|
Мария Эндель. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга "Сефер hа-ийун"Мария Эндель.
Вступление После двух докладов, посвященных более или менее общим вопросам, касающимся изучения Каббалы, я хочу обратиться к рассмотрению конкретного небольшого периода, а именно - к началу 13 века, или времени появления собственно каббалистических текстов, времени, когда Каббала становится историческим фактом. 13 век является совершенно особым периодом в истории еврейской мистики в целом, периодом появления или письменной фиксации новых идей и концепций. Я постараюсь указать на некоторые из них, обратившись к так называемым текстам круга “Сефер hа-ийун” (“Книга умозрения”), выделенным Г.Шолемом в отдельную группу[1]. Происхождение Каббалы Пытаясь понять сущность какого бы то ни было явления, особенно такого сложного, как Каббала, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о начале или происхождении - ибо разрешение этого вопроса дает нам возможность почувствовать себя более или менее уверенно на той зыбкой почве, которая представляет собой сплетение идей, догматических установлений, визионерских практик, магических ритуалов, теософических изысканий, и которая называется Каббалой. Именно это стремление к минимальной определенности заставило меня обратиться к наиболее ранним, из дошедших до нас, каббалистическим трактатам, созданным в Провансе в первой половине 13 века, а заодно систематизировать взгляды современных ученых на вопрос о появлении или происхождении Каббалы. Сразу оговорюсь, что вопрос этот далек от разрешения, несмотря на то, что ему посвящено несколько отдельных книг[2]. Один из первых более или менее полных ответов на него содержится в “Истории” Генриха Греца[3]. Полагая сущностью Каббалы поиск “середины между грубым, буквальным пониманием Агады и рационализирующей, расплывчатой философией религии”[4], а также ссылаясь на мнение некоторых каббалистов, полагавших Исаака Слепого (нач. 13 в.) отцом и основателем этого учения[5], он считал, что его возникновение связано с реакцией на труды Маймонида, а именно, на переведенную в то время и имевшую очень большое влияние на провансальские общины книгу “Море нэвухим”. Основные концепции Я буду говорить здесь о следующих важных концепциях Провансальской Каббалы, а именно: 1. Концепция Предвечной тьмы, или Эйн-Соф. 1. Я полагаю, что следует начать с важнейшей мистической интуиции, а именно, с различения Бога сокрытого, непостижимого (то, что в последствии будет сформулировано, как Эйн-Соф) и Творца. Этот мотив присутствует практически во всех каббалистических текстах. Шолем писал об этом: “Все каббалисты были согласны с тем, что никакое религиозное знание Бога, даже самого экстатического свойства, не может быть получено иным путем, кроме как через созерцание связи Бога с творением. Бог в себе - это абсолютная сущность, которая недоступна не только спекулятивному, но даже экстатическому познанию”[19]. Вот как это описано в книге “Сефер hа-ийун” (“Книга умозрения”): “Так, Святой, благословен Он, прежде, до того, как что-либо сотворил, был Единственный, Предвечный, Неисследимый, Неподвижный, Без границ и членений и разделений и изменений, и был сокрыт в силе Сущий. И в час, когда была древность, прежде, чем изошли в мир Ацилут разделенный все древние, Сокрытый пребывал в Себе и сила его не была познана. Однако, когда начал Он в Своем знании представлять все дела Свои, выглядел как тигель и раскрылся как тигель и сияние Его... А знание Его и принцип Его суть Тьма”[20]. Слово “тьма” отсылает нас к другой мистической традиции, к Божественному мраку у Псевдо-Дионисия Ареопагита[21]. Но здесь важно отметить противопоставление тьмы (сокрытой и непроницаемой) и многоцветности эманации, доступной созерцанию мистика. “Да будет благословенно имя Могущественного, Который один объединяется во всех Своих силах, подобно пламени огня, которое едино во всех своих цветах, и силы, изошедшей из единства Его, подобно свету глаза, исходящему из тьмы глаза, и силы эти исходят друг от друга, как сила аромата, и как свеча загорается от свечи - так что одни изойдут от других, а эти от следующих, но нет умаления в Испускающем”[22] . На примере этого отрывка можно наблюдать основное отличие еврейской концепции эманации от неоплатонической и гностической. Вслед за Габиролем и другими средневековыми философами, еврейские мистики отрицают умаление Бога в процессе Творения[23]. “Из одного источника струится свет, который разделяется на два цвета, тех, о которых мы уже упоминали: на белый и красный цвет. Из второго источника исходит тьма. Она есть смесь трех цветов: зеленого, голубого и белого. Вот пять цветов, которые трансформируются в процессе эманации... эти пять цветов образуют пламя, которое появляется из (Предвечного) эфира. Они разделяются в своем движении и вот - десять оттенков и десять отдельных цветов”[25]. Уже в провансальских текстах встречается описание эманации в виде десяти сфирот, которые, правда, не имеют четкой последовательности и нередко отождествляются с деталями и персонажами горнего мира, характерными для литературы Хехалот (такими как: Хашмаль, Занавесь, Престол, Мосты и др.). Сами каббалисты едва ли могли четко ответить на вопрос о природе сфирот. Вот как пишет об этом Авраhам Абулафия в конце 13 века в своей книге “Имрей шефер” (“Слова красоты”): “Каббалисты говорят, что получили от пророков и мудрецов знание о том, что есть десять сфирот блима (бескачественных), и что с помощью сфирот сотворил Творец весь Свой мир... Однако если спросить, что же в сущности означают имена сфирот, они не знают, реальные ли это сущности, или бесформенная материя, или нематериальная форма, или подвижные оболочки сущности, или обособленные души, наполняющие все, или разумы, называемые обособленными интеллектами”[26]. Как мы видим, сфирот не поддаются однозначному философскому определению, да и вряд ли сами мистики 13 века стремились к этому. Здесь встает вопрос о назначении подобных мистических текстов. С одной стороны, они носят ярко выраженный спекулятивный характер, но с другой - эти спекуляции, по всей вероятности, являются плодом непосредственного созерцательного, медитативного опыта; они подобны картам, составленным по следам мистических путешествий. “Разъяснение Его Знания <содержится> в пяти вещах: в тиккун (гармонии букв), в маамар (собирании их в слово), в церуф (последующем смешении), в михлаль (совершенной полноте всевозможных буквенных комбинаций) и в хешбон (подсчетах их числовых значений)[30]. Так создал Он гармонию (букв), чтобы вывести всякую вещь в слове, и слово во всякой вещи, и совершенство комбинаций в виде подсчетов, и подсчеты в виде комбинаций, чтобы осуществить все вещи в источнике пламени, которое распространяется из этого источника безгранично, принадлежа свету, скрывающемуся в прибавлениях сокровенной тьмы”[31]. Эти довольно смутные рассуждения являются демонстрацией одной из наиболее глубоких идей иудаизма о творении как знаковом процессе. Подобные убеждения на протяжении веков выливались в довольно странные практики, начиная от хрестоматийного сотворения двумя амораями теленка[32] и кончая современными попытками создания искусственного интеллекта. “Ты - Сущий изначально, прежде всех существ, Основа Основ и Столп Мудрости, выделил силу Гвура (Строгости) из свойств Хесед (Милости), которая была названа качеством Страха. И стала мглой, которая блестит и в сиянии своем обволакивает все светила Хесед (Милости), и об этом сказано: ‘Мгла пеленами Его’(Иов, 38:9). А блеск Хашмаль называется Мглой Чистоты. Ради этой силы, открытой Моше, рабу Твоему, стоящему слева от Тебя для прославления Твоего, прими, просил я, это, и взойду также и я пред Лице Твое. Потому что согрешил я (и заверши Видуй[34] - покаянную молитву), а теперь прими Ты мое раскаяние, чтобы в милости пребывать мне среди рабов подле Тебя, в земле Израильской, Желающий раскаяния”[35]. Вот далеко не полный перечень основных концепций ранней еврейской мистики. Впоследствии, идеи, высказанные в небольших сочинениях этого круга, будут развиваться в таких авторитетных каббалистических текстах, как Зоhар. Вместе с тем, они демонстрируют не только типологическое сходство с более ранними текстами еврейской мистической традиции, но и желание их авторов быть ее продолжателями[36]. Можно также отметить, что эти тексты были достаточно популярны среди первых хасидов[37] и до сих пор используются в религиозной практике. Заключение В заключение мне бы хотелось сказать, что чтение и попытку комментирования этих текстов я рассматривала для себя как некий психологический эксперимент. Мне было интересно наблюдать за собой, за своими реакциями на подобные тексты, на содержащуюся в них информацию. Понятно, что за ними скрывается исключительно сложная, а главное - другая понятийная система. Эти рассуждения об устройстве мира и человека не противоречат современным взглядам, а по своей сути являются альтернативными. Будучи привязанными к библейскому тексту, каббалистические образы всегда насыщенны, ярки, существенны, и в какой-то момент они начинают собственную жизнь в сознании, вызывая из его глубин воспоминания и ассоциации с полумистическими детскими страхами перед Ничто и т.п. Возможно, именно на такой, во многом бесконтрольный, и, поэтому, опасный тип сообщения с каббалистическим текстом указывают многочисленные традиционные запреты на занятия Каббалой. По крайней мере, очевидно, что система каббалистических символов исключительно жизнеспособна, на что указывают многочисленные философские системы и художественные произведения, созданные под ее влиянием. Библиография 1. Дионисий Ареопагит. Таинственное богословие. Пер. А.Ф.Лосева. - В журнале: "Символ", Париж, N 33, 1995, с. 247-260. На иврите: 19. Еллинек А. Гинзей Хохмат hа-Каббала. Лейпциг, 1853.
© Psyoffice.ru
[1] Об этой группе текстов см. Scholem, The Origins..., 309-364; Verman, The Books..., passim; The Early Kabbalah, 43-57. [2] См. Scholem, The Origins..., passim; Scholem, Kabbalah, 42-48; Idel, New Perspectives..., 1-17, 250-273; и др. [3] Грец, История..., т. 8, 308-325. [4] Там же, 313. [5] См. об этом Ginsburg, 179-181. [6] См. прим. 2. [7] Scholem, Kabbalah, 42-43. [8] Ibid., 42-45; о книге “Баhир” - 312-316. [9] Scholem, Kabbalah, 44. [10] Ibid., 45. [11] Verbeke, 184. [12] Idel, 250-273. [13] См., напр., об этом: Рамбам, т. 1, 19-20 (“Мишне Тора”); Грец, т. 7, 254. [14] Scholem, Kabbalah, 45. [15] Грец, т. 8, 310. [16] См. об этом, напр., классический труд И. Мейендорфа “Жизнь и труды святителя Григория Паламы”, особ. 49-159; см. также статью В. Бибихина в кн.: Св. Григорий Палама, Триады..., 344-381. [17] См., напр., очень глубокие рассуждения о сущности традиции у М. Кравцова: Зогар. Фрагменты..., 197-253. [18] Verman, The Evolution of the Circle “Sefer ha-iyyun”, в: Gerschom Scholem’s “Major Trands in Jewish Mysticism” 50 Years After. Tuebingen, 1992, 164-168. Собственно, вся книга Вермана о “Сефер hа-ийун”, посвящена датировке текстов этого круга. См. также Scholem, Origins..., 327. По мнению Шолема, основные тексты написаны с 1220 по 1240 г. [19] Scholem, Kabbalah, 88. [20] Перевод выполнен по публикации Еллинека: Гинзей..., 9. [21] См., напр., Дионисий Ареопагит, 247-260. [22] См. Гинзей..., 9; Шем Тов, 31а. [23] См., напр., у Ибн Габироля (“Источник Жизни”), 349. [24] “Мааян Хохма” - один из наиболее интересных текстов этой группы. К сожалению, до сих пор не существует сколь либо полной публикации версии оригинала. За недоступностью рукописей, мне пришлось работать с английским компилятивным переводом, выполненным Марком Верманом. См. Verman, The Books..., 49-64. Г.Шолем дает подробное описание книги, см., Scholem, The Origins, 331-339. [25] Verman, The Books..., 58-59. [26] Jellinek, Philosophie..., 38. [27] Еллинек, Гинзей..., 12. [28] Verman, The Books..., 52. [29] Ibid., 53. [30] Еллинек, Гинзей..., 9-10. [31] Часть этой молитвы опубликована в: Еллинек, Гинзей..., 11-12; см. также Scholem, Origins..., 322. [32] Scholem, Kabbalah, 351. [33] Шолем, Основные течения..., т. 2, 219. [34] Видуй (исповедание) - покаянная молитва, читаемая два раза в неделю и в Йом Кипур. В ней излагаются грехи в алфавитном порядке. [35] Еллинек, Гинзей..., 11. [36] См., напр., обширные вставки в “Сефер hа-ийун” из текстов литературы Хехалот. [37] Scholem, The Origins..., 331. Категория: Учения, Литература по каббале Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|