|
Эдвин M. Ямаучи. Дохристианский гностицизм, Новый Завет и Наг Хаммади в современных дебатахЭдвин M. Ямаучи.
Д-р Ямаучи, профессор истории в Университете Миами в Оксфорде, Огайо, является председателем Института Библейских Исследований, американского аналога Товарищества Тиндейла для Библейских и Теологических Исследований. Эта статья переработана из лекции, в декабре 1983 года предложенной Институту Библейских Исследований в Далласе, Техас, и взята из второго издания его книги Pre-Christian Gnosticism (Grand Rapids: Baker Book House, 1983) с разрешения издателей. Первое издание появилось в 1973 году (London: Tyndale Press и Grand Rapids: Eerdmans). В это десятилетие поток сочинений о гностицизме, в значительной степени вытекающий из открытия в 1945 году коптских рукописей в Наг-Хаммади, достиг размеров, достаточных, чтобы устрашить даже самых смелых путешественников по этой трудной территории. Второе издание книги доктора Ямаучи на 70 страниц больше первого, и это указывает на объем новых материалов, вошедших в книгу. Его оценка современных сочинений и состояния дискуссии на поле, где рискованные гипотезы слишком часто обличают слабость доказательств, всегда научна и уравновешенна. Новое издание является ценным современным пособием, демонстрирующим, что более рискованные и даже сенсационные теории ученых не всегда могут завоевать всеобщей поддержки среди их товарищей. Изданные отрывки обращаются к двум центральным областям обсуждения – Новому Завету и значению текстов Наг-Хаммади. 1. Введение a. Недавние публикации В последнее десятилетие множество международных конференций обратились к теме гностицизма: в Стокгольме (1973)[1], Страсбурге (1974)[2], Оксфорде (1975)[3], Каире (l976)[4], Нью-Хевене (1978)[5], Квебеке (1978)[6], Оксфорде (1979)[7], Лувене (1980)[8] и Спрингфилде (1983). Материалы всех их, кроме последней, доступны в печати. b. Определение гностицизма Ученые продолжают испытывать трудности с согласием в определении термина “гностицизм”[18]. Некоторые, такие, как Г.-М. Шенке, К. Рудольф и Г. Стрекер возражают против установленного в Мессине в 1966 году различия между “протогностицизмом” и “гностицизмом”[19]. Они предпочли бы определение, которое я называю “широким”, подчеркивающее связи между различными этапами развития[20]. 2. Экзегеза Нового Завета на основе дохристианского гностицизма a. Не существует дохристианских документов Когда я впервые в 1973 году опубликовал Pre-Christian Gnosticism[23], рецензенты по понятным причинам не торопились выносить суждение, поскольку еще не все трактаты Наг Хаммади были опубликованы. Но помимо Троеобразной Протеннои (см. ниже) в корпусе Наг-Хаммади не оставалось “неразорвавшихся бомб”. Теперь даже самые пылкие сторонники современного Новому Завету или более раннего гностицизма признают, что не существует гностических текстов, уверенно датируемых дохристианской эпохой. b. Евангелие от Иоанна Существует огромная литература об этом Евангелии и его возможном отношении к гностицизму[34]. Несмотря на сомнения в принадлежащей Бультману реконструкции гностических источников, многие толкователи рассматривают это Евангелие или как трансформированный гностический документ, или как антигностическую работу[35]. Например, K. M. Фишер считает, что Ин 10:1-18 можно понять только на фоне гностического мифа, как мы находим его в Толковании о Душе из Наг-Хаммади[36]. c. 1 и 2 Коринфянам Поскольку Павел говорит о гнозисе и софии и употребляет терминологию, обнаруженную в позднейшей гностической литературе, в своих письмах в Коринф, возможность гностической ереси там принимает угрожающие размеры. Наиболее полно этот случай был рассмотрен В. Шмитальсом[41]. Рудольф полагает, что интерпретация Шмитальса не была всерьез опровергнута[42]. d. Послания Иоанна Благодаря антидокетической полемике в Посланиях Иоанна широко распространен взгляд, что осужденными оппонентами были, конечно же, гностики[50]. 3. Патристическое свидетельство о Симоне Маге Приняв во внимание единодушное согласие патристических авторов, что гностики начались с Симона Мага, некоторые ученые продолжили искать корни гностицизма в Самарии. Ярл Фоссум подчеркивает связь Симона с Досифеем[54], а И. П. Кулиану утверждает, что Симон Маг позаимствовал идею второго Творца у магхариан[55]. К несчастью для подобных теорий, связь с Досифеем сомнительна[56], а источники по магхарианам достаточно поздние[57]. 4. Евангелие от Фомы Считается, что сохранившееся среди коптских текстов из Наг Хаммади Евангелие от Фомы, греческие фрагменты которого найдены в Оксиринхе, было написано около 140 года в Эдессе, Сирия. 5. Коптское свидетельство a. Корпус Наг-Хаммади Захватывающая история открытия текстов Наг-Хаммади[76] и столь же увлекательная история, приведшая к их переводу и публикации в 1977 году[77], детально изложены Дж. М. Робинсоном, чье упорство и мастерство позволили решить эту задачу[78]. b. Откровение Адама Робинсон продолжает утверждать, что Откровение Адама является ранним, внехристианским гностическим текстом, который может помочь нам понять Евангелие от Иоанна[82]. Рудольф настаивает, что Откровение Адама “явно представляет собой свидетельство раннего гностицизма” и “не имеет христианского содержания”[83]. Мак-Рэй, поддерживающий внехристианскую интерпретацию Откровения Адама[84], по крайней мере признает, что возможна и христианская интерпретация[85]. c. Парафраз Сима Наряду с Откровением Адама Парафраз Сима является одним из основных аргументов в поддержку существования дохристианского гностицизма, представленных Робинсоном[91]. Мак-Рэй считает, что Парафраз Сима предоставляет нам убедительный пример внехристианского небесного спасителя, вводящего в заблуждение невежественные силы[92]. Кёстер приписывает эту работу “еврейской гностической секте крестителей”, поскольку она не содержит “упоминаний специфических христианских имен, тем и преданий”[93]. d. Троеобразная Протенноя И на международной конференции в Йеле весной 1978 года[97], и в конце конференции Общества Библейской Литературы в Нью-Орлеане в том же году[98] профессор Робинсон привлек внимание к взглядам Berliner Arbeitskreis fur koptisch-gnostische Schriften[99], и особенно Гесины Шенке[100], на Троеобразную Протенною. Он также отметил, что Карстен Кольпе перечислил удивительные параллели между этим трактатом и прологом Евангелия от Иоанна[101]. 6. Иудейское свидетельство a. Дохристианский иудейский гностицизм? Некоторые ученые, находясь под впечатлением огромного числа “иудейских” элементов, таких, как использование Ветхого Завета и толкования-мидраши в текстах Наг-Хаммади, поддерживают тезис о дохристианском “иудейском” гностицизме, то есть о гностицизме, каким-то образом развившемся изнутри самого иудаизма. Б. Пирсон, наиболее эффективно выявляющий в текстах Наг-Хаммади следы иудейских традиций, убежден, что Фридляндер был прав, постулируя, “что гностицизм является дохристианским феноменом, развившимся в иудейской среде”[110]. b. Сомнения о раннем иудейском гностицизме Противостоят ученым, предполагающим дохристианский иудейский гностицизм, те, кто сомневается в существовании такого "зверя", по крайней мере, в новозаветную эпоху. Грюнвальд пишет: “Итак, взгляды, что существовал иудейский гнозис, из которого возник гностицизм, или что гностицизм возник внутри иудаизма, представляются мне выводящими слишком многое из слишком малого”[114]. Мейер считает, что иудейский гностицизм был придуман поспешно и не может быть доказан[115]. Согласно ван Уннику, найти истоки гностицизма в иудаизме невозможно[116]. Перкинс сомневается, что “иудейский гностицизм как таковой существовал в первом столетии”[117]. Вильсон заключает: “В целом, поиск развитого дохристианского гностицизма, хотя бы иудейского, который мог бы повлиять на коринфян или самого Павла, не привел к удовлетворительным результатам”[118]. 7. Выводы В 1966 году в Мессине, на конференции о происхождении гностицизма Симона Петремен была почти единственным представителем классической точки зрения, что гностицизм был ничем иным, как христианской ересью[120]. В последующие два десятилетия существование внехристианского гностицизма было ярко продемонстрировано, но существование в первом столетии или раньше дохристианского гностицизма, то есть полностью развившейся гностической системы, достаточно ранней, чтобы повлиять на авторов Нового Завета, остается сомнительным.
© Перевод с английского языка выполнен Дм. Алексеевым по изданию: Yamauchi, Edwin M. Pre-Christian Gnosticism, New Testament and Nag Hammadi in Recent Debate // Themelios 10 (1994), 22-27. © Psyoffice.ru
[1] G. Widengren (ed.) Proceedings of the International Colloquium on Gnosticism (Stockholm, 1977). [2] J.-E. Menard (ed.) Les Textes de Nag Hammadi (Leiden, 1975), [Strasbourg]. [3] M. Krause (ed.) Gnosis and Gnosticism (Leiden, 1977), [Oxford-1]. [4] R. McL. Wilson (ed.), Nag Hammadi and Gnosis (Leiden, 1978). [5] B. Layton (ed.) The Rediscovery of Gnosticism: I. The School of Valentinus (Leiden, 1980), [New Haven I]; B. Layton (ed.) The Rediscovery of Gnosticism: II. Sethian Gnosticism, (Leiden, 1981), [New Haven II]. [6] B. Barc (ed.) Coloque international sur les textes de Nag Hammadi (Quebec/Louvain), 1981), [Quebec]. [7] M. Krause (ed.) Gnosis and Gnosticism (Leiden, 1981), [Oxford-2). [8] J. Ries (ed.), Gnosticisme et monde hellenistique (Louvain-La-neuve, 1980), [Louvain]. [9] B. Aland (ed.), Gnosis: Festschrift fur Hans Jonas (Gottingen, 1978), [Jonas]. [10] R. van den Broek and M. J. Vermaseren (eds.) Studies in Gnosticism and Hellenistic Religions (Leiden, 1981), [Quispel]. [11] A.J.M. Wedderburn and A.H.B. Logan (eds.), The New Testament and Gnosis (Edinburgh, 1983), [Wilson]. [12] K.-W. Troger (ed.), Gnosis und Neues Testament (Berlin, 1973), [GNT]. [13] K.-W. Troger (ed.) Altes Testament-Fruhjudentum-Gnosis (Gerd Mohn, 1980), [ATFG]. [14] 'Nag Hammadi and the New Testament', NTS, 28 (1982), pp. 289-302. [15] 'The Present State of Gnostic Studies', VigChr, 37 (1983), pp. 41-71. [16] Die Gnosis (Leipzig, 1977; Gottingen, 1978, 1982). Английский перевод Р. МкЛ. Вильсона был опубликован в конце 1983 года. Мои ссылки относятся ко второму немецкому изданию, поскольку у меня нет экземпляра английского. [17] (Philadelphia, 1982). [18] См. мою Pre-Christian Gnosticism (London/Grand Rapids, 1973), [PCG], pp. 13ff.; R. McL. Wilson, 'Slippery Words II.: Gnosis, Gnostic, Gnosticism', ET, 89 (1977/78), pp. 296-301; U. Bianchi, 'Le Gnosticisme: concept, terminologie, origines, delimitation', Jonas, pp. 33-64. [19] См. G. Strecker, 'Judenchristentum und Gnosis', ATEG, p. 265; K. Rudolph, '"Gnosis" and "Gnosticism" - the Problems of Their Definition and Their Relation to the Writings of the New Testament', Wilson, pp. 21-37. [20] Критику позиции Рудольфа см. у Р. МкЛ. Вильсона в обзоре его Die Gnosis in Religion, 9 (1979), pp. 231-33. [21] 'The Attitude of the Gnostic Religion towards Judaism as Viewed in a Variety of Perspectives', Quebec, p. 88. [22] 'Nag Hammadi and the New Testament', p. 292. [23] Некоторые рецензии на первое издание см.: W. H. C. Frend, SJT, 28 (1975), pp. 88-89: G. W. MacRae, CBQ, 36 (1974), pp. 296-97; E. H. Pagels, TS, 35 (1974), pp. 775-76; M. Peel, JAAR, 43 (1975), pp. 329-31; G. Quispel, Louvain Studies, 5 (1974), pp. 21 1-12; G. C. Stead, JTS, 26, (1975), p. 187; J. D. Turner, JBL, 93 (1974), pp. 482-84; и R. McL. Wilson, ET, 84 (1973), p. 379. [24] J.M. Robinson, 'The Trimorphic Protennoia and the Prologue of the Gospel of John', NewHaven II, p. 662. [25] J.M. Robinson, 'Jesus: From Easter to Valentinus (Or to the Apostles' Creed)', JBL, 101 (1982), p.5. [26] W. MacRae, 'Nag Hammadi and the New Testament', Jonas, pp. 146-47. Ср. van den Broek, 'The Present State', p. 67: 'Не существует гностических работ, которые в своей нынешней форме были бы доказуемо дохристианскими'. [27] W. MacRae, 'Why the Church Rejected Gnosticism', в E. P. Sanders (ed.), Jewish and Christian Self-Definition I.: The Shaping of Christianity in the Second and Third Centuries. (Philadelphia, 1980), [hereafter JCSDJ, p. 127. [28] Rudolph, Die Gnosis, pp. 319ff., особенно p. 329. [29] Koester, Introduction to the NT, passim. [30] W. Schmithals, 'Die gnostischen Elemente im Neuen Testament als hermeneutisches Problem', GNT, pp. 359-81; idem, 'Zur Herkunft der gnostischen Elemente in der Sprache des Paulus', Jonas, pp. 385-414. [31] J.M. Robinson and H. Koester, Trajectories through Early Christianity (Philadelphia, 1971). [32] Robinson, 'Jesus: From Easter to Valentinus', pp. 6-10. [33] Ibid., p. 35. See P. Perkins, The Gnostic Dialogue (New York, 1980). [34] See J. M. Lieu, 'Gnosticism and the Gospel of John', ET, 90, (1979), pp. 233-37; E. Yamauchi, 'Jewish Gnosticism? The Prologue of John, Mandaean Parallels, and the Trimorphic Protennoia', Quispel, pp. 467-86. [35] Koester, Introduction to the NT, II, pp. 188-90; L. Schottroff, Der Glaubende und die feindliche Welt (Neukirchen-Vluyn, 1970). [36] 'Der johanneische Christus und der gnostische Erloser', GNT, p. 256. [37] 'The Man from Heaven in Johannine Sectarianism', JBL, 91 (1972), p. 72. [38] H. Baltensweiler and B. Reicke (eds.), 'Das Johannesevangelium und die Gnosis', Neues Testament und Geschichte [Oscar Cullman Festschrift] (Zurich/Tubingen, 1972), p. 155. [39] См. Yamauchi, 'Jewish Gnosticism?', p.472. [40] 'Der Prolog des Johannesevangellums', ZNW, 70 (1979), pp. 34-35. [41] Gnostics in Corinth (Abingdon, 1971). [42] Die Gnosis, p. 411, n. 131. E. Fascher, 'Die Korintherbriefe und die Gnosis', GNT, pp. 28 1-91, приходит к выводу, что прнадлежность оппонентов подлежит дальнейшему обсуждению. [43] M. D. Hooker and S. G. Wilson (eds.), R. McL. Wilson, 'Gnosis at Corinth', Paul and Paulinism [C. K. Barrett Festschrift] (London, 1982), p. 108. [44] См. U. Wilckens, 'Zu 1 Kor. 2.1-16', C. Andresen and G. Klein (eds.) Theologia Crucis - Signum Crucis [E. Dinkier Festschrift], (Tubingen, 1979), p. 537. [45] S. Arai, 'Die Gegner des Paulus in I. Korintherbrief und das Problem der Gnosis', NTS, 19 (1972/73), p. 437. [46] H. Conzelmann, 1 Corinthians (Philadelphia, 1975), p. 15. [47] Wilson, 'Gnosis at Corinth', p. 112. Cf. also F. T. Fallon, 2 Corinthians (Wilmington, 1980), p. 8; F. Wisse, 'The "Opponents" in the New Testament in Light of the Nag Hammadi Writings', Quebec, p. 108. [48] R.A. Horsley, 'Wisdom of Word and Words of Wisdom in Corinth', CBQ, 39, (1977), pp. 224-39; idem, "How Can Some of You Say That There Is No Resurrection of the Dead?": Spiritual Elitism in Corinth', NTS, 20 (1978), pp. 203-31. [49] R.A. Horsley, 'Gnosis in Corinth: I Corinthians 8.1-6', NTS, 27 (1980), pp. 48-49. Cf. also G. Sellin, 'Das "Geheimnis" der Weisheit und das Tatsel der "Christuspartie" (zu 1 Kor 1-4)', ZNW, 73 (1982), pp. 69-96. [50] Koester, Introduction to the NT, II, pp. 195-96; R. Bultmann, The Johannine Epistles (Philadelphia, 1973), p. 38. [51] О докетизме см. E. Yamauchi, 'The Crucifixion and Docetic Christology', Concordia Theological Quarterly, 46 (1982), pp. 1-20. [52] F. Wisse, 'The Epistle of Jude in the History of Heresiology', M. Krause (ed.), Essays on the Nag Hammadi Texts in Honour of Alexander Bohlig, (Leiden, 1972), p. 142, n. 3. [53] K. Weiss, 'Die "Gnosis" im Hintergrund und im Spiegel der Johannesbriefe', GNT, p. 356. [54] J. Fossum, 'Samaritan Demiurgical Traditions and the Alleged Dove Cult of the Samaritans', Quispel, p. 160. [55] I.P. Culianu, 'The Angels of the Nations and the Origins of Gnostic Dualism', Quispel, p. 86. [56] S. Isser, The Dositheans (Leiden, 1976). [57] See PGCE, pp. 158-59. [58] О Симоне как маге см. J.D.M. Derrett, 'Simon Magus (Acts 8:9-24)', ZNW, 73 (1982), pp. 52-68; см. примеры магии в библейской и внебиблейской литературе в моей работе 'Magic in the Biblical World', TB, 34(1983), pp. 169-200. [59] Rudolph, Die Gnosis, pp. 312ff. [60] E. Haenchen, 'Simon Magus in der Apostelgeschichte', GNT, pp. 267-79. [61] J.W. Drane, 'Simon the Samaritan and the Lucan Concept of Salvation History', EQ, 47 (1975), p. 137. [62] W.W. Gasque, A History of the Criticism of the Acts of the Apostles, (Tubingen/Grand Rapids, 1975); M. Hengel, Acts and the History of Earliest Christianity (Philadelphia, 1980). [63] О сомнительной ценности патристических отчетов (за исключением Иринея) см.: F. Wisse, 'The Nag Hammadi Library and the Heresiologists', VC, 25 (1971), pp. 205-23; A. F.J. Klijn and O. J. Reinink, Patristic Evidence for Jewish-Christian Sects (Leiden, 1973); K. Koschorke, Hippolyt's Ketzerbekdmpfung und Polemik gegen die Gnostiker (Wiesbaden, 1975); R. M. Grant, 'Eusebius and Gnostic Origins', Paganisme, judaisme, christianisme [Marcel Simon Festschrift, (Paris, 1978), pp. 195-205; G. Vallee, A Study in Anti-Gnostic Polemics (Waterloo, 1981). [64] См., напр., R. Bergmeier, 'Quellen vorchristlicher Gnosis?' G. Jeremias et al. (eds.), Tradition und Glaube [K. G. Kuhn Festschrift] (Gottingen, 1971), pp. 203-206. [65] Simon Magus und die christliche Gnosis (Tubingen, 1974). [66] Untersuchungen zur Simonianischen Gnosis (Tubingen, 1974). [67] 'Simonianische Gnosis und die Exegese uber die Seele', Oxford-I, pp. 185-203; idem, 'Zum "Simonianischen" in AuthLog und Bronte, Oxford-2, pp. 3-15. [68] 'Gnosis', Reallexikon fur Antike und Christentum (Stuttgart, 1981), XI, col. 625. [69] 'Haresie und Einheit der Kirche im 2. Jahrhundert', ZThK, 21 (1974), p. 407. [70] Wisse, 'The "Opponents", p. 102, n. 13. [71] 'Simon Magus in Recent Research', RelSRev, 3 (1977), p. 141. [72] MacRae, 'Nag Hammadi and the New Testament' (n. 26), p. 152. [73] J.-D. Kaestli, 'L'evangile de Thomas', Etudes theologiques et religeuses, 54, (1979), P. 383. Cf. J. Horman, 'The Source of the Version of the Parable of the Sower in the Gospel of Thomas', NovTest, 21 (1979), p. 326. [74] Quispel, 'The Gospel of Thomas Revisited', Quebec, p.223. [75] Drijvers, 'Facts and Problems in Early Syriac-Speaking Christianity', The Second Century, 2 (1982), p. 173. [76] J.M. Robinson, 'The Discovery of the Nag Hammadi Codices', BA, 42 (1979), pp. 206-24. [77] J.M. Robinson, (ed.), The Nag Hammadi Library (San Francisco, 1977), [NHL]. См. мою работу 'New Light on Gnosticism', Christianity Today, 23 (Oct. 6, 1978), pp. 36-40, 42-43. [78] J.M. Robinson, 'Getting the Nag Hammadi Library into English', BA, 42 (1979), pp.239-48. [79] F. Wisse, 'Gnosticism and Early Monasticism in Egypt', Jonas, p. 437; C. W. Hedrick, 'Gnostic Proclivities in the Greek Life of Pachomius and the Sitz im Leben of the Nag Hammadi Library', NovTest, 22 (1980), p.93. [80] B. Van Elderen, 'The Nag Hammadi Excavation', BA, 42 (1979), pp. 225-3 1; P. Grossman, 'The Basilica of St.Pachomius', BA, 42 (1979), pp. 232-36; C. Walters, Monastic Archaeology in Egypt (Winona Lake, 1974). [81] T. Save-Soderbergh, 'Holy Scriptures or Apologetic Documentations?: The "Sitz im Leben" of the Nag Hammadi Library', Strasbourg, pp. 3-14. Idem, 'The Pagan Elements in Early Christianity and Gnosticism', Quebec, pp. 71-85; F. Wisse, 'Language Mysticism in the Nag Hammadi Texts and in Early Coptic Monasticism I: Cryptography', Enchoria, 9 (1979), pp. 101-20; idem, 'Gnosticism and Early Monasticism in Egypt', Jonas, pp. 431-40. [82] Robinson, The Nag Hammadi Codices (n. 74), pp. 13-14. [83] Rudolph, Die Gnosis, p. 148. [84] W. MacRae, 'The Apocalypse of Adam Rediscovered', L. C. McGaughy (ed.), 1972 SBL Seminar Papers (n.p., 1972), II, pp. 574-75; idem, 'Adam, Apocalypse', JDBS, pp. 9-10. [85] G.W. MacRae, 'Seth in Gnostic Texts and Traditions', P. J. Achtemeier (ed.), 1977 SBL Seminar Papers (Missoula, 1977), p.21. [86] GNT, pp. 46-47. [87] W. Beltz, 'Bemerkungen zur Adamapokalypse aus Nag Hammadi-Codex V', P. Nagel (ed.), Studia Coptica (Berlin, 1974), pp. 159-62. [88] G. Shelirude, 'The Apocalypse of Adam: Evidence for a Christian Provenance', Oxford-2, pp. 93-94. [89] C.W. Hedrick, The Apocalypse of Adam: A Literary and Source Analysis (Missoula, 1980), p. 213. [90] E. Yamauchi, 'The Apocalypse of Adam, Mithraism and Pre-Christian Gnosticism', J. Duchesne-Guillemin (ed.), Etudes Mithraiques, (Acta Iranica IV; Leiden/Teheran/Liege, 1978), pp. 537-63. Предположения, что Откровение Адама может быть датировано даже третьим и четвертым столетиями см.: Beltz, p. 162; F. Morard, 'L'Apocalypse d'Adam de Nag Hammadi', Oxford-l, pp. 35-42; idem, 'Thematique de l'Apocalypse d'Adam du Codex V de Nag Hammadi', Quebec, pp. 288-94. [91] Robinson, The Nag Hammadi Codices, p. 7; NHL, p. 7. [92] MacRae, 'Nag Hammadi and the New Testament', Jonas, p. 154. [93] Koester, Introduction to the New Testament, II, p. 211. [94] В личном письме от 25. 01. 1980. профессор Виссе также добавляет: “Я согласен с Вами об Откровении Адама”. [95] J.-M. Sevrin, 'A propos de Ia "Paraphrase de Sem"', Le Museon, 88 (1975), p. 87. [96] K.-M. Fischer, 'Die Paraphrase des Seem', M. Kause (ed.), Essays on the Nag Hammadi Texts [P. Labib Festschrift), (Leiden, 1975), p. 266. [97] J.M. Robinson, 'Sethians and Johannine Thought: The Trimorphic Protennoia and the Prologue of the Gospel of John', New Haven, II, pp. 643-62. [98] 'The Prologue of the Gospel of John and the Trimorphic Protennoia', SBL l978 Abstracts, ed. P. Achtemeier (Missoula, 1978), p. 29; idem, 'Gnosticism and the New Testament', Jonas, pp. 128-31. [99] 'Die dreigestaltige Protennoia', ThLZ, 99, (1974), cols. 733-34. [100] G. Schenke, 'Die dreigestaltige Protennoia (NHC XIII)', неопубликованная диссертация 1977 года для Ростокского Университета. Следует отметить, что она, говоря о памятнике как 'nichtchristlich', обозначает его части как 'antichristlich', а в других предполагает 'christliche Gnosis' (pp. 131, 146). [101] C. Colpe, 'Heidnische, Heidische und christliche Uberlieferung in den Schriften aus Nag Hammadi III', JAC, 17, (1974), pp.122-24. Кольпе считает, что и Троеобразная Протенноя, и Пролог восходят к иудейской традиции мудрости. Ср. C. A. Evans, 'On the Prologue of John and the Trimorphic Protennow', NTS, 27 (1 981), pp. 395-401. [102] ThLZ, 99 (1974), col. 733. [103] Ibid. О предпосылках Бультмана см.: R. Kysar, 'R. Bultmann's Interpretation of the Concept of Creation in Jo 1, 3-4', CBQ, 32 (1970), pp. 77-85. [104] Van den Broek, 'The Present State', (n. 15). p. 67, комментирует: 'Читая гностический трактат (Троеобразную Протенною) я абсолютно не разделяю впечатлений Берлинской группы...' [105] Y. Janssens, 'Le Codex XIII de Nag Hammadi', Le Museon, 87 (1974), pp. 341-413; La Protennoia Trimorphe (NH XIII. 1) (Quebec, 1978). [106] Janssens, La Protennoia, p. 82: 'Что до нас, мы убеждены, что в Троеобразной Протенное содержатся реминисценции на Новый Завет, а не наоборот'. Ср. idem, 'Line source gnostique du Prologue?' M. de Jonge (ed.), L'Evangile de Jean (Gembloux/Louvain, 1977), pp. 355-58. В своей самой поздней работе, 'The Trimorphic Protennola and the Fourth Gospel', Wilson, pp. 229-44, она оставляет 'последнее слово за специалистами по Четвертому Евангелию'. [107] См. Yamauchi, Quispel, pp. 482-83; против Robinson, New Haven, II, pp. 660-62. [108] J. Helderman, "In ihren Zelten ..." Bemerkungen bei Codex XIII....', T. Baarda, A. F. J. Klijn, and W. C. van Unnik (eds.), Miscellanea Neotestamentica, (Leiden, 1978), I, pp.181-211. [109] R. McL. Wilson, 'The Trimorphic Protennoia', Oxford-1, p. 54. [110] B.A. Pearson, 'Friedlancler Revisited', Studia Philonica, 2 (1973), p. 35. [111] K. Rudolph, 'Sophia und Gnosis', ATFG, p. 232; idem, Die Gnosis, pp.298-301. [112] B.A. Pearson, 'Jewish Elements in Gnosticism and the Development of Gnostic Self-definition', JCSD, p. 151. [113] MacRae, 'Nag Hammadi and the New Testament', p. 150. [114] Gruenwald, 'Aspects of the Jewish Gnostic Controversy', New Haven, II, p. 720. [115] J. Maier, 'Judische Faktoren bel der Entstehung der Gnosis?', ATFG, p.243. [116] W.C. van Unnik, 'Gnosis und Judentum', Jonas, p.84. [117] Perkins, The Gnostic Dialogue, pp. 17-18. [118] Wilson, 'Gnosis at Corinth', (n. 43), p. 111. [119] Troger, 'The Attitude', (n. 21), p. 93. [120] S. Petrement, 'Le Colloque de Messine et le probleme du gnosticisme', Revue de Metaphysique et de Morale, 72 (1967), 344-73; idem, 'Sur Ic probleme du gnosticisme', Revue de Metaphysique et de Morale, 85 (1980), pp. 145-77. [121] H. Jonas, 'Response', J. P. Hyatt (ed.), The Bible in Modern Scholarship (Nashville, 1965), p. 293: “Гностицизм без падшего бога, без мрачного творца и зловещего творения, без чуждой души, космического плена и акосмического спасения, без самоискупления Божества, короче – гнозис без божественной трагедии не встретит понимания”. [122] Wilson, 'Gnosis at Corinth', (n. 43), p. 111; idem, 'From Gnosis to Gnosticism', Melanges d'Histoires des Religions offerts a Henri-Charles Puech (Paris, 1974), p. 425. [123] Hengel, The Son of God, p. 34. [124] B. Aland, 'Gnosis und Christentum', New Haven, I, p. 340. [125] Treger, 'The Attitude', (n. 21), p. 98. [126] U. Bianchi (ed.), Le Origini dello Gnosticismo (Leiden, 1967). [127] U. Bianchi, 'Le gnosticisme et les origines du Christianisme', Louvain (n. 8), p. 228. Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|