // http://psylib.org.ua/ books/yungk01/txt04.htm [25] Дхарани-сутра Будды о долголетии, искуплении проступков и защиты детей // http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/sutra/sutra1/1723/ [26] Бхагавад-гита. Перевод на русский язык и предисловие Шалаграма даса (С.М. Неаполитанского) Общество ведической культуры Санкт- Петербург, 1991 // http://scriptures.ru/bh_gita.htm [27] См.: Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х томах. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956-1957. Т. 1. С. 111, 121. [28] Там же. С. 213. [29] Там же. С. 401. [30] Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике: В 2-т. Иерусалим, 1993. Т. 2. С. 105. [31] Schultz Joseph P. Judaism and the Gentile Faiths: Comparative Studies in Religion. Faizrleigh Dickson University Press. 1981. P. 129. [32] Ibid. P. 130. [33] Ibid. [34] Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике: В 2-т. Иерусалим, 1993. Т. 2. С. 106. Категория: Учения, Литература по каббале Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|