Название теста Психодиагностическая методика "Пиктоформулы"
Предназначение Методика предназначена для помощи психологу в выявлении основных жизненных тенденций клиента: склонен ли он в первую очередь к созиданию (успеху), гедонизму (счастью) или же к саморазрушению (ненависть к себе и склонность к самонаказанию, жизненная пассивность, склонность к вредным привычкам).
Методика предназначена для профессионального использования внутри батареи других психодиагностических методик, способных подтвердить или скорректировать выводы по "пиктоформулам". Знакомство испытуемого с данной методикой полностью исключает её использование, что связано с очевидной возможностью подделать результат исследования.
"Пиктоформулы" можно использовать в процессе индивидуальной психологической работы с клиентом, а также в процессах профотбора/профподбора. Не рекомендуется использовать в групповой работе, например в программе группового тренинга, в сочетании с публичным обсуждением результатов, так как данное обсуждение может иметь для обсуждаемых не очень приятные последствия. Однако в тех группах, где уже сложилась теплая и дружеская атмосфера взаимоподдержки, использование методики может быть очень полезным.
Отчасти методику можно отнести к проективным, потому что в процессе диагностики испытуемый сначала рисует картинки (пиктограммы), потом работает уже с ними. Таким образом достигается то, что человек работает не с абстрактными словами, имеющими "общий смысл", а со своими личными, индивидуальными смыслами. В силу проективного характера методики за психологом-диагностом остается некоторая свобода в анализе результатов, что требует определенного уровня подготовки и не предвзятого отношения к клиенту.
Оцениваемые качества Направленность на успех. Направленность на счастье. Направленность на саморазрушение
Возрастная категория 14+
Порядок проведения
Испытуемому предлагается нарисовать пиктограмму к каждому из 21 понятия. При этом следует объяснить, что пиктограмма - это небольшой рисунок, символически иллюстрирующий то или иное понятие. Желательно не приводить никаких примеров пиктограмм, чтобы не подводить испытуемого к тем или иным образам. В крайнем случае, если культурный уровень довольно низок, можно привести примеры из компьютерной области: "... Вот например в компьютерных программах встречается пиктограмма с изображением принтера. В данном случае эта пиктограмма обозначает возможность распечатать данную информацию".
Следует особенно подчеркнуть, что пиктограмма должна быть полностью помещена в отведенный для нее квадрат, чтобы за пределы этого квадрата ничего не вылезало.
После того как испытуемый закончил рисовать пиктограммы, психолог забирает у него лист с пиктограммами и заранее приготовленными ножницами вырезает каждую из них. Пиктограммы желательно вырезать из бумаги довольно аккуратно, потому что к небрежно вырезанной пиктограмме у испытуемого в дальнейшем может возникнуть отношение пренебрежения. Именно поэтому психологу следует самому вырезать пиктограммы из бумаги, не доверяя этот процесс испытуемому. Не следует "импровизировать" и заранее вырезать маленькие квадратики из бумаги, давая их потом заполнять испытуемому. Рисование на маленьких кусочках бумаги - вещь не очень удобная.
Получив таким образом 21 квадратик с пиктограммами, следует перемешать их в случайном порядке. После этого выдать их назад испытуемому. Вместе с этим выдается и второй бланк с формулами. Каждая формула состоит из пустого квадратика размером с квадрат пиктограммы, знака "плюс", второго пустого квадратика, знака "равно" и третьего пустого квадрата. Испытуемому дается инструкция, в которой его просят распределить пиктограммы по свободным ячейкам, так, чтобы получались некие "формулы", которые испытуемому кажутся осмысленными. Формулы заполняются сверху вниз, сначала первая, потом вторая и так далее. Запрещается заранее расставлять пиктограммы в следующие формулы, пока не закончена текущая. Запрещается также менять уже готовые формулы, в том числе переставляя пиктограммы между двумя формулами или же внутри одной формулы. Седьмую формулу заполнять не обязательно. Если испытуемому кажется, что оставшиеся три пиктограммы не связаны между собой никак, то пусть их отложит в сторонку, в диагнозе они не будут играть роли.
После этого следует поговорить по поводу каждой формулы с испытуемым и выяснить, что в каждом случае он имел в виду. Вопросы не следует задавать так: "А вот почему вы считаете, что счастье плюс сытость равно проблема?". Испытуемый может забыть значение пиктограммы, это надо учитывать. Лучше вопрос построить так: "Прокомментируйте, пожалуйста, эту формулу. Какой смысл Вы вкладывали в неё?". За каждый комментарий в специальном блокноте психолог делает пометки. Если ответ испытуемого соответствует категории "Успех", то в блокноте в колонку "Успех" записывается "1", что означает один балл. Если сам испытуемый забыл что означает та или иная пиктограмма, это не страшно, здесь имеет значение его комментарий.
При соотнесении комментария с одной из трех категорий следует в первую очередь анализировать причинно-следственные связи событий. Вполне возможно, что после знака равно испытуемый поставит причину, а перед - ее последствия. Возможно, что в словах испытуемого не удастся сразу разглядеть хоть какие-то причинно следственные связи. Поэтому могут потребоваться наводящие вопросы. Для диагноза имеют значения следствия, а не причины, именно следствия надо соотнести с одной из трех категорий ("Успех", "Счастье", "Саморазрушение"). Делается это для уточнения "формального" диагноза. Дело в том, что вполне может быть, что испытуемый пиктограмму "Болезнь" наделил, скажем, смыслом "Трудоголизм", который, очевидно, более соответствует категории "Успех", а не "Саморазрушение" (хотя тут тоже могут быть нюансы, которые следует учитывать; вполне возможно, что в данном примере следует начислить балл "Саморазрушению").
Во время работы с комментариями не следует обращать внимание на исходные значения пиктограмм. Вообще не надо переворачивать пиктограммы и смотреть буквенные обозначения. Уже после получения последнего комментария психолог переворачивает пиктограммы и заносит формулы в блокнот или же делает записи непосредственно на бланке в пустых квадратиках. То есть получатся записи примерно такие: "См+Неу=Д".
Инструкция
Инструкция 1
Перед вами на бланке имеется 21 понятие. Рядом с каждым понятием имеется квадратик. Нарисуйте в нем пиктограмму, соответствующую данному понятию. Пиктограмма - это небольшой рисунок, символически иллюстрирующий то или иное понятие. Нельзя в пиктограмме использовать буквы или цифры. Старайтесь рисовать так, чтобы потом только по рисунку Вы могли вспомнить, какому понятию соответствует данная пиктограмма. Обратите внимание, что каждый рисунок должен быть полностью помещен в отведенный для него квадрат, чтобы за пределы квадрата не вылезали никакие детали.
Инструкция 2
Вы получаете 21 пиктограмму, которые Вы недавно нарисовали. Надеюсь, Вы помните значение каждой пиктограммы. Если забыли - ничего страшного в этом нет. Также Вы получаете бланк. Распределите в нем пиктограммы по свободным ячейкам, так, чтобы получились некоторые "формулы", которые вам кажутся осмысленными. "Формулы" заполняйте сверху вниз. Закончив одну "формулу", переходите к следующей. Последнюю, седьмую, формулу заполнять не обязательно.
Во время выполнения задания ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- переворачивать пиктограммы
- менять уже готовые формулы
Все пиктограммы делятся по смыслу на три группы.
1. Пиктограммы успеха:
Мечта (М)
Успех (Ус)
Достижение (Д)
Цель (Ц)
Признание (Прн)
Призвание (Прв)
Ясность (Я)
2. Пиктограммы счастья:
Любовь (Л)
Удовольствие (Уд)
Комфорт (К)
Сытость (Сы)
Счастье (Сч)
Соблазн (Сб)
Опьянение (Оп)
3. Пиктограммы саморазрушения:
Проблема (Прб)
Неудача (Неу)
Болезнь (Б)
Страх (Ст)
Несчастье (Нсч)
Наказание (На)
Смерть (См)
Пиктоформулы анализируются следующим образом. В расчёт идут пиктограммы, которые находятся с правой стороны знака равенства, то есть после него. Если пиктограмма саморазрушения, например, находится после знака равно, то в колонку "Саморазрушение" добавляется "2", то есть два балла.
Баллы суммируются с теми, что были получены в процессе работы с комментариями. Таким образом всего в сумме по трем категориям может получиться 21 балл или же 18 баллов (в том случае, если седьмая формула оказалась незаполненной). По каждой категории максимум составляет 21 или 18 баллов. Так будет, если каждое слово одной категории располагается за знаком равенства (по каждому 2 балла) и во время работы с комментариями каждая пиктоформула была отнесена к данной категории (по каждому 1 балл).
Доминирование одной категории над другими и будет означать преобладающую направленность жизнедеятельности испытуемого, его наиболее общие интересы и склонности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.