Сефер Йецира

«Сефер Йецира» или «Книга Творения», называемая также «Книгой Авраама», является первым дошедшим до нас каббалистическим трактатом. Автором ее назван еврейский патриарх и «отец многих народов» Авраам. В средние века некоторые каббалистические писатели считали ее автором или по крайней мере редактором одного  из величайших еврейских законоучителей рабби Акиву (Акива бен-Йосеф; около 17—137). По мнению современных ученых, этот текст написан во II — VI вв. н.э.

Сефер Йецира существует в четырёх основных редакциях: «краткой» (включает в себя 1300 слов), «пространной» (включает в себя 2600 слов), «каббалистической», изданной Виленским гаоном[1] Элияху бен Шломо Залманом  (1720 — 1797), и в редакции философа и поэта Саадии Гаона (882 — 942). Существенный смысловых различий между этими версиями нет. Сефер Йецира впервые была издана в Мантуе (Италия) в 1562 году.

Сефер Йецира. Мантуя, 1562

В 1652 году в Амстердаме гебраист и писатель, родившийся в еврейской семье, но позднее перешедший в христианство, Иоанн Стефан Риттангель опубликовал первый перевод «Сефер Йецира» на латинский язык вместе с еврейским текстом.

Сефер Йецира. Амстердам, 1652

По форме эта книга представляет собой небольшой комментарий из шести частей на первую главу Библии, в котором система мироздания объясняется посредством сочетания цифр (сефирот) и букв иврита. Одна из главных идей книги — это тесная связь, которая существует между макрокосмом и микрокосмом. Человек — это малый мир (микрокосм) и в нем отражаются все процессы созидания, происходящие во Вселенной (макрокосме).

Текст начинается с утверждения, что Господь сотворил мир с помощью «тридцати двух чудесных путей Мудрости», под которыми следует понимать 10 чисел и 22 буквы иврита. Десять чисел понимаются как 10 бесконечных свойств Творца. (Первые четыре связаны с Началом и Концом, Добром и Злом, а оставшиеся шесть — с шестью измерениями пространства (высотой, глубиной и четырьмя сторонами света). Далее в тексте рассматриваются 22 буквы еврейского алфавита в их связи с творением. Эти буквы делятся на три группы: три материнские, семь двойных и двенадцать простых. Три материнские буквы связываются с тремя стихиями (воздухом, водой, огнем), тремя временами года; тремя главными частями человеческого тела (головой, животом и грудью). Семь двойных букв связываются с различными качествами (мудростью и глупостью, богатством и бедностью, плодовитостью и бесплодием, жизнью и смертью, господством и  рабством, миром и войной, красотой и уродством), с пятью планетами, солнцем и луной, семью днями недели и семью отверстиями в теле мужчины и женщины (два глаза, два уха, две ноздри и один рот). 12 простых букв ассоциируются с речью, мыслью, хождением, зрением, слухом, действием, совокуплением, обонянием, сном, гневом, питанием, смехом, а также с 12 месяцами года, 12 коленами Израиля, 12 знаками зодиака и т.д. В книге рассказывается о том, как Бог использовал эти 10 сфирот и 22 буквы еврейского алфавита в различных комбинациях для создания Вселенной и человека, и, наконец, как он раскрыл эту тайну Аврааму и заключил с ним завет.

С древних времен «Сефер Йецире» приписывалась огромная магическая сила. В трактате Санхедрин Вавилонского Талмуда рассказывается, что в канун каждой субботы ученики Иуды Ганаси — рав Ханина и рав Гошеа (IV век) — посвятившие себя особо изучению космогонии, создавали превосходного тельца при помощи «Сефер Йецира», а в субботу его съедали. Мистики утверждают, что тем же самым способом Авраам создал тельца, мясо которого пошло на угощение трем ангелам, предрекшим Саре рождение ребенка (Быт. 18:7). В раввинистических комментариях все чудеса творения, приписываемые другим раввинам талмудической эпохи, объясняются использованием той же книги. Согласно позднейшим преданиям, именно книгу «Сефер Йецира» использовали средневековые каббалисты, чтобы оживить слепленного из глины человека — Голема.

Ниже публикуются различные варианты перевода этого трактата и посвященные ему исследования.

ИССЛЕДОВАНИЯ СЕФЕР ЙЕЦИРА

 

ТЕКСТ СЕФЕР ЙЕЦИРА

 

 

© Psyoffice.ru

 


 

[1] Слово «Гаон» в переводе с иврита означает «Гений».



Просмотров: 2167
Категория: Учения, Литература по каббале




Другие новости по теме:

  • Мария Эндель. Проблема происхождения Каббалы и основные концепции круга "Сефер hа-ийун"
  • Сефер Бахир
  • Сефер Зогар
  • Константин Бурмистров. Христианская Каббала и проблема восприятия еврейской мистики (XV – XIX вв.)
  • Патрисия Шеффер. Значение букв Енохианского алфавита
  • Семь Знамен творения
  • Константин Бурмистров, Мария Эндель. О Божественных именах в еврейском мистицизме
  • ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?
  • Наталья Якимчук. Представление о Зле в книге «Зогар» как источник антиномизма саббатианского движения
  • Л. Н. Виноградова. Сексуальные связи человека с демоническими сущностями
  • Джеймс М. Робинсон. «Три стелы Сифа» и гностики Плотина
  • Что такое алхимия?
  • Интервью философа и алхимика Глеба Бутузова – о традиции перевода магических текстов в России
  • Старберст. Магия как молоток
  • Моше Идель. Техники сновидений в еврейской мистике
  • Генрих Корнелий Агриппа. Об оккультной философии, или О магических церемониях. Четвертая книга
  • Моше Идель. Метаморфозы платонической темы в еврейской мистике
  • Александр Бёлиг. Якоб как ангел в гностицизме и манихействе
  • Константин Бурмистров. Учение о сфирот в каббале
  • Эрик де Поу. Потайная сокровищница: «колдовские книги»
  • Генрих Корнелий Агриппа. Из Третьей книги Оккультной философии
  • Магия Арбателя или Духовная Мудрость Древних
  • Магическая книга доктора Фауста
  • Константин Бурмистров. Владимир Соловьев и Каббала. К постановке проблемы
  • Александр Голомбиовский. Дело о чародействе во второй половине XVIII века
  • Эдвин M. Ямаучи. Дохристианский гностицизм, Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатах
  • Самиха абд аль Сахид. Разногласия между гностицизмом и раннеегипетским христианством, отраженные в христианских копто-арабских манускриптах
  • История создания и публикации колоды Тота Кроули
  • Lemegeton Clavicula Salomonis или Малый Ключ Соломона
  • Алекс Мома. Восприятие смерти в гностической традиции начала христианской эры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь