Название теста Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Что? Где? Когда?"
Краткое название ТАТ-ЧГК
Предназначение Данная проективная психодиагностическая методика основана стимульном материале ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест). Направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни.
Предназначена для профессиональной психологической диагностики. Может использоваться в психологической консультации, при составлении психологического портрета. Без дальнейшего интервьюирования применение почти бессмысленно.
С испытуемым проводится индивидуально.
Психолог-диагност готовит блокнот для записи за испытуемым. При этом необходимо проявить заботу о том, чтобы испытуемый не имел возможности подглядывать в записи диагноста.
Испытуемому в произвольном порядке предъявляются карточки в кол-ве 30 единиц. Приводить в соответствие номера карточек и записей в блокноте необходимости нет (сравнения с ключом производится не будет):
1) Диагност кладёт очередную карточку;
2) Задаёт вопрос: "Что здесь изображено?"; в блокноте фиксируется не всё предложение, а только основной глагол;
3) Задаёт вопрос: "Где это произошло?"; в блокноте фиксируется краткое обозначение локуса (места) действия;
4) Задаёт вопрос: "Когда это произошло?"; в блокноте фиксируется а) краткое обозначение названного времени события, б) названные глаголы (если таковые были в ответе);
5) Переходит к следующей карточке.
В блокноте фиксация происходит примерно следующим образом:
5.
Ч - скучать
Г - домик в лесу
К - летом / -
6.
Ч - гипнотизировать
Г - больница
К - после операции / прошла
Пример 5 соответствует полученному ответу: "Две женщины скучают... Находясь в своём домике в лесу... Летом..." Пример 6 соответствует: "Один человек гипнотизирует другого... Ну, это происходит в какой-то больнице... После операции, которая прошла не очень успешно".
Инструкция
Сейчас вам будет предложен ряд карточек, на которых что-то изображено. По каждой карточке я вас спрошу: что на ней изображено? где это произошло? когда? На каждый вопрос старайтесь отвечать одной фразой. Перед ответом вы можете немного подумать. Может быть, имеются какие-то вопросы?
При анализе сначала производится выписка и группировка глаголов. На отдельный лист выписываются все упомянутые глаголы (в том числе и те, которые записывались по вопросу "Когда?"). Выписываются они сразу в безличной форме и без приставки (не "стрелял" или "подстрелил", а "стрелять"; не "сходил" или "расхаживал", а "ходить"). Если приставка придаёт слову принципиально иной смысл, то её можно оставить (ср. "захваливать" и "хвалить"). Определяется, есть ли повторения глаголов, можно ли какие-то глаголы заменить синонимами, так, чтобы можно было сгруппировать. В итоге психодиагност должен определить 1-3 наиболее значимых, актуальных для испытуемого глаголов. В дальнейшем анализе важно понять, почему именно эти процессы представляют значимость для испытуемого.
Далее аналогичным образом производится группировка локусов. Сначала выписываются все упомянутые локусы (их должно быть ровно тридцать). Обращается внимание на повторение локусов. Названия некоторых локусов можно заменить на близкие, заменив родовым понятием ("больница" вместо "детская больница" и "больница для желудочников"). В итоге здесь также должно получиться 1-3 наиболее значимых, актуальных для испытуемого локусов. Характер актуальных локусов может очень много сказать об испытуемом.
При группировке времён оные делятся сразу на три вида: а) абсолютные (с указанием общепринятых наименований тех или иных периодов времени: "в среду", "летом", "до рождества Христова"), б) причинные (когда сюжет на картинке происходит ДО чего-то другого), в) следственные (сюжет на картинке происходит ПОСЛЕ чего-то). Такие ответы как "в среду", "прямо сейчас" могут свидетельстовать об интеллекутальной неадекватности, неискренности испытуемого. При анализе обращается внимание на явные совпадения и повторения. Следует обратить внимание на соотношение количества причинных и следственных времён. При преобладании первых это может говорить о стремлении испытуемого разобраться в причинно-следственных связях (почему что-то произошло именно так, а не иначе?). В случае преобладания вторых - для испытуемого важнее разобраться в последствиях собственных поступков (что ему может грозить?).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.